Статья "Педагогическая направленность музыкальных игр"
статья по музыке

Кирсанова Оксана Викторовна

Статья "Педагогическая направленность музыкальных игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_napravlennost_muzykalnyh_igr.docx40.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая направленность музыкальных игр

Все мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное состояние.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни.

Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща оказывать помощь друг другу формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела.

В игре ребёнок самосознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.

Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности.

Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:

Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

Эстетическое отношение к окружающему;

Развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Развивающие:

Познавательную активность;

Устойчивый интерес к действованию;

Саморегуляцию и самоконтроль;

Внимание, память, мышление;

Ориентировку в пространстве.

Педагогическая направленность музыкальных игр

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым- задача взрослых.

Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышление. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей- сверстников.

Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.

Я предлагаю музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением.

Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа- игры на развитие внимания.

Вторая группа- игры на развитие памяти.

Третья группа- игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:

— статистические (стоя или сидя);

— игры с движением;

— речедвигательные игры;

— игры- шутки;

— игры- песни;

— артикуляционные игры;

— игры- забавы;

— игры- загадки;

— ритмические игры.

Статистические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры- шутки активируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально- слуховых представлений.

Игры- песни развивают функции голосообразования и свойства голоса,  способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры- забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры- загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно.

Условно можно выделить три этапа.

На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем- осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводиться без музыки, а затем с музыкальном сопровождением. Цель этих упражнений- подготовить тело ребёнка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы- сгибатели и мышцы- разгибатели, участвующие в возникновении движения.

Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и чёткому выполнению игровых правил.

Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей.

Метроритмическая единица — доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса,- вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.

Дети, с которыми перед игрой проводились данные подготовительные упражнения, показывали положительные результаты через две- три недели.

Динамика у проблемных детей проявлялась в возникновении быстроты реакции, длительности внимания, запоминания и сохранения информации с незначительной её потерей, проявлении отдельных элементов выразительности в голосе и движения.

Игры на развитие внимания

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание- одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Небо, воздух, земля.

Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры. Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо»- поднимают руки вверх, «Воздух»- руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.

За подснежниками.

Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематических слух.

Ход игры. Пред игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.

За подснежниками в лес

Мы сейчас пойдём.

Как кукушечку услышим-

Подснежник мы сорвём.

Под спокойную музыку  напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!»- наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым- ударом в бубен, треугольник, барабан.

Ветерок.

Цель. Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать, слуховые, зрительные, тактильные ощущения.

Ход игры. Дети, стоят в кругу, проговаривают текст.

Ветерок к нам прилетел,

Поиграть здесь захотел.

До кого он долетит,

Тот быстрее побежит.

Под музыку Ф. Шуберта «Контраданс» ребёнок- ветерок бежит под музыку по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища. Одновременно остальные дети должны называть его имя. Ветерком становиться следующий ребёнок, который продолжает игру. Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети участвовали в игре.

Игры на развитие памяти

Память развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребёнка- что- то запомнить для того, что- бы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

Повтори ритм.

Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание.

Глазки, глазки, вы смотрите,

Всё запоминайте.

Ножки, ножки, все за мною

Дружно повторяйте.

Педагог под  музыку «Гопака» М. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

Заяц с барабаном.

Цель. Развивать зрительную и двигательную память.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.

Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по- разному играл,

Зайчихе- маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи- мамы. Под весёлую музыку «Польки» М. Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями.

Фотоаппарат.

Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая- получает задание запомнить порядок сидящих.

Под музыку спокойного характера английской народной песни «Спи, малютка» дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончанию музыки каждый ребёнок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели.  При повторении игры состав подгрупп меняется.

Что изменилось?

Цель. Развивать и активизировать зрительную память.

Оборудование. Стол, игрушки по выбору, колокольчик.

Ход игры. Дети сидят полукругом у стола. Педагог даёт установку на запоминание правила игры:

Чтобы память развивать,

Будем с вами мы играть.

Новое вы назовите,

Что изменилось- покажите!

На звучание ритмической пьесы в умеренном темпе педагог каждый такт ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки в четырёхдольном размере на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов.

Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.

Игры на развитие мышления

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи- слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни- сенсорный, смысловой, понятийный. Ребёнок живёт в мире самых разных звуков- природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребёнку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Исправь ошибку.

Цель. Развивать умение анализировать, учить согласовывать глаголы с существительными.

Оборудование. Фланелеграф, карточки с изображением утки, гуся, петуха, курицы, лошадки, волка, зайца, кота, мишки, ёжика, воробья.

