Обучение дошкольников музыкальной грамотности в игровой форме
методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дорогие мои друзья-дошколята и их родители! Пока вы вынуждены долго находится дома, давайте интересно использовать это время! Хотите послушать музыкальную сказку? А побывать на балу у сказочного короля? Тогда познакомтесь с королем по имени Ритм. У него для вас есть в запасе и музыка, и танцы и даже интересные музыкальные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дорогие ребята, добрый день!
Я очень рада нашей встрече и хочу поговорить с вами сегодня об очень интересном понятии. Это - ритм.
У каждого из нас в груди бьется сердце. Вы можете его послушать, пощупав пульс на руке. Когда вы спокойно сидите и отдыхаете, то дыхание ваше спокойное, и ваше сердечко бьется ровно, вот так: тук-тук, тук-тук… Но если бы вы сейчас начали играть, кувыркаться, то дышать бы стали часто-часто, а ваше сердечко застучало бы быстрее: тук-тук-тук, тук-тук-тук…
А вы можете изобразить свои шаги? Вот вы идете спокойно: топ-топ-топ. А вот побежали. Как измениться звук ваших шагов? Правильно. Топ-топ-топ-топ-топ! Это ритмы ваших шагов.
Можно еще привести массу примеров. Это и дождь, и когда он только начинается, то редкие капельки стучат: кап-кап… А потом сильнее, капли тяжелые: кап-кап-кап-кап… Это ритмы дождя. День сменяется ночью, меняются времена года. Это тоже ритмы. Ритмы нашей жизни.
Как вы уже поняли, ритм в нашей жизни играет огромную роль. А в музыке ритм является ее основой! Без ритма музыка вообще не могла бы существовать!
И я решила рассказать вам сказку об этом.
Сказка, которую я для вас сочинила, называется «На балу у короля Ритма»
НА БАЛУ У КОРОЛЯ РИТМА
В одном музыкальном сказочном королевстве жил король по имени Ритм. Вы, наверное, уже догадались, почему в музыкальном королевстве у короля было такое имя?…
Однажды он разослал приглашения в соседние королевства и пригласил в гости разных принцев и принцесс.
Король важно вошел в самый большой зал королевского дворца.
Первым делом, король поздоровался с гостями. И не просто, а своей любимой песенкой. Да при этом он еще ритмично хлопал.
– Здравствуйте, принцы! - Здравствуйте, принцессы!
Прямо, как я с вами здороваюсь на музыкальных занятиях. Помните? Я пою вам: «Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики!» И придворные короля ответили ему… Давайте, вместе с ними пропоем и прохлопаем:
- «Здра-вствуй-те-е!»
А дальше король сказал: «Я решил устроить весенний бал! На нашем балу будет звучать музыка, все будут танцевать. А еще я приготовил для вас сюрприз! Мы будем играть в игры. А в какие – вы узнаете на балу. Надевайте красивые наряды, делайте прически и готовьтесь. Вечером жду всех во дворце!»
Придворные и гости обрадовались, и еле-еле дождались вечера… Наконец, наступил назначенный час. Весь дворец засиял разноцветными огнями, слышна была музыка…
И вот уже кавалеры стали приглашать на танец придворных дам. Танец этот был медленным. Назывался он «менуэт».
Помните, ребята, как мы с вами разучивали такой танец, играя в игру «Сюрприз»? «Медленно идем мы в парах. Руки – прямо, спинки – прямо…» Давайте немного разомнемся и потанцуем.. Шагаем медленно, но ритмично, под музыку менуэта
- А сейчас, - сказал король Ритм, перед вами выступят приглашенные артисты. Это - танцовщицы, и в их исполнении вы увидите зажигательный испанский танец!
Заиграла красивая, ритмичная музыка.
Придворные музыканты заиграли на гитарах, на середину зала вышли приглашенные артисты, и в руках у танцовщиц застучали кастаньеты.
- Кастаньеты – это такой маленький ударный инструмент, который танцовщицы используют в своем танце. Они держат кастаньеты в каждой руке и прихлопывают ими, отбивая четкий ритм. Сейчас вы это увидите. А еще обратите внимание, как девочки ногами четко отбивают ритм.
