рабочая программа по хореографии
рабочая программа по музыке
Рабочая программа по хореографии
Классический танец
Педагог – Романова О.В.
Срок реализации –2года
Возраст детей – 12-18лет
Направленность – художественно-эстетическая
Щелково
2019 г.
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Она ориентирована на использование воздействия искусства танца на растущего человека, на воспитание качеств, которые необходимы для формирования целостной личности, на приобретение опыта через собственное творчество. Программа развивает ребенка как творческую единицу, помогает ему лучше понять себя, свой творческий потенциал.
Танцевальное искусство способно воспитывать детей не только с эстетической точки зрения, оно способно поддерживать и воспитывать физически здоровое подрастающее поколение. Хореография закладывает основы здорового тела, учит ребенка с помощью пластических способностей выражать себя в танце, развивает музыкальность и артистизм, ребенок учится реализовывать свои эмоции посредством хореографического и музыкального языка танца. Хореография приучает детей к собранности, концентрации внимания, проявлению упорства для достижения результатов, и через любовь к танцу она учит детей самому главному – умению работать. Воспитанники учатся жить в коллективе, получают начальные навыки социальной адаптации.
Актуальность программы. На современном этапе актуальность программы связана с развитием искусства танца в России, требующего использование новых форм, методов и средств организации обучения танцевальному искусству.
Возросшие физические нагрузки в общеобразовательных школах требуют введение новых, более совершенных методов, средств и приемов преподавания хореографии в дополнительном образовании.
Новизна программы – в сочетании преподавания различных танцевальных дисциплин, что содействует духовному и творческому развитию ребенка через освоение различных танцевальных школ, которые, дополняя друг друга, наиболее полно развивают воспитанника.
Программа обучения рассчитана на детей от двенадцати до восемнадцати лет. В основе программы лежит принцип от простого (изучение простых элементов в медленном темпе) - к сложному (соединение их в сложные упражнения и комбинации с увеличением темпа).
Специфика сценического искусства предполагает наличие в программе семилетнего обучения ряда обязательных тем, таких как «Азбука музыкального движения» и «Ритмика». В младших классах большое внимание уделяется развитию у детей музыкального слуха, чувства ритма, выразительности в соответствии с музыкальными образами. Раздел «танцевальные элементы» позволит воспитать в ребенке чувство уверенности в себе, скорректировать осанку, развить координацию, выработать правильную постановку корпуса, что совершенно необходимо для занятий в дальнейшем классическим танцем, и конечно же, для здоровья в целом. Обучение детей происходит через игровые упражнения.
Классический танец – исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства. Она формировалось на протяжении многих веков и многих народов. Классический танец тесно связан с музыкой, дающий ему стилевую, образно-содержательную и временную основу. Классический танец – это база, основа хореографического воспитания танцора. Она дает ему техническую оснащенность, культуру движения, делает ребенка выносливым, собранным. Соприкасаясь с такой древней и великой системой, воспитанники погружаются в мир красоты и грации и другими глазами смотрят на окружающую нас действительность. Классика – это основа танцевального воспитания, и уже на этой школе можно изучать другие хореографические направления. Изучение основ классического танца разделено на три раздела – «экзерсис у станка», «экзерсис на середине зала» и «allegro» (прыжки).
Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимы занятия гимнастикой. Партерная гимнастика – это упражнения, которые надо выполнять лежа на спине, животе, сидя, стоя на коленях. Упражнения, исполняемые лежа на полу, освобождают позвоночник от той дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает, когда находится в вертикальном положении. Они позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу нескольких целей: укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности; развитие выносливости и постановка дыхания; выработка навыков высокой культуры движений.
