Рабочая программа музыка старшая группа
рабочая программа по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №195 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
(МБДОУ «Д/с №195»)
ПРИНЯТА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании | приказом заведующего |
Педагогического совета | МБДОУ «Д/с №195» |
протокол №________ | ___________В.И. Большакова |
от «____»____________2019 | от «___»__________2020 №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №195»
старшей группы (от 5 до 6 лет)
на 2019/2020 учебный год
Разработчик: |
музыкальный руководитель |
А.А. Фадеева |
Оглавление
1.2 Цели и задачи рабочей программы. 3
1.4.Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 5
1.5.Планируемые результаты освоению рабочей программы. 5
Старшая группа (от 5 до 6 лет) 6
Система оценки результатов освоения рабочей программы 7
2.1.Описание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел музыкальная деятельность. 8
2.2. Описание вариативных форм, способов и методов реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 8
Методы и средства реализации рабочей программы 12
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 14
2.4. Способы поддержки детской инициативности и освоения рабочей программы. 14
2.5. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. 16
3.1. Описание материально – технического обеспечения рабочей программы. 18
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы. Средства обучения и воспитания. 18
3.3.Модель воспитательно-образовательного процесса. 20
3.4.Учебный план. Расписание занятий 20
3.6.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 24
4.Дополнительный раздел (краткая презентация программы) 25
5. Лист изменений и дополнений 28
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №195» (далее – рабочая программа) - нормативный документ, определяющий содержание по образовательной области «Художественно- эстетического развития» детей от 5до 6 лет.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составила образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №195».
Рабочая программа структурирована в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и содержит три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Каплуновой И. М., Новоскольцевой И.А. «Ладушки».
Рабочая программа для всех участников образовательного процесса:
- определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов ДОУ;
- способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении;
- обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Рабочая программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.2 Цели и задачи рабочей программы.
Цели и задачи Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (от 5 до 6лет) Каплунова И. М. Новоскольцева И. А.Ладушки.
Цель: воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально - художественной деятельности.
Задачи:
- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
- заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
- приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
- подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
- развивать коммуникативные способности;
- научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;
- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности;
- обеспечить преемственность музыкального воспитания между ДОУ и начальной школой;
- обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в общем педагогическом процессе, организовать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
1.3.Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
- Принцип комфортности: создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, дает возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
- Принцип целостного подхода: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
- Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности (организация мини-концертов на знакомом материале).
- Оказание поддержки родителям в организации художественно-творческой и музыкальной деятельности детей в домашних условиях ( консультации, творческие игры, совместные мероприятия).
- Принцип последовательности: усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
- Принцип культуросообразности и сезонности: соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем.
- Принцип партнерства: общение с детьми происходит на равных, партнерских отношениях. Группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель - единое целое.
- Принцип положительной оценки: никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок – все хорошо.
- Принцип паритета: любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности.
1.4.Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей
Реализация рабочей программы рассчитана на 1 год. Рабочая программа охватывает возрастной период физического и психического развития детей от 5 до6 лет.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 1
Рабочая программа учитывает современную социокультурную ситуацию развития ребёнка:
- большая открытость мира и доступность его познания для ребёнка (больше источников информации: телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек); агрессивность доступной для ребёнка информации;
- культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур;
- сложности окружающей среды с технологической точки зрения, нарушение устоявшейся традиции передачи знаний и опыта от взрослых детям;
- быстрой изменяемости окружающего мира: понимание ребёнком важности и неважности (второстепенности) информации, усиление роли взрослого в защите ребёнка от негативного воздействия излишних источников информации;
- агрессивности окружающей среды, наличия многочисленных вредных для здоровья детей факторов, возрастание роли инклюзивного образования.
Характеристика особенности развития детей
дошкольного возраста Старшая группа (от 5 до 6 лет).