Ход игры. Перед детьми стоит фланелеграф, на котором прикрелены карточки перечисленных героев небылицы (по куплетам). С окончанием песни  им предлагается поставить карточки так, чтобы исправить ошибки в содержании.

Заяц крякал: «Кря-кря-кря!»

Волк шипел: «Га-га-га-га!»

Серый кот: «Ку-ка-ре-ку!»

Ничего я не пойму.

Мишка зарычал: «Ко-ко!»

Ёж зацокал: «Цок-цок-цок!»

Воробей пел: «У-у-у!»

Ничего я не пойму.

По какому предмету стучу?

Цель. Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование. Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

 Ход игры. На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочки, треугольник, стакан с горохом. Даётся установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать,

Инструменты подобрать,

Их звучание запомнить

И по тембру различить.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шумана, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.

Кто как кричит?

Цель. Развивать логическое мышление, ладовый слух, диалогическую реч.

Оборудование. Картинки с изображением телёнка, козлёнка, ослёнка, утёнка, гусёнка, котёнка.

Ход игры. Инсценируется песня «Кто как кричит?». Показывая картинки, педагог задаёт детям вопрос по устойчивым звукам мажорного лада, останавливаясь на 5- ступени- доминанте. Дети пропевают ответ по звукам нисходящего звукоряда.

Му-Му! Кто кричит? Маленький телёнок.

Ме- Ме! Кто кричит? Маленький козлёнок.

И- а! Кто кричит? Маленький ослёнок.

Кря- Кря! Кто кричит? Маленький утёнок.

Га- га! Кто кричит? Маленький гусёнок.

Мяу- мяу! Кто кричит? Маленький котёнок.

В дальнейшей работе над песней дети распределяются по ролям: первый ребёнок- пропевает звукоподражания, второй – задаёт вопросы, третий- отвечает.

С кем дружит зайчонок

Цель. Формировать у детей слуховые ощущения фразы, её начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры.

Оборудование. Игрушка- зайчонок.

Ход игры. Дети стоят в кругу лицом друг к другу. Педагог держит зайчёнка в руках и со словами идёт по кругу с внешней стороны.

Зайка- верный, добрый друг,

К нам пришёл играть он в круг.

С кем он дружит, назовите,

Никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого- ни будь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные дети хором называют его имя (например, «с Сашей»). На второе предложение по кругу с игрушкой идёт «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

Игры- забавы

Хороводные игры (Части тела)

Младший дошкольный возраст

Физическая культура (ФК) — развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться;  быть аккуратным в движениях и перемещениях.

Социализация (С) — содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

Коммуникация (К) —  формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение

Большие и маленькие ножки

Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Дикие животные)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Мы по лесу идем

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка

громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису

позовем».

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Части тела)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

По ровненькой дорожке

Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам,

                       по камушкам,

По камушкам, в яму – бух!

На последней строчке присядьте.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Овощи, животные)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Зайка шел

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Раздувайся, пузырь!

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой,

Оставайся такой, И не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг.

Он летел, летел, летел.

И за веточку задел! (дети бегут по кругу)

 «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

(Насекомые, Домашние животные)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Водят пчелы хоровод

Выполнять соответствующие движения.

Водят пчелы хоровод —

Брум, брум.

В барабан ударил кот —

Трум, трум.

Стали мыши танцевать —

Тир-ля-ля,

Так, что начала дрожать вся земле.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Игрушки)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Матрешки

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, присаживаемся

Встали, встаем

Себя показали.

Попрыгали, прыгаем

Потопали топаем

В ладошки мы похлопали. хлопаем.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Животные, Зима)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

И.Токмакова

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Животные, Части тела и лица)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Зайка

«У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так».

Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Части тела)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Мы топаем ногами.

Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Домашние животные)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Кошки – мышки

Становитесь в хоровод!

Оля – мышка,

Саша – кот!

Будем дружно играть,

Коту мышку не поймать!

Е.Серова

Дети сидят (стоят) по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:

Ты не бойся, мышка, кот

Не пройдет в наш хоровод!

Игра повторяется с другим котом и мышкой.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Лето)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Карусели.

Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

 карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Темп речи и движений постепенно ускоряется.

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Карусель меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Деревья и кусты, Рыбы)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

На реке камыши

Возьмитесь за руки и идите по кругу:

На реке –

       Камыши.

Расплескались там ерши.

