Бумажное занятие
материал по музыке (подготовительная группа)

музыкальное занятие с использование предметов из бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnoe_zanyatie.docx23.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мир полон запахов, красок, звуков. Удивителен мир звуков, окружающий̆ нас: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих, сияющих и колючих. Это целый̆ звуковой̆ космос, который̆ является неотъемлемой частью нашей жизни: мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина и торжественно “звучат” звезды Вселенной. Мы все знаем, какого цвета небо, ночь, огонь... А как звучит ночь? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Задавайте себе и детям подобные вопросы как можно чаще — из ответов на них рождается чарующая детская музыка.

Нам, взрослым только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. Стоит прислушаться — и в легком постукивании карандашом по парте можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте — целую Бумажную симфонию, звучащую каждый день в каждом школьном классе. Ее мы и предлагаем сегодня создать и исполнить на уроке музыки «И Шелест к Шороху спешит». Особо хочется подчеркнуть, что это «игра в симфонию», а интеллектуальное постижение строения симфонического цикла мы без сожаления оставляем на потом. Предлагаемый материал обладает по- тенциалом для использования его на 2-3-х последующих уроках.

Он необычен не только тем, что основным музыкальным инструментом является различного качества бумага, но прежде всего своей̆ идеей̆, что Звуки и Музыка являются поводом для игры, дыхание которой живет в любом искусстве, даже самом серьезном. Ваша собственная фантазия и творчество будут украшением и дополнением ко всему нами написанному1. Урок желательно проводить в классе, в котором парты сдвинуты к стенам, а стулья расставлены по периметру, чтобы в центре было свободное пространство для движения.

***

Цель урока: развитие музыкальности детей и способности к импровизацион- ному творчеству в совместном музицировании.

Задачи урока: обострение слухового восприятия; целенаправленное развитие различных компонентов музыкальности детей (тонкости тембрового восприятия, метроритмического чувства, гармонического слуха, чувства формы); развитие на- выков элементарной импровизации, ассоциативного мышления, звуковой фантазии и воображения, установление интуитивных смысловых связей между шумами и музыкальными звуками.

Необходимые пособия и материалы: 

  • бумажные листки различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре, упаковочная; (удобно разложить их в отдель- ные коробки).
  • бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков (см. «Китай- ский танец»); бумажные барабанчики (для «Шуточки»);
  • длинные разноцветные ленты длиной 50см из бумаги гофре, полиэтилена и легкой воздушной фольги (для бумажного фонтана);

Инструменты: маракасы, сделанные из любых маленьких коробочек, засы- панных различной крупой; открытые коробки среднего размера, в которые насыпа- на разная крупа; семечки, скорлупки от орехов (фисташек, грецких); треугольник, коробочка, тарелка, ксилофон. 

Ход урока и методические пояснения.

Программное содержание «Бумажной симфонии». На далекой Бумажной планете мирно правили два короля. Одного звали Шорох Шелестович, другого — Шелест Шорохович. На этой планете все было бумажное, даже ее жители: бумажки и бумажечки, листочки и странички, бумашуршики и бумалистики, шелешорохи и шуршебумики, шелелистики, и шуршунчики. (Пусть дети самим придумают, как еще звали жителей Бумажной планеты).

Оба короля часто ходили друг к другу в гости — они были очень дружны и так похожи, что надо было хорошо прислушаться, чтобы понять, кто из них сейчас говорит. К тому же разговаривали короли очень тихо. (Предложите детям взять разные бумажки и подумать, как создать шорох и шелест, обратив специальное внимание на то, что звуки должны быть тихими. Каждый может придумать се- бе имя — шуршунчик, бумашуршик и т.д.)

Скажите детям, что сегодня на уроке вы вместе сочините и сыграете Бумажную симфонию. Непосредственное участие в ее создании будут принимать сами короли — Шорох и Шелест.