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.5.Планируемые результаты освоению рабочей программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
- ребенок обладает развитым воображением;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению;
эмоционально отзывается на произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность)
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Музыкально-ритмические движения
1.ритмично ходит в одном направлении, сохраняя дистанцию;
2.ходят парами, тройками, вдоль стен, врассыпную;
3.останавливается четко, с концом музыки;
4.придумывает различные фигуры;
5.выполняют движения по подгруппам;
6.четко, непринуждённо выполняет поскоки с ноги на ногу;
7.разннобразно ритмично хлопает;
8.выполняет пружинящие шаги;
9.прыгает на месте, с продвижением, с поворотами;
10.двигается галопом, передает выразительный образ;
11.движения плавные.
Развитие чувства ритма. Музицирование
1.проговаривает ритмические формулы (долгие и короткие звуки),
выложенный на фланелеграфе;
2.прохлопывает ритмические песенки;
3.понимает и ощущает четырехдольный размер;
4.играет на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы;
5.выслушивает предложенный ритм до конца и повторяет его.
Пальчиковая гимнастика
1.развита речь, артикуляционный аппарат;
2.внимателен, запоминает, интонационно выразителен;
3.чувствует ритм;
4.сформировано понятие звуковысотности.
Слушание музыки
1.знаком с творчеством П.И. Чайковского, произведениями из
«Детского альбома»;
2.различает трехчастную форму;
3.знаком с танцевальными жанрами;
4.выражает характер произведения в движении;
5.определяет жанр и характер музыкального произведения;
6.запоминает и выразительно читает стихи;
7.выражает сове отношение к музыкальному произведению в рисунке
Распевание, пение
1.поет выразительно, протягивая гласные звуки;
2.сопровождает пение интонационными движениями;
3.самотоятельно придумывает продолжение или короткие истории к песням;
4.аккомпанирует на музыкальных инструментах;
5.поет соло, подгруппой, цепочкой, «закрытым звуком»;
6.расширен певческий диапазон.
Игры, пляски, хороводы
1.ходит простым русским хороводным шагом;
2.выполняет танцевальные движения: поскоки, притопы, «ковырялочку», «пружинку», с поворотом корпуса;
3.движения эмоциональны, изменяет характер и динамику с изменением силы звучания музыки;
4.ощущает музыкальные фразы;
5.чередует хороводные шаги с притопами, кружением;
6.перестраивается;
7.согласовывает плясовые движения с текстом песен и хороводов; 8.самостоятельно начинает и заканчивает движения;
9.развито танцевальное творчество
Система оценки результатов освоения рабочей программы
В соответствии с ФГОС ДО целевых ориентиров не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Данные целевые ориентиры не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
При реализации рабочей программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится музыкальным руководителем в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования
2) оптимизации работы с группой детей.
2.Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел музыкальная деятельность.
Содержание образовательной деятельности по возрастам представлено на стр. 31-90 данной парциальной программы (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. Спб, 2015.) | |
Возрастная группа | Методическое пособие |
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева Старшая группа (от 5 до 6 лет). Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. – С.-П.: «Копозитор», 2017, 308 стр. |
2.2. Описание вариативных форм, способов и методов реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
1. Понятие «занятие» в рабочей программе рассматривается, как непосредственно – образовательная деятельность, которая специально организуется педагогом для освоения детьми содержания образовательных областей.
2. Структура расписания непосредственно-образовательной деятельности предусматривает и предполагает внутреннюю интеграцию содержания образовательных областей, видов деятельности детей, форм организации.
Формы реализации рабочей программы
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников в музыкально-художественной деятельности. Виды игр: игра с правилами, подвижная игра, малоподвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), музыкально - дидактическая игра, сюжетно – ролевая.
Проект — это создание участниками образовательных отношений таких условий, которые позволяют самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
Культурные практики - Это – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Оздоровительные практики – организация практической деятельности по сохранению и стимулированию здоровья ребенка, через использование разных видов здоровье сберегающих технологий: подвижные игры, релаксации, утренняя гимнастика: пальчиковая, дыхательная игра. Беседы, загадки, рассказывание, разговор. Слушание музыки, исполнение и творчество.
