Проект «Классическая музыка в детском саду»
проект по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры; формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки; оздоровление детей через воздействие на организм классических музыкальных произведений; развитие стремления к поиску форм для воплощения своего замысла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
04-proekt_klassicheskaya_muzyka_v_detskom_sadu.docx | 27.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Классическая музыка в детском саду»
Образовательная область: музыка Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация
Вид проекта: творческий, открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой), групповой, долгосрочный.
Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры; формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки; оздоровление детей через воздействие на организм классических музыкальных произведений; развитие стремления к поиску форм для воплощения своего замысла.
Задачи проекта: • расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох; •
Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта; •
Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности; • познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах разными исполнителями: вокалистами, музыкантами; •
Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки; • научить интегрировать различные виды деятельности: слушание музыки с рисованием, ручным трудом, занятиями спортом и т.д. • Формировать у детей умение пользоваться классическими музыкальными произведениями для оздоровления своего организма без применения медикаментов через прослушивание музыкальной классики в течение всего дня; • формировать единый детско-взрослый коллектив
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители; Продолжительность проекта: ноябрь 2018- май 2019 г.
Материалы и оборудование: DVD-проигрыватель, музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.
Основные формы реализации проекта: ¬ игровые занятия по слушанию музыки ¬ интегрированные занятия ¬ посещение концертов классической музыки ¬
встреча с авторами музыкальной программы для детей «Классика» ¬
музыкальные викторины ¬ встречи с учениками музыкальной школы,
музыкантами –исполнителями ¬ работа с познавательной литературой ¬
продуктивная деятельность ( изодеятельность, ручной труд) ¬ музыкальные гостиные ¬ слушание классической музыки в течение всего дня Этапы реализации проекта 1 этап. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.
4. Изучение компетентности родителей по теме проекта
2 этап: 1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
3. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных о детских музыкальных театров
5. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
6. Составление семейных мини-проектов «Классическая музыка дома».
7. Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.
8. Размещение информации о реализации проекта на сайте детского сада.
3 этап: 1.Мониторинг проектной деятельности.
2.Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов. 3.Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду»
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Дети: а-дети более увлеченно слушают классическую музыку;
Б-меняются особенности музыкального восприятия:
В- появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки,
Г- формируется образная речь, активный словарь обогащается новыми словами.
Д- самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции; находят яркие тембровые краски и более уверенно пытаются воспроизводить музыку с помощью доступных им детских музыкальных инструментов
Е-Различают на слух и называют музыкальные произведения, автора музыки. Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Ж- Педагоги: Постоянно используют классическую музыку в своей работе с детьми
З- Помогают родителям в реализации мини-проектов, связанных с классической музыкой в домашних условиях. Активнее слушают классическую музыку дома с детьми ⎫
С- бОльшим интересом расспрашивают детей о новых знаниях, полученных ими в детском саду Регулярно посещают концерты в детском саду,
План работы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»
Направление работы Планируемые мероприятия
Сроки проведения Ответственный 1 этап Организация работы с педагогическим коллективом Составление плана работы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду». Ноябрь 2018. Консультация для воспитателей «Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду»: Вопросы консультации:- цели и задачи проекта;- сроки реализации проекта;- этапы реализации проекта; декабрь 2018. Подбор методической литературы для реализации данного проекта. В течение всего проекта Муз. руководитель Организует Анкетирование родителей в целях выявления музыкальных предпочтений в семье Воспитатели групп Муз. руководитель
2 этап Организация работы с педагогами
1-Составление плана работы и разработка конспектов для организации образовательной деятельности с детьми в группах детского сада., «Шумовые музыкальные инструменты своими руками» Март 2019 ро.
В течение всего проекта Разработать памятку для родителей «Как научить ребёнка слушать классическую музыку?» январь 2019 Итоговая выставка семейного творчества «шумовые инструменты для домашнего музицирования» Май 2019 Ст.воспитатель и Муз. рук.
3 этап Мониторинг проектной деятельности:- анализ работы с детьми;- анализ работы с родителями;- уровень профессиональной компетенции педагогов . в ДОУ, на мой взгляд, следует уделить больше внимания слушанию музыки, формированию интереса к постоянному накоплению знаний в области музыки.
Проблема развития мышления рассматривается в разных видах деятельности.
Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы развития мышления, речи, творческого воображения.
Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий. Как известно, существуют два взаимосвязанных процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые по мнению Е.В. Назайкинского, существенно различаются. «Восприятие музыки - это нечто слышимое и действующее на орган слуха», рассуждает ученый, в то время как: - «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественно- эстетический феномен». Спонтанное восприятие музыки свойственно, в основном, воспитанию ребенка в семье. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве 25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, метал. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи, ее традициями, интересами родителей (если только они не музыканты). В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей. Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку.
Музыкальное восприятие рассматривается как сложный процесс со-творчества композитора, исполнителя и слушателя. Слушателю недостаточно просто искренне и непосредственно пережить те чувства, которые заложены творчеством автора и исполнителя в музыкальном произведении, важно различать его по форме, структуре, ритмических особенностях, характеру, эмоционально представлять и сопереживать содержание музыкального произведения.
