Хотите научить ребёнка читать? Развивайте чувство ритма!
статья
В статье рассматриваются современные исследования, доказывающие связь музыкально-ритмического развития с обучением (в частности, чтению), а также некоторые упражнения для раннего развития у детей чувства ритма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие чувства ритма | 87.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ХОТИТЕ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?
РАЗВИВАЙТЕ ЧУВСТВО РИТМА!
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них…»
В.Г. Белинский
В последние несколько десятков лет перед педагогами и родителями всё острее встаёт проблема обучения детей чтению. Дети в большинстве своём не хотят читать. Почему? Причин этому несколько. Это и перегруженность обилием информации, и отсутствие свободного времени, и просто неумение читать. А ведь «… вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» (А. Герцен).
В арсенале педагогов присутствует много инструментов, способствующих более высокой обучаемости детей, в том числе чтению. В последнее время различными институтами проводятся научные исследования с целью решения этой задачи.
Уже много лет учёные спорят о силе воздействия музыки Моцарта на обучаемость детей. Термин «Эффект Моцарта» впервые был введён отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.
В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки также проводили похожие исследования и выяснили, что музыка Моцарта оказывает стимулирующий эффект на работу головного мозга. Правда, он сохраняется лишь в течение 15 минут. И если физиологическое воздействие музыки является и по сей день предметом для дискуссий, то влияние её на настроение и концентрацию бесспорно!
Исследователи из лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в США под руководством профессора Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определенному ритму и его слуховыми способностями. Их исследование было опубликовано в журнале The Journal of Neuroscience в 2018 году. Ранее эта же лаборатория успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма. Профессор и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь. Таким образом, умение удерживать ритм облегчает обучение чтению!
Как утверждает профессор Краус, результат исследования был предсказуем по причине взаимосвязи в мозге человека областей, отвечающих за механическую и визуально-слуховую реакцию на раздражители. Поэтому задачи, требующие одновременного задействования обоих этих центров, приводят к их совместной работе. По мнению исследователей, наибольшая взаимосвязь между ритмом и речью проявляется в музыке, где необходимо сочетать эти элементы в относительно равных пропорциях. Поэтому музыкантов ученые называют наиболее приспособленными к слуховому восприятию информации. «Ритм, по сути, является частью музыки и языка. И вполне возможно, что музыкальное образование с акцентом на развитие ритмических навыков, упражнения слуховой системы приводят к развитию ассоциации «звук-значение», которое так необходимо в обучении чтению. Когда вы научили мозг эффективно реагировать на звуки, он продолжает это делать, даже когда занятия музыкой прекратились», - считает профессор.
Джон Иверсен (доктор психологии, нейробиолог и музыкант, изучающий способность мозга создавать музыку) считает: проведенное исследование - это еще одно доказательство того, что музыкальные способности улучшают активность в «немузыкальных» сферах мозговой деятельности. А именно: способствуют развитию речи и слуховому восприятию (Источник: babyreporter.eu).
Так что же это – чувство ритма?
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму - смена времен года, приливы и отливы, наступление дня и ночи. Физиология человека также пронизана ритмом: биение сердца, дыхание, работа желудочно-кишечного тракта, бодрствование и сон.
Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма как нельзя лучше способствуют, помимо всего прочего, еще и оздоровлению детей. Следовательно, игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей). Однако, по утверждению исследователей, музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.
«В музыке ритм - пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн). По словам А. Артоболевской, ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
О важности развития ритмического чувства у детей в разные годы писали Э. Ж. Далькроз, создатель и распространитель системы ритмического восприятия, К. Орф, основатель системы тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов (притопов, хлопков, щелчков), отечественные педагоги и исследователи Н. Г. Александрова, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, А. Н. Ветлугина, Ю. А. Двоскина и др.
Как ритм связан со слухом?
Отличие чувства ритма от всех остальных чувств - это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар - абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.
Как развить чувство ритма у ребёнка?
Чувство ритма развивается ещё в материнской утробе, когда эмбрион всем телом ощущает биение материнского сердца. Сразу после рождения малыша старайтесь больше разговаривать с ним. Песенки, стишки, потешки, которые произносит мама во время ежедневных занятий с малышом, - всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».
Зарядка или массаж с потешкой (Источник: nii-evrika.ru).
Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:
«Мы проснулись, мы проснулись!» На слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди.
«Сладко, сладко потянулись!» На словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх.
