Элементарное музицирование. Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей
консультация по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ситникова Наталья Петровна

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей "Элементарное музицирование с дошкольниками" может быть использована в работе музыкальными руководителями ДОУ, старшими воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementarnoe_muzitsirovanie.docx21.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ. 

Элементарное музицирование с дошкольниками

       Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.

       Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать её, не «догадываясь о ней», а «прибывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. В работе с детьми всегда нужно исходить и руководствоваться интересами детей, правилами, которые устанавливали они сами, стремясь услышать в их предложениях голос природы.

     Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать.  Один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).

     Элементарное музицирование с инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности, практикуется много лет. Главное в этой работе считается желание детей «общаться с музыкой». Главный принцип – «от простого - к сложному».  На практике, системное проявление принципа от «простого к сложному» означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем, переходит к декламации: шумовой аккомпанемент предшествует самому простому звуковысотному; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует её чистому восприятию; музыкальные понятия формируются постепенно, как обобщение чувственного опыта.

      Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать.  Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способом познания мира. Даже самые маленькие дети способны импровизировать.  Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства.

       Из металлофона рождается мерцающий свет светлячка, простые колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ его музыкально выразить. Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов – это звучание Вселенной, и в этом хаосе услышать «позывные» природы. Очень важно создать игровое общение на занятия.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенком, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения.  «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста.  Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.  Как известно, разнообразие шумовых инструментов велико.

      Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляции являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

      Разнообразие шумовых и ударных инструментов, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, ложки, ручные барабаны, маракасы. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков, дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами идея их создания и   использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Они чудесно дополняют негромкое детское пение.  Техническая легкость игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликается на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре,  а через неё – к простейшей импровизации.  Таким образом, шумовые и орфовские инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

      Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.  К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, умение сотрудничать и взаимодействовать, а затем умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя, знакомые «слова».

     Учебное музицирование – ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие инструменты.  Точно двигаться в чётных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек.

    Концертное музицирование предполагает исполнение ансамбля детей  на детских праздниках одно - два произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Элементарное музицирование это развитие природной музыкальности, а также эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации в дальнейшем как личности. И мы все педагоги делаем всё, чтобы открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку.

Первые музыкальные инструменты появились еще в I-II веке. Погремушки, трещотки, свистульки из дерева, кости, металла издавна развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Опыт применения музыкальных инструментов и игрушек постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес, позволяют даже замкнутым детям проявить себя.

Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма деятельности. Это и самостоятельное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр. Музыкальные инструменты могут быть использованы в сюжетно-ролевых и диагностических играх. Они помогают детям развивать музыкальные способности, побуждают к творчеству. Часто ребенок, который не может выразить свои чувства словами, движениями, с удовольствием делает это с помощью музыкальных инструментов, поэтому в музыкальных уголках каждой группы обязательно должны быть музыкальные инструменты. Они должны находиться в доступном месте, чтобы ребенок мог самостоятельно взять интересующий его музыкальный инструмент. Исключение составляют духовые инструменты: рожки, свистульки и т.п. Эти музыкальные инструменты должны подвергаться санитарной обработке и использоваться только под наблюдением взрослых.

Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по иному воспринимать окружающей мир. Благодаря игре на музыкальных инструментах дети раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми. Разнообразить ассортимент музыкальных инструментов в вашей группе очень легко. Ведь многие из них можно сделать своими руками.

1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты, лишь изображают инструмент. Их назначение – способствовать созданию игровой ситуации. Несмотря на отсутствие звука, эти игрушки привлекают и воодушевляют детей. Они представляют себя артистками, имитируя игру на музыкальном инструменте. (Пианино с немой клавиатурой, гитара, балалайка).

2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты – это, так называемые ударно-шумовые (деревянные или пластмассовые палочки, погремушки, маракасы, барабан, треугольник и т.п.)

           Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и уметь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)

"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном развитии детей"

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в музыкальном развитии детей"...

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей

Консультации для воспитателей по музыкальному развитию детей...

Из опыта работы: Мастер- класс на тему "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей"

            Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ—одна из важных и  от её решения зависит успеш...

Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей

Одной из форм работы музыкального руководителя ДОУ с педагогическим коллективом по музыкальному развитию детей является консультирование. Предлагаю консультацию "Роль воспитателя в развитии самос...

Консультация музыкального руководителя "Роль воспитателя в музыкальном развитии детей"

Данная консультация проводится с воспитателями. Цель - напомнить воспитателям о необходимости активного участия в музыкальном развитии воспитанников....

Элементарное музицирование в семье. Консультация для родителей по музыкальному развитию детей

Консультация подготовлена для просвещения родителей воспитанников ДОУ в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Раздел "Музыка"...