«Музыкальная горница» сценарий досуга с родителями
методическая разработка по музыке

Скитикова Татьяна Александровна

 «Музыкальная горница»

                                        сценарий досуга с родителями

                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gornitsa_avtorskaya.docx21.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         «Музыкальная горница»

                                        сценарий досуга с родителями

                                                 

       Под музыку дети и родители змейкой входят в зал и встают в полукруг.

(В зале стоят столы с выложенными на них музыкальными инструментами. Инструменты разложены на группы по способу звукоизвлечения: струнные, духовые, шумовые и т.д.)

Песня  «Как у наших у ворот»

Дети:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары!

Не стесняйтесь, подходите!

На товары посмотрите!

Мы сегодня нарядились,

Будем петь и танцевать,

Будем вместе веселиться

И гостей своих встречать.

Просим, просим, приглашаем!

Заходи честной народ.

Звонкой музыкой встречаем

Вас у наших у ворот.

Нам сегодня некогда скучать!

Будем веселиться и  играть!

Вед: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в нашу музыкальную горницу! Горница наша не простая,  живут в ней музыкальные инструменты. Наши ребята все про них узнали сами и теперь  расскажут вам.

(подходит к первому столу): Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: На чем играете, гостей забавляете?

Род: А вы угадайте!

Реб:  Папа из лесу принес

         Веточку кленовую.

         Что-то долго мастерил

         И сыночку подарил.

Род:  И теперь у нас Ванютка

         Целый день дудит на …..  (все) дудке!  (звучит фонограмма дудки)

Род: Дудка – народный духовой музыкальный инструмент, в разных областях называется по-разному:  в Курской области – дудка, в Брянской – пикла, в Смоленской – пыжатка.  Чаще всего дудка изготавливалась из веток клена, бузины, черемухи. Из веточки вынимали серединку и просверливали отверстия для пальцев. Играли на дудке в основном мужчины во время отдыха и праздников. Этих музыкантов называли дударями. Ваня, а давай покажем нашим гостям, что еще есть в нашей горнице.

Реб:    Из лесу вынесена,

           Гладко вытесана,

           Плачет, надрывается,

           Жалейкой называется    (показывает)

Вед: А чем же эта дудочка отличается от других?

Реб: На конце у этой дудки – коровий рог, поэтому звук у нее громкий, резкий, звонкий.

Вед: А кто играл на жалейке?

Реб: Пастухи.

Вед: А это у вас что?

Реб:  Это сопелка!

         Инструмент непростой,

         Перевит берестой,

         Очень звонко поет,

         Всех коров к себе зовет.

Вед:  Большое спасибо за интересный рассказ,

         Ну, а мне идти пора

         Прямо с вашего двора

         На соседний двор,

         Продолжаем разговор.

         Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: На чем играете, гостей забавляете?

Род: А вы угадайте.

Реб: У неё есть три струны,
        Их рукой щипать должны,
        Можно под неё  плясать
        И по-русски приседать.   Что это?

Все: Балалайка    (звучит фонограмма балалайки)

Реб: Мама, а почему ее так смешно назвали «балалайка»?

Род: А потому, что название ее происходит от слов «балакать», «балагурить», то есть – разговаривать. И верно, балалайка не просто играет, а как будто ведет разговор. Про это даже пословицы и поговорки сложили.

Реб: А я знаю: «Наш Исайка – без струн балалайка».

Род: Правильно, так раньше болтунов называли.

Балалайка - старинный струнный народный инструмент. Во всем мире знают балалайку как символ русской народной культуры. Организатором первого в России оркестра народных инструментов был Василий Васильевич Андреев, блестящий мастер игры на балалайке, композитор, дирижёр. Именно он выделил балалайку из многих народных музыкальных инструментов и сконструировал её.

И сегодня это инструмент, который имеет треугольную форму и состоит из 3-х струн и кузова – резонатора. А  старину они были круглые, похожие на домру,  с балалайками ходили скоморохи и пели смешные «потешки» (берет в руки балалайку, играет и поет вместе с ребенком):

 

Едет Федя на свинье,

Балалайка на спине,

Балалаечка упала,

Свинье по горбу попала,

А Федюше по спине,

Чтоб не ездил на свинье!

Вед:   Спасибо большое!

          Ну, а мне идти пора

          Прямо с вашего двора

          На соседний двор,

          Продолжаем разговор.

          Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: На чем же вы играете, гостей забавляете?

Род: А вы угадайте.

Реб:  Отдыхали  возле печки

         Деревянные дощечки,

         А как  в руки к нам попали,

         Сразу звонко затрещали.