Вступление. «И Шорох к Шелесту спешит» — модель для озвучивания стихотворного текста шумами — звуками бумаги различного качества, маракасами, щуршанием щеточки по кожаному барабану, потиранием ладошек и т.п. Первый раз продекламируйте стихотворение по строчкам, сопровождая его по своему усмотрению соответствующими звуками (графическая запись — это только толчок к вашим собственным идеям). Затем предложите сделать то же самое детям (8-10 человек), часть из которых будет «шорохами», а часть «шелестами». (Сконцентрируйте внимание детей на очень тонком тембровом различии возникающих звучаний. Его, действительно надо услышать, в чем и состоит главный педагогический смысл данной модели).

В завершении дети могут с помощью считалки выбрать двух королей и, раз- делившись на две команды, за 4-5 минут попробовать нарядить их в бумажные костюмы (приготовьте также большие газеты, разной формы кусочки цветной бумаги, бумажные ленточки и клей).

1-я часть симфонии «Бумажный лес» состоит из двух взаимосвязанных моделей: «Сто чудес» — речевой ритмической игры и песенки «Много разных звуков» с темброво-ритмической игрой «эхо». Это динамичная часть, требующая внимания детей и быстрой реакции. Она фактически является ритмической и интона- ционной разминкой, которая должна быть проведена вами за 5 минут.

«Сто чудес» — вначале «запустите» пульс с помощью звучащих жестов (шлепков и хлопков) и начинайте декламировать текст, побуждая детей вторить вам. Каноническую фразу можно не разучивать на первом же уроке. При повторении модели мелодизируйте текст по предложенному нами образцу, возможно, вы сами будете импровизировать несложные интонации. Певческая часть должна так- же проводиться как игра «эхо» — дети стараются повторить за вами услышанные интонации. Не подыгрывайте им на фортепиано, приучайте детей подстраиваться к вашему голосу, это обостряет слух и заставляет их внимательно прислушиваться. С каждым разом дети будут интонировать все точнее. На следующем уроке испо няйте эту модель с гармоническим аккомпанементом ксилофонов и металлофонов.

Спойте детям песенку «Много разных звуков» и предложите подумать, кого в утреннем лесу можно изобразить с помощью шорохов, шелеста, шуршания. Возможные варианты есть в нашей модели. Для темброво-ритмических диалогов раздайте трем группам листки простой бумаги, целлофана и маракасы. Череду их, задавайте детям для повторения различные ритмы. Игра проводится в едином метроритмическом движении, без остановок и пауз.

2-я часть «Вальс для ужей»3. Попробуйте «запустить» шуршащее остинато барабана и маракасов и спеть детям на его фоне первую часть мелодии вальса. Его вторая часть — речевая перекличка с шуршащим аккомпанементом. Дети делятся на 4 подгруппы, ритмично шурша бумажками, после чего допевают вокальную фразу части В. Предложите всем детям стать маленькими ужиками и свободно танцевать под собственное пение. Не расстраивайтесь из-за потери качества пения, это закономерно. Зато дети приобретут незаменимый опыт спонтанного «проживания» вальса в движении и образе.

3-я часть «Танец бабочек». Китайский танец. Разноцветные конфетные фантики волшебно превращаются в красивых бабочек, если их проткнуть палочкой от чупа-чупса или обычной заостренной спичкой. По две бабочки дети должны заготовить заранее и принести на урок. Вы можете сделать несколько бумажных бабочек побольше размером и раздать их для украшения танца. Когда дети будут танцевать, они все время должны вращать палочку между пальцами, поднимая и опуская руки, что создает необыкновенный эффект порхания бабочек в воздухе.

Танец исполняется сразу весь после полуминутного объяснения-показа двух движений — легкого бега на носочках и движения в круг и из круга.

Вступление: все сидят, постепенно поднимаются и образуют круг.

1-я часть. Легкий бег по кругу, вращая бабочками (8 тактов). Затем движение в круг и из круга. 

