Преемственность дошкольного музыкального образования
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Сорокина Елена Анатольевна

Статья  для музыккльных руководителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Преемственность дошкольного музыкального образования

                              Музыкальный руководитель Сорокина Е. А.

Говоря о дошкольном музыкальном образовании на мой взгляд, следует обратиться к основам основ музыкального образования – его целям, задачам, музыкальных программ.                                                                                                    Музыкальный  руководитель в детском саду планирует свой урок или музыкальное занятие, исходя из следующих целей.

Цели музыкального образования в дошкольном образовательном учреждении 

- передать ценный духовный опыт поколений, сконцентрированный в музыкальном искусстве и развить на основе этого опыта положительные личностные свойства каждого ребёнка;

- привить ребёнку любовь к музыке, сформировать и развить его духовную культуру (это цель музыкального образования как педагогического процесса)

- организовать такое взаимодействие ребёнка с музыкой, которое бы формировало бы у него рефлексивное, творческое, нравственное отношение к себе самому и окружающим его людям, т. е. движение ребёнка к духовности.

Задачи музыкального образования дошкольников:

1. Сформировать основы музыкальной культуры ребёнка, а через неё и его художественную, эстетическую и общую духовную культуру.

2. Развить музыкальность ребёнка;

3. Сформировать и развить все компоненты музыкально-эстетического сознания ребёнка (в доступных его возрасту границах).

4. Создать условия для проявления творческой активности ребёнка в различных видах музыкальной деятельности.

5. Научить ребёнка навыкам общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) через опыт его общения с музыкальным произведением, включающим первоначальное знание о музыке и музыкантах, музыкально-практические умения и навыки, личностное отношение к музыке.

….

Задачи музыкального образования в ДОУ (по Е. Д. Критской)

- «…сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения;

- воспитывать у детей чувство стиля, формировать их «интонационный словарь»;

- развивать у дошкольников способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль, таким образом формируя важнейшее качество восприятия, определяющее музыкальную грамотность детей  старшего дошкольного возраста

- развивать интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки (по мнению авторов программы дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается);

- способствовать развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей;

- способствовать овладению основными музыкальными понятиями и терминами и использованию их в своей музыкальной деятельности;

- расширять интонационно-образный багаж ребёнка;

- развивать умение эмоционально откликаться на музыку, формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству как части окружающей его жизни;

- расширять исполнительскую деятельность, развивать навыки коллективного музицирования (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, простейшие импровизации и др.)».

Сравнивая задачи дошкольного и школьного музыкального образования, можно заметить, что задачи школьной программы дублируются, развиваются и усложняются в соответствии с возрастом детей.

Ключевая предпосылка дошкольного музыкального образования, на мой взгляд, заключается в том. что в основе разработок, концепций, идей по содержанию, воплощённых в последствии в дошкольных и школьных программах стоят одни и теже авторы.

 Музыкальные произведения, включённые в программы дошкольного и школьного музыкального образования:

Э. Григ «Утро»

П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»

П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке»

П. И. Чайковский «Зимнее утро»

П. И. Чайковский «Утренняя молитва»

П. И. Чайковский «В церкви»

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро» (финал)

П. И. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

М. П. Мусоргский «Гном»

М. П. Мусоргский «Старый замок»

С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

С. Прокофьев «Сказочка»

И. С. Бах «Шутка»

Ф. Шопен «Прелюдия №4»

Ф. Шуберт «Ave, Maria»

Л. Бетховен «Весело-грустно»

Л. Бетховен «Сурок»

«Во поле берёза стояла» р. н. п.

«Камаринская» р. н. плясовая п.

«Калинка» р. н. п. и др.

….

Авторы, чьи идеи, концепции, разработки воплощены в программах музыкального образования:

Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова, Л. В. Школяр, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Безбородова, Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, В. А. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные проблемы дошкольного музыкального образования»

Организация и структура занятия по хореографии с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

Новационные методики в области дошкольного музыкального образования

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, л...