Необходимо также осмыслить переживания, возникающие при его восприятии, образы и мысли, возникающие в сознании и находящие отклик, который рождается в душе, то есть все то, что создает уже собственное творческое воображение слушателя. Таким образом, к творчеству композитора и исполнителя присоединяется творчество того, для кого создано и звучит музыкальное произведение - слушателя! Продуктом восприятия становится «вторичный» музыкально ритмический образ. Однако такое творческое восприятие музыкальных произведений необходимо целенаправленно и планомерно развивать, стремясь к благой цели - сделать музыку областью личных интересов, увлекательного познания и как результат - культурным достоянием личности ребенка. Модель построения стратегии и тактики музыкального развития, воспитания и обучения дошкольников, лучше всего отражает китайская пословица: “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю”.
Задачей педагогов детского сада (подчеркну - не только музыкального руководителя) является сделать слышимое - услышанным, звучащее – видимым, процесс слушания интерактивным. Как показывает опыт, все дети в этом процессе проявляют себя по- разному. Если их разделить на группы по психическому типу, то мы получим слушателей, деятелей и зрителей, то есть тех, кто воспринимает мир (соответственно и музыку) посредством визуальных образов.
В любом случае музыкальные способности развиваются в процессе активной разнообразной деятельности, сопровождаемой музыкой. Для обогащения музыкальных представлений, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания в детском саду используются разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия. - Беседы о музыке ( предваряющие, и завершающие слушание), в контексте которых детей подводят к составлению эмоционально-образной характеристики прослушанного произведения, доступного возрасту анализу средств музыкальной выразительности. При этом важно подвести детей не к простому перечислению выразительных средств, а к выявлению их роли в создании музыкального образа. Как пишет О.П. Радынова: «Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками.
Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся». Мною используются различные формы организации активного осмысленного слушания музыки: - внесение художественных репродукций, соответствующих характеру музыкального произведения в качестве визуальных опор слушания, - моделирование музыки движениями рук (активизирует осознание детьми характера мелодии (плавное и отрывистое звуковедение, направление мелодии и т.д.), - двигательно-танцевальная импровизация (помогает выразить свои переживания от музыки через танец – общий эмоциональный настрой музыки, ритмический рисунок, динамику, темп и т.д.), - музыкальные игры (коллективные игры-фантазии под музыкальное сопровождение с участием педагога, музыкальные игры-сказки по методике О.П.Радыновой, музыкально-дидактические игры на развитие музыкальносенсорных способностей детей, - метод полихудожественного уподобления характеру музыки (термин О.П.Радыновой), что позволяет ребенку осознать выразительные средства разных искусств: живописи, Мною используются разные виды импровизаций, осуществляемых в процессе слушания музыки: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные. К речевым импровизациям относятся: - Поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п. - Подбор рифм к словам и стихотворным строчкам, их пропевание. - Определение того или иного персонажа литературного произведения, соответствующего характеру музыкального произведения, создание его словесного портрета. - Сочинение маленьких историй (сказок) с последующим разыгрыванием в виде вокальной и пластической импровизации. Пластическая импровизация может быть представлена в двух видах: - Пластические этюды-сюжеты, которые рождаются из программы музыкального произведения или сочиняются детьми совместно с педагогом, исходя из образного содержания конкретной музыки (например, 3 темы в 1 части Концерта «Весна» А.Вивальди можно разыграть по ролям: 1-ая тема – тема Весны и солнечных лучиков, 2-ая тема – тема птиц, 3-ья – тема сердитого ветра.
Дети разделяются по группам и исполняют пластическую импровизацию, каждая группа на свою музыку). - Пластические этюды-настроения – двигательное уподобление эмоциональнообразному настрою музыкального произведения. По мнению В.В.Медушевского «пластическое прочтение» музыки помогает выявить ее скрытый смысл, так как музыкальное движение является одним из са- мых ярких проявлений анализа музыки. Я могу добавить, что движение выражает потребности ребенка, способствует их наилучшему удовлетворению, что в свою очередь, обеспечивает возникновение у детей интереса к познанию и проникновению в мир музыки.
Импровизационное песенное и хореографическое творчество детей не возникает само по себе.
Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями. В творческих импровизациях развивается воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.
В практике работы по развитию самостоятельной музыкальной деятельности мною используются следующие виды вокальной импровизации: -
Пропевание имен, - музыкальные диалоги (по типу вопрос-ответ), -
импровизирование мелодий без текста в заданном характере, -
мелодизация стихотворных текстов и др.
Можно отметить, что с удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок раскрепощается, не боится спеть плохо, так как понимает, что исполняет собственное сочинение, видит, какое при этом удовольствие получают его ровесники концертов, праздников, досугов. Таким образом, возникает синтез самостоятельной творческой и собственно образовательной деятельности ребенка в области музыки, что способствует амплификации общего развития личности.
Занятия музыкой способствуют развитию ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких же выразительных средств в других видах искусства, осознанию им содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.
Список использованной литературы:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой», С-П, «Детство-Пресс» 2010 2. Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как проблема музыкознания». М., 1980. 3. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», М., «Владос», 1997 4. Тарасова К.В., Т.В. Нестеренко, Т.Г. Ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Классическая музыка в детском саду"
Прект расчитан на 7 месяцев (с ноября по май)...
проект "Классическая музыка в детском саду"
Представляю информационную карту проекта и системную паутинку "Классическая музыка в детском саду". Такие проекты необходимы с целью повышения эстетического уровня детей, педагогического с...
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Реализация проекта "Классическая музыка в детском саду"
Итоги реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"...
«Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»
Сообщение «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации проекта«Классическая музыка в детском саду»«В мире музыкальных инструментов».Уважаемые коллеги!Представляем вашему ...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....