Реализация программы оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю. Картушиной в работе музыкального руководителя.
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале использованы следующие технологии:
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика;
- Самомассаж и массаж
- Элементы зрительной гимнастики
- Речевые игры
- Логоритмика
- Метод М. Л. Лазарева и «Фонопедический метод развития голоса»
В.А. Емельянова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 33.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реализация программы оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю. Картушиной в работе музыкального руководителя.
В нашем детском саду реализуется программа М. Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья». Включение программы в учебный процесс возможно в разных вариантах, более удобных и выполнимых для условий данного дошкольного учреждения. Большое место в этой программе уделяется музыкальным оздоровительным методикам.
Я, как музыкальный руководитель взяла здоровьесберегающие технологии для реализации этой программы, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Развитие творческих способностей и музыкальности ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.
На музыкальных занятиях я использую следующие технологии:
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика;
- Самомассаж и массаж
- Элементы зрительной гимнастики
- Речевые игры
- Логоритмика
- Метод М. Л. Лазарева и «Фонопедический метод развития голоса»
В.А. Емельянова.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
- положительно влияет на обменные процессы, играющие
важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов и восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
- Тренировка силы вдоха и выдоха.
- Развитие продолжительности выдоха.
Использую с самого раннего возраста. в начале НОД, в досуговой деятельности. Например: ранний возраст: «Веселые листочки» - тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха.
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Показываю правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
В старшем возрасте использую по методу М. Л. Лазарева и по фонопедическому методу развития голоса В.А. Емельянова упражнения
на дыхание в начале НОД, а также в досуговой
деятельности. Например по методу М. Л. Лазарева:
«Машина» - упражнение, обучающее
постепенному выдоху воздуха
И.П. - Дети становятся на одной линии,
делают вдох носом ("наливают бензин") и начинают движение вперед, произнося звук – «бр-р-р», как бы копируя работу мотора. И смотрим, кто дальше всех "уехал" на одном выдохе.
«Цветок» - это упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.
И.П. - стоя. Руки на диафрагме. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.
«Задуй свечу» - Это упражнение нацелено на продолжительность выдоха. И.П. - стоя. Выдыхаем через трубочку с силой, как-будто задуваем свечу.
По методике фонопедического развития голоса В. А.. Емельянова использую следующие упражнения - положа руки на диафрагму, дети делают вдох носом и сквозь плотно сжатые зубы на звук «с» выдыхают. Затем выдох делаем кратко «с-с-с-с»
- Звук «з-з-з-з»
- Звук «в-в-в-»
- Звук «ш-ш-ш-ш»
- Звук «ж-ж-ж-ж»
Основная цель артикуляционной гимнастики :
- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.
- упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, в результате чего повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- артикуляционная гимнастика не занимает много времени
- эффективно активизирует речевой аппарат,
- помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц,
- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти,
развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Игровой самомассаж и массаж: Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Использую элементы зрительной гимнастики а раннем возрасте, при проведении музыкальной игры «Птички и кошка» :
- притаилась кошка за кустом сидит, - «выглядываем» кошку
- глазки закрывает, будто сладко спит – закрываем ручками глазки, затем открываем и разбегаемся, а кошка(игрушка) ловит.
Пальчиковые игры – помогают развивать у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память, мышление.
Например:
«Пчёлки» - (Одна из рук – вертикально - пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулакам одной руки в открытую ладонь другой руки, затем меняем)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
(соединяем по одному пальцу каждой руки – мизинец пр. руки с мизинцем лев.руки и т.д.)
Речевые игры и логоритмика: Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например: младший возраст
«Снеговик"
Лепим мы снеговика(хлопки, как-будто лепим)
Шляпу(руки на голову)
Нос(пальчиком на носик)
Глаза(пальчики около глаз)
Бока(руки на бока)
Вышел славный снеговик(переминаемся с ноги на ногу)
Он не мал (присели)
И не велик (встали, потянуть руки к верху)
Снеговик не зевай, а ребяток догоняй(грозим пальчиком и затем под быструю музыку убегаем от снеговика)
Или: на старший возраст:
Варвара, варила, варила, варила
Варила, варила, да не выварила!
Сначала крутим кулачки на вытянутых руках, проговаривая слова.
Затем крутим от локтя, плечи неподвижны.
В третий раз крутим руками от плеча сначала вперед, затем назад.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/kartoteka-dykhatelnykh-uprazhnenii-dlya-rannego-vozrasta
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5657-artikuljacionnaja-gimnastika-dlja-doshkolnikov.php
М. Л. Лазарев Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» М., 1997.
Емельянов В. А., Трифонова И. Фонопедический метод развития голоса. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы музыкального руководителя по реализации комплексной программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой
Анализ работы музыкального руководителя за 2010-2011 год...
Использование элементов здоровье сберегающих технологий в работе музыкального руководителя
Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...
Программа оздоровления дошкольников "Зеленый огонек здоровья"
Включение в режим жизни детейв ДОУ ежедневных оздоровительных занятий...
Использование элементов здоровье сберегающих технологий в работе музыкального руководителя
Использование элементов здоровье сберегающих технологий в работемузыкального руководителя...