Народный обряд "Агафья - коровница" Воспитатель Гончарова Е.Н. высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. Новосибирск
материал по музыке (подготовительная группа)
Народный праздник – Агафья – коровница.
Вед.
Встаньте рано поутру,
Чисто в доме приберите,
Животинку накормите,
На сердитесь, улыбнитесь,
И спешите все на двор,
На веселый разговор.
Праздник на селе у нас
Ку-ка-ре-ку, в добрый час!
Много мы обрядов знаем,
А сейчас Агафью — коровницу обыграем.
Звучит фонограмма: “Голос деревни”. (автор создания полихудожественного проекта Богданова А.Б.)
Показ картин русских художников: Владимира Жданова, Вячеслава Папаева, Степанова, Бориса Бессонова, Фёдора Александровича Васильева, Роберта Дункана в полихудожественном подходе.
В зал входят мальчики. За кушаком у них дудочки, свистульки.
Мальчики. Эй, девки, пора опахивать.
Мальчики кругом встают к столбу спиной, руки скрещены под локтями.
Обряд опахивания: девочки с распущенными волосами, в одних рубахах держа плуг обходят вокруг столба несколько раз, где под руки стоят мальчики. Взрослые с девочками напевают песню:
Хоровод “Бурёнушка”.
Уж как я ль мою коровошку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушку нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя,
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью!
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Бурёнушка дала.
После обряда девочки выходят с плугом из зала надевать сарафаны, а мальчики достают дудочки и свистульки и под музыку врассыпную ходят по залу и играют на инструментах.
Песня “У нашей у Дуни” (входят девочки переодетые).
I куплет:
У нашей у Дуни
Полный двор скотины.
II куплет:
Полный двор скотины
Всех зовут по имени
III куплет:
Корова Арина,
Жеребец Гаврила
Припев:
Ай, Дуня, моя, Дуня,
Милая Авдотья.
Припев:
Ай, Дуня, моя, Дуня,
Милая Авдотья.
IV куплет:
Корова Матрена,
А бычок Ерема.
Припев:
V куплет:
У нашей у Дуни
Полный двор скотины.
Припев.
Вед. Помимо работы люди ещё отдыхали: пели песни, плясали, водили хороводы, устраивали игры. Сегодня все эти традиции стали забываться. Но каждый должен знать и чтить обычаи и праздники русского народа. Давайте создадим художественный образ, который воспевается в песнях, играх, танцах.
(Подходят к гостям).
Вед.2 Ноги сами в пляс пустились.
Очень танец заводной.
Встретимся с тобой в кадрили.
Потанцуй, дружок, со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).
Вед.3. Я зимой пляшу и летом.
Как, кадриль, ты хороша!
Развернётся в ней гармошкой
Вед.4. Моя русская душа! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).
Не проспи! Меняем пары!
Наступаем мы стеной.
Танец милый и лукавый.
Поскорей спляши со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).
Кадриль.
Вед. 1. А кто знает пословицы и поговорки (поднимают руки), а чтобы его выбрать, давайте посчитаемся:
Та-ра-ба-ра
Домой пора
Коров доить
Тебе водить.
1реб. Корову палкой бить – молока не пить.
2реб. Корова в тепле – молоко на столе.
3реб. Сметану любить – корову кормить.
В зале появляется Лихоманка.
Вед.2. На Агафью-коровницу день, девчата поют частушки о коровушке, играют на музыкальных инструментах, чтоб нечистая сила не погубила их коровушек.
Оркестр русских народных инструментов. Лихоманка пугается, уходит.
После оркестра дети тихо кладут инструменты и выстраиваются в круг. Мальчик на городецкой лошадке, переделанной в бычка входит в круг.
Вед.3. В старину русская народная песня постоянно была с человеком. Человеку плохо – он поёт, трудится – опять поёт. Человек и песня были всегда неразлучны.
Сейчас мы с вами отдохнём и поиграем.
Игра “Иван да бычок”
Иван выходит в круг,. показывает движения
Иван:
Давайте, подавайте мне косу.
Дети: Да куда, Иван, с косой?
Иван: Сено косить.
Дети: Куда с сеном?
Иван: Коров кормить.
Дети: Куда с коровами?
Иван: Молоко доить.
Дети: Куда с молоком?
Иван: Ребят поить.
Дети: Куда с ребятами?
Иван: Щепу собирать.
Дети: Куда со щепой?
Иван: Бобы варить.
Дети: Куда с бобами?
Иван: Бычка кормить.
Дети: Куда с бычком?
Иван: Покататься верхом.
Садится верхом и скачет внутри круга. Останавливается на окончание песни возле двух ребят, протягивая бычка между ними. Двое детей поворачиваются спиной к бычку, дети хлопают в ладоши и поют песню:
Бычок, бычок,
Смоляной бочок,
Полевой хвосточок.
