• Материал семинара в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по теме «Планирование музыкального занятия в ДОУ
методическая разработка по музыке
Общие рекомендации к проведению музыкального занятия в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_rekomendatsii_k_provedeniyu_mz_v_dou.doc | 52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Общие рекомендации к проведению музыкального занятия в ДОУ.
Ι. Подготовка зала и гигиенические условия для проведения занятия (внешний вид детей, подготовка дидактического и наглядного материала, оформление зала).
ΙΙ. Ход занятия.
1. Тип занятия (типовое, доминантное, тематическое, комплексное).
2. Вход в зал и музыкально-ритмические упражнения:
- постановка задачи перед входом и ее выполнение:
а/ задача была поставлена, педагоги добились ее выполнения;
б/ задача была поставлена формально, дети с заданием не справились;
в/ задача не была поставлена.
- какие методы и приемы использовались при напоминании упражнений и их выполнении детьми. Педагог использовал при напоминании упражнений и выполнение их детьми:
а/ словесный метод, который был представлен следующими приемами - объяснение, указание, пояснение, разъяснение, беседа, рассказ (выбрать);
б/ наглядно-зрительный метод (показ наглядности – какой? ….написать);
в/ практический метод - игровой прием, показ исполнительских приемов.
- взаимосвязь музыки и движения:
а/ подобранный музыкальный материал отражал характер выполнения движений, был исполнен музыкально, профессионально, грамотно, в соответствии с требованиями методики к исполнению музыкальных произведений;
б/ музыкальный материал был исполнен с ошибками, не отражал характер выполнения движений;
в/ музыкальный материал был исполнен без учета возрастных особенностей дошкольников в музыкально-ритмической деятельности;
г/ было нарушено соотношение характера выполнений движений и предложенного муз. руководителем темпа;
д/ была нарушена очередность выполнения движений;
е/ количество выполненных движений не соответствовало требованиям методики работы с возрастной группой.
- контакт музыкального руководителя и воспитателя:
а/ воспитатель владеет необходимыми умениями в музыкально-ритмической деятельности, осуществляет грамотный показ упражнений, ориентируется на сильную долю, согласовывает свои движения с музыкой, знает очередность выполнения движений и их количество;
б/ в процессе выполнения музыкально-ритмических движений контакт музыкального руководителя и воспитателя отсутствовал;
в/ воспитатель, не всегда контактировал с музыкальным руководителем, т.к. педагоги не в полной мере владеют исполнительскими навыками и умениями в этом виде деятельности.
- оценка воспитателем исполнения детей:
а/ воспитатель дает грамотную оценку исполнительских возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей и знания возрастных возможностей в этом виде деятельности детей……………….. группы (группу указать);
б/ воспитатель дает формальную оценку исполнения детей, ограничиваясь общими фразами (например, вы хорошо выполнили упражнения или у вас все получилось);
в/ воспитатель не оценил исполнение детей.
3. Слушание музыки:
- предварительная беседа, ее соответствие возрастным особенностям (знание методики ведения беседы):
а/ предварительная беседа нацелила детей на восприятие музыкального произведения;
б/ предварительная беседа проведена в опоре на жизненный опыт детей;
в/ предварительная беседа проведена в соответствии с требованиями методики и опирается на знание педагогом возрастных возможностей детей;
г/ в предварительной беседе педагог не учитывает возрастные возможности детей, не продумана палитра вопросов;
д/ предварительная беседа проведена формально, вне опоры на жизненный опыт детей;
е/ отсутствует логика проведения предварительной беседы, беседа не достигла своей главной цели – увлечь, заинтересовать детей.
- умение педагогов увлечь и заинтересовать детей:
а/ педагог применяет разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать детей;
б/ педагог применяет творческие задания, объединяет виды музыкальной деятельности (слушание + пение, слушание + игра на ДМИ, слушание + МРД) для поддержания интереса детей к предложенному репертуару;
в/ содержание предварительной беседы (рассказа) не соответствовало возрастным особенностям, а значит, не достигло своей цели – заинтересовать детей;
г/ материал предварительной беседы (рассказа) перегружен фактами, цифрами, что ведет к потере интереса.
- количество музыкальных произведений, качество их исполнения музыкальным руководителем (игра на инструменте, пение):
а/ на занятии прозвучало одно музыкальное произведение (Типовая программа);
б/ на занятии педагог исполнил два произведения, данные в сопоставлении по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», использовав следующие типы контрастных сопоставлений – контрастные произведения одного жанра, контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия, контрастные произведения одного настроения;
в/ исполнение музыкального руководителя было профессиональным, грамотным, четко отражало композиторский замысел;
г/ музыкальный руководитель представил свою интерпретацию художественно-образного содержания произведения;
д/ в исполнении произведения было допущено много текстовых ошибок;
е/ исполнение произведения было малохудожественным, безграмотным, не отражало авторский замысел.