В образовательном процессе используются и реализуются следующие технологии:
1. Здоровье сберегающие технологии
2. Технологии проектной деятельности
3. Технологии проблемного обучения
4. Личностно - ориентированные технологии
технология | задачи | форма организации, методы |
Здоровье сберегающие технологии | 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья 2. Увеличение резервов здоровья | 1. Утренняя гимнастика. 2. Подвижные игры. 3.Пальчиковая гимнастика. 4. Дыхательная. 5. Артикуляционная. 6. Релаксационные паузы. 7. Динамические паузы. 8.Элементы музыкотерапии. |
Технологии проектной деятельности | 1.Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников. 2.Развитие личностных качеств ребенка. 3.Развитие и обогащение социально - личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия | 1. Работа в группах, парах, индивидуально. 2. Беседы. 3. Форма организации: организация детских мероприятий, демонстрирующих результаты творческой деятельности, участие в конкурсах, постановка спектаклей. |
Технологии проблемного обучения | 1.Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к мышлению. 2.Развитие познавательных способностей, любознательности, умения принимать совместные и самостоятельные решения 3. Формирование умения прийти на помощь другу. 4.Развитие и обогащение социально - личностного опыта дошкольников. | 1. Организация проблемных ситуаций. 2. Постановка и решение вопросов проблемного характера 3. Беседы, обсуждение совместной деятельности. 4. Использование методов: ЛЭП буков и др. |
Технологии исследовательской деятельности | 1.Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций. 2.Развитие творческих способностей дошкольников. 3.Развитие личностных качеств ребенка. | 1Постановка и решение вопросов проблемного характера 2. Наблюдения 3. Изучение литературы, интернет – ресурсов. 4. «Погружение» в звуки и музыкальные образы., 5. Использование художественного слова 6. Музыкально - дидактические игры. 7. Демонстрация результатов разными способами. 8. Участие в конкурсах. |
Личностно- ориентированные технологии | 1. Обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам. 2. Развитие индивидуализации ребенка через разные виды и формы организации деятельности. | 1. Сопровождение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту 2. Поддержка интересов и инициативы и успешности ребенка через участие в конкурсах, праздниках и развлечениях. 3. Организация культурных практик |
Социо - игровые технологии | 1. Развитие полноценной личности ребенка через основную деятельность –игровую. 2. Формирование конструктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений 3. Решение задач позитивной социализации дошкольников 4. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя. | 1. Коллективные дела, работа в группах на НОД 2. Определение правил группы, общения, правил деятельности 3. Организация игр с правилами, игр-соревнований, игр-драматизаций, музыкально - дидактических игр 4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
|
Одним из основных направлений музыкальной деятельности является использование проектного метода. Тематика проектов определяется социальной ситуацией, интересами, способностями, возможностями педагогов и детей, а также комплексно – тематическим планированием или событиями в ДОУ, городе, стране.
При реализации содержания рабочей программы эффективно используются проекты: «День матери», «День смеха», «Пасха», «День Победы».
Способы реализации содержания образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» в образовательном процессе ДОУ
Реализация образовательного содержания рабочей программы осуществляется в процессе непосредственно-организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в процессе режимных моментов, самостоятельной деятельности.
Способы реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел музыкальная деятельность
Непосредственно- образовательная деятельность (НОД), проекты | Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей и культурные практики (создание условий) |
НОД Музыка | Разучивание песен, танцев, сценок, игр для праздников и развлечений | Музыкально – дидактические игры |
Культурные практики | ||
Игровая деятельность |
| |
Участие детей в праздниках и концертах ДОУ | Подвижные игры | Музыкальный зал |
Реализация проектов. | Музыкально – дидактические игры | Музыкальный зал |
Развлечения с использованием приемов различной деятельности: «День знаний», «Осенины», «День смеха», «Пасха», «Масленица», «День матери» | Организация детских мастер - классов | Игры - драматизации |
Праздники | Театрализованные игры | Музыкально – дидактические игры |
Участие воспитанников в городских, краевых мероприятиях, фестивалях, конкурсах: «Дорогою добра», «Фольклорный фестиваль «Сибирские беседы », Фольклорный фестиваль «Солнцеворот», Конкурс вокалистов «Колибри», «Маленькая страна». | Игры - драматизации | Создание развивающей предметно- пространственной среды: «Центр музыкального развития», наличие фонотеки и видеотеки для просмотра и слушания |
Просмотр презентаций с использованием интерактивного оборудования. | Совместная продуктивная деятельность | Реализация комплексно – тематического планирования. |
Мастер – классы для детей и родителей | Игровая деятельность по музыке | Презентация своих работ, авторских выставок |
Слушание музыкальных произведений | ||
Просмотр видеороликов, презентаций, иллюстраций, буклетов. | ||
Встречи с интересными людьми. |
Методы и средства реализации рабочей программы
Название метода | Определение метода | Рекомендация по их применению |
Методы по источнику знаний | ||
Словесные | Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. | Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям. |
Наглядные | Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. | Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, иллюстраций, фотографий и пр. Метод демонстраций связан с показом видео слайдов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования или ноутбук. |
Практические | Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. | Выполнение практических заданий является неотъемлемой частью осуществления системно –деятельностного подхода, проводится во время или после ознакомления детей с тем или иным содержанием и носят творческий характер. Практическая деятельность проводится не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной и самостоятельной деятельности. Педагогами создаются условия в образовательной среде для возникновения самостоятельной практической и продуктивной деятельности. |
Методы по характеру образовательной деятельности детей | ||
Информационно-рецептивный | Педагог сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. | Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями. |
Репродуктивный | Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога. | Деятельность педагога заключается в разработке метода, а деятельность детей – в выполнении действий по показу. |
Частично-поисковый | Суть его состоит в том, что педагог расчленяет проблемную задачу на под проблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. | Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. |
Активные методы | Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. | Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, музыкально - дидактических игр. В группу активных методов образования входят музыкально - дидактические игры, развлечения, театрализация и т.д. |
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Непосредственно–образовательная деятельность организовывается со всей группой с учетом индивидуальных особенностей детей.
Реализация содержания художественного - эстетического воспитания осуществляется в процессе:
а) совместной непосредственно–образовательной деятельности;
б) в процессе режимных моментов;
в) в процессе самостоятельной деятельности, освоения культурных практик.
Культурные практики, представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка. Они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с окружающими и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка. Такие умения интенсивно формируются в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни - исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают: содержание, качество и направленность его действий и поступков; индивидуальные особенности его действий; принятие общезначимых культурных образцов деятельности и поведения.
В музыкальном зале созданы условия для возникновения культурных практик детей (самостоятельная деятельность детей), основанных на интересах, потребностях детей в саморазвитии, направленных на освоение мира культуры, социума, становление компетенций детей. Эта деятельность основывается на текущих интересах детей и осуществляет педагогическую поддержку каждому ребенку.
Используем следующей формы:
- ритуалы встреч и прощаний
- обязательный сбор для проведения «бесед в круге», организации детского совета, совместного планирования (проговаривания) плана;
- объединение усилий семьи и детского сада для создания благоприятных условий развития детей;
- ведение психолого-педагогического наблюдения за ребенком в адаптационный период, обеспечивающего информацию о ходе адаптации ребенка, влияющую на выбор педагогических стратегий в детском саду и в семье;
- организация взаимодействия детей в музыкальном уголке группы на основе интересов, способностей дошкольников.
- организация культурных практик ребенка на основе их собственного выбора.
2.4. Способы поддержки детской инициативности и освоения рабочей программы.
На музыкальных занятиях осуществляется психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации детей, создаются условия для развития уверенности в себе и своих силах, желания и стремления детей быть успешными и необходимыми, развития способности проявлять инициативу и творчество.
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка является главным условием развития и поддержки детской инициативы.