У нас с вами нет кастаньет, но мы можем ритмично похлопать в ладоши. А кто хочет, может и ногами потопать. Главное, четкий ритм отбивать. Давайте, все вместе!
После красивого танца король поблагодарил артистов.
- А теперь объявляю игру! – весело сказал король. И слуги вынесли вот такие полоски бумаги, на которых были изображены клеточки.
В некоторых клеточках были нарисованы красные круги, а в других – синие прямоугольники.
- Итак, - продолжил король, - объясняю условия игры. Для начала, я предлагаю всем исполнить какую-нибудь знакомую простую песенку. Например, «Как у наших у ворот». Давайте, споем один куплет песенки.
А теперь мы будем петь и хлопать. Но непросто так. Я буду показывать на клеточки, а вы должны будете хлопать в ладоши, если в клеточках кружки, и хлопать по коленкам, если прямоугольники. Понятно? Старайтесь на ошибаться! Начнем!
Ребята, вы заметили, что когда мы исполняем любую песенку и хлопаем, одни наши удары сильнее, а другие – слабее? В музыке всегда так. Сильные удары чередуются со слабыми. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д. И возникает ритмический рисунок. Запомните это красивое музыкальное выражение: «ритмический рисунок».
Всем придворным очень понравилась игра. Но король Ритм сказал: «Я вам предложил простую песенку. Может быть, вы хотите усложнить игру? Кто может предложить игру посложнее?
И тогда на середину зала вышел человек-ЧАСЫ. Да-да, не удивляйтесь, в сказках очень часто предметы оживают…
А король сказал:
- Знакомьтесь, это мой самый большой друг и помощник по имени Тики-Так. Он следит за временем в моем королевстве и никогда не сбивается с ритма! Что ты хочешь предложить, мой друг?
Тики-Так ответил:
- Я предлагаю всем спеть веселую песню про часы. Куплет мы просто споём, а припев прохлопаем по этой схеме. И развернул лист бумаги, на котором была изображена схема.
- Отлично! - ответил король – А во время куплета ничего не нужно делать, только петь?
- Давайте руками изображать игрушечные часики, стрелки которых ритмично двигаются вправо-влево, - предложил Тики-Так.
- Хорошо. Но в твоей схеме я вижу много пустых клеток!- удивился Король.
- Сейчас объясню. Когда я буду указывать на эти пустые клетки, хлопать не нужно. В это время должна быть тишина. А в музыке такое прерывание на тишину называется «пауза». В это время вы можете просто поднять руки с раскрытыми ладошками. Договорились?
А я, ребята, прошу вас запомнить еще одно красивое музыкальное слово– «Пауза». Вы поняли? – пауза - это кусочек тишины между звуками.
- Тогда начинаем! Приготовьте свои руки. Помните? Хлопаем под музыку.
- Здорово! – похвалил всех король. Замечательная песня! Браво! Браво!
При этом король вскочил со своего трона и… рассыпал множество цветных кружков и прямоугольников.
- Ну, вот… - грустно сказал Король. Я собирался еще поиграть с разными песенками. Но все мои кружочки и прямоугольники рассыпались и перемешались…
- Не переживайте, Король, - начали его успокаивать гости. – Нам очень понравилась ваша игра.
- Тогда в следующую нашу встречу мы обязательно продолжим.- успокоившись, сказал Король. А сейчас я объявляю, что наш бал закончился. До новых встреч!
Ребята, и наша встреча тоже подошла к концу. Надеюсь, все, что я рассказала о ритме – вам было интересно. А если понравилась игра на балу, вы можете сами, или с помощью родителей, сделать точно такие же полоски с кружочками и прямоугольниками для своих любимых песен. И в свободное время петь и отхлопывать ритм ладошками.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в игровой форме
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не...

"Формы обучения дошкольников. Характеристика классических и современных форм организации обучения дошкольников"
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхате...
"Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры"
Мастер-класс для педагогов...
консультация для педагогов "Обучение дошкольников финансовой грамотности. Методы, приёмы и формы."
консультация для воспитателей...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры»
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей ...

Развитие и обучение детей через сказки в игровой форме.
1.Развитие и обучение детей через сказки в игровой форме.2.Игровые элементы .3.Что помогает развивать артистические способности.4.Этапы игровой деятельности...