2-я часть. Легкий бег врассыпную (8 тактов), к концу собраться в два круга. Движение в круг и из круга.

3-я часть. Бег врассыпную (8 тактов), к концу каждому найти себе пару. Завершающие 8 тактов — импровизация в парах. Предложите детям вспомнить, как красиво танцуют летом две бабочки над цветами. Пусть их движения станут такими же свободными и раскованными. В конце танца надо замереть каждой паре в своей особой позе.

4-я часть. «Бумажный финал». «Шуточка» В. Селиванова. Для исполнения пьесы в оркестре сделайте бумажные барабанчики из круглых пластиковых коробочек от йогурта, обтянув их сверху плотной бумагой и закрепив обычной резинкой. Партитура пьесы задумана нами как чередование шуршания и четкого ритма (разделите детей на две группы). Эта крошечная миниатюра требует аккуратного и точного исполнения. Возможно, достичь такого качества удастся не на первом уроке.

Кода «Музыкальный фонтан». Музыка та же. Дети, взяв бумажные ленты, образуют трехэтажную композицию «фонтана» — в центре стоят несколько высоких детей с серебряными ленточками, вокруг них стоят маленькие ростом с целлофановыми ленточками, третий круг образуют остальные, присев на колено с цветными лентами. Дети импровизируют движения руками и телом, имитируя движение водяных струек. это будет самым запоминающимся моментом урока.

Первые 8 тактов — тутти, играют все. Вторые 8 тактов — цветной круг замирает. На последние 6 тактов замирают целлофановые струйки, звучат только центральные серебряные ниточки, но с концом музыки затихают и они. Возможно педагогу придется вначале «дирижировать» фонтаном, не позволяя красочному действу под музыку превратиться в баловство и хаос. Необычный материал очень вдохновляет детей, но их эмоциями надо умело управлять. В конце все аплодируют бумажным королям Шороху и Шелесту, которые помогли сыграть целую сим- фонию.

И напоследок очень важный совет: необходимо предвидеть шумные моменты урока (например, взять и положить на место бумажки, сесть на стулья после движения) и специально предупреждать их, сказав детям что-нибудь, типа: «Я сейчас закрою глаза, а вы за 10 секунд бесшумно положите все на место и сядьте на стулья». Педагогу необходимо детально представить себя и своих детей в данном уроке, проиграв его несколько раз в уме. Возможно, кому-то все это покажется слишком хлопотным, но «вход» в музыку для детей существует только через радость и игру. Их на уроке надо специально создавать. 

Автор: 

Тютюнникова Т. Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника "Бумажная пластика или картины из бумажной массы"

На что направлено:- Ознакомление с новой нетрадиционной техникой.- Развитие мелкой моторики.- Формирование навыков сотрудничества, умение договариваться и обсуждать замысел.Материалы и инструменты, не...

Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная сказка» по бумажному конструированию с детьми 3-4 лет.

Программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 3-4 лет при обучении основам бумажного конструирования.Бумажное конструирование является составной частью художествен...

Бумажнй мир, бумажная пластика в коррекционном развитии дошкольников.

Оригами - это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу....

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь;  2. закрепит...

Акция «Бумажный бум» С 27.03.18 по 6 апреля в дошкольной образовательной площадке «Ивушка»проходила экологическая Акция «Бумажный бум».Спасибо всем участникам за то, что присоединились к нашему проекту!

Акция "Бумажный бум"  - это эколого-просветительский проект по сбору макулатуры, который официально поддержал Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и котора...

Акция «Бумажный бум» С 27.03.18 по 6 апреля в дошкольной образовательной площадке «Ивушка» проходила экологическая Акция «Бумажный бум». Спасибо всем участникам за то, что присоединились к нашему проекту!

Акция "Бумажный бум"  - это эколого-просветительский проект по сбору макулатуры, который официально поддержал Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и котора...