• Материал семинара в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по теме «Планирование музыкального занятия в ДОУ
методическая разработка по музыке

Грасмик Светлана Викторовна

Общие рекомендации к проведению музыкального занятия в  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_rekomendatsii_k_provedeniyu_mz_v_dou.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Общие рекомендации к проведению музыкального занятия в  ДОУ.

Ι. Подготовка зала и гигиенические условия для проведения занятия (внешний вид детей, подготовка дидактического и наглядного материала, оформление зала).

ΙΙ. Ход занятия.

1. Тип занятия (типовое, доминантное, тематическое, комплексное).

2. Вход в зал и музыкально-ритмические упражнения:

- постановка задачи перед входом и ее выполнение: 

а/ задача была поставлена, педагоги добились ее выполнения;

б/ задача была поставлена формально, дети с заданием не справились;

в/ задача не была поставлена.

- какие методы и приемы использовались при напоминании упражнений и их выполнении детьми. Педагог использовал при напоминании упражнений и выполнение их детьми:

а/ словесный метод, который был представлен следующими приемами -  объяснение, указание, пояснение, разъяснение, беседа, рассказ (выбрать);

б/ наглядно-зрительный метод (показ наглядности – какой?  ….написать);  

в/ практический метод  - игровой прием, показ исполнительских приемов.

- взаимосвязь музыки и движения:

а/ подобранный музыкальный материал отражал характер выполнения движений, был исполнен музыкально, профессионально, грамотно,  в соответствии с требованиями методики  к исполнению музыкальных произведений;

б/ музыкальный материал был исполнен с ошибками,  не отражал характер выполнения движений;

в/ музыкальный материал был исполнен без учета возрастных особенностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности;

г/ было нарушено соотношение характера выполнений движений и предложенного муз. руководителем темпа;

д/ была нарушена очередность выполнения движений;

е/ количество выполненных движений не соответствовало требованиям методики работы с возрастной группой.

- контакт музыкального руководителя и воспитателя:

а/ воспитатель владеет необходимыми умениями в музыкально-ритмической деятельности, осуществляет грамотный показ упражнений, ориентируется на сильную долю, согласовывает свои движения с музыкой, знает очередность выполнения движений и их количество;

б/  в процессе выполнения музыкально-ритмических движений контакт музыкального руководителя и воспитателя отсутствовал;

в/ воспитатель,  не всегда контактировал с музыкальным руководителем,  т.к.   педагоги не  в полной мере владеют исполнительскими навыками и умениями в этом виде деятельности.

- оценка воспитателем исполнения детей:

а/ воспитатель дает грамотную оценку исполнительских возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей и знания возрастных возможностей в этом виде деятельности детей……………….. группы (группу указать);

б/ воспитатель дает формальную оценку исполнения детей, ограничиваясь общими фразами (например, вы хорошо выполнили упражнения или у вас все получилось);

в/ воспитатель не оценил  исполнение  детей.

3.    Слушание музыки:

- предварительная беседа, ее соответствие возрастным особенностям (знание методики ведения беседы):

а/  предварительная беседа нацелила детей на восприятие музыкального произведения;

б/ предварительная беседа проведена в опоре на жизненный опыт детей;

в/ предварительная беседа проведена в соответствии с требованиями методики и опирается на знание педагогом возрастных возможностей детей;

г/ в предварительной беседе педагог не учитывает возрастные возможности детей, не продумана палитра вопросов;

д/ предварительная беседа проведена формально, вне опоры на жизненный опыт детей;

е/  отсутствует логика проведения предварительной беседы, беседа не достигла своей главной цели – увлечь, заинтересовать детей.

- умение педагогов увлечь и заинтересовать детей:

а/ педагог применяет разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать детей;

б/ педагог применяет творческие задания, объединяет виды музыкальной деятельности (слушание + пение, слушание + игра на ДМИ, слушание + МРД) для поддержания интереса детей к предложенному репертуару;

в/ содержание предварительной беседы (рассказа) не соответствовало возрастным особенностям, а значит,  не достигло своей цели – заинтересовать детей;

г/ материал предварительной беседы (рассказа) перегружен фактами, цифрами, что ведет к потере интереса.

