Обучение дошкольников музыкальной грамотности в игровой форме
методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Давыдова Ирина Вадимовна

Дорогие мои друзья-дошколята и их родители! Пока вы  вынуждены долго находится дома, давайте интересно использовать это время! Хотите послушать музыкальную сказку? А побывать на балу у сказочного короля? Тогда познакомтесь с королем по имени Ритм. У него для вас есть в запасе и музыка, и танцы и даже интересные музыкальные игры. 

https://youtube.com/watch?v=Yhf31y1x39E

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_skazka._korol_ritm.docx21.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дорогие ребята, добрый день!

Я очень рада нашей встрече и хочу поговорить с вами сегодня об очень интересном понятии. Это - ритм.

У каждого из нас в груди бьется сердце. Вы можете его послушать, пощупав пульс на руке. Когда вы спокойно сидите и отдыхаете, то дыхание ваше спокойное, и ваше сердечко бьется ровно, вот так: тук-тук, тук-тук… Но если бы вы сейчас начали играть, кувыркаться, то дышать бы стали часто-часто, а ваше сердечко застучало бы быстрее: тук-тук-тук, тук-тук-тук…

А вы можете изобразить свои шаги? Вот вы идете спокойно: топ-топ-топ. А вот побежали. Как измениться звук ваших шагов? Правильно. Топ-топ-топ-топ-топ! Это ритмы ваших шагов.

Можно еще привести массу примеров. Это и дождь, и когда он только начинается, то редкие капельки стучат: кап-кап… А потом сильнее, капли тяжелые: кап-кап-кап-кап… Это ритмы дождя. День сменяется ночью, меняются времена года. Это тоже ритмы. Ритмы нашей жизни.  

Как вы уже поняли, ритм в нашей жизни играет огромную роль. А в музыке ритм является ее основой! Без ритма музыка вообще не могла бы существовать!

И я решила рассказать вам сказку об этом.

Сказка, которую я для вас сочинила, называется «На балу у короля Ритма»

НА БАЛУ У КОРОЛЯ РИТМА

В одном музыкальном сказочном королевстве жил король по имени Ритм. Вы, наверное, уже догадались, почему в музыкальном королевстве у короля было такое имя?…

Однажды он разослал приглашения в соседние королевства и пригласил в гости разных принцев и принцесс.

Король важно вошел в самый большой зал королевского дворца.

Первым делом, король поздоровался с гостями. И не просто, а своей любимой песенкой. Да при этом он еще ритмично хлопал.

– Здравствуйте, принцы!   -  Здравствуйте, принцессы!

Прямо, как я с вами здороваюсь на музыкальных занятиях. Помните? Я пою вам: «Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики!» И придворные короля ответили ему… Давайте, вместе с ними пропоем и прохлопаем:

- «Здра-вствуй-те-е!»

А дальше король сказал: «Я решил устроить весенний бал! На нашем балу будет звучать музыка, все будут танцевать. А еще я приготовил для вас сюрприз! Мы будем играть в игры. А в какие – вы узнаете на балу. Надевайте красивые наряды, делайте прически и готовьтесь. Вечером жду всех во дворце!»

Придворные и гости  обрадовались, и еле-еле дождались вечера… Наконец, наступил назначенный час. Весь дворец засиял разноцветными огнями, слышна была музыка…

И вот уже кавалеры стали приглашать на танец придворных дам. Танец этот был медленным. Назывался он «менуэт».

Помните, ребята, как мы с вами разучивали такой танец, играя в игру «Сюрприз»? «Медленно идем мы в парах. Руки – прямо, спинки – прямо…» Давайте немного разомнемся и потанцуем.. Шагаем медленно, но ритмично, под музыку менуэта

- А сейчас, - сказал король Ритм, перед вами выступят приглашенные артисты. Это -  танцовщицы, и в их исполнении вы увидите зажигательный испанский танец!

Заиграла красивая, ритмичная музыка.

Придворные музыканты заиграли на гитарах, на середину зала вышли приглашенные артисты, и в руках у танцовщиц застучали кастаньеты.

