Приобщение детей к русской народной культуре через разные формы образовательной деятельности
консультация

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный  период  становления  личности, когда  закладываются  базовые  системы  ценностей. Формируется  мировоззрение,  национальное  сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение  детей к народной  культуре  является  средством воспитания  у них патриотических  чувств и развития духовности. Отсутствие  знаний  делает человека равнодушным,а  равнодушие  разъедает  не  только  памятники  старины, но и души людей.

Каким мы  хотим  видеть  наше  будущее, во  многом  зависит  от  нас и от  тех  принципов, которые  мы  заложим в  сознание  детей. Каков  человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он  создаёт  вокруг  себя.

  Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. 

  Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

 Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности,  и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Когда создавали  «Кубанский уголок». Здесь проводится  непосредственно-образовательная  деятельность  по  ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с  народным  костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, знакомлю с  потешками, пословицами, поговорками, народными приметами. В обстановке русского быта дети быстрее запомнят сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки и песни, народные приметы.

В мире  вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская  роспись, городецкая роспись и  хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе  по  дереву; причудливые деревянные и глиняные  игрушки.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития детей побуждает  вводить  как  можно  чаще народные игры в  организацию двигательной активности детей. Вслушайтесь  в названия  игр «Золотые  ворота», «Ручеёк, «Коршун», «Городки» и вы  сразу  поймёте  их содержательность, возможность  привлечь  детское  внимание и передать  историю и культуру  русского народа,  возможность  двигательной  активности детей.

Родители   участники педагогического  процесса:  принимают   участие в проведении русских народных  праздниках, в  подготовке и подборе  атрибутов в мини-музей «Кубанскй уголок », участвуют в конкурсах    к русским  народным  праздникам : «Пасха», «Рождество» , «Новый  год», «Масленица», участвовать  в играх, принимают активное  участие во  всех  вопросах  организации .

Работа не  будет столь плодотворной, если не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводятся короткие беседы, консультации,  где  разъясняется, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок., рассказывание легенд и преданий, разучивание песен и танцев нашего народа. А так  же  создание  стилизованных  танцев на  основе  народной  культуры, воспитание и уважение к родительскому дому,  сохранение и передача семейных традиций, реликвий, бережное отношение к родной природе, знакомство с художественными промыслами своего народа,  знакомство с обычаями и традициями своего народа. 

Работа  по  данному  направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh.nravst.vospit.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение  детей  к  русской

народной  культуре  через  разные  формы        образовательной  деятельности

 Дошкольный возраст – наиболее оптимальный  период  становления  личности, когда  закладываются  базовые  системы  ценностей. Формируется  мировоззрение,  национальное  сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение  детей к народной  культуре  является  средством воспитания  у них патриотических  чувств и развития духовности. Отсутствие  знаний  делает человека равнодушным,а  равнодушие  разъедает  не  только  памятники  старины, но и души людей.

Каким мы  хотим  видеть  наше  будущее, во  многом  зависит  от  нас и от  тех  принципов, которые  мы  заложим в  сознание  детей. Каков  человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он  создаёт  вокруг  себя.

  Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. 

  Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

 Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности,  и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Когда создавали  «Кубанский уголок». Здесь проводится  непосредственно-образовательная  деятельность  по  ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с  народным  костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, знакомлю с  потешками, пословицами, поговорками, народными приметами. В обстановке русского быта дети быстрее запомнят сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки и песни, народные приметы.

В мире  вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская  роспись, городецкая роспись и  хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе  по  дереву; причудливые деревянные и глиняные  игрушки.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития детей побуждает  вводить  как  можно  чаще народные игры в  организацию двигательной активности детей. Вслушайтесь  в названия  игр «Золотые  ворота», «Ручеёк, «Коршун», «Городки» и вы  сразу  поймёте  их содержательность, возможность  привлечь  детское  внимание и передать  историю и культуру  русского народа,  возможность  двигательной  активности детей.

Родители   участники педагогического  процесса:  принимают   участие в проведении русских народных  праздниках, в  подготовке и подборе  атрибутов в мини-музей «Кубанскй уголок », участвуют в конкурсах    к русским  народным  праздникам : «Пасха», «Рождество», «Новый  год», «Масленица», участвовать  в играх, принимают активное  участие во  всех вопросах  организации .

Работа не  будет столь плодотворной, если не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводятся короткие беседы, консультации,  где  разъясняется, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок., рассказывание легенд и преданий, разучивание песен и танцев нашего народа. А так  же  создание  стилизованных  танцев на  основе  народной  культуры, воспитание и уважение к родительскому дому,  сохранение и передача семейных традиций, реликвий, бережное отношение к родной природе, знакомство с художественными промыслами своего народа,  знакомство с обычаями и традициями своего народа. 

Работа  по  данному  направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.