Смоляной бычок,
1,2,3 –беги.
Двое детей оббегают с разных сторон вокруг всего круга. Кто первый дотронется до бычка, тот и становится бычком.
– Ну, а больше всего дети любят МО-ЛО-КО
Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько».
Русская народная песня
Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалася белёшенько.
Припев:
Ой-ли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!
Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.
Припев:
Я гнала свою корову на росу…
Повстречался мне медведь во лесу.
Припев:
Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.
Припев:
Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.
Припев:
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Припев:
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.
Припев:
Выход Коровы на конец песни, пританцовывая.
Заклинание:
Веничками брызгают водой на корову, приговаривая:
1 реб. Водой поливаю,
2 реб. Худобу вынимаю,
3 реб. Из коровы Бурёны
4 реб. На долгие годы.
5 реб. Агафья-матушка, спаси,
6 реб. Мою коровушку обереги.
Вед.
Пора и доить коровушку мою. (достаёт кувшин с молоком, корова уходит). Это от коровушки, чтобы Агафью-коровницу помнили и чтили, чтобы все были здоровы.
Реб. Агафьюшке святой помолимся о том,
Чтоб поили нас коровки вкусным молоком
Чтоб паслись в лугах у речки
Чтоб давали шерсть овечки,
реб. Чтоб у курочки-пеструшки
Яйца хорошо неслись.
Чтоб у нашей круглой хрюшки
Поросята родились.
Все. Чтоб всегда были здоровы
Козы, овцы и коровы!
Дети под музыку уходят хороводом за ведущим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Агафья Коровница | 17.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Народный праздник – Агафья – коровница.
Вед.
Встаньте рано поутру,
Чисто в доме приберите,
Животинку накормите,
На сердитесь, улыбнитесь,
И спешите все на двор,
На веселый разговор.
Праздник на селе у нас
Ку-ка-ре-ку, в добрый час!
Много мы обрядов знаем,
А сейчас Агафью — коровницу обыграем.
Звучит фонограмма: “Голос деревни”. (автор создания полихудожественного проекта Богданова А.Б.)
Показ картин русских художников: Владимира Жданова, Вячеслава Папаева, Степанова, Бориса Бессонова, Фёдора Александровича Васильева, Роберта Дункана в полихудожественном подходе.
В зал входят мальчики. За кушаком у них дудочки, свистульки.
Мальчики. Эй, девки, пора опахивать.
Мальчики кругом встают к столбу спиной, руки скрещены под локтями.
Обряд опахивания: девочки с распущенными волосами, в одних рубахах держа плуг обходят вокруг столба несколько раз, где под руки стоят мальчики. Взрослые с девочками напевают песню:
Хоровод “Бурёнушка”.
Уж как я ль мою коровошку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушку нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя,
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью!
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Бурёнушка дала.
После обряда девочки выходят с плугом из зала надевать сарафаны, а мальчики достают дудочки и свистульки и под музыку врассыпную ходят по залу и играют на инструментах.
Песня “У нашей у Дуни” (входят девочки переодетые).
I куплет:
У нашей у Дуни
Полный двор скотины.
II куплет:
Полный двор скотины
Всех зовут по имени
III куплет:
Корова Арина,
Жеребец Гаврила
Припев:
Ай, Дуня, моя, Дуня,
Милая Авдотья.
Припев:
Ай, Дуня, моя, Дуня,
Милая Авдотья.
IV куплет:
Корова Матрена,
А бычок Ерема.
Припев:
V куплет:
У нашей у Дуни
Полный двор скотины.
Припев.
Вед. Помимо работы люди ещё отдыхали: пели песни, плясали, водили хороводы, устраивали игры. Сегодня все эти традиции стали забываться. Но каждый должен знать и чтить обычаи и праздники русского народа. Давайте создадим художественный образ, который воспевается в песнях, играх, танцах.
(Подходят к гостям).
Вед.2 Ноги сами в пляс пустились.
Очень танец заводной.
Встретимся с тобой в кадрили.
Потанцуй, дружок, со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).
Вед.3. Я зимой пляшу и летом.
Как, кадриль, ты хороша!
Развернётся в ней гармошкой
Вед.4. Моя русская душа! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).
Не проспи! Меняем пары!
Наступаем мы стеной.
Танец милый и лукавый.
Поскорей спляши со мной! (берёт себе пару и встаёт на начало танца).
Кадриль.
Вед. 1. А кто знает пословицы и поговорки (поднимают руки), а чтобы его выбрать, давайте посчитаемся:
Та-ра-ба-ра
Домой пора
Коров доить
Тебе водить.
1реб. Корову палкой бить – молока не пить.