- Кастаньеты – это такой маленький ударный инструмент, который танцовщицы используют в своем танце. Они держат кастаньеты в каждой руке и прихлопывают ими, отбивая четкий ритм. Сейчас вы это увидите.  А еще обратите внимание, как девочки ногами четко отбивают ритм.

У нас с вами нет кастаньет, но мы можем ритмично похлопать в ладоши. А кто хочет, может и ногами потопать. Главное, четкий ритм отбивать. Давайте, все вместе!

После красивого танца король поблагодарил артистов.

- А теперь объявляю игру! – весело сказал король. И слуги вынесли вот такие полоски бумаги, на которых были изображены клеточки.

В некоторых клеточках были нарисованы красные круги, а в других – синие прямоугольники.

- Итак, - продолжил король, - объясняю условия игры. Для начала, я предлагаю всем исполнить какую-нибудь знакомую простую песенку. Например, «Как у наших у ворот». Давайте, споем один куплет песенки.

А теперь мы будем петь и хлопать. Но непросто так. Я буду показывать на клеточки, а вы должны будете хлопать в ладоши, если в клеточках кружки, и хлопать по коленкам, если прямоугольники. Понятно? Старайтесь на ошибаться! Начнем!

Ребята, вы заметили, что когда мы исполняем любую песенку и хлопаем, одни наши удары сильнее, а другие – слабее? В музыке всегда так. Сильные удары чередуются со слабыми. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д. И возникает ритмический рисунок. Запомните это красивое музыкальное выражение: «ритмический рисунок».

Всем придворным очень понравилась игра. Но король Ритм сказал: «Я вам предложил простую песенку. Может быть, вы хотите усложнить игру? Кто может предложить игру посложнее?

И тогда на середину зала вышел человек-ЧАСЫ. Да-да, не удивляйтесь, в сказках очень часто предметы оживают…

А король сказал:

- Знакомьтесь, это мой самый большой друг и  помощник  по имени Тики-Так. Он следит за временем в моем королевстве и никогда не сбивается с ритма!  Что ты хочешь предложить, мой друг?

Тики-Так ответил:

- Я предлагаю всем спеть веселую песню про часы. Куплет мы просто споём, а припев прохлопаем по этой схеме. И развернул лист бумаги, на котором была изображена схема.

- Отлично! - ответил король – А во время куплета ничего не нужно делать, только петь?

- Давайте руками изображать игрушечные часики, стрелки которых ритмично двигаются вправо-влево, - предложил Тики-Так.

- Хорошо. Но в твоей схеме я вижу много пустых клеток!- удивился Король.

- Сейчас объясню. Когда я буду указывать на эти пустые клетки, хлопать не нужно. В это время должна быть тишина. А в музыке такое прерывание на тишину называется «пауза». В это время вы можете просто поднять руки с раскрытыми ладошками. Договорились?

А я, ребята, прошу вас запомнить еще одно красивое музыкальное слово– «Пауза». Вы поняли? – пауза - это кусочек тишины между звуками.

- Тогда начинаем! Приготовьте свои руки. Помните? Хлопаем под музыку.

- Здорово! – похвалил всех король. Замечательная песня! Браво! Браво!

При этом король вскочил со своего трона и… рассыпал множество цветных кружков и прямоугольников.

- Ну, вот… - грустно сказал Король. Я собирался еще поиграть с разными песенками. Но все мои кружочки и прямоугольники рассыпались и перемешались…

- Не переживайте, Король, - начали его успокаивать гости. – Нам очень  понравилась ваша игра.

- Тогда в следующую нашу встречу мы обязательно продолжим.- успокоившись, сказал Король. А сейчас я объявляю, что наш бал закончился. До новых встреч!  

Ребята, и наша встреча тоже подошла к концу. Надеюсь, все, что я рассказала о ритме – вам было интересно. А если понравилась игра на балу, вы можете сами, или с помощью родителей, сделать точно такие же полоски с кружочками и прямоугольниками для своих любимых песен. И в свободное время петь и отхлопывать ритм ладошками.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в игровой форме

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не...

Обучение дошкольников финансовой грамотности

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность.Вед...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхате...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры»

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей ...