«Использование ИКТ с целью формирования интегративных качеств ребёнка в рамках проектной деятельности»
статья по музыке

Ятченко Дарья Андреевна

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ с целью формирования интегративных качеств ребёнка в рамках проектной деятельности»

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ является необходимостью для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Детский сад - часть общества, в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  •  Показ наглядного материала на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • является отличным средством для решения задач обучения;
  • ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
  • позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;
  • использование развивающих компьютерных программ;
  • использование мультимедийных презентаций.

 Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить  ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей (кто-то из детей воспринимает больше на слух, кто-то зрительно и т.д.)
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

     Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.

Я работаю в детском саду, где образовательный процесс проходит в рамках проектной деятельности. На протяжении всего года мы охватываем разнообразные  темы, такие как: времена года, здоровый образ жизни, говорим о нашем городе и т.д. Так, недавно в старшей группе закончился проект «Путешествие по России», где дети вместе с воспитателями и специалистами узнали о многочисленных народах нашей страны, познакомились с их образом жизни, культурой, традициями.  В свою очередь ребята подготовительной группы путешествовали по континентам: Евразии, Африке и Австралии, где так же узнали много нового и интересного.

Передо мной встала задача, как ёмко и доступно дать материал по таким сложным темам. В этом мне помогли мультимедиа презентации. В каком-то смысле они являются оживший буклетом или каталогом, поэтому год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. С помощью мультимедийного проектного экрана дети могут виртуально побывать не только в других городах, но и в самых разнообразных точках Земного шара,  познакомиться с национальной музыкой того или иного народа, с их музыкальными инструментами и танцами.

У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."

Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...

Комплексное использование инновационных технологий, как средство формирования интегративных качеств

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. С каждым годом современные информац...

"Формирование интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"

Выбор темы разработки обусловлен основными тенденциями стандартизации образования. ФГТ определяют в качестве результата образования детей дошкольного возраста совокупность интегративных качеств. Основ...

Значение игры в личностном развитии ребёнка. Формирование интегративных качеств по ФГОС

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. От простейших сюжетов и действий игра с возрастом ребёнка развивается и усложняется, приобретая новый характер. В ней ребёнок  позн...

Мастер – класс на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка».

Мастер – класс  на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка». Цель мастер - класса: знакомство с педагогическими возможностя...

«Игра в формировании интегративных качеств личности ребёнка»

Предшкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, именно в этот период закладываются основные черты личности ребёнка, формируется его...

«Игра в формировании интегративных качеств личности ребёнка».

ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.  Предшкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, именно в это...