- умение педагогов расширить эмоциональный словарь детей:
а/ педагог ведет целенаправленную работу по расширению эмоционального словаря детей новыми словами-образами;
б/ педагог не расширяет эмоциональный словарь детей.
- эффективность использования разнообразных методов и приемов обучения
а/ проблемный характер методов и приемов обучения, способствует активизации процесса восприятия;
б/ педагог использовал специфические методы, предложенные О.П. Радыновой, для активизации процесса восприятия (метод контрастных сопоставлений произведений, метод уподобления характеру звучания музыки);
в/ педагог использовал специфические приемы, предложенные О.П. Радыновой, для активизации процесса восприятия (моторно-двигательное уподобление, цветовое уподобление, темброво-инструментальное уподобление, полихудожественное уподобление, тактильное уподобление, вокальное уподобление, мимическое уподобление);
г/ словесный (наглядный, практический) метод активизирует мышление (воображение, творчество) детей во время слушания;
д/ использованные методы и приемы соответствуют этапу слушания музыкального произведения;
е/ благодаря методам и приемам в процессе слушания была создана проблемная ситуация, способствующая активизации детей;
ж/ использованные методы и приемы не достигли поставленных программных задач.
- степень активности детей и качество знаний:
а/ в процессе работы над произведением по слушанию дети были активны и заинтересованы;
б/ в процессе работы над произведением по слушания большая часть детей была активна и заинтересована;
в/ в процессе слушания музыки дети были пассивны, отвлекались, не удалось настроить группу на восприятие музыки.
г/ в процессе художественно-педагогического анализа музыкального произведения дети показали знания, полученные на предыдущих занятиях;
д/ дети не усвоили материал, полученный на предыдущих занятиях.
- контакт музыкального руководителя и воспитателя:
а/ музыкальный руководитель и воспитатель работали в тесном контакте, показали владение методикой работы над произведением по слушанию.
б/ контакт воспитателя и музыкального руководителя отсутствовал, воспитатель был пассивен, ограничивался лишь организацией детей на занятии.
4. Пение:
- упражнения для развития голоса и слуха, логоритмика, артикуляционная гимнастика:
(указать какие упражнения, для развития какого певческого или двигательного навыка, в каком количестве использовались или не использовались на занятии).
- количество песен и последовательность работы с ними:(указать количество песен, их автора и название, последовательность их исполнения на занятии).
-разнообразие методов и приемов вокально-хоровой работы, эффективность их использования:
а/ в вокальной работе педагог использовал словесный метод (беседа, рассказ, объяснение) для активизации интереса детей к песне;
б/ в вокально-хоровой работе педагог использовал наглядность, как средство иллюстрации;
в/ в вокально-хоровой работе педагог использовал наглядность, как средство постановки учебной проблемы;
г/ в вокальной работе были использованы методы активизации детей («светофор», «эхо», «телевизор с выключенным звуком», «зеркало», пение по рядам, пение по цепочке, соревнование – мальчики-девочки, и т.д.);
д/ в вокальной работе был использован практический метод;
е/ вокально-хоровая работа была проведена формально, с минимальным использованием приемов исполнения;
д/ в вокальной работе педагог ограничился словесным методом и его разновидностями для работы над песней.
- соответствие песенного репертуара возрастным возможностям детей:
а/ песенный репертуар подобран в соответствии с возрастными возможностями детей ………….группы;
б/ песенный репертуар отвечает требованию доступности и художественной ценности;
в/ музыкальный руководитель строит работу с учетом возрастных возможностей детей ……… группы в пении;
г/ песенный репертуар подобран без учета возрастных возможностей в пении детей …. .. группы;
д/ песенный репертуар не доступен для восприятия детьми данной группы;
е/ песенный репертуар не отвечает требованию художественной ценности;
ж/ песенный репертуар не отвечает требованию доступности для исполнения.
- качество исполнения песенного репертуара музыкальным руководителем и воспитателем:
а/ песня исполнена ярко, в характере, дикционно четко, удалось соблюсти баланс вокальной партии и аккомпанемента, передать образ, заложенный в произведении;
б/ песня исполнена в соответствии с требованиями методики, но с незначительными техническими погрешностями;
в/ песня исполнена не выразительно, дикционно вяло, имели место многочисленные ошибки в нотном тексте, педагог путал слова;
г/ воспитатель не принимал участи в исполнении песни;
д/ воспитатель не знал (или путал) слова песни, что сказалось на качестве исполнения.
