Картотека музыкально-дидактических игр
картотека по музыке

Кабринюк Екатерина Владимировна

Картотека музыкально-дидактических игр для детей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.did_igry.docx35.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Стихотворение с оркестром

Тройка скачет, тройка мчится, - ложки, трещотки

Снег летит из-под копыт. -«шуршалки», маракасы, бутылки, бумага

Колокольчик под дугою - колокольчики (трубочки, бубенцы

Заливается, звенит.

Пролетают мимо ели - металлофоны, ксилофоны

И березы все в снегах…

Ах ты, тройка, птица-тройка, -все вместе

Русской удали размах!

Зайцы

Игровой материал.

На планшете изображены лес, поляна в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки — «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки.

Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Звери в домиках

Цель:

Учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Ход игры:

Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация) .

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

Ноги и ножки

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры:

Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

День и ночь

Цель:

Различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Ход игры:

Дети двигаются поскоками врассыпную (день).

Смена музыки – садятся на корточки (ночь) .

Музыкальный материал: весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.

Тихо-громко

Цель:

Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

Ход игры:

Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:

У ребяток ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают,

Громче хлопают,

Сами хлопают,

Вот так хлопают,

Ну и хлопают.

Кукла шагает и бегает

Цель:

Выполнять движения, соответствующие тексту.

Ход игры:

Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла.

Воспитатель:

Громко будем мы играть –

Кукла будет танцевать

(дети играют, кукла танцует).

Тихо будем мы играть –

Ляжет кукла наша спать

(выполняются движения по тексту) .

Игра усложняется, если играть индивидуально.

Наш оркестр

Игровой материал. В расписном сундучке лежат музыкальные инструменты (колокольчики, дудочки, треугольники, бубны, ложки) .

Ход игры: Показываю детям сундучок, достаю музыкальные инструменты, знакомлю детей с ними. Дети играют по выбору на этих музыкальных инструментах. Затем читаю стихотворение про дирижера и оркестр.

Оркестр

Дирижера назначаем

И в оркестре поиграем

За рукой его следите,

Вместе музыку ведите,

С дирижером начинайте

Палочкой взмахнет – играйте.

Звучит русская народная мелодия «Во кузнеце» или любая другая.

Второй вариант игры «Наш оркестр»

Дети образуют круг, перед ними на столе лежат музыкальные инструменты.

Под марш дети идут по кругу друг за другом.

С окончанием музыки берут инструменты, кому не досталось инструмента, выходят дирижировать.

Лесенка

Ребенок показывает всем, как звучит мелодия: передвигает матрешку по лесенке вверх или вниз и поет: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Одновременно дети показывают это движением руки.

Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Катя, металлофон. У детей в руках курица и цыплята.

Ход игры: я беру куклу Катю и говорю детям, что она живет в домике, у нее много кур и цыплят. Их нужно кормить. Катя зовет, а кого узнайте? Играет на металлофоне ре второй октавы. Дети показывают цыплят. Кукла кормит их.

Просит детей спеть «Пи – пи – пи». Затем Катя играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур и поют на этом же звуке «ко – ко – ко».

Музыкальный кубик – игра для развития чувства ритма.

Игровой материал. Кубики по числу играющих. Дети, кубиками должны передать ритмический рисунок.

Если тихо - он молчит,

А под музыку звучит

Нам сыграет ритм любой

Музыкальный кубик мой.

Звучит музыка в разных ритмах. Дети простукивают этот ритм кубиками.

Волшебный волчок

Игровой материал. Показываю детям круг со стрелкой, на нем изображены картинки с программными произведениями послушанию или пению. Ребенок вращает стрелку.

Ход игры: Я исполняю музыкальное произведение. Выбранный ребенок вращает волчок, а стрелка указывает на картинку и останавливается. Ребенок называет композитора.

Вариант 2. Играю мелодию на металлофоне, знакомую по программе. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к этой мелодии.

Вариант 3. Ребенок – ведущий стрелкой указывает на любую картинку, остальные дети поют песню, по содержанию этой картинки. Эта игра особенно хороша для младшего дошкольного возраста.

«Кубик угадай»

(для детей средней группы)

Уже с другим кубиком, на котором изображены предметы: самолет, машина, капельки, часы.

