«Использование ИКТ с целью формирования интегративных качеств ребёнка в рамках проектной деятельности»
статья по музыке
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ с целью формирования интегративных качеств ребёнка в рамках проектной деятельности»
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ является необходимостью для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.
Детский сад - часть общества, в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- Показ наглядного материала на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- является отличным средством для решения задач обучения;
- ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;
- позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;
- использование развивающих компьютерных программ;
- использование мультимедийных презентаций.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.
Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:
- Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей (кто-то из детей воспринимает больше на слух, кто-то зрительно и т.д.)
- Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.
Я работаю в детском саду, где образовательный процесс проходит в рамках проектной деятельности. На протяжении всего года мы охватываем разнообразные темы, такие как: времена года, здоровый образ жизни, говорим о нашем городе и т.д. Так, недавно в старшей группе закончился проект «Путешествие по России», где дети вместе с воспитателями и специалистами узнали о многочисленных народах нашей страны, познакомились с их образом жизни, культурой, традициями. В свою очередь ребята подготовительной группы путешествовали по континентам: Евразии, Африке и Австралии, где так же узнали много нового и интересного.
Передо мной встала задача, как ёмко и доступно дать материал по таким сложным темам. В этом мне помогли мультимедиа презентации. В каком-то смысле они являются оживший буклетом или каталогом, поэтому год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. С помощью мультимедийного проектного экрана дети могут виртуально побывать не только в других городах, но и в самых разнообразных точках Земного шара, познакомиться с национальной музыкой того или иного народа, с их музыкальными инструментами и танцами.
У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."
Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...
Комплексное использование инновационных технологий, как средство формирования интегративных качеств
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. С каждым годом современные информац...
"Формирование интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности"
Выбор темы разработки обусловлен основными тенденциями стандартизации образования. ФГТ определяют в качестве результата образования детей дошкольного возраста совокупность интегративных качеств. Основ...
Значение игры в личностном развитии ребёнка. Формирование интегративных качеств по ФГОС
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. От простейших сюжетов и действий игра с возрастом ребёнка развивается и усложняется, приобретая новый характер. В ней ребёнок позн...
Мастер – класс на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка».
Мастер – класс на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка». Цель мастер - класса: знакомство с педагогическими возможностя...
«Игра в формировании интегративных качеств личности ребёнка»
Предшкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, именно в этот период закладываются основные черты личности ребёнка, формируется его...
«Игра в формировании интегративных качеств личности ребёнка».
ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА. Предшкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, именно в это...