Приобщение детей к русской народной культуре через разные формы образовательной деятельности
консультация
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным,а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Когда создавали «Кубанский уголок». Здесь проводится непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с народным костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, знакомлю с потешками, пословицами, поговорками, народными приметами. В обстановке русского быта дети быстрее запомнят сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки и песни, народные приметы.
В мире вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития детей побуждает вводить как можно чаще народные игры в организацию двигательной активности детей. Вслушайтесь в названия игр «Золотые ворота», «Ручеёк, «Коршун», «Городки» и вы сразу поймёте их содержательность, возможность привлечь детское внимание и передать историю и культуру русского народа, возможность двигательной активности детей.
Родители участники педагогического процесса: принимают участие в проведении русских народных праздниках, в подготовке и подборе атрибутов в мини-музей «Кубанскй уголок », участвуют в конкурсах к русским народным праздникам : «Пасха», «Рождество» , «Новый год», «Масленица», участвовать в играх, принимают активное участие во всех вопросах организации .
Работа не будет столь плодотворной, если не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводятся короткие беседы, консультации, где разъясняется, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок., рассказывание легенд и преданий, разучивание песен и танцев нашего народа. А так же создание стилизованных танцев на основе народной культуры, воспитание и уважение к родительскому дому, сохранение и передача семейных традиций, реликвий, бережное отношение к родной природе, знакомство с художественными промыслами своего народа, знакомство с обычаями и традициями своего народа.
Работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh.nravst.vospit.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к русской
народной культуре через разные формы образовательной деятельности
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным,а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Когда создавали «Кубанский уголок». Здесь проводится непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с народным костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, знакомлю с потешками, пословицами, поговорками, народными приметами. В обстановке русского быта дети быстрее запомнят сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки и песни, народные приметы.
В мире вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития детей побуждает вводить как можно чаще народные игры в организацию двигательной активности детей. Вслушайтесь в названия игр «Золотые ворота», «Ручеёк, «Коршун», «Городки» и вы сразу поймёте их содержательность, возможность привлечь детское внимание и передать историю и культуру русского народа, возможность двигательной активности детей.
Родители участники педагогического процесса: принимают участие в проведении русских народных праздниках, в подготовке и подборе атрибутов в мини-музей «Кубанскй уголок », участвуют в конкурсах к русским народным праздникам : «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвовать в играх, принимают активное участие во всех вопросах организации .
Работа не будет столь плодотворной, если не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводятся короткие беседы, консультации, где разъясняется, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок., рассказывание легенд и преданий, разучивание песен и танцев нашего народа. А так же создание стилизованных танцев на основе народной культуры, воспитание и уважение к родительскому дому, сохранение и передача семейных традиций, реликвий, бережное отношение к родной природе, знакомство с художественными промыслами своего народа, знакомство с обычаями и традициями своего народа.
Работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.