Огромную роль в воспитании детей играет культурно-познавательное обучение (раздел «История хореографии»). Воспитанники знакомятся с лучшими достижениями современного искусства. Это работы выдающихся хореографов: Ю. Григоровича, М. Бежара, Ролана Пети, Л. Якобсона, К. Голейзовского и др. На работах великих мастеров современного искусства дети знакомятся с разными стилями и направлениями в хореографии, раскрывают понятие жанра, образной и действенной танцевальной лексики. И основное – что такое художественный образ в хореографии, и из каких компонентов он складывается.
Данная программа по хореографии способствует профессиональной ориентации воспитанников, так как обучение ведется на высоком профессиональном уровне, наиболее талантливые и трудолюбивые дети нередко по окончанию школ поступают в высшие учебные заведения культуры.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ - воспитание творческой личности, обладающей определенными профессиональными навыками танцевального искусства; личности, способной к самовыражению через пластику, движение, танец.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Обучающие задачи:
- научить воспитанников основам хореографического искусства, способного работать в разных направлениях современного танцевального искусства;
- освоить с воспитанниками различные хореографические элементы: позы, позиции, положения корпуса, рук и ног классического, современного танца, гимнастики, акробатики;
- создать хореографические произведения на основе пройденного материала: концертной программы, с которой коллектив мог бы участвовать в фестивалях и конкурсах, вести активную концертную деятельность;
- познакомить воспитанников с терминологией танца;
- научить основам музыкальной грамоты, умению слышать музыку;
- познакомить со строением человеческого тела;
- научить ориентироваться в пространстве танцевального зала, на сцене, за кулисами.
Развивающие задачи:
- развить двигательные функции, в том числе профессиональные данные (выворотность ног, гибкость тела, танцевальный шаг, прыжок);
- выработать навык правильной осанки;
- развить музыкально-ритмическую координацию и ловкость;
- развить пластическую выразительность, артистизм, эмоциональность, музыкальность исполнения;
- укрепить общефизическое состояние воспитанников (развить силу, выносливость).
Воспитательные задачи:
- привить детям и воспитать в них волевые качества, дисциплинированность, собранность, ответственность;
- привить детям понятие «общего дела» и участия «меня» в создании целого;
- привить любовь к хореографическому искусству;
- привить чувство аккуратности, внимательного отношения к внешнему виду;
- воспитать культуру поведения в танцевальном классе, на сцене, при работе с партнером.
Занятия проходят в просторном, проветриваемом зале, оборудованном станками и зеркалами. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме. Необходимо заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Формы контроля. Объектами повседневного контроля должны являться – уровень знаний и умений группы, учебная работа воспитанников, а также прогресс в развитии их танцевальных навыков. Текущий контроль освоения программы, осуществляемый на каждом занятии посредством наблюдения за учебной работой и опросов по пройденному материалу, сочетается с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определенным разделам программы. Применяются различные педагогические приемы для стимулирования работоспособности детей: дневники, комплексные оценки (за технику, трудолюбие, выразительность, развитие физических данных), включение самих воспитанников в педагогический процесс - определение профессионального уровня исполнения упражнений и комбинаций.
Формой определения достижений воспитанников является экспертная оценка педагога, которая проводится в течение учебного года и отражается в таблице знаний и умений. Хорошей проверкой результатов работы является проведение открытых занятий с посещением родителей и воспитанников других групп, в дальнейшем с обсуждением каждого воспитанника и подведением итогов его работы за год (в дружеской обстановке и доброжелательной форме).
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- познакомить со строением музыкального произведения: с понятием «такт», «музыкальный размер». Научить различать музыкальные размеры - 2/4,3/4,4/4.
- познакомить с понятием «ритм», «музыкальное вступление», «тема произведения»;
- познакомить с понятием «экзерсис», его назначением, порядком выполнения упражнений у станка; с понятием «опорная» и «рабочая» нога, «подтянутая спина», «правильная осанка».
