Консультация для воспитателей по теме "Влияние музыкальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста"
статья по музыке (подготовительная группа)

Буланова Светлана Евгеньевна

Консультация для воспитателей по теме "Влияние музыкальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

Музыка обладает возможностью поднимать наш мозг на более высокий уровень мышления – для решения проблем, сравнения и противопоставления сходств и различий между объектами, анализа, формулирования вывода, обобщения и оценки информации.

 

В ходе последних исследований, было установлено, что музыка может помочь в развитии навыков рассуждения человека в пространственно-временной форме. Пространственно-временная форма рассуждения – способность воспринимать визуальный мир точно в форме мысленных образов объектов. Под этим подразумевается способность рассматривать изображения, как целиком, так и отдельные их части, сравнивать и находить взаимосвязи между структурами и частями объектов.

 

Многие исследования и эксперименты доказывают силу влияния музыки на развитие мозга. Ниже приведены некоторые примеры данных исследований 90-х годов:

 

Исследование №1:

 

В 1994 году ученые из Университета Калифорнии в Ирвине провели эксперимент, позволяющий выяснить связь между пространственным мышлением и музыкой. Они разделили 70 студентов колледжа на три группы. Каждая группа получила определенное задание.

 

Первой группе была предоставлена возможность прослушать 10 минут сонату Моцарта для двух фортепиано. Вторая группа прослушала 10 минут современной ритмично повторяющейся музыки. А третья группа вообще не слушала никакую музыку. В результате – при выполнении задания второй и третьей группами не было замечено большого различия. Однако студенты из первой группы, которые слушали музыку Моцарта, отличились. Наблюдался рост в их пространственном IQ от восьми до девяти пунктов всего за 10 минут! Хотя эффект был временным, ученые пришли к выводу, что определенные элементы в музыке привели к улучшению в пространственно-временных рассуждениях студентов. Этот феномен сейчас известен как » Эффект Моцарта».

 

Исследование №2:

 

После указанного выше эксперимента, который показал, что, прослушивание музыки приводит к кратковременному улучшению пространственно-временного суждения, ученые начали изучать, может ли быть продлен данный эффект путем изучения музыкального инструмента.

 

Чтобы узнать результат, ученые провели испытания с помощью 33 детей дошкольного возраста в Лос-Анджелесе. Они выбирали 3-летних детей, потому что кора их головного мозга все еще находится на стадии созревания, и любое воздействие с помощью музыкального образования будет наблюдаться более явно по сравнению с формировавшимся мозгом взрослого человека.

 

Первая группа состояла из 19 детей, с которыми проводились уроки игры на клавишных инструментах и уроки пения в течение восемь месяцев. Остальные 14 детей не получали какой-либо подготовки. Обучение первой группы состояло из еженедельных частных уроков игры на клавишных инструментах от 10 до 15 минут и ежедневных 30-минутных уроков пения.

 

После 8 месяцев с детьми провели испытания. Они должны были выполнить 5 заданий для проверки их пространственного мышления:

 

- По части зашифрованного изображения сформировать полную картину;

 

- Собрать фигуры по образцу, используя плоские цветные палочки;

 

- Размещение пазлов правильного цвета в пустые места на изображенных животных;

 

- Выложить геометрические фигуры, воспринимая названия на слух;

 

- Описать, что было «неправильным» или «глупым» на картине.

 

И здесь были получены следующие результаты:

 

Пространственно-временное суждение детей в группе без подготовки улучшилось лишь на 6 процентов. В то время как дети из группы, которая получила музыкальную подготовку, показали значительное улучшение в их пространственно-временном мышлении на 46 процентов!

 

Исследование №3:

 

Для подтверждения результатов вышеприведенного эксперимента, ученые провели еще одно испытание. На этот раз они приняли другую группу из 78 детей дошкольного возраста и разделили на четыре подгруппы:

 

- Первая группа состояла из 34 детей, которые получали частные уроки игры на фортепиано ежедневно;

 

- Вторая группа состояла из 20 дошкольников. Детей в этой группе обучали работе на компьютере по 10 минут каждый день;

 

- В третьей группе было 12 детей, которые получали уроки по пению;

 

- Последняя группа была контрольной, где дети не посещали каких-либо уроков.

 

Детей, были испытаны после 6 месяцев, и результаты:

 

У детей из первой группы было замечено наиболее резкое улучшение в пространственно-временном мышлений – прогресс составил 34 процента!

 

Исследование №4:

 

В 1998 году ученые выполнили еще один эксперимент с помощью математической компьютерной игры в сочетании с уроками игры на фортепиано или обучения английскому языку. Этот эксперимент был проведен в течение 4 месяцев.

 

Дети были разделены на 3 группы:

 

- Группа 1 состояла из детей, которые изучали игру на фортепиано и математические видеоигры;

 

- Группа 2 состояла из детей, которые обучались английскому языку и изучали математические видеоигры;

 

- Группа 3 была контрольной и не получала какой-либо подготовки.