«Маме с папой улыбнулись!» Улыбаемся малышу.
Такими потешками рекомендуется сопровождать все режимные моменты. Это, помимо развития ритмического чувства, вызывает у ребёнка положительные эмоции.
После полугода ребёнок уже сам может выполнять ритмические упражнения. У малыша в достаточном количестве должны быть погремушки, молоточки, разнообразные звучащие предметы (палочки, крышки от кастрюль и пр.)
Когда ваш малыш достигнет года и уже свободно передвигается по дому, включаем в занятия ритмичную ходьбу. Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Также включайте для прослушивания больше музыкальных произведений. Пусть это будут не только детские песни, но и классика – Чайковский, Моцарт, Гайдн и др.
В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример ритмического подражания.
Повторяй за мной
Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:
Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.
Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.
Маршируем активнее
Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:
РАЗ, два, ТРИ, четыре…
Затем начните считать по-другому:
РАЗ, ДВА, три, четыре…
Или так:
Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…
После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.
Стихотворение или песня в сопровождении ритмичных звуков
Вспоминаем стихотворение или песню, которые малыш знает наизусть. Пусть расскажет или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом ритме.
Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:
С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались Бум-бум-бум!
И удары раздавались Бум-бум-бум!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят: Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный взрослым.
Капля - раз! Капля - два! Капли медленно сперва.
Стали капли ударять, капля каплю догонять.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!
(Источник: https://multiurok.ru, Бессолова З. С., Занимательные упражнения для развития чувства ритма у детей)
По мере взросления детей от игр с предметами можно переходить к упражнениям с карточками. Начинаем с самых простейших заданий.
Ритмическое эхо
Прохлопайте ритмы имён, слов, ребёнок должен повторить ритмический рисунок, хлопая в ладоши. Первоначально мы учим детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой величины независимо от ударения в слове.
Молоко, бабушка, поляна:
Мама, папа, цветок, банан:
В дальнейшем усложняем задание: ударный слог на карточке обозначаем кружком большего размера.
Молоко:
Бабушка:
Поляна:
Мама, папа:
Цветок, банан:
Это упражнение, по сути, является подготовительным к определению слоговой структуры слова, а также подводит к пониманию соотношения длительностей (что в дальнейшем поможет в обучении музыке).
Одно из следующих заданий – ритмизация заданных текстов. Проговорите стихотворный текст (дразнилку, считалку), одновременно сопровождая его хлопками, передавая ритмический рисунок – ребёнок должен повторить. Ритмический рисунок выкладывается на столе, прохлопывается, проигрывается на ударных инструментах. Потом предложите узнать выбранный отрывок из нескольких ритмических карточек.
Выйди, выйди, солнышко, мы посеем зёрнышко!
В дальнейшем, усложняя задачу, можно предложить подобрать ритмические карточки к музыкальным темам из известных детям произведений классиков. Чтобы облегчить выполнение этого сложного задания, научите детей использовать так называемые «ритмические слоги». Обычно на долгих звуках произносят слог «ТА», на коротких – «ти». Например:
П. И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
ТА ТА ТА ТА ти ти ТА ТА ТА
Людвиг В. Бетховен V симфония
ти ти ти ТА ти ти ти ТА
В. А.Моцарт Рондо в турецком стиле
ти ти ти ти ТА ти ти ти ти ТА
ти ти ти ти ти ти ти ти ти ти ти ти ТА
Изложенных выше игр и упражнений вполне достаточно для развития ритмического слуха у дошкольников. Главное в занятиях – постепенное усложнение заданий и регулярность. Если следовать этим правилам, результат не заставит себя ждать.
Так что, если вы хотите научить ребёнка читать, развивайте чувство ритма!
Рекомендуемая литература по теме:
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». Санкт-Петербург 2007г.
Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». –М., 2005.
Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками:Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей "Развиваем чувство ритма на музыкальных занятиях"
Статья для родителей....
Музыкально - дидактические игры: развиваем чувство ритма.
Музыкально - дидактические игры помогают развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки....
"Развиваем чувство ритма дошкольников вместе".
Консультация для родителей....
Развиваем чувство ритма
С помощью этой презентации вы с легкостью сможете научить дошколят длинным и коротким звукам!...
Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)
Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...
Развиваем чувство ритма
для родителей...
Держи ритм! Для чего нужно развивать чувство ритма.
Рассказываем, для чего человеку нужно чувство ритма....