- количество музыкальных произведений, качество их исполнения музыкальным руководителем (игра на инструменте, пение):

а/ на занятии прозвучало одно музыкальное произведение (Типовая программа);

б/ на занятии педагог исполнил два произведения, данные в сопоставлении по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», использовав следующие типы контрастных сопоставлений – контрастные произведения одного жанра,  контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия, контрастные произведения одного настроения;

в/ исполнение музыкального руководителя было профессиональным, грамотным, четко отражало композиторский замысел;

г/ музыкальный руководитель представил свою интерпретацию  художественно-образного содержания произведения;

д/ в исполнении произведения было допущено много текстовых ошибок;

е/ исполнение  произведения было малохудожественным, безграмотным, не отражало авторский замысел.

- умение педагогов расширить эмоциональный словарь детей:

а/ педагог ведет целенаправленную работу по расширению эмоционального словаря детей новыми словами-образами;

б/ педагог не расширяет эмоциональный словарь детей.

- эффективность использования разнообразных методов и приемов обучения

а/ проблемный характер методов и приемов обучения, способствует активизации процесса восприятия;

б/ педагог использовал  специфические методы, предложенные О.П. Радыновой, для активизации процесса восприятия (метод контрастных сопоставлений произведений, метод уподобления характеру звучания музыки);

в/ педагог использовал  специфические приемы, предложенные О.П. Радыновой, для активизации процесса восприятия (моторно-двигательное уподобление, цветовое уподобление, темброво-инструментальное уподобление, полихудожественное уподобление,  тактильное уподобление, вокальное уподобление, мимическое уподобление);

г/ словесный (наглядный, практический) метод активизирует мышление (воображение, творчество) детей во время слушания;

д/ использованные методы и приемы соответствуют этапу слушания музыкального произведения;

е/ благодаря методам и приемам  в процессе слушания была создана  проблемная ситуация, способствующая активизации детей;

ж/ использованные методы и приемы не достигли поставленных программных задач.

- степень активности детей и качество знаний:

а/ в процессе работы над произведением по слушанию дети были активны и заинтересованы;

б/ в процессе работы над произведением по слушания большая часть детей была активна и заинтересована;

в/ в процессе слушания музыки дети были пассивны, отвлекались, не удалось настроить группу на восприятие музыки.

г/ в  процессе художественно-педагогического анализа музыкального произведения дети показали знания, полученные на предыдущих занятиях;

д/ дети не усвоили материал,  полученный на предыдущих занятиях.

- контакт музыкального руководителя и воспитателя:

а/ музыкальный руководитель и воспитатель работали в тесном контакте, показали владение методикой работы над произведением по слушанию.

б/ контакт воспитателя и музыкального руководителя отсутствовал, воспитатель был пассивен, ограничивался лишь организацией детей на занятии.

4.    Пение:

- упражнения для развития голоса и слуха, логоритмика, артикуляционная гимнастика:

(указать какие упражнения, для развития какого певческого или двигательного навыка, в каком количестве использовались или не использовались на занятии).

- количество песен и последовательность работы с ними:(указать количество песен, их автора и название,   последовательность их исполнения на занятии).

-разнообразие методов и приемов вокально-хоровой работы, эффективность их использования:

а/ в вокальной работе педагог использовал словесный метод (беседа, рассказ, объяснение) для активизации интереса детей к песне;

б/ в вокально-хоровой работе педагог использовал наглядность, как средство иллюстрации;

в/ в вокально-хоровой работе педагог использовал наглядность, как средство постановки учебной проблемы;

г/ в вокальной работе были использованы методы активизации детей («светофор», «эхо», «телевизор с выключенным звуком», «зеркало», пение по рядам, пение по цепочке, соревнование – мальчики-девочки, и т.д.);

д/ в вокальной работе был использован практический метод;

е/ вокально-хоровая работа была проведена формально, с минимальным использованием  приемов исполнения;

д/ в вокальной работе педагог ограничился словесным методом и его разновидностями для работы над песней.

- соответствие песенного репертуара возрастным возможностям детей:

а/ песенный репертуар подобран в соответствии с возрастными возможностями детей ………….группы;

б/ песенный репертуар отвечает требованию доступности и художественной ценности;

в/ музыкальный руководитель строит работу с учетом возрастных возможностей детей ……… группы в пении;

г/ песенный репертуар подобран без учета возрастных возможностей в пении детей …. ..   группы;

д/ песенный репертуар не доступен для восприятия детьми данной группы;

е/ песенный репертуар не отвечает требованию художественной ценности;

ж/ песенный репертуар не отвечает требованию доступности для исполнения.

