«Развитие внимания и памяти у детей
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Литвинова Инна Владимировна

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_i_pamyati_detey.docx34.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            «Развитие внимания и памяти у детей

               старшего дошкольного возраста

 в процессе музыкально - ритмических движений»

Выполнил:

Музыкальный руководитель

Литвинова И.В.

п. Селенгинск

2018

 

Введение

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).

В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.

Также, о развитии психических процессов упоминает и А.И. Буренина.

Цель-  развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста, в процессе музыкально ритмических движений.

  задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме психического развития в дошкольном возрасте.

2. Изучить особенности развития внимания и памяти детей дошкольного возраста.

3. Подобрать адекватные методики, или систему упражнений для диагностических исследований.

4. Составить методические рекомендации для педагогов.

 

 

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельностью».

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания.

Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

  Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте

         Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.  Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может концентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

                       Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.

Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется «зазубрил». При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить. Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам.

Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.

Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.

Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

  Характеристика музыкально - ритмического развития детей старшего дошкольного возраста.

    Широкое распространение в начале 20 века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом педагогом Э. Жаком - Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память , внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.

     Положительное влияние на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

      Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

      Советская психология утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения….». Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

      В нашей стране система музыкально - ритмического воспитания разработана Н.Г. Александроаой, М.А. Румер, Е.В. Коноровой, В.А. Гринер, и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман и их учениками М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зиминой.

      Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, од влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.

       Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа. Сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться и в движении.

Художественный образ, развиваясь во времени, предается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление,  развертывается рисунок построения, чередуется  индивидуальная и групповая его последовательность.

Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения- изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

     Так в условиях интересной, увлекательной деятельности- ритмики- совершается музыкально- эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессу во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях средств музыкальной выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально - игровой образ по - своему в новых, необычных связях. Комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения.

          Музыкально - ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ними задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны  в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку - развивает волевые  качества.

             Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.

                Музыкально - ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

            Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкальной, эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Система музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания.

 

При  разработке  упражнений соблюдать  следующие требования:

Требования к подбору музыки.

Требования к подбору движений.

Критерии определения доступности.

          Подбирая музыку, стремились к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. С точки зрения доступности музыка для движения:

- небольшая  по объему( 3-4 минуты);

- разнообразная по темпу ( быстрая, медленная, с ускорениями, замедлениями);

- 2-х или 3-х частная и разнообразная по форме (вариации, рондо);

               Музыкальные произведения достаточно разнообразны по жанру ( плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру ( веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные…). Подбирая музыку для ритмических упражнений использовали детские песни, народные мелодии, эстрадные мелодии, классические произведения. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей. Воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.

              Движения соответствуют музыке, а также:

- доступны двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

- понятны по содержанию игрового образа( например- герои волшебных сказок, персонажи мультфильмов и т.д.)

- разнообразны,  нестереотипны,  включают различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленях и пр.)

 

Ритмические композиции подобраны из программы по ритмопластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

октябрь

«Танец сидя» ( любая полька), «Чебурашка» ( Муз. В. Шаинского)

ноябрь

«Плюшевый медвежонок» ( муз. В. Кривцова), «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева)

декабрь

«Куклы – неваляшки» (муз.З Левиной).

январь

«Кузнечик» (муз. В.Шаинского).

февраль

«Белочка» (муз. В. Шаинского), «Лошадки»  (муз.- ритм. композ.)

март

«Белые кораблики» ( муз.ВШаинского), «Чунга – Чанга» ( муз. В. Шаинского).

апрель

«Упражнение с цветами» ( музыкальна  пьеса «Добрая фея» В. Гладкова), «Волшебный цветок» (муз. В.Чичкова)

 

1 этап обучения - подражание детей образцу исполнения движений                          педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» (выражение С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.. Показ должен быть еще и «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо, чтобы дети успели перевести восприятие в двигательную реакцию. И еще одна особенность показа - он должен быть в «зеркальном» отображении, поскольку дети повторяют движения автоматически.

2этап занятий - развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнения движений самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае только по показу , у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно предлагается детям самостоятельно исполнить всю композицию  от начала и до конца. Использовались также следующие приемы- показ упражнения условными жестами, мимикой, словесные указания, «провокации» , т.е. специальные ошибки педагога при показе. С целью активизации внимания детей и побуждении к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

3 этап – творческое самовыражение в движении под музыку. Происходит это постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно – ответная» форма исполнения, где предлагается импровизация на определенный музыкальны фрагмент - проигрыш, припев и т.д.  Например, в композиции «Танец сидя» дети на проигрыш сами придумывают танцевальные движения. В композиции «Чунга- Чанга»- пляску. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой – готовят на импровизации на целые музыкальные произведения.

В предлагаемом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведениях, а значит в разных ситуациях, разном ритме, темпе. С первых занятий важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания музыки. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, все виды памяти ( двигательная, зрительная, слуховая), развивается слуховое восприятие.

Итак, при выполнении данных музыкально - ритмических композиций, в которых происходит постепенное увеличение объема движений, продолжительность звучания музыки, разнообразные сочетания упражнений у детей происходит развитие внимания  и памяти, тренировка нервных процессов.

 

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М.: Академический проект, 2003.

2. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. – М.:Просвещение, 1969

3. Белинская Е.Н., Тихомнадрицкая О.А. Социальная психология личности – М., 2001

4. Бернштейн Н.А.Очерки по физиологии движения и физиологии активности – М., 1966

5. Бодалев А.А.Личность и общение -М.Международная академия, 1995

6. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности – Л, 1970.

7. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования – М.Просвещение, 1968

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.:МПА, 1995

9. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии.Пер. с англ.Ю.Брянцевой. –М.ЭКСМО –Пресс., 2002

10. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. – СПб., 1999

11. Буренина А.И.От игры до спектакля – СПб., 1995

12. Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб. ЛОИРО,

13. Буренина А.И.Ритмическая пластика для дошкольников. – СПб.Педагогика

14. Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967

15. Выготский Л.С. Психология развития личности. – М.: Смысл; ЭКСМО, 2005

16. Гармаева Т.В.Особенность эмоциональной сферы и самосознание в контексте становления личности дошкольника. Психолог в детском саду, 2004. - №2

17. Гускова Т.Можно ли воспитывать ребенка самостоятельным //Дошкольное воспитание. – 1988 - №8

18. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. Вопросы психологии, 1992 - №1-2

19. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология – СПб. Питер, 2000

20. Ежова Н.Н.Рабочая книга практического психолога . Ростов-на-Дону :Феникс, 2005

21. Ермолаева М.Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников// Дошкольное воспитание – 1995. - №9

22. Запорожец А.В.Развитие произвольных движений. – М.: Просвещение, 1960

23. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии – 1961. -

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

}Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.1. К п...

Исследование на тему «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмических движений»

В данном исследовании представлены теоретические основы развития внимания и памяти у детей старшего дошкольног возраста, характеристика музыкально- ритмического развития детей дошкольного возраста.Дан...

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими ...

Методы развития внимания и памяти у детей 6 - 7 лет. Материалы родительского собрания.

Внимание и память - важные психические процессы, от степени развития которых  зависит и общее интеллектуальное развите ребенка. Предложенные материалы родительского собрания помогут педагогам и р...

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....