Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников
статья

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Амелина Марина Владимировна.

Музыкальный руководитель.

МОУ – СОШ № 6 ПОС. Чайковского  (дошкольное отделение).

Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников.

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.

Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации.

Принцип индивидуализации.

Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

-2-

Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка),организовывать музыкально-дидактические игры

Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей

 Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство. Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н. Я. Михайленко, а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.

1. Cпециально организованного обучения в форме занятий

2. Cовместной деятельности педагогов с детьми

3. Cвободной самостоятельной деятельности детей

Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

-3-

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

-4-

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально

го зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального

руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет

воспитатель.

 Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной

группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного

занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими

группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем

младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать

помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были

внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше

самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он

показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем,

исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет

контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского

репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой

детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль

воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия.

Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может

воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем.

Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный

руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети

активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают

слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента,

он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово

неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может

-5-

рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять

музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети

воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу

услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При

проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп,

воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В

старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют

движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно

участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает

материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба

воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в

повседневную жизнь детей

 Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только

на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются

условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов,

способностей.

 Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и

развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы,

отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной

инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать

простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт

ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

 На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных

произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки,

обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по

определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных

способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на

детских музыкальных инструментах. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

 Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх

детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном.

Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности:

изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию

речи.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.

Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной,

привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в

-6-

играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры.

Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье,

пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на

музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с

музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он,

наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на детских музыкальных инструментах. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

 Музыка может входить как составная часть и в разные занятия.

Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине.

Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы

природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой

углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной.

Итак:

На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

ЧАСТО ВОСПИТАТЕЛИ ДОПУСКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОШИБКИ НА ЗАНЯТИЯХ:

Воспитатель сидит с безучастным видом.

Воспитатель перебивает исполнение.

Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).

Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

ВОСПИТАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРИСУТСТВОВАТЬ НА КАЖДОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ И АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:

-7-

Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Повторяет движения танцев.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Формы работы музыкального руководителя с воспитателем:

1. Индивидуальные консультации: (проводятся 1 раз в 2 недели)

Содержание консультаций:

 -Знакомство с задачами предстоящих занятий

-Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские

песни, пляски)

-Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

-Продумывание внесения музыки в быт

- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях

2. Групповые консультации:

 -Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество,

двигательное творчество, обучение игре на инструментах)

 - Составление сцен праздника

 -Обдумывание сюрпризных моментов

 -Обсуждение различных вопросов

 -Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)

 -Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках

(обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)

-Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений,

воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют

развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)

-8-

-Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение

под определенную музыку)

-Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном,

совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по

нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее.

Роль ведущего на празднике.

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит

праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в

органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим

звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени

зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой

программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих

обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника,

должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь

детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые

по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не

должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть

изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка,

вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши

малыши пляшут с платочками?»)

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно.

Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и

разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем

темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть

непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав

исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили

музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти

выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение

зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с

ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз

поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала

организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е.

-9-

встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к

родителям.

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей

группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен

хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему

участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя

переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления

воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же

участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)

Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы

была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить

недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить

костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее,

чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится,

что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти

детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями,

отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться

закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой

праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия

отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное

занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для

игр и предложить вспомнить , что им понравилось, обменяться

впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со

сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед

детьми младших групп.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в

украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении

костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении

музыкальных номеров со своими детьми.

Родители – желанные гости на празднике. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов».

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании,

где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные

ошибки.

Итак:

На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

-10-

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

 Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »

Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»

Журнал «Справочник музыкального руководителя»

М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

Журнал «Музыкальная палитра»

Журнал «Музыкальный руководитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников».

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

" Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников".

Данный материал очень поможет дружной и слаженной работе педагогов и специалистов ДОУ....

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Основная цель, которую мы, педагоги, ставим перед собой – это непосредственное вовлечение родителей в различные, как традиционные, так и новые, интерактивные формы образовательной и досуговой де...

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в условиях реализации дошкольного образования»

Хорошие, товарищеские взаимоотношения музыкального руководителя с воспитателями благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для ведущих занятие взрос...