Круг – постарше,

остановитесь и повернитесь лицом в центр круга

Круг – помладше, сделайте шаг к центру

Круг – совсем

           Малыши! сомкните круг.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Деревья и кусты, Лето)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 Тишина

Играющие идут по кругу и говорят:

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши!

По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении они находятся до 10 с. Те, кто пошевелится, не удержит равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 2 – 3 раза.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Домашние животные)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Конь – огонь

Дети передвигаются по кругу поскоком – как лошадки. По мере передвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:

Гоп – гоп – гоп!

Ты скачи, скачи в галоп!

Все в галоп, все в галоп!

Гоп – гоп – гоп!

После паузы задание повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Весна, Лето)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Солнышко и дождик

Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!          Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!                     Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

 На сигнал дождь идет, скорей домой

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.

Игра повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

(В гостях у сказки, Комнатные растения, Праздник мам)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аленький цветочек.

Аленький цветочек,

словно огонечек дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Алена ты

названный ребенок поворачивается спиной в круг

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре. пять — повернулись все опять!

все дети поворачиваются лицом в круг

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Игрушки, Праздник мам, Новый год)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Подарки

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в

центре. Играющие идут по кругу и говорят:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу

называет, какой из перечисленных подарков он хочет

получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу –

пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу

выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

(Моя семья, Продукты питания, Мамин праздник)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Каравай

Сделать круг. На середину круга выходит Петя.

После этого все идут справа налево и поют песенку:

— Как Пете на рожденье

Испекли мы каравай!

— Вот такой вышины!

Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.

— Вот такой нижины!

Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.

— Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:

— Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

— Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:

— Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Дикие птицы)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Жаворонок

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве:

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год!

А.Береснев

По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.

По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Игрушки)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 Флажок

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:

Дети стали в кружок,

Выйди, Оля, в кружок,

Увидали флажок.

Возьми, Оля, флажок!

Кому дать, кому дать?

Выйди, выйди, возьми,

Кому флаг поднимать?

Выше флаг подними!

Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Одежда и обувь)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,

надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до

самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за

руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. –  Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок   Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Комнатные растения)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Как на нашем на лугу»

Как на нашем на лугу

Пляшет Олечка в кругу,

А мы песенку поем

 и в ладоши громко бьем.

Оля, Оля веселей!

Своих ножек не жалей

Поклониться не забудь,

выбирай кого-нибудь.

Как на нашем на лугу

Заплясали все в кругу.

мы все пляшем и поем

 и в ладоши громко бьем.

Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок,  про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет.  После слов «поклониться не забудь» он кланяется  кому-нибудь,  и тот выходит  в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько  раз, имена детей меняются. В заключении поется 2 куплет.  Пляшут все дети.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Мой дом, Домашние животные)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Бабушкин двор»

Лады, лады, ладушки,  приехали мы к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке — Забавушке, ехали \3 раза\ ребятушки,

милые \3 раза\ внучатушки.

 (Дети идут по кругу).

У меня есть петушок, ярко-красный гребешок.

Красная бородка, важная походка.

Красная \3 раза\ бородка, важная \3 раза\ походка.

(Дети идут, высоко поднимая ноги. Корпус держат прямо, голова поднята. Руки отведены назад. Во время движения дети активно «машут крыльями», поднимая и опуская руки).

Есть козленок озорной, вот затряс он бородой.

Деток он пугает, рожками бодает.

Деток он \3 раза\ пугает,

рожками \3раза\ бодает.

(Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки).

Есть и кошка Мурка,  славная кошурка.

(Дети идут мягким «пружинным» шагом).

Ходит вслед за бабкой, моет морду лапкой.

Ходит \5 раз\ вслед за бабкой,

моет \5раз\ морду лапкой.

(Дети показывают жестами, как умывается кошка).

Цок, цок, цок, цок, цок цок

есть лошадка — серый бок.

Вихрем скачет по двору, приглашает всех в игру!

Вихрем скачет \3 раза\ по двору,

приглашает \3 раза\всех в игру!

(Дети сгибают в локтях руки с «уздечкой», то, прижимая их к груди, то, вытягивая перед собой).

Лады, лады, ладушки, вот сколько всех у бабушки

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

(Птицы зимой, Продукты питания)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 «Горошина»

Дети стоят по кругу,  «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

(петушок проходит около детей, высоко  поднимая колени, размахивая руками)

Он горошину нашел,

(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)

А горошина упала

Покатилась  и пропала

(петушок кружится , горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)

Ох, ох, ох, ох!

Где — то  вырастет горох?

(все дети медленно присаживаются, горошина встает , поднимая руки вверх – выросла)

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

(В гостях у сказки, Домашние животные)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 «Где был, Иванушка?»