Задача:

Научить детей подражать голосом звучание различных предметов.

Ход игры:

Посадить детей полукругом. Передавать кубик с картинками друг другу. Я играю музыку, с ее окончанием кубик остается у одного ребенка. Я спрашиваю: «Что это? ». Ребенок, который держит кубик, голосом изображает как могут звучать часы: «Тик-так, тик-так», капельки дождя: «кап-кап» и т. д.

«Кубик-оркестр»

(игра для детей старшей группы)

Задача:

Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах, вниманию, чувству ритма.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, говорят слова, передавая кубик по кругу:

«Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу,

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть».

Ребенок, у которого остался кубик, подходит к столу и берет музыкальный инструмент, любой по желанию, кладет на свой стульчик, так все дети разбирают инструменты и играют в «оркестр», исполняя русскую народную мелодию.

Игру повторяют несколько раз, получая радость от совместногомузицирования.

«Музыкальный кубик»

(игра для детей средней группы)

Задача:

Развивать музыкальные способности детей, доброжелательность, интерес от совместной игры на музыкальных инструментах.

Ход игры:

Показываю детям кубик, на гранях которого изображены музыкальные инструменты (барабан, треугольник, свирель, металлофон) .

По кругу дети передают кубик по кругу и поют:

«Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет! ».

Ребенок, в руках которого оказался кубик с окончанием музыки, называет инструмент на верхней грани, берет его и показывает детям. Далее играет на нем знакомую мелодию. Дети оценивают его игру (хлопают в ладоши) .

Игра повторяется несколько раз.

Музыкально-дидактическая игра «Птички»

(для детей 3-х, 4-х лет)

Задача:

Учить детей согласовывать движения с пением. Развивать активность детей, используя шапочки птичек, учить детей имитировать движения птичек.

Ход игры:

Обращаюсь к детям: «Кто хочет быть птичками? ». Одеваю желающим шапочки птичек. Дети поют знакомую песню про птичек:

«Летели две птички,

Ростом невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились».

Все дети сидят на стульчиках и смотрят как летят птички, как они садятся, затем опять летят.

Затем выбираю новых птичек. Игра повторяется несколько раз.

Музыкально-дидактическая игра на изучение регистров. Для детей 4–7 лет.

Цель:

Развитие музыкальной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука.

Задачи:

Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.

Развитие музыкального восприятия, памяти, воображения, мышления.

Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки.

Игровой материал:

большие ламинированные карточки с изображением птички, кошечки, медведя, бабочек, зайчика, волка.

Ход игры:

Музыкальный руководитель зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Затем, дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель показывает картинки: птичку, кошечку, медведя (другой вариант игры – картинки: бабочки, зайчик, волк). Затем просит под музыку (игра музыкального руководителя) показать движениями как в небе летает птичка (руки подняты над головой, кистями рук машем как птичка крылышками).

Сопоставление: высокие звуки – птичка летает высоко в небе.

Далее с кошечкой - дети мягко «ходят» ладошками по коленкам как кошечка по ковру.

Сопоставление: кошечка – не высоко, и ни низко, в среднем регистре. Затем медведь - дети покачиваются из стороны в сторону, руки перед собой, словно большой бурый медведь несет бочку мёда.

Сопоставление: медведь большой, неуклюжий, ходит по лесу – нижний регистр.

По завершении игры, музыкальный руководитель просит детей угадывать в каком регистре звучит музыка. Музыкальный руководитель играет на фортепиано, а дети движениями показывают кто это – птичка, кошечка или медведь

Музыкальная игра «Бабушка Маруся»

Игра "Бабушка Маруся" для детей младшего дошкольного возраста. Дети с удовольствием подпевают и выполняют доступные движения по тексту песенки.

1. Испеки нам куличи.милая бабуся,

Испеки нам куличи, бабушка Маруся.

Проигрыш - месим тесто.

Припев: Положи два яйца и налей молока

Положи еще муки - будут куличи.

2. Испеки нам пироги.милая бабуся,

Испеки нам пироги, бабушка Маруся.

Проигрыш - раскатываем тесто.

Припев.

3. Испеки нам пирожки, милая бабуся,

Испеки нам пирожки, бабушка Маруся.

Проигрыш - лепим пирожки.

Припев.

