Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Шнайдер Любовь Викторовна

Цель проведения данного досуга - обогащение знаний детей о героическом прошлом города-героя Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dosuga_snyatie_blokady_leningrada.docx31.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада

«День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

1. Расширять знания детей об истории родного города.

2. Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).

2. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое.

2. Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.

3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

Предварительная работа: Заучивание стихов о блокаде Ленинграда и песни «Ладога» (автор текста Богданов П., чтение художественной литературы о войне и блокаде, беседы по картинам о блокаде).

Демонстрационный материал: презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда, звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, кусочек хлеба.

Досуг сопровождается презентацией с фотографиями из жизни блокадного Ленинграда и видами Санкт-Петербурга.

Ход

Фонограмма песни «Священная война».

Ведущая:

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.

Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить нашему любимому городу, раньше он назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.

Ребёнок:

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить!»

Ребёнок:

Чтоб снова,

На земной планете,

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети,

Об этом помнили. Как мы!

Ребёнок:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).

Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)

Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера.

Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.

В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (показать). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.


Ребёнок:

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Ребёнок:

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад.

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Ребёнок:

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.

Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами.

В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.

По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.

Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.

Дети слушают звук сирены.

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.

Дети слушают звук метронома.

В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).

Дети читают стихи:

1. Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

Висит над Невою морозная мгла.

И если не лает, не воет война –

Глухая, немая стоит тишина.

На той, на опасной в обстрел стороне,

У булочной очередь жмется к стене.

2. Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»

Нацеленный в небо застыл пулемет.

Осколком пробит на часах циферблат,

И время не движется – стрелки стоят,

И очередь тоже стоит и стоит

Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

Ведущий:

Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, что бы жить и бороться дальше.

Ребёнок читает стихи:

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И Ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

Ведущий:

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.

Ведущая:

Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Посмотрите и послушайте страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

Дети смотрят на слайд с листками дневника.

Ребёнок:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала

Савичева Таня.

Ребёнок:

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе.

Ребёнок:

Это смертный приговор убийцам,

В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится.

Это - сердце, что летит сюда.

Время удлиняет расстоянья,

Между всеми нами и тобой.

Ребёнок:

Встань пред миром,

Савичева Таня, со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье,

Эстафетно, шествует она,

Пусть живёт, не ведая старенья,

И гласит про наши времена!

Ведущая:

Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

На видео слайде грузовик, конный обоз и баржа.

Ребята, определите, в каком порядке шел этот транспорт через Ладогу. Правильно, сначала, пока вода не покрылась льдом, шли баржи. Потом, по тонкому льду поехали конные обозы. Потом, по более толстому льду, поехали грузовики.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

Дети поют песню «Ладога»

Дети читают стихи:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Ведущая:

И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 76 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

Дети читают стихи:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы

Тихо плачут.

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

Песня «Победа» сл. И муз. Е.В. Машечковой

Ведущая:

С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.

Дети читают стихи:

  1. В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

  1. Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

Ведущая:

Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжёлые времена.

Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

За мужество и героизм наш город получил звание «Города - героя». Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград.

Давайте же и мы с вами будем беречь мир на Земле, будем любить наш прекрасный город Санкт – Петербург и делать его ещё краше.

Дети читают стихи

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

Показ короткометражного фильма о блокаде «Воробушек»


Кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами.

Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки. Ребята, представьте, что это вы сейчас без музыки танцуете перед солдатами, а на полу лежит не ковер, а сухая солома.

Дети без музыки танцуют.

Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие в подготовительной группе на тему "Детям о блокаде Ленинграда".

Целью нашего занятия было схормировать представление детей о блокаде Ленинграда, о героизме нашего народа, воспитывать чувство грдости за свой народ и уважение к ветеранам ВОВ. Был показан карот...

Сценарий тематического развлечения для старших групп детского сада "День народного единства"

laquo;День народного единства» сценарий  тематического развлечения для старших групп.Цель: воспитание патриотов России.Задачи:Прививать чувство патриотизма, чести и национальной гордо...

Тематическое занятие в старшей группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны...

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада "900 дней блокады"

досуг посвящен освобождению блогадного ленинграда  27 января...

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.За...

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВЗадачи:- формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;- расширять знания де...

Тематическое мероприятие в старшей группе детского сада «Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…»

Обогащение знаний детей о героическом прошлом города на Неве - о блокаде Ленинграда....