Аспекты, обеспечивающие поддержку детской инициативы | Условия |
эмоциональное | -общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; -внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями; -помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения; -создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду; |
доброжелательность, внимательное отношение | -устанавливать понятные для детей правила взаимодействия; -поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста в выборе танца, игры. |
самостоятельность | -при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; -совершать выбор и обосновывать его (например, в постановке сюжетных танцев, показ повадок животных, птиц и т.д.); -предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); -оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде. |
познавательная деятельность | -регулярно предлагать детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; -регулярно предлагать детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; -обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; -поощрять и поддерживать ребенка за активное участие в играх, танцах, постановках; -предлагать дополнительные средства в музыкальном развитии (двигательные, образные, в т. ч. иллюстрации, видео ролики и др.) |
самовыражение средствами искусства | -планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения; -создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; -создавать условия и поддерживать ребенка при организации детских мастер – классов, презентации опыта, своей работы, проекта и т.д. -оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми навыками; -организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут демонстрировать свои музыкальные способности для детей разных групп и родителей; -организовывать участие детей в конкурсах, фестивалях различного уровня; -привлекать и поощрять участие в театрализации, танцах, игре на детских музыкальных инструментах детей с разными возможностями здоровья. |
Для поддержки детской инициативы, музыкальным руководителем организуется участие детей в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Ежегодно участвуют в городском детском музыкальном конкурсе «Дорогою добра», международном фольклорном фестивале-конкурсе «Сибирские беседы», краевом фольклорном фестивале «Солнцеворот», районном конкурсе вокалистов «Колибри», городском конкурсе «Маленькая страна».
2.5. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Именно поэтому основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способность разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Мероприятия по взаимодействию с семьей:
Месяц | Форма работы |
Сентябрь | -Консультация “Путешествие в удивительный мир музыки", встреча с родителями -«День знаний» - привлечь родителей к проведению развлечения |
Октябрь | -Консультация «Поем вместе с мамой», -«Мастерим костюмы к празднику», индивидуальные консультации при подготовке детей к осенним праздникам - «Правила поведения родителей на утренниках» - информационные уголки в группах |
Ноябрь | - «День Матери» - семейная гостиная -«Музыкальное воспитание»- консультация |
Декабрь | - «Новый год» - устные рекомендации по подготовке к зимним праздникам, обсуждение костюмов для представления, оформление музыкального зала -«Советы по подготовке детского карнавального костюма»- папки передвижки -«Учим ребенка слушать музыку» - информационный уголок |
Январь | - «Музыкальное развитие»- журналы -«Музыка как часть повседневной жизни» - папки передвижки |
Февраль | - «Растим защитников» - совместные выступления детей и родителей - «Пойте детям перед сном»- информационный уголок в приемных |
Март | - «Музыкальные инструменты своими руками» - мастер – класс - «Мамин праздник» - совместные выступления детей и родителей |
Апрель | -«Музыкальный ребенок» - консультация - «Волшебные пальчики»- пальчиковые игры рекомендации |
Май | - «День Победы» |
2.6. Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Региональный компонент
Программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:
- культурными - через изучение и максимальное культурных особенностей края и воспитательно-образовательной работы.
- средствами использования опыта работы педагогов МБДОУ Алтайского края по ознакомлению детей с национальными и культурными особенностями края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры.
Реализация регионального компонента осуществляется в образовательной деятельности в режимных моментах с учетом принципов:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- сотрудничество ДОУ с семьей
Национально-культурные особенности: | Обучение и воспитание учитывают реальные потребности детей различной этнической принадлежности (несмотря на то, что процент детей билингвов среди воспитанников ДОУ невелик). Педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности. |
Региональные особенности: | Алтайский край издавна славится своими умельцами, историей, культурой. Все это направляет деятельность на знакомство с народными песнями, танцами, выдающимися земляками, природой родного края. |
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально – технического обеспечения рабочей программы.
Важнейшим показателем качества работы по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в группах.