4. Испеки нам Колобка.милая бабуся,

Испеки нам Колобка, бабушка Маруся.

Проигрыш - лепим колобка.

Припев: Положи два яйца, молока чуток

Соль, сахар и муки,

Здравствуй, Колобок!

Музыкальная игра «Урожайный оркестр» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Развивать чувство ритма, музыкальной формы;

Способствовать закреплению и расширению знаний детей о ягодах, фруктах, овощах средствами музыкальной игры;

Развивать быстроту реакции.

Атрибуты

Пластмассовые фрукты, овощи, ягоды, внутри которых различный наполнитель: крупа, бисер, мелкий песок и пр.

Поварской колпак, поварешка.

Описание игры:

На полу по кругу лежат пластмассовые фрукты, овощи, ягоды. Атрибутов на один меньше играющих. Дети идут по кругу, поют 1 куплет.

Музыкантами мы стали,

Друг за другом зашагали.

Инструменты в руки взяли,

Очень весело сыграли.

С окончанием куплета поднимают предмет около которого остановились. Тот, кому не достался предмет, выходит в центр круга, становится поваром, который в шутку «дирижирует» фруктами, овощами, ягодами. Можно на повара одеть поварской колпак, в руки дать поварешку. Все, стоя в кругу, поют 2 куплет, отстукивая простой ритм, повар «дирижирует» поварешкой.

А оркестр наш непростой,

Он веселый, озорной!

Фрукты, ягоды берем,

Вам сыграем и споём!

Затем играющие спрашивают повара (без музыки) :

«Что тебе для блюда надо,

Мы поможем, мы тут рядом! »

Повар называет что-то одно. Например, фрукты. Те дети, у кого в руках оказались фрукты, поднимают их высоко и громко, весело шумят ими под музыку. Остальные дети прячут руки за спину, ведь ягоды и овощи пока повару не нужны. Повар проверяет, не попал ли в его фруктовое блюдо, например, лучок или чеснок. Игра повторяется.

Игра проходит весело, с интересом детей, т. к. каждый раз у детей оказывается в руках другой предмет.

Оочень хорошо ложится текст на мелодию русской народной песни «Ах вы, сени»..

«Что лишнее? »(На знанияо музыкальных инструментах)

Игра может быть полезна музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования для групповой и подгрупповой работы, как материал для викторин.

Цель: Расширять знания о музыкальных инструментах, развивать логическое мышление, память, внимание.

Задача: Закреплять знания об особенностях музыкальных инструментов, развивать умение классифицировать их по общим признакам.

Оборудование: карты-поля с изображением музыкальных инструментов на каждого ребенка. Мультимедийная аппаратура для демонстрации слайдов с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры.

Первый вариант.

Музыкальный руководитель рассказывает историю: Однажды, дирижер оркестра, после репетиции, поручил Знайке-музыканту разложить музыкальные инструменты на полки по их группам. Знайка сделал это быстро. Ему очень хотелось погулять с друзьями. Ребята, давайте проверим, все ли Знайка сделал верно, может он допустил ошибки?

(Детям раздаются карты-поля с изображением музыкальных инструментов.) Посмотрите внимательно и определите, к какой группе оркестра относятся изображенные инструменты. Если вы нашли лишний инструмент, поднимите руку. Ребенок объясняет, почему он считает инструмент лишним. Например, на моей карточке: баян, скрипка гитара, виолончель. Лишний баян, потому, что скрипка, гитара и виолончель, струнные инструменты, а у баяна струн нет.

Второй вариант.

На мультимедийном экране демонстрируются слайды с группой инструментов (4 инструмента, один из них относится к другой группе) .Дети рассматривают инструменты, определяют признак их сходства. Это может быть: цвет, размер, материал из которого он изготовлен, принадлежность к группе. Например, на экране: туба, труба, саксофон, деревянные ложки. Ребенок отвечает: лишние ложки, потому что они деревянные и относятся к группе ударных инструментов, а все остальные духовые, медные инструменты.

Или, на экране: скрипка, виолончель контрабас, арфа. Лишняя арфа, потому что звук на ней воспроизводится пальцами, щипком, а на всех остальных с помощью смычка и т. п.

Кто больше даст правильных ответов и объяснений, получает медаль «Знайка-музыкант»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...