- освоить с воспитанниками правила исполнения разученных движений классического экзерсиса у станка, а также разучить позиции рук (подготовительная, I,II,III) и позиции ног (I,II,III,V);
- начать изучение французской терминологии классического танца (demi-plie, battement tendu, passe par terre, battement tendu jete, demi-rond и rond de jambe par terre, cou-de -pied, releve);
- освоить понятия напряжения и расслабления какой-либо части тела, исходное положение. Ознакомить с правилами работы на гимнастическом коврике;
- освоить перестроения в основные «рисунки» танца – линия, колонна, диагональ, круг и понятие «интервал»;
- рассказать о предстоящей постановке, ее музыке, характере танца, его героях и их характерах.
- разучить танцевальные номера
Развивающие:
- развитие музыкального слуха при прослушивании музыкальных тем и определение хлопками их музыкального размера, их темы, вступления;
- формирование навыка правильно осанки при упражнениях у станка;
- развитие физических природных данных с помощью разученных элементов гимнастики;
- развитие навыка ориентации в пространстве с помощью построений, перестроений и передвижений в танцевальном зале в различных направлениях с разными ходами.
- развитие координации с помощью изучения танцевальных элементов: марш на месте и в продвижении, повороты вокруг себя, галоп с правой и левой ноги; подскоки; приставные шаги; шаг с притопом, шаг с приседанием; вынимание ноги на каблук в сторону через колено, шаг – рабочая нога на выворотном passé; «Бабочки» – шаги на полупальцах; шаги по кругу.
- развитие эмоциональности, выразительности при исполнении танцевальных номеров.
Воспитательные:
- освоение правил поведения детей на занятиях в учебной группе и в стенах учебного заведения,
- воспитание этики общения на занятии с педагогом и своими сверстниками,
- воспитание аккуратного отношения к форме одежды на занятиях.
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения
Знания:
- основ музыкальной грамоты: строение музыкального произведения. Понятие «такт», «музыкальный размер», изучение музыкальных размеров - 2/4,3/4,4/4. Понятие «ритм», «музыкальное вступление», «тема» произведения;
- понятия «экзерсис», его назначения, порядок выполнения упражнений у станка; понятия опорной и рабочей ноги; понятия подтянутой спины.
- правил исполнения разученных движений классического экзерсиса у станка;
- позиций рук в классическом танце (подготовительная, I,II,III) и позиций ног (I,II,III,V);
- французской терминологии разученных движений (demi-plie, battement tendu, passe par terre, battement tendu jete, demi-rond и rond de jambe par terre, cou-de -pied, releve).
- понятий напряжения и расслабления какой-либо части тела, исходное положение.
- правил работы на гимнастическом коврике.
- основных «рисунков» танца – линия, колонна, диагональ, круг и понятия «интервал»;
- о ее музыке, характере разученного танца, о его героях и их характерах.
- правил поведения детей на занятиях в учебной группе и в стенах учебного заведения,
- этики общения на занятии с педагогом и своими сверстниками.
Умения:
- определять музыкальный размер музыкального произведения; а также его тему, вступление.
- выстраивать правильную осанку при упражнениях у станка;
- исполнять разученные элементы классического экзерсиса и гимнастики;
- выполнять построения, перестроения и передвижения в танцевальном зале в различных направлениях с разными ходами.
- исполнять разученные танцевальные элементы: марш на месте и в продвижении, повороты вокруг себя, галоп с правой и левой ноги; подскоки; приставные шаги; шаг с притопом, шаг с приседанием; вынимание ноги на каблук в сторону через колено, шаг – рабочая нога на выворотном passé; «Бабочки» – шаги на полупальцах; шаги по кругу.
- эмоционально, выразительно исполнять разученные танцевальные номера.
- следить за внешним видом на занятиях.
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с группой, правила поведения детей на занятиях в учебной группе и в стенах учебного заведения, правила общения на занятии с педагогом и своими сверстниками, форма одежды. Правила техники безопасности.
2. Азбука музыкального движения.
Знакомство с основами музыкальной грамоты.