Оборудование помещения музыкального зала безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и способствует развитию детей дошкольного возраста.
Мебель соответствует возрасту и росту детей, музыкальные инструменты, игрушки обеспечивают максимальный для каждого возраста детей развивающий эффект, поддерживают интерес и инициативу дошкольников.
Пространство музыкального зала организовано и оснащено достаточным количеством развивающих материалов и оборудования детские (музыкальные инструменты, игрушки, детские костюмы, маски, различные атрибуты для игр и танцев, иллюстрации, альбомы композиторов, и пр.).
Подобная организация пространства дает детям возможность выбора, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение музыкальных зон в группах динамично изменяется в соответствии с возрастом детей и комплексно - тематическим планированием образовательного процесса.
Технические средства реализации рабочей программы
Наименование | Характеристика | Кол-во | Размещение |
средства ТСО | фортепиано музыкальный центр LG музыкальный центр SONI телевизор мультимедийная установка | 1 1 1 1 1 | музыкальный зал музыкальный зал музыкальный зал музыкальный зал музыкальный зал |
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы. Средства обучения и воспитания.
Методическое обеспечение образовательного процесса «Художественно – эстетического развития» реализуется с учетом комплексно–тематического планирования образовательной деятельности, образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
методические пособия часть, формируемая участниками образовательных отношений | Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением (3 СD), старшая группа. |
музыкально-дидактические игры | Развитие музыкального слуха и памяти: «Что делают в домике?» «Сколько нас поет?» «Теремок» «Кого встретил колобок?» «Подумай и отгадай» «Найди игрушку» «Цветик – семицветик» Развитие тембрового слуха: 2.1. «Звенящие колокольчики» 2.2. «Музыкальные загадки» 2.3. «Музыкальная поляна» 2.4. «На чем я играю?» 2.5. «Нам игрушки принесли» Развитие звуковысотного слуха: 3.1. «Высокие и низкие звуки» 3.2. «Лесенка - чудесенка» 3.3. «Нотки малышам» 3.4. «Птица и птенчики» 3.5. «Найди нужный колокольчик» 3.6. «Музыкальное лото» 3.7. «Три поросенка» 3.8. «Нотки в радуге» 3.9. «Веселые мячи» 3.10. «Кот и мыши» 3.11. «Солнышко» 3.12. «Курица и цыплята» На развитие чувства ритма: 4.1. «Веселые подружки» 4.2. Ритмодекламации 4.3. «К нам гости пришли» Развивать представление о разных жанрах музыки: 5.1. «Три цветка» 5.2. «Весело - грустно» 5.3. «Три танца» 5.4. «Какая музыка звучит?» 5.5. «Цветная музыка» Развивать представление об изобразительных возможностях музыки: 6.1. «Солнышко и тучка» 6.2. «Выбери инструмент» 6.3. «Море» 6.4. «Песня, танец, марш» Развитие детского творчества: 7.1. «Музыкальный магазин» 7.2. «Музыкальные птенчики» 7.3. «Наш оркестр» 7.4. «Приглашение» |
демонстрационный материал | Музыкальные инструменты» - (духовые, струнные, народные) «Портреты Русских композиторов» «Портреты Зарубежных композиторов» «Портреты детских композиторов» |
Наглядно – дидактические средства | «Музыкальные инструменты», «Где живет музыка», «Времена года», «В мире музыки» для детей 2-4 лет, 5-6 лет |
детские музыкальные инструменты | Металлофоны, ксилофон, диатонические колокольчики, бубны, трещетки, бубенцы, маракасы, румбы, барабаны, дудочки, свистульки, шумовые инструменты |
3.3.Модель воспитательно-образовательного процесса.
Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный год начинается с 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день.
Продолжительность учебного года с 1 сентября текущего года по 31 мая последующего года. Летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа. В середине занятий статического характера проводятся физкультминутки. В летний оздоровительный период осуществляется образовательная деятельность по реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» (НОД «Музыка»).
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г., № 28564):
- Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов.
