музыкальная гостиная
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Лещева Марина Ивановна

Расширять музыкальный кругозор детей. Познакомить с лучшими образцами песен военных лет. Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной Войны. Через песню развивать патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_s_kotorymi_my_pobedili.docx894.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

«Песни, с которыми мы победили» - Лещева Марина Ивановна

C:\Users\3\Desktop\фото 75\20200324_111534.jpg1 встреча; «Песни грозовых дней» (патриотические ), прощальные

2 встреча. Лирические песни.

Цель: Развитие интегративных качеств личности в процессе решения задач образовательной области «Музыка».

Задачи: Расширять музыкальный кругозор детей. Познакомить с лучшими образцами песен военных лет. Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной Войны. Через песню развивать патриотические чувства.

Беседа 1. Песни грозовых дней (патриотические), прощальные

Репертуар: «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача. 

Программное содержание: Рассказ о значении песни в жизни народа в дни ВОВ. Формирование представлений о жанре «песня». Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Знакомство с патриотической песней, с творчеством композитора А.В. Александрова. Изучение средств музыкальной выразительности.

Беседа 2. Лирические песни фронтовых лет.

Репертуар: «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова; «Смуглянка» муз. А.Г.Новикова, сл. Я.Шведова

Беседа 1. Песни грозовых дней (патриотические), прощальные.

Репертуар: «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача. Знакомство с патриотической песней, с творчеством композитора А.В. Александрова.

Ход НОД: Мы знаем, что она может быть разной: радостной и грустной, доброй и злой, нежной и суровой. Сегодня мы будем говорить о музыке, которая помогала людям в тяжелые дни Великой Отечественной Войны. Много музыкальных произведений появилось в дни войны. И все они принадлежат разным жанрам. Давайте вспомним, какие жанры нам уже известны.

Дети: Песня, танец, марш.

М.р.: Как вы думаете, какой из жанров мог поддержать защитника Отечества, идущего в бой?

Дети: Песня.

М.р.: Правильно! Ведь именно в песне есть слова, и есть музыка, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали песни о войне. Но дошли до нас самые лучшие, которые пели и стар, и млад, и на фронте, и в тылу. Песни – они как друзья, всегда рядом в беде и в радости. С самой главной песней мы познакомимся сегодня. В первые дни войны родилась песня «Священная война». Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова – поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач. Большая сила и энергия в чеканном ритме и фанфарных ходах мелодии превращают эту песню в величественную песню-гимн.

                Звучит запись песни «Священная война»

 Какая это музыка по характеру?

Дети: Тяжелая, торжественная, похожая на марш.

М.р.: Верно! Энергичная мелодия и аккордовое сопровождение, четкий ритм придают ей черты марша

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною

С проклятою ордой…

Первое слово «Вставай» в песне звучит очень длинно. Звучит как приказ. И как мольба. Оно очень громкое, это «вставай!», потому что наша страна действительно огромная. И нужно было докричаться до всех, чтобы все услышали. Слово «огромная» тоже поется так, что в нем ощущается действительно огромная страна. «Огро-о-о-омная!» (произносит слово вместе с детьми, разводя руки широко в стороны). Даже зябко становится от этого слова. И ритм этой песни как ритм сердца.

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна

Как вы думаете, характер изменился или остался прежним в

М.р.: Верно, ритм в этих музыкальных строках похож на поступь армии, ее полков и дивизий. Если было бы установлено звание «песня-герой», то одной из самых первых это звание получила бы песня «Священная война».  В дни войны песня была и оружием, и паролем, и мечтою, и клятвой. Ни один вид искусства не может объединить людей так, как это делает песня. Александр Владимирович Александров написал немало песен. Посмотрите, на портрете изображен Александров. Этот композитор является основателем всемирного известного краснознаменного ансамбля песни и пляски. Давайте послушаем эту песню еще.

        Звучит запись песни «Священная война»

Песни не награждались орденами, но для нашей победы они делали очень и очень много. Сейчас мы отправимся  по нелегким фронтовым дорогам и познакомимся с песнями, которые согревали сердца наших защитников. Это песни о верности, любви и дружбе.

М.р.:  Представим, что между боями небольшая передышка и пехотинцы, сидя на привале, запели

На позиции девушка

Провожала бойца.

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

                Звучит песня «На позиции девушка»

Каждый солдат напевал эту песню, вспоминая свой дом, свою любимую. Вот моряки, стоя на палубе своего военного корабля, вдруг затянули песню. Звучит она спокойно, а в памяти всплывают дни мирной жизни.

Прощай, любимый город,

Уходим завтра в море.

И раннею порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

                Звучит песня «Прощай любимый город»

 Кто может сказать, какие это песни по характеру?

Дети: Добрые, печальные, нежные, грустные.

М.р.: Верно! Эти песни полны грусти, тоски. Заметили, какое слово повторялось в этих песнях?

Дети: Прощай!

М.р.: Верно. Такие песни называются прощальными. Таких песен было очень много.

