Мастер - класс:"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музыкально - речевые игры"
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Дубок»
ГМО музыкальных руководителей
Мастер – класс:
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
через музыкально – речевые игры».
Подготовила
Шиткова Н. В.
Музыкальный руководитель
МДОУ « Д/с №12 «Дубок»
Южноуральск
2017 г
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами .
Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.
На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. Согласно Карлу Орфу, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме : ритмических упражнений, музыкальных игр. Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей и немного подвигаться вместе со мной!
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хисмитуллиной.
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЛАДОШКИ»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.
«НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест на крест им по полу
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.
«ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ»
l.Шла коза на каблуках. шаги палочками по 4 на каждую строчку
Ах! Ах!
В модных красных сапогах.
Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, ускоряется ритм шагов в два раза
Чок, чок, чок.
Поломала каблучок.
Ох! удар палочками и остановка.
2.Вот коза на одной ножке «nрыжки» одной палочкой
Прыг-скок, прыг-скок,
Поскакала по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, скользящее движение одной палочки о другую.
Чок,чок, чок, чок .
Вновь сломала каблучок.
Ох! удар палочками и остановка.
З.Вот коза сняла сапожки, переменные шлепки ладошек по коленям
Так-так, так-так.
Побежала по дорожке.
Так-так, так-так.
Стала прыгать высоко . удары обеих ладошек по коленям и вверх
Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко!
Их-вох!
«ЁЖИК»
Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания. Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежик сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, -да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да ,да.
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп ,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг
ЦОК-ЛОШАДКА
(С. Солодова)
В тексте есть подсказка, какая часть тела исполняет партию: дети цокают,
стучат кулачком о кулачок или топают каблучком (какими длительностями –
решает педагог).
Цок-цок-док-лошадка,
Цок-цок-цок-лошадка,
Мне поможет язычок
Подпевать тебе цок-цок.
Цок-цок-цок-лошадка,
Цок-цок-цок-лошадка,
Мне поможет кулачок
Подпевать тебе цок-цок.
Цок-цок-цок-лошадка,
Цок-цок-цок-лошадка,
Мне поможет каблучок
Подпевать тебе цок-цок.
ДОЖДЬ
Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора! Лёгкие прыжки на месте.
Шлеп по лужам, Притопы.
Шлеп-шлеп.
Хлоп в ладоши, Хлопки.
Хлоп-хлоп.
Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем.
А скорее догоняй!
Убегают от «дождика"
ДОЖДИК
(слова Н.Пикулева, музыка Е.Поплянова)
Песенку можно исполнять с колокольчиками - на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных встряхивания колокольчика.
В проигрыше колокольчик может играть произвольно «дождик разошелся.»
В конце песенки важно услышать последний звук - закончить вместе с фонограммой и послушать затихающее звучание колокольчика.
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите –
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите –
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!
А уйду - тогда гуляйте ...
Бом ... Бом ... Бом ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. ...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...
Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов
Презентация мастер-класса Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных материалов...
Презентация-Мастер класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах,с использованием нетрадиционных материалов".
Как использовать музыкальные инструменты и инструменты изготовленные из подручного материала в развитии чувства ритма....
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музыкально-речевые игры.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музыкально-речевые игры. (доклад)...
Мастер-класс Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Мастер-класс Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через использование "Клавес"
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через использование "Клавес"...