- Максимальная продолжительность непрерывной непосредственно-образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут.
- В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
- Конкретный режим посещения ребенком Учреждения устанавливается договором об образовании, заключаемом между Учреждением и родителями (законными представителями) ребёнка.
Планируемые результаты дошкольного образования достигаются посредством разных форм образовательного сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками в развивающей образовательной среде. Образовательное содержание реализуется через сказки, игры, искусство; проецируется на решение несложных жизненных ситуаций, практическую деятельность, общение со сверстниками, самопознание.
3.4.Учебный план. Расписание занятий
Учебный план непосредственно- образовательной деятельности
по пятидневной неделе детей от 5 до 6лет на 2019/2020 учебный год.
Базо вый | |||
Старшая группа | |||
Музы-ка | Г | Н | М |
71 | 2 | 8-9 |
Расписание непосредственно образовательной деятельности
дни недели | Старшая группа |
понедельник | 9.00 – 9.25 музыка |
вторник | |
среда | 9.35 – 09.55. музыка |
четверг | |
пятница |
Непосредственно-образовательная деятельность
Музыка (от 5 до 6 лет)
Сентябрь
№ | Дата | Методическое обеспечение |
1 | 02.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.3 |
2 | 04.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.3 |
3 | 09.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.6 |
4 | 11.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.8 |
5 | 16.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.11 |
6 | 18.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.14 |
7 | 23.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа «Композитор Санкт-Петербург»-2015. Стр.16 |
8 | 25.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.19 |
9 | 30.09.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.21 |
Октябрь
№ | Дата | Методическое обеспечение |
10 | 02.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.24 |
11 | 07.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.27 |
12 | 09.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.30 |
13 | 14.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.32 |
14 | 16.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.34 |
15 | 21.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.36 |
16 | 23.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.38 |
17 | 28.10.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.41 |
18 | 30.10.19. | И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Праздник каждый день» Старшая группа стр.43 |
Ноябрь
№ | Дата | Методическое обеспечение |
19 | 06.11.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.48 |
20 | 11.11.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.50 |
21 | 13.11.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.52 |
22 | 18.11.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.54 |
23 | 20.11.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.55 |
24 | 25.11.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.57 |
25 | 27.11.19. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.60 |
Декабрь
№ | Дата | Методическое обеспечение |
26 | 02.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.62 |
27 | 04.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.64 |
28 | 09.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.67 |
29 | 11.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.69 |
30 | 16.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.71 |
31 | 18.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.73 |
32 | 23.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.76 |
33 | 25.12.18. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.73 |
34 | 30.12.19. | .М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.78 |
Январь
№ | Дата | Методическое обеспечение |
35 | 13.01.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.80 |
36 | 15.01.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.82 |
37 | 20.01.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.83 |
38 | 22.01.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.85 |
39 | 27.01.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.87 |
40 | 29.01.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.89 |
Февраль
№ | Дата | Методическое обеспечение |
41 | 03.02.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.92 |
42 | 05.02.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.94 |
43 | 10.02.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.95 |
44 | 12.02.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.97 |
45 | 17.02.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.99 |
46 | 19.02.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.101 |
47 | 26.02.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.104 |
Март
№ | Дата | Методическое обеспечение |
48 | 03.03.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.107 |
49 | 04.03.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.109 |
50 | 11.03.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.113 |
51 | 16.03.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.115 |
52 | 18.03.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.117 |
53 | 23.03.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.119 |
54 | 25.03.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.120 |
55 | 30.08.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.123 |
Апрель
№ | Дата | Методическое обеспечение |
56 | 01.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.125 |
57 | 06.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.127 |
58 | 08.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.129 |
59 | 13.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.131 |
60 | 15.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.133 |
61 | 20.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.134 |
62 | 22.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.136 |
63 | 27.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.137 |
64 | 29.04.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа . Стр.138 |
Май
№ | Дата | Методическое обеспечение |
65 | 04.05.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.140 |
66 | 06.05.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.142 |
67 | 13.05.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.143 |
68 | 18.05.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.145 |
69 | 20.05.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.146 |
70 | 25.05.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.148 |
71 | 27.05.20. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день » старшая группа Стр.149 |
3.6.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому необходимо введение традиций в жизнедеятельность ДОУ. Каждая традиция решает определенные образовательные задачи и соответствует возрастным особенностям детей.
Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию самовыражения через разные формы презентации, развитию уверенности в себе и конструктивному общению со всеми участниками образовательных отношений.
Развлечения. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из комплексно – тематического планирования деятельности, событий в ДОУ, городе, крае, стране, в которых отражается время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром: музыкальная сказка «Волк и семеро козлят», спортивное развлечение с детьми и родителями «Мой папа самый сильный» посвящённое 23 февраля, блок мероприятий посвящённым Великой Победе: тематический концерт «День Победы», тематические развлечения –«День матери», «День юмора».
Праздники. Приобщение детей к истокам русской народной культуры возможно и через организацию праздников. Цель: развивать желание принимать участие в праздниках. Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране. Воспитывать уважение к народным традициям малой Родины, страны. В ДОУ организуются праздники народного календаря: «Осенины», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Красная горка».
Праздники планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.
3.7. Особенности организации, развивающей предметно–пространственной среды
Развивающая музыкальная среда способствует развитию детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, обеспечивает возможность для двигательной активности в музыкальных играх и плясках, для общения в процессе восприятия музыки и совместной музыкальной деятельности.
Образовательное пространство музыкального зала оснащено специальным оборудованием (музыкальным центром, акустической системой, мультимедийной установкой), профессиональным музыкальным инструментом , богатой фонотекой и разнообразными детскими музыкальными инструментами.
В музыкальном кабинете имеются необходимые атрибуты (султанчики, платочки, ленточки, колпачки, листочки, цветы, шарфы и т.д.), пособия (музыкально-дидактические игры, иллюстрации, портреты композиторов и т.д.), аудио-видео-тека в соответствии с программой.
Предметная среда музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Видоизменяется и оформление музыкального зала в соответствии с временем года, праздничной датой или тематикой мероприятия.
В музыкальном зале имеются различные пространственные зоны (для слушания и размышлений о музыке, для музыкально-ритмической, исполнительской и театральной деятельности), что соответствует принципу вариативности среды.
Детские музыкальные инструменты, атрибуты и пособия в музыкальном зале постоянно изготавливаются и приобретаются новые с учётом изменяющихся интересов и возможностей детей.
В каждой возрастной группе имеются музыкальные уголки для детей и папки-передвижки с консультациями и памятками для родителей, которые так же имеют периодическую сменяемость и наполняемость.
4.Дополнительный раздел (краткая презентация программы)
Рабочая программа музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №195» (далее – рабочая программа) - нормативный документ, определяющий содержание по образовательной области «Художественно- эстетического развития» детей от 2 до 7 лет.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составила образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №195».
Рабочая программа структурирована в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и содержит три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. Рабочая программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Каплунова И. М. Новоскольцева И.А. Ладушки (с 2 до 7 лет).
Программа направлена:
- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Рабочая программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования детей:
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмов развития ребенка):
- для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Решение программных образовательных задач предусматривается как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов – совместной образовательной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей.
Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:
- развивающая предметно-пространственная образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте в соответствии с образовательной программой дошкольного образования
«От рождения до школы»
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности;
- соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»; имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается их соблюдать;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им; проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;
- проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх;
- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе;
- проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
- имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Лист изменений и дополнений
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...
Консультация для воспитателей "Рабочая программа в старшей группе. Программа "Развитие"
Рабочая программа...
рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа для старшей группы.Перспективный план для старшей группы.
Годовые задачи,сетка занятий....
Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...
Рабочая программа музыка средняя группа
Рабочая программа музыка средняя группа...
Рабочая программа музыка подготовительная группа
Рабочая программа музыка подготовительная группа...