 

После четырех месяцев, были проведены испытания, и получились следующие результаты:

 

Дети в группе 1 и 2, которые прошли подготовку с помощью компьютерной игры показали 100-процентное улучшение в их математических навыках по сравнению с контрольной группой. Кроме того, дети, которые получали уроки игры на фортепиано вместе с математической видеоигрой, выполнили задания на 27 процентов быстрее по вопросам, касающимся пропорциональной математики, чем те, которые прошли подготовку по английскому языку и математике. И, наконец, учителя групп также сообщили, что дети, которые обучались игре на фортепиано были более внимательными и сконцентрированными!

Развитие когнитивной сферы очень важно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления. В конце дошкольного возраста у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.

Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже

Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы, в частности – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления .

Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Существует взаимосвязь когнитивных и музыкальных способностей: уровень развития музыкальных способностей соответствует уровню развития когнитивных способностей. Исследования показали, что у детей регулярно занимающихся музыкой уровень IQ выше в 2 - 2,5 раза, чем у их сверстников не посещающих подобные занятия. И ещё, благодаря тому, что музыка и пение активизирует работу обоих полушарий мозга, у детей, регулярно занимающихся пением, музицированием и слушанием музыки, значительно быстрее развивается навык чтения, письма и счёта. Этому свидетельствует совместная методика двух выдающихся педагогов Н. Зайцева и Г. Струве. Творческая деятельность развивает чувства детей, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию внешних психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость.

Методики, основанные на разных видах деятельности, игровой процесс и частая смена (видов деятельности) способствуют, в большей степени, формированию стойкого навыка усидчивости и концентрации внимания, которые так нужны не только дошкольникам, но и школьникам для успешного процесса обучения. Основная форма образовательной деятельности с детьми в МДОАУ №63 детского сада г. Орска– музыкальные занятия. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности

Но не надо забывать, что огромные возможности для интеллектуального развития так же имеют и другие формы организации музыкальной деятельности ребенка, такие как нерегламентированная: совместная с педагогом и самостоятельная, а так же музыкальное воспитание в семье и в социуме.

Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы.

На музыкальных занятиях дети сопоставляют произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию.

Татьяна Владимировна Черниговская — выдающийся и авторитетный российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, Доктор биологических наук, профессор, Член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации СПбГУ  говорит  о том, что «музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно, особенно если ребенок начинает заниматься рано. Имеет смысл всех детей учить музыке не для приличия, а потому что это очень сильное воздействие на мозг. И какие зоны? Много разных зон. Но, как это ни парадоксально, основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые. Поэтому даже говорят о синтаксисе музыки, как там с ним мозг разбирается. Но это отдельный, довольно длинный разговор, потому что музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь». 

Таким образом, музыка и звукотерапия способствуют концентрации внимания, координации движений, укреплению памяти, увеличению скорости мышления и диапазона восприятия звуков, развитию творческих способностей, а также способностей к изучению иностранных языков. Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

Кроме того, ученые выяснили, что игра на музыкальных инструментах может избавить от болезни Альцгеймера в старческом возрасте. Чем дольше человек занимался музыкой в детстве, тем больше шансов сохранить ясность ума и твердость памяти в старости.

Как сообщает журнал Neuropsychology, в исследовании приняли участие 70 человек в возрасте от 60 до 83 лет. Уровень образования и физической формы участников был приблизительно на одном уровне. Все люди были разделены на три группы согласно их музыкальному образованию. В первую группу вошли участники не умеющие играть на музыкальных инструментах, во вторую – игравшие от одного года до девяти лет, а в третью – занимающейся музыкой более девяти лет. Участники играли на различных музыкальных инструментах: трубах, барабанах, фортепьяно и других. Специалисты оценили умственные возможности участников, в частности различные виды памяти и способности в усвоении новой информации. В результате оказалось, что чем большее количество лет обследуемый занимался игрой на музыкальных инструментах, тем лучшие результаты он демонстрировал. Самое интересное заключалось в том, что не было существенным, продолжал ли играть участник в настоящее время или бросил еще в детстве. Значение имела только длительность обучения.

Ученые считают, что длительные занятия музыкой способствуют развитию мозга через установление различных межнейрональных связей. Когда в пожилом возрасте возникают процессы деградации нервной ткани, развитая структура связей препятствует глубоким нарушениям познавательной деятельности и памяти. В результате - ниже вероятность развития болезни Альцгеймера.

Доктор педагогических наук, профессор Московского государственного института музыки, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, О.П. Радынова в своей книге «Музыкальное развитие детей»  также отмечает, что музыка развивает ребенка умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение,  беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующие настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность- умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ,   запоминание- и влияет не только на музыкальное, но и  на общее развитие ребенка.

Чувсто ритма ( третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

 О. П. Радынова  подчеркивает: слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными.

Можно задействовать различные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей  к выражению переживаний  в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.

И сейчас предлагаю вам, коллеги, выполнить одно из таких творческих заданий.

Творческое задание: во время звучания музыки участникам семинара предлагается составить из мозаики сходную с содержанием музыки картинку.

Подготовила: С.Е. Буланова, музыкальный руководитель МДОАУ «Детский сад №63 г. Орска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста»

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

                Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙПедагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.В соответс...

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

Значение активного участия воспитателя (педагога) в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель любой вовзрастной группы должен обязательно принимать активное участие в организации, проведении музыкального занятия. Его роль сложно переоценить: показать, пропеть, помочь, исправить - в...