«Элементарное музицирование для детей дошкольного возраста с ОНР»
статья по музыке

Столповская Ольга Анатольевна

статья о элементарном музицировании для детей дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasyukova_a.s._stolpovskaya_o.a.docx25.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Васюкова А.С.

(музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад №83», г. Бийск)

Столповская О.А.

(музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад №83», г. Бийск)

«Элементарное музицирование для детей дошкольного возраста с ОНР»

В настоящее время развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, является одной из актуальных педагогических проблем, что предполагает ее широкое и всестороннее осмысление, а так же диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне содержания и организации воспитательного процесса. Все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Всеобщая компьютеризация ведёт к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб развитию эмоционально - образного мышления. Поэтому творческое начало становится все более ценным качеством, позволяющим человеку проявить свою индивидуальность.

К сожалению, количество детей с общим недоразвитием речи растёт. Педагоги нашего детского сада используют разные методики коррекции речевых недостатков. Важную роль играет взаимосвязь логопедических и музыкальных занятий.  Учитель – логопед, определяет тему, а музыкальный руководитель с помощью изобразительных средств расширяет круг знаний и представлений ребёнка.  Этот комплексный подход способствует развитию эмоций, речи, движений, обогащению самостоятельной игры в деятельности детей.

Нам бы хотелось расширить представление об одном виде музыкальной деятельности детей – элементарное музицирование на музыкальных инструментах.  Это не сложный способ воздействия на ребёнка с целью его полноценного физического, психического и духовного развития. Являясь одним из самых любимых,  доступных форм ознакомление ребёнка с миром музыки, этот вид творческой деятельности, даёт возможность решить задачи с отличными результатами. Наша практика показывает, что не каждый ребёнок  любит петь и танцевать, а играть в оркестре любят все.

Значение музицирования не только в развитии чувства красоты, но и в формировании личностных качеств ребёнка, которые помогут ему в дальнейшем стать успешным младшим школьником.

Что же развивает музицирование, и какие задачи оно решает?

  • Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей с ОНР;
  • один из лучших способов развить в ребенке  внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие;
  • занятия в оркестре развивают у детей чувство ритма, тембральный слух;
  • коллективное исполнение на музыкальных инструментах развивает коммуникативные навыки, помогает преодолению застенчивости, скованности;
  • занятие в детском оркестре развивают навыки элементарной оркестровки произведений;
  • совместная игра в оркестре - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами;
  • оркестр организует и дисциплинирует детей;
  • в процессе владения новыми знаниями у детей развивается мышление, память, складывается система понятий.

В своей работе мы применяем некоторые виды музыкальных оркестров.

Шумовой оркестр, самый простой.  В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, маракасы,  трещотки и т.п.  Как правило, основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано. Организовать такой оркестр уже можно в младшем и среднем возрасте. Дети играют по очереди партии разных инструментов. Здесь основным этапом является  – научить детей чувствовать метр музыки и попадать в долю. Ритмическое многоголосие пока ещё недоступно для этого возраста. Подходящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.

Оркестр ударных инструментов используем на занятиях и утренниках  для старшего дошкольного возраста. Здесь мы добавляем ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. Эти инструменты лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь исполнительские задачи усложняются. У нас есть металлофоны, на которых написаны названия нот и это упрощает разучивание партии, т.к. в старших группах дети имеют навыки чтения. Нотную грамоту, как таковую, мы не изучаем, но играем, называя ноты. На некоторых инструментах пластины окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам.

Установлена прямая взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой. По мнению медиков, полноценное развитие речи начинается после того, как достаточно сформированы движения пальцами. В процессе игры на музыкальных инструментах, ребенок учиться совершать разные движения в разных темпах. А это значит, что активизируются пальцы, руки, приобретают подвижность, устраняется скованность мышц. Тем самым, тренируя руки, мы готовим почву для совершенствования речи ребенка.

 Рекомендуем обучение детей игре на музыкальных инструментах начать, со знакомства с ними. Покажите инструмент, назовите его, дайте послушать, как он звучит, объясните, как правильно на нем играть, чтобы получился музыкальный  звук.  Также следует показать, что происходит со звуком, если инструмент держать не правильно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно  сыграть эту же пьесу с детьми.

При выборе музыкального инструмента для ребёнка, нужно учитывать его индивидуальные особенности. Для детей с нарушением дыхания лучше всего подойдут инструменты духовой группы; с нарушением речи – игра на ударных. Для общей массы детей с недоразвитием речи подойдут инструменты струнно – смычковой группы.

Начинать знакомство нужно с более  простых инструментов: маракасов, бубнов. Не требуйте с первого занятия ритмичного музицирования или свободного звукоизвлечения. Для начала дети должны почувствовать собственное исполнения, и тогда у них появится желание играть. После этого рекомендуется перейти к работе над метроритмом, динамическими оттенками и звукоизвлечением. Если вы оформите музицирование фортепианным аккомпанементом, то с динамическими оттенками при игре не возникнет проблем.  

Учитывая, что у детей с ОНР проблемы с ритмом, координацией и вниманием, разучивание партии каждого инструмента нужно начать с прохлопывания ритма.  Потому, что  прохлопывать детям проще, чем играть.  Не отвлекаясь на инструмент в руках, в этот момент, внимание детей сконцентрировано на ритмичном исполнении своей партии. В работе над метром поможет проговаривание слов.  Мы используем элементарные: «тик-так», «дин-дон». Для достижения лучшего результата можно упражняться на прохлопывании ритма считалок, попевок или песен, которые вы разучиваете. Разучивание оркестровых партий, лучше всего проводить по подгруппам. Для того чтобы не пропала заинтересованность незадействованных детей, им предлагается продублировать партию хлопками. Тем самым есть возможность поучить оркестровые партии сразу со всеми детьми.

В заключении хочется отметить, что музицирование является самым уникальным видом музыкальной деятельности, потому, что потребность в игре на детских музыкальных инструментах заложена в ребёнке самой природой.

На наших занятиях дети получают удовольствие от процесса игры на детских музыкальных инструментах. Несмотря на то, что эта деятельность часто требует напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых содержанием творческого задания. Ребята с интересом работают со звуками, понимают образное, эмоциональное содержание музыкальных произведений, тем самым выражают в музыкальных звуках то, что они видят, что их интересует и волнует. Ведь в музицировании мало правил, нет чётких рамок и ограничений, поэтому оно идеально подходит для свободного проявления индивидуальности. Оно дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

Литература:

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» - М.: «Советский композитор», 1992г. – 107 с.
  2. Бублей С. «Детский оркестр». Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений – Ленинград, «Музыка», - 1989г. – 72 с.
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» - М.: «Музгиз», 1989г. – 96 с.
  4. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.;
  5. Комисарова  Л.Н. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» - М.: «Просвещение», 1986г. – 144 с.
  6. Метлов Н.А. «Музыка – детям», пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М.: Просвещение, 1985. – 144с.
  7. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений/ Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова. – М.: «Академия», 202. – 224 с.
  8. Тютюнникова Т.Э. «Учись творить. Элементарное музицирование: речь, музыка движение» игры с инструментами, СПБ.: ЛОИРО. 2003г. – 64 с.
  9. Тютюнникова Т.Э. «Бим – бам,– бом», Сто секретов музыки для детей. Игры звуками, М.: Блок, 2004г. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...

Презентация: "Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре".

Определение   дидактической  игры, её структура и значения для детей дошкольного возраста....

План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...