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

— Где был, Иванушка?

— На ярмарке.

— Что купил, Иванушка?

— Курочку.

Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

— Где был, Иванушка?

— На ярмарке.

— Что купил, Иванушка?

— Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке

Песенки поет.

— Где был, Иванушка?

— На ярмарке.

— Что купил, Иванушка?

— Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

(Выходит и заводит хоровод.)

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Мой дом)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ФК

«Вокруг домика хожу»

Дети стоят в кругу, ведущий ходит по кругу и произносит слова:

— Вокруг дерева хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

Подходит сзади ребёнок, тихонько стучит по спине. Между ними происходит диалог:

— Кто там?

— Это я… (имя)

_Что угодно?

-Давай побегаем!

Дети встают спиной друг к другу и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит, занимает место. Второй становится ведущим.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Осень)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Круг»

Маша садится посреди луга. Вокруг него водят хоровод, припевая:

«Сиди, сиди, Маша, в ракитовом кусту

Грызи, грызи, Маша, спелые орехи.

Лови, лови, маша, кого тебе надо!»

Маша бросается за кем-либо. Пойманный становится в круг и игра продолжается.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Осень, Труд человека)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ФК

«Овёс»

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…

Показывают движения рук вот так…

Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:

— Овёс, овёс, давай бог, чтобы ты рос!

— Кто хочет знать, как жнут овёс?

— Отец мой жинал его так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит его соседа).

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Фрукты)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Грушка»

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Птицы)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Огородник и воробей»

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

Воробей маленький.

Серенький, удаленький,

По двору шныряет,

Крошки собирает;

В огороде ночует,

Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

Уж век воробышку не лётывать,

В огороде ягод не клёвывать,

На дубовой тычинке не сиживать.

А ты, воробышек, садись на лужочек,

А ты, серенький, садись во кружочек.

Не пора ли тебе встать и полетать,

В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и в награду отдают все орехи.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (В гостях у сказки)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Дедушка Водяной»

Дедушка Водяной

Что сидишь ты под водой

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

(В центре круга сидит на корточках ребенок. Он — Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются .Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова)

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная

Что сидишь ты и моргаешь

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (В гостях у сказки)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Веселись детвора»

Поиграть пришла пора!

Как мяукает кисонька? – Поочерёдное выдвижение рук вперёд.

Мяу, мяу, мяу.

А как лает Жученька? – Хватательные движения

Гав, гав, гав.

Как мычит коровушка? – «Рога» Руки к голове, наклоны вперёд.

Му, му, му.

А как свинка хрюкает? – к носу указательным пальцем

Хрю, хрю, хрю.

Веселись детвора

Продолжается игра – Водим хоровод

Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцы развести

Ква, ква, ква.

Как утята крякают? – Руки согнутые в локтях «клювики»

Кря, кря, кря.

Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками

Чик-чирик.

По дорожкам прыгают – Прыжки на месте

Прыг, прыг, прыг.

Веселись детвора

Завершается игра – Остановиться.  

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Профессии)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Иголка, нитка и узелок»

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Одежда и обувь)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Колпачок»

В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

Колпачок, колпачок,

Маленькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили ( грозят пальцем)

Мы тебя кормили (грозят другой рукой)

На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,(ребенок выполняет танцевальные движения)

Выбирай, кого захочешь,

Поклониться не забудь

Выбирай кого-нибудь.( ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

Игра повторяется с другим ребенком.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Лето)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Хоровод»

Игру лучше проводить на траве. Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

(Дети идут по кругу)

До того мы закружились,

что на землю повалились.

Бах!

(Приседают или опускаются на землю)

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и кустов,

Водим, водим хоровод.

(Дети идут в другую сторону)

Как заканчиваем круг.

Дружно прыгаем все мы вдруг.

Прыг!

(Останавливаются и подпрыгивают на месте)

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Мы теперь пойдем…»

  Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем нанемножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе….

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Одежда и обувь)

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

«Каблучок»

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай — ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай — ножек не жалей

(7)Гляньте — пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9)Гляньте — пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод.

1 — идём по кругу хороводным шагом.

2, 5, 8 — поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

3, 10 – ведём хоровод

4, 6- подпрыгиваем на месте.

7, 9 — выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников».

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

" Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников".

Данный материал очень поможет дружной и слаженной работе педагогов и специалистов ДОУ....

Конспект интегрированного занятия с приоритетным направлением музыкальное развитие в средней группе «Музыкальное приключение»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие....

Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в сов...