Все:  Трещотки   (звучит фонограмма трещоток)

Род: Трещотки – ударный инструмент. Его звучание похоже на хлопки в ладоши.

Реб: Им так здорово трещать, грохотать, шуметь. Поэтому его и назвали – трещотка.

Род: Трещотка представляет собой набор  деревянных дощечек, нанизанных на веревочку. Эти дощечки  изготавливали из клена, дуба или ореха. Трещотки – инструмент обрядовый. Во время свадеб  ими отстукивали ритм величальных песен, отпугивая  злых духов от молодоженов.

Реб: А я знаю, что свадебные трещотки украшали лентами, бубенцами и цветами.

Вед: А на чём ещё в старину гремели?

Реб: А что в хозяйстве было, на том и играли, вот, например, рубель.

Вед: Я знаю, что в старину с его помощью белье гладили! Как же на нем можно играть?

Реб: (берет в руку, проводит палочкой) Вот так. А этот инструмент - ксилофон раньше называли «дрова» (показывает). А еще  у нас есть шаркунки (показывает).

Род: Это детские погремушки, которые раньше делали из бересты (играет).

Вед:  И вам спасибо за рассказ,

          Ну, а мне идти пора

          Прямо с вашего двора

          На соседний двор,

          Продолжаем разговор.

          Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: На чем же вы играете, гостей забавляете?

Род: А вы угадайте.

Реб: Деревянные, резные

        Звонкие, да расписные.

        Можно ими щи хлебать,

        А можно взять и заиграть.

Все:  Ложки  (звучит фонограмма ложек)

Род: Ложки - русский  народный  ударный инструмент, состоящий из  двух обыкновенных ложек. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Существуют мастера, вырезающие музыкальные ложки и

расписывающие их. А у  музыкантов, играющих на ложках, есть свое название. Какое?

Реб: Ложкари. Играли ложкари на 2, 3 и даже 4 ложках.  

          Стоит ложкам заиграть,

          Так и хочется плясать.

          Выходи, честной народ,

          В наш веселый хоровод.

Танец с ложками.

Вед:  Спасибо, повеселили,

         Ну, а мне идти пора

         Прямо с вашего двора

         На соседний двор,

         Продолжаем разговор.

         Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: А вы на чём играете, гостей забавляете?

Род: Попробуйте угадать.

Реб:   На болоте в тиши

          Раскачались камыши.

          Ветры налетели,

          Трубочки запели.  Что это?

Вед. Ой, а мы не знаем…

Реб: Это кугиклы   (звучит фонограмма кугикл)

Род: Кугиклы  - один из самых древнейших инструментов. Делали его из куги, так в старину называли камыш. Поэтому и название такое странное – кугиклы. Состоит он из нескольких трубочек разного размера. Играют

на кугиклах только  группой из трех-четырех исполнителей. Это чисто женский инструмент; в народной практике мужчины на кугиклах никогда не играли. Этот инструмент  встречается во многих странах под разными названиями. В Молдавии он называется «най», а в Латинской Америке – «флейта Пана». Чаще всего кугиклы состоят из 5 трубочек, которые соответствуют пяти пальцам на руке. У каждой трубочке, как и у пальцев на руке было свое название – «большак» или «гудень», «подгудень», «середка»,  «мизютка» (мизинец) и «злемизютка», что означало возле мизинца (говорят вместе с ребенком, кто что вспомнит).

Наиболее распространен этот инструмент в Брянской области и первоначально использовался как оберег от злых сил.

Вед: А это что у вас за игрушки!

Реб:  (берет в руки свистульки, играя ими, говорит):

           Мы игрушки знатные, складные да ладные

           Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся.

Это же свистульки. Это любимый музыкальный инструмент детей. Своим звучанием он напоминает пение птиц (поиграть с ребёнком).

Вед. Ой, спасибо, удивили.

         Ну, а мне идти пора

         Прямо с вашего двора

         На соседний двор,

         Продолжаем разговор.

         Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: На чем же вы играете, гостей забавляете?

Род: А вы угадайте.

Реб:    Струны звонкие,

           Песни громкие

           Сам Садко на них играл,

           Царя морского забавлял.

Все: Гусли.

Род: Гусли — инструмент струнный. Когда-то, в древние времена натянул человек струны на деревянную дощечку, и получились гусли. Арфа, кифара, лира, гусли... У разных народов в разное время возникли похожие музыкальные инструменты. В нашей стране подобный инструмент существовал еще во времена нашествия скифов.

Реб: А я знаю, что музыкантов, которые умели играть на гуслях, называли гуслярами. Они ходили по разным городам и не только играли, но и рассказывали былины.

Род: Благодаря этим былинам мы знакомы с историей прошлых лет. Давайте послушаем, как они звучат  (звучит фонограмма гуслей).