Теория. Строение музыкального произведения. Понятие «такт», «музыкальный размер», изучение музыкальных размеров - 2/4,3/4,4/4. Понятие музыкального вступления, темы произведения. Понятие «ритм».
Практика. Прослушивание музыкальных тем и определение хлопками их музыкального размера. Прослушивание музыкального материала и определение вступления и темы. Выполнение шагами, хлопками ритмического рисунка знакомого музыкального произведения, частично без музыкального сопровождения.
3. Классический экзерсис у станка. Постановка корпуса. Все упражнения исполняются лицом к станку, учитывая их сложность и неокрепший мышечный аппарат ребенка.
Теория. Понятие «экзерсис», его назначение, порядок выполнения упражнений у станка. Понятие опорной и рабочей ноги. Понятие подтянутой спины, правильной осанки. Знакомство с французской терминологией классического танца, изучение названий разученных движений (demi-plie, battement tendu, passe par terre, battement tendu jete, demi-rond и rond de jambe par terre, cou-de-pied, releve). Викторина «Угадай и назови движение».
Практика.
1. Постановка корпуса у станка.
2. Постановка рук – подготовительная, I,II,III позиции.
3. Позиции ног – I,II,III,V. При разучивании позиций ног целесообразно вначале изучить их в невыворотном положении, а затем в неполной выворотности.
4. Demi-plie в I,II,III,V позициях.
5. Battement tendu с I позиции во всех направлениях, с demi-plie и в сочетании с passe par terre.
6. Battement tendu jete во всех направлениях с I позиции.
7. Demi-rond и rond de jambe par terre.
8. Положение ноги на cou-de-pied (условное, сзади, обхватное).
9. Releve на полупальцы в I позиции.
10. Игры. Чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение и усталость, в середине и конце занятия проводятся игры («лиса и заяц», «вырасти в цветочек», «зоопарк»).
4. Гимнастика. Развитее гибкости позвоночника, подвижности суставов, таких как коленный, голеностопный, тазобедренный, локтевой, лучезапястный. Сокращение и вытягивание стопы, растягивание мышц ног, рук, грудных мышц. Укрепление брюшного пресса, мышц спины, ног, рук, ягодиц.
Теория. Понятие напряжения и расслабления какой-либо части тела. Правила работы на гимнастическом коврике. Понятие «исходное положение».
Практика.
- упражнения, подводящие к экзерсису (сокращение и вытягивание стоп, развороты стоп в I позицию, «березка»);
- упражнения на улучшение выворотности ног («бабочка», «лягушка», «буква П» «черепаха»);
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса («ежики», «солнышко», «цифры»);
- упражнения на укрепление мышц спины («лодка», «корзинка», «мостик», «кольцо»);
- упражнения на растяжку (складка, шпагат).
5. Танцевальные элементы. Выработка навыков ориентации в пространстве. Построение, перестроение и передвижение в танцевальном зале в различных направлениях с разными ходами.
Теория. Основные «рисунки» танца – линия, колонна, диагональ, круг. Понятие «интервал».
Практика:
- марш на месте и в продвижении, повороты вокруг себя;
- галоп с правой и левой ноги;
- подскоки;
- приставные шаги;
- шаг с притопом, шаг с приседанием;
- вынимание ноги на каблук в сторону через колено;
- шаг – рабочая нога на выворотном passé;
- «Бабочки» – шаги на полупальцах;
- шаги по кругу (понятие интервала).
Теория. Рассказ о предстоящей постановке, ее музыке, характере танца, его героях и их характерах.
Практика. Педагог показывает и выстраивает из ранее выученных простейших элементов танца рисунок номера и сольные комбинации. После выучивания комбинаций танца идет их отработка.
6. Клубные дни.
Проведение развлекательных программ, открытых занятий для родителей, педагогов, других воспитанников. Демонстрация всего пройденного материала за год. Участие в концертах, фестивалях, танцевальных конкурсах