2реб. Корова в тепле – молоко на столе.
3реб. Сметану любить – корову кормить.
В зале появляется Лихоманка.
Вед.2. На Агафью-коровницу день, девчата поют частушки о коровушке, играют на музыкальных инструментах, чтоб нечистая сила не погубила их коровушек.
Оркестр русских народных инструментов. Лихоманка пугается, уходит.
После оркестра дети тихо кладут инструменты и выстраиваются в круг. Мальчик на городецкой лошадке, переделанной в бычка входит в круг.
Вед.3. В старину русская народная песня постоянно была с человеком. Человеку плохо – он поёт, трудится – опять поёт. Человек и песня были всегда неразлучны.
Сейчас мы с вами отдохнём и поиграем.
Игра “Иван да бычок”
Иван выходит в круг,. показывает движения
Иван:
Давайте, подавайте мне косу.
Дети: Да куда, Иван, с косой?
Иван: Сено косить.
Дети: Куда с сеном?
Иван: Коров кормить.
Дети: Куда с коровами?
Иван: Молоко доить.
Дети: Куда с молоком?
Иван: Ребят поить.
Дети: Куда с ребятами?
Иван: Щепу собирать.
Дети: Куда со щепой?
Иван: Бобы варить.
Дети: Куда с бобами?
Иван: Бычка кормить.
Дети: Куда с бычком?
Иван: Покататься верхом.
Садится верхом и скачет внутри круга. Останавливается на окончание песни возле двух ребят, протягивая бычка между ними. Двое детей поворачиваются спиной к бычку, дети хлопают в ладоши и поют песню:
Бычок, бычок,
Смоляной бочок,
Полевой хвосточок.
Смоляной бычок,
1,2,3 –беги.
Двое детей оббегают с разных сторон вокруг всего круга. Кто первый дотронется до бычка, тот и становится бычком.
– Ну, а больше всего дети любят МО-ЛО-КО
Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько».
Русская народная песня
Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалася белёшенько.
Припев:
Ой-ли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!
Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.
Припев:
Я гнала свою корову на росу…
Повстречался мне медведь во лесу.
Припев:
Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.
Припев:
Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.
Припев:
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Припев:
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.
Припев:
Выход Коровы на конец песни, пританцовывая.
Заклинание:
Веничками брызгают водой на корову, приговаривая:
1 реб. Водой поливаю,
2 реб. Худобу вынимаю,
3 реб. Из коровы Бурёны
4 реб. На долгие годы.
5 реб. Агафья-матушка, спаси,
6 реб. Мою коровушку обереги.
Вед.
Пора и доить коровушку мою. (достаёт кувшин с молоком, корова уходит). Это от коровушки, чтобы Агафью-коровницу помнили и чтили, чтобы все были здоровы.
Реб. Агафьюшке святой помолимся о том,
Чтоб поили нас коровки вкусным молоком
Чтоб паслись в лугах у речки
Чтоб давали шерсть овечки,
реб. Чтоб у курочки-пеструшки
Яйца хорошо неслись.
Чтоб у нашей круглой хрюшки
Поросята родились.
Все. Чтоб всегда были здоровы
Козы, овцы и коровы!
Дети под музыку уходят хороводом за ведущим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Моя семья". Выполнила: Гончарова Елена Николаевна воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок"
Семейные ценности....
"Мы играем в сказку" Выполнила Гончарова Елена Николаевна воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок"
Эстетическое развитие....
Проект "Природа родного края." Выполнила: Гончарова Е.Н. Воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. Новосибирск
Проект "Природа родного края." Выполнила: Гончарова Е.Н. Воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. НовосибирскВ современных условиях проблема экологического воспи...
Cогласие родителей на фото и видеосъемку ребенка. Воспитатель высшей категории: Гончарова Е.Н. МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г. Новосибирск
Согласие родителей на фото и видеосъемку....
Выпуск в школу. Воспитатель Гончарова Е.Н. высшей квалификационной категории МКДОУ Д/С № 420 "Сибирячок" г.ь Новосибирск
Выпуск детей в школу. Вот и подошёл к концу год. По традиции в нашем учреждении в конце года проводится выпускной бал. Выпускной в детском саду — день и грустный, и...
МКДОУ Детский сад №1 г.Камызяк» (структурное подразделение № 5) Информация для родителей от логопеда высшей категории Коновской Марины Владимировны
МКДОУ Детский сад №1 г.Камызяк»(структурное подразделение № 5)Информация для родителей от логопедавысшей категорииКоновской Марины Владимировны Дизартрия возникает в...
МКДОУ Детский сад №1 г.Камызяк» от логопеда высшей категории Коновской Марины Владимировны
Речевое дыхание - важно при звукообразовании Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осущ...