«Прощай», «до свидания», «прощайте» — этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнем мосты, над нею кружили вражеские самолеты. Эта дорога проходила по изрытым взрывами полям и обгоревшим лесам. Упиралась в горы, которые нужно было штурмовать, в реки, которые нужно было переходить. Эта дорога проходила через города и села, которые нужно было отбивать у врага. И пока враг сопротивлялся дорога была тяжелой и трудной, потому что шли солдаты навстречу пулям и огню. До самой Победы.

 (Показывает репродукции картин или фотографии, связанные с этими событиями). И про эти дороги была написана песня:

Эх, дороги, Пыль да туман,

Холода, тревоги, Да степной бурьян.

Выстрел грянет, Ворон кружит,

Твой дружок в бурьяне Неживой лежит.

Звучит песня «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина

Какая это песня по характеру?

Дети: Грустная, уставшая, прощальная.

М.р.: Верно! Эта песня полна усталости и тяжести разлук. Сколько тягот и лишений пришлось пережить нашим войнам, чтобы однажды услышать долгожданную песню Победы.

Сегодня вы услышали песни, которые люди пели, прощаясь, расставаясь, и они назывались прощальными. Познакомились с песней, которой встречали Победу. На следующем занятии мы познакомимся с лирическими песнями и песнями-«памятниками».

Беседа 2. Лирические песни фронтовых лет

Репертуар: «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова; «На солнечной поляночке», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.

Программное содержание: Знакомство с лучшими лирическими песнями военных лет. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения различать смену настроения в музыке.

Ход НОД: М.р.: Сегодня, как я и обещала, мы вновь отправимся по фронтовым дорогам с песнями. Но прежде давайте вспомним, с каким композитором мы познакомились на прошлом занятии.

Дети: С Александром Александровым

М.р.: Правильно! Кто может напомнить, как называется песня, которую мы слушали?

Дети: «Священная война»

М.р.: Верно! А какая это песня?

Дети: Военная, торжественная.

М.р.: Действительно, это так. Это песня патриотическая. Пели ее хором, громко, торжественно. Сегодня мы продолжим беседу о песнях военных лет, но они другие: звучат тихо, задумчиво, а называются такие песни лирическими. Много таких песен звучало во время Великой Отечественной Войны, но мы познакомимся с самыми лучшими из них. Самая любимая в народе песня – «В землянке». Я вам сейчас ее напою. Гитара или гармонь всегда были рядом с солдатом, и они в минуты отдыха пели

        Звучит песня «В землянке»  в исполнении Бернеса

Понравилась вам эта песня? (Ответы детей). Давайте поговорим о характере этой песни. Какая она?

Дети: Нежная, спокойная, добрая, ласковая, задумчивая.

М.р.: Какие вы молодцы! Песня действительная задумчивая, размышляющая. В ней слышатся интонации сожаления.

        Давайте послушаем еще одну песню, которая называется «Темная ночь». Написал эту песню композитор Никита Богословский

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь, ты любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком

Ты слезу утираешь…

Звучит песня «Темная ночь» в исполнении Бернеса и Виктории Дайнеко

        В этой песне тоже слышны интонации грусти, печали, тоски по родному дому, по любимым людям. Удивительно то, что в немыслимом грохоте войны, в ураганах бомбежек и обстрелов, в ежедневном реве танковых и авиационных моторов эти песни были хорошо слышны. Было в них что-то такое, что перекрывало весь этот грохот, визг, рев и гул. Я вам открою один секрет. Все дело в том, что наши песни были наполнены высочайшей любовью к людям, несмотря на всю их непримиримость к врагу. Ведь это были песни мирных людей, одетых в военную форму. Враг посягнул на их землю, мечты, любовь, на их Родину. Они поднялись на защиту, давая отпор врагу. Этим они жили во время войны, об этом и пели.

        Послушаем еще одну песню «Смуглянка», музыка А.Г.Новикова, слова Я.Шведова

                        Звучит песня «Смуглянка»

         Песни были самые разные: задумчивые и веселые, тихие и грозные, печальные и шуточные. Для вас, да и для меня, эти песни – далекая история. Они пришли к нам от наших дедов и прадедов, и мы храним их в памяти с гордостью и благодарностью.

Вот и закончился наш долгий путь по длинным дорогам войны вместе с песнями военных лет. Много вы услышали новых для вас песен и имен. Благодаря таким песням, будет всегда гореть вечный огонь нашей памяти.

«Литературная гостиная»

В литературной гостиной, проходят художественные чтения - «Там каждый был героем». Их цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, дружелюбие,  желание совершать добрые поступки.

 Дети услышали  рассказы  и стихи о суровых военных днях, о подвигах солдат Великой Отечественной Войны.

C:\Users\3\Desktop\фото 75\20200324_111130.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Музыкальная гостиная. "Детский альбом" П.И.Чайковского с участием студентки I курсафортепианного отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯВ РАМКАХ ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ» «ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЖЕНЕ»Маленький рассказна музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковскогосредняя группа...

Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»

План детского музыкально-поэтического вечера...

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....