Методы и приемы уподобления характеру звучания музыки
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Выступление из опыта работына семинаре-практикуме "Методика организации восприятия музыки-ведущего вида музыкальнгой деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум | 31.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
музыкальных руководителей
Семинар - практикум
ТЕМА: «Методы и приемы уподобления характеру звучания музыки»
МДОАУ Детский сад №63
Г. Орска
Музыкальный руководитель
Буланова Светлана Евгеньевна
Ноябрь 2019 г.
Цель: познакомить музыкальных руководителей и специалистов ДОУ с методами и приемами развития музыкальных способностей в процессе музыкального восприятия ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание»
Литература: 1. О.П. Радынова , Авторская программа «Музыкальные шедевры» , М., изд-во «Гном», 1999г.
2.О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в 2-х частях, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук, учебное аудиопособие на флэш-карте «Слушаем музыку», дидактические игры и пособия, детские инструменты.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать , сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главный залог успеха – это совместное творчество с детьми.
В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой для развития творческого восприятия музыки.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Участники при входе на семинар-практикум получают нотку определенного цвета(красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый) и для участия в практических упражнениях вызываются обладатели ноток конкретного цвета)
Цель: использование на практике методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности по методике О.П. Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры»
1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (уподобление - соотнесение и подчинение характеру музыки различных действий под музыку.)
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
И. Бах «Шутка»
Х. Глюк « Мелодия»
А. Дворжак «Юмореска»
Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета
Задание: поднять карточку того цвета, который соответствует звучанию музыки
2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочно-сюжетная форма занятий) применяется в разном возрасте по-разному. Тихие, выразительные пояснения характера музыки могут сопровождать звучание музыки, предшествовать восприятию в виде альтернативных вопросов (дети 3 лет), следовать за восприятием, побуждая к осмыслению выразительности музыкального образа, отдельных разделов формы, тем интонаций (дети 3-7 лет). Поэзия, сказка развивают художественно-образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству. Словесное уподобление развивает образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить характер музыки, настроение музыкального произведения.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
А. Вивальди Концерт «Зима» 2-я часть из цикла «Времена года»
П. Чайковский «Осенняя песнь»
Р.Шуман «Дед Мороз»
М. П. Мусоргский «Старый замок»
Задание: 1.Найти слова, подходящие характеру музыки;
2.Выбрать из детских хрестоматий стихотворения, соответствующие характеру музыки.
3. Выбрать из предложенных стихотворений соответствующее характеру и настроению музыки.
А. С. Пушкин
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит….
А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Трутнева Е. Ф.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето…
Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!
Наталья Жукова
Молчаливо стоит над обрывом
Старый замок, укрытый плющом,
И луна освещает уныло
Его шпиль, серебристым дождём.
И потрёпаны серые башни,
И гуляет в них ветер босой,
Только призраки ходят бесстрашно,
Совершая дозор свой ночной.
Сергей Заяицкий.
…Помнят своды замок старый,
Весь огнями озарённый,
И танцующие пары,
Шёпот нежный и влюблённый.
И тогда давало эхо
Беспрерывные ответы
Лишь на звук весёлый смеха,
Лишь на звуки менуэта….
3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки, во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном в раннем и младшем возрасте. Помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления со словесным обозначением настроения музыки, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности восприятия музыки. Игровая форма применения этого приема способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
А.Гречанинов «Материнские ласки»
К. Сен – Санс «Куры и петухи»
К. Сен-Санс «Слон»
Задание: найти и применить подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.
4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ характеру звучания музыки-сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление увлеченности крайне важно для ребенка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки. Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребенком, который «заряжается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.
Это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
Г. Свиридов «Упрямец»,
Г. Свиридов «Попрыгунья»
Р. Шуман «Первая утрата»
Дидактический материал: игра «Забавный колобок»
Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный колобок», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный колобок представляет собой набор карточек с изображением колобка, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится , плачет и т.п.)
5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных карточек, выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование разных видов художественной деятельности.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
К. Сен –Санс «Лебедь», «Королевский марш льва»
П. Чайковский «Подснежник»
К. Дебюсси «Снег танцует»
Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный персонаж.
6). ТЕМБРОВО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы. В младшем возрасте (дети 3 лет) обсуждаются выразительные возможности музыкальных инструментов, применяются совместные с педагогами действия с музыкальными инструментами и игрушками (ударные, колористические, шумовые). Дети 4-5 лет с помощью взрослого решают поисковые ситуации- выбирают инструменты для оркестровки, меняют инструменты в соответствии с изменениями характера музыки. Дети 6-7лет в состоянии играть и на звуковысотных инструментах, выполняют проблемные задания самостоятельно, проявляя свое отношение к музыке, чувство музыкальной формы, творческие способности. Оркестровка -это привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценочным проявлениям.
Темброво-инструментальное уподобление предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
Э. Григ «Шествие гномов»
А. Гречанинов « Вальс»
П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики, литавры, барабаны, бубны, погремушки, ложки, трещотки
Задание: аранжировать музыкальные произведения с помощью детских инструментов
7). МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения) предполагает передачу характера музыки в каждый момент ее звучания(различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, побуждает детей к «экспериментированию», способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
А. Вивальди Концерт «Зима» 1 часть
П. И. Чайковский «Подснежник» фрагмент
Оборудование: ленточки, шарфики
Задание: передать в движениях характер музыки.
3. ВЫВОД:
Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развивать их музыкальные и творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения детей слушанию музыки. Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.
Слушание музыки с раннего возраста до подготовительной группы....
ОПЫТ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "КАК ОКРАСИТЬ ВОДУ?". ОПЫТЫ С ВОДОЙ. Методы и приемы: 1. Игровой: фокусы с водой 2. Практический: опыты. 3. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества. Наглядно показать, что вода прозрачная не имеет запаха, но может приобр...
«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
laquo;Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах...
Сообщение для родителей "КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЁНКА ЗВУЧАНИЕМ МУЗЫКИ?"
Сообщение для родителей...
«Игровые методы и приемы визуального восприятия музыки»
Восприятие музыки – очень сложный эмоциональный, психофизический и интеллектуальный процесс. Для того чтобы ребенок понимал музыкальный язык, а тем более имел способности выражать его в исполнит...
Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей" (108часов)
Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: мет...
фоновое звучание музыки в ДОУ
Когда и какая музыка должна звучать? Есть ответ на вопрос....