- удалось ли музыкальному руководителю добиться выполнения поставленных задач в процессе работы над песней:
а/ музыкальный руководитель добился выполнения всех поставленных задач исполнения;
б/ музыкальный руководитель частично добился выполнения поставленных задач;
в/ музыкальный руководитель не смог выполнить задачи, поставленные в работе над песней.
- заинтересованность и активность детей в процессе исполнения:
а/ дети были очень активны и заинтересованы в процессе исполнения;
б/ песня не вызвала ответного эмоционального отклика у детей, вследствие чего исполнение песни было не в характере.
в/ песня была сложна для исполнения, поэтому активность детей снижена.
5. Музыкально-ритмические движение:
- вид музыкально-ритмических движений – танец, пляска, хоровод (зафиксированный, свободный); игра (сюжетная, несюжетная); инсценировка (выбрать из предложенных вариантов).
- методы и приемы, использованные при обучении ритмики:
а/ при обучении МРД педагог использовал словесный (наглядный, практический) методы и приемы;
б/ при обучении МРД педагог использовал варианты проблемного применения традиционных методов;
в/ для активизации детей в процессе МРД педагог использовал игровые и соревновательные методы и приемы;
г/ при обучении МРД педагог опирался на требования методики в этом виде деятельности;
д/ при разучивании МРД педагог затруднялся в выборе методов и приемов обучения соответствующих данной (указать) возрастной группе;
е/ педагог не владеет методами и приемами обучения детей МРД.
- использование творческих заданий (указать какие задания использовались, их количество).
- качество исполнительских умений и навыков детей:
а/ оценить на каком уровне дети владеют исполнительскими умениями и навыками в этом виде деятельности: высокий уровень, средний, низкий
- удалось ли педагогам выполнить поставленные задачи:
а/ «Да»;
б/»Нет» - объяснить почему?
- контакт музыкального руководителя и воспитателя (см. п. 2.2 Вход в зал и музыкально-ритмические упражнения).
6. Игра на ДМИ:
- методы обучения игре на ДМИ;
- исполнительский уровень педагога и детей;
-желание и умение детей действовать самостоятельно.
ΙΙΙ. Психолого-педагогические умения.
1. Умение находить индивидуальный подход к детям.
2. Тон речи, доброжелательность общения:
а/ в стиле общения учитывались психолого-возрастные особенности детей дошкольного возраста;
б/ стиль общения педагога с детьми: авторитарный, либеральный, демократический, диалогический (направленность на равноправное общение, на сотрудничество, на совместное творчество, взаимопонимание и взаимосодействие) - выбрать;
в/ особенности устной речи: громкость (сила) голоса (F или P), темп (быстрый, умеренный, медленный).
3. Артистизм педагогов.
4. Соответствие нагрузок и самочувствие детей:
а/ на занятии создан благоприятный, комфортный психологический климат;
б/ занятие построено с учетом временных требований к проведению занятий в данной возрастной группе, поэтому нагрузка соответствует возрастным возможностям детей;
в/ педагог вышел за временные рамки занятия, регламентированные методикой, поэтому дети устали, поставленные цели и задачи были достигнуты частично или не достигнуты вообще.
5. Умение организовывать рефлексию на музыкальном занятии.
ΙV. Общепрофессиональные умения (владение ТСО).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обеспечение качественного образования дошкольников с ОВЗ в образовательном учреждении" (августовское совещание работников системы образования Омской области, 2018 год)
Выступление на августовском совещании работников системы образования Омской области "Развитие единого образовательного пространства: актуальные направления и их реализация на территории Омской об...
"Примерная документация инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации Ярославской области" Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образован
Информационно-методические материалы включают в себя примерную документацию инструктора по физической культуре, структурированную по ч...
Материал семинара в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по теме «Планирование музыкального занятия в ДОУ»
Планирование музыкального занятия в ДОУ...
Материал семинара в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по теме «Планирование музыкального занятия в ДОУ»
Способы выявления и развития музыкальных способностей у дошкольников...
• Материал семинара в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по теме «Планирование музыкального занятия в ДОУ»
Примерная структура музыкального занятия с позиции системно-деятельностного подхода....
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ .Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 6 апреля 2022 года
Публикация Халиуллиной Елены Борисовны , от 30.03.2022г, с.56-63Развитие познавательной активности старшего дошкольника , любознательности, любви и уважения родного края посредством изучения малой и б...