- качество исполнения песенного репертуара музыкальным руководителем и воспитателем:

а/ песня исполнена ярко, в характере, дикционно четко, удалось соблюсти баланс вокальной партии и аккомпанемента, передать образ, заложенный в произведении;

б/ песня исполнена в соответствии с требованиями методики, но с незначительными техническими погрешностями;

в/ песня исполнена не выразительно, дикционно вяло, имели место многочисленные ошибки в нотном тексте, педагог  путал  слова;

г/ воспитатель не принимал участи в исполнении песни;

д/ воспитатель не знал (или путал) слова песни, что сказалось на качестве исполнения.

- удалось ли музыкальному руководителю добиться выполнения поставленных задач в процессе работы над песней:

а/ музыкальный руководитель добился  выполнения всех поставленных задач исполнения;

б/ музыкальный руководитель частично добился выполнения поставленных задач;

в/ музыкальный руководитель не смог выполнить задачи, поставленные в работе над песней.

- заинтересованность и активность детей в процессе исполнения:

а/ дети были очень активны и заинтересованы в процессе исполнения;

б/ песня не вызвала ответного эмоционального отклика у детей, вследствие чего исполнение песни было не в характере.

в/ песня была сложна для исполнения, поэтому активность детей  снижена.

5.     Музыкально-ритмические движение:

- вид музыкально-ритмических движений – танец, пляска, хоровод (зафиксированный, свободный); игра (сюжетная, несюжетная); инсценировка (выбрать из предложенных вариантов).

- методы и приемы, использованные при обучении ритмики:

а/ при обучении МРД педагог использовал словесный (наглядный, практический) методы и приемы;

б/ при обучении МРД педагог использовал варианты проблемного применения традиционных методов;

в/ для активизации детей в процессе  МРД педагог  использовал игровые и соревновательные методы и  приемы;

г/ при обучении МРД педагог опирался на требования методики в этом виде деятельности;

д/ при разучивании МРД педагог затруднялся в выборе методов и приемов обучения соответствующих данной  (указать) возрастной группе;

е/ педагог не владеет методами и приемами обучения детей МРД.

- использование творческих заданий (указать какие задания использовались, их количество).

- качество исполнительских умений и навыков детей:

а/ оценить на каком уровне дети владеют исполнительскими умениями и навыками в этом виде деятельности: высокий уровень, средний, низкий 

- удалось ли педагогам выполнить поставленные задачи:

а/ «Да»;

б/»Нет» - объяснить почему?

- контакт музыкального руководителя и воспитателя (см. п. 2.2 Вход в зал и музыкально-ритмические упражнения).

6.  Игра на ДМИ:

- методы обучения игре на ДМИ;

- исполнительский уровень педагога и детей;

-желание и умение детей действовать самостоятельно.

ΙΙΙ. Психолого-педагогические умения.

1. Умение находить индивидуальный подход к детям.

2. Тон речи, доброжелательность общения:

а/ в стиле общения учитывались психолого-возрастные особенности детей дошкольного возраста;

б/ стиль общения педагога с детьми: авторитарный, либеральный, демократический, диалогический (направленность на равноправное общение, на сотрудничество, на совместное творчество, взаимопонимание и взаимосодействие) - выбрать;

в/ особенности устной речи:  громкость (сила) голоса (F или P),  темп (быстрый, умеренный, медленный).

3. Артистизм педагогов.

4. Соответствие нагрузок и самочувствие детей:

а/ на занятии создан благоприятный,  комфортный психологический климат;

б/ занятие построено с учетом временных требований к проведению занятий в данной возрастной группе, поэтому нагрузка соответствует возрастным возможностям детей;

в/ педагог вышел за временные рамки занятия,  регламентированные методикой, поэтому дети устали, поставленные цели и  задачи были достигнуты частично или не достигнуты вообще.

5. Умение организовывать рефлексию на музыкальном занятии.

ΙV. Общепрофессиональные умения (владение ТСО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обеспечение качественного образования дошкольников с ОВЗ в образовательном учреждении" (августовское совещание работников системы образования Омской области, 2018 год)

Выступление на августовском совещании работников системы образования Омской области "Развитие единого образовательного пространства: актуальные направления и их реализация на территории Омской об...

• Материал семинара в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по теме «Планирование музыкального занятия в ДОУ»

Примерная структура музыкального занятия с позиции системно-деятельностного подхода....

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ .Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 6 апреля 2022 года

Публикация Халиуллиной Елены Борисовны , от 30.03.2022г, с.56-63Развитие познавательной активности старшего дошкольника , любознательности, любви и уважения родного края посредством изучения малой и б...