Вед:  Ну, а мне идти пора

         Прямо с вашего двора

         На соседний двор,

         Продолжаем разговор.

         Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: На чем же вы играете, гостей забавляете?

Род: А вы угадайте.

Реб: Если бьет в него медведь,

         Как ему не зазвенеть.

         А комар забьет в него –

        Не услышишь ничего.

Все: бубен  (звучит фонограмма бубна)

Род: Ударные инструменты  относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того, что было под рукой – дерева, кожи, глины, а позднее – металла. Отбивая ритм на простейших ударных, первобытные люди использовали их во время охоты  и

исполнения ритуальных танцев. Бубен состоит из круга с натянутой на него кожей и бубенцами, которые придают звенящий оттенок

Реб: А еще  у нас есть вот такие бубенцы, колокольчики и треугольник (играет)

Вед:  Ну, а мне идти пора

         Прямо с вашего двора

         На последний двор,

         Продолжаем разговор.

         Тук-тук, хозяева дома?

Родитель и ребёнок (вдвоем): Заходите, милости просим!

Вед: На чем же вы играете, гостей забавляете?

Род: А вы угадайте.

Реб: Ну-ка кнопки нажимай

        И тихонько подпевай,

        Растяни меха немножко

        И сыграй нам на ….. (все): гармошке! (звучит фонограмма гармошки)

Род: Родом этот инструмент из старинного русского города Тулы, славного всяческими ремеслами. Вышел из многочисленной семьи Гармошек. Кто придумал гармошку? На этот вопрос точно ответить никто не может.

Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии, однако, подобный инструмент существовал и в Австрии, и в Италии, и даже в

Англии. Первые русские гармони начали производить в 1820 году в Туле, поэтому можно без преувеличения сказать, что родина русской гармошки – Тула. Основа гармошки – это планки и меха, их соединяющие. Существует много видов гармошек, (обращается к ребёнку) ты знаешь, какие? (ребёнок называет)  Ливенка, хромка, тальянка. Однако играть на них могут только высокопрофессиональные музыканты-виртуозы, и вообще гармонисты считались первыми парнями на деревне, потому что вокруг них всегда собирались танцевать, петь и веселиться. А какие еще инструменты, похожие на гармошку ты знаешь?

Реб: Баян, аккордеон, губная гармоника (показывает инструменты).

(под музыку ребёнок и мама исполняют частушки)

Дайте в руки мне гармонь

Золотые планки,

Парень девушку домой

Провожал с гулянки.

Гармонист у нас хороший,

Я его приворожу,

На гармошку, на тальянку, я

Я букетик положу.

Вед: Спасибо всем большое. Да, хорошо вы изучили историю русских народных музыкальных инструментов. А теперь я хочу проверить, сможете ли вы узнать инструмент по звучанию.

Игра «Угадай инструмент».

(За ширмой звучит  мелодия,  участники  поднимают карточку с тем инструментом, на котором играет ведущий. Ведущий выходит из-за ширмы, все сравнивают, правильно ли  выбрали картинку)

Вед: Как много нового и интересного мы сегодня узнали, какую замечательную музыку услышали! Ведь музыка – это наше богатство, от любой болезни – лучшее лекарство. Как только музыка зазвучит, сразу всех от скуки излечит! Вот замолкли инструменты, и тогда со всех сторон раздались аплодисменты …

и все выходят на поклон! Спасибо вам, гости дорогие, за внимание, а теперь мы дружно скажем: (все) до свидания!

Под веселую музыку пары выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга для родителей "Взрослые и дети"

Данный сценарий полезен для воспитателей ДОУ. С большим успехом прошел в нашем  детском саду. Желаем Вам замечательно провести время!...

Сценарий досуга с родителями "Осенние посиделки"

Досуг направлен на воспитание  ребёнка в традициях отечественной культуры, формирование бережного отношения  и любви к ней....

Сценарий досуга для родителей с детьми «Подари улыбку другу».

Сценарий досуга для родителей с детьми «Подари улыбку другу»....

Сценарий досуга с родителями "В гостях у сказки"

В ходе досуга обыгрывается три сказки ("Колобок", "Теремок" и "Репка"), далее следует работа детей и родителей на геоконте....

Сценарий досуга с родителями "Мамочка родная, я тебя люблю"

Представляю сценарий досуга с родителями, посвященному Дню матери "Мамочка родная, я тебя люблю" для детей старшего дошкольного возраста. В мероприятии используются игровая  педагогическая технол...

Сценарий досуга с родителями и детьми средней группы "Семейное чтение".

Данный материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений, а также родителям детей-дошкольников....