Статья "Использование музыкально-дидактических игр в совместной деятельности с воспитанниками"
статья
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz-did_igry.docx | 18.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование музыкально-дидактических игр в совместной деятельности с воспитанниками.
Формирование творческой личности, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка– одна из задач ФГОС ДО. Все виды деятельности с детьми дошкольного возраста нацелены на решение этой задачи.
Во ФГОС ДО (пункт 1.2.) заложены принципы, один из которых говорит о реализации образовательной программы дошкольного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том,чтобы ребенок сам, без чьей – либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры.
Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Дидактически игры, развивающие первоначальные певческие навыки группируются в зависимости от поставленной дидактической задачи.
Задания на различение высоты звука. В качестве первого задания на различение звуков, разных по высоте, для детей младшего возраста применяются игрушки: петушки – большой и маленький, кошка и котенок и т.д. Затем задания выполняются с использованием детских музыкальных инструментов. Дети слушают и различают высокое и низкое звучание большогои маленького барабанов, бубнов, колокольчиков. Применяется также и металлофон. Трех-четырехлетние дети могут не только различать, но и сами воспроизводить контрастные звуки. Так в музыкально-дидактической игре «Чей домик?» Е.Тиличеевой ребенок подражает мяуканью кошки или котенка низкими или высокими звуками.
Задания на различение длительности звука. Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут обозначать игровой образ – «медведь идет», короткие – «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слушают, как взрослый действует с игрушками, одновременно отстукивая разный ритм по бубну или барабану. На третьем году их можно упражнять и в самостоятельном отстукивании контрастного равномерного ритма, связанного с игровым образом: «кошка идет», «кошка бежит». На четвертом году жизни ребенку дается более сложное задание в музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» Е.Тиличеевой, в которой, слушая музыку, он должен определить, что делает кукла, и выполнить с ней соответствующие движения.
Задания на различение звуков по тембру. Детей младшего возраста можно упражнять в различении тембровой окраски звуков, так как в их слуховом опыте уже имеются представления, связанные со звучанием различных инструментов. Эти задания вначале проводятся с использованием игрушек (котенок, петушок, корова и др.), которые дети различают и угадывают по их голосам. Дети постарше подобные задания выполняют с музыкальными инструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка – барабан, металлофон – бубен), затем – более схожие (бубен – барабан, металлофон – треугольник).
Задания на различение силы звука.Дети слушают, как педагог ударяет – тихо или громко – по пластинке металлофона («падают капли дождя», « идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием.
Все перечисленные задания обеспечивают последовательное фомирование музыкально-сенсорных способностей. Следует обратить внимание на то, что задания строятся таким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительность музыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального образа.
В работе с дошкольниками используют разные музыкально-дидактические игры. Н.А.Ветлугина разделяет их на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.
В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей. Соревновательный элемент заключен в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.
Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет танцевальные движения.
В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Соревнуются между собой два или три круга детей или круг и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга.
Так, роль музыкально-дидактических игр в становлении ребенка велика. Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, на прогулке, и в свободное время в группе даёт возможность педагогу в простой и доступной для детей игровой форме реализовать поставленные задачи музыкального воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников с включением произведений башкирских композиторов.
Помочь воспитателям в организации самостоятельной музыкальной деятельности с помощью музыкльно-дидактических игр....
Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно- исследовательской деятельности "Чудеса внутри батарейки"
Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:ü Коррекционно-обучающиеПознакомить д...
музыкально – дидактические игры для организации совместной деятельности взрослых и детей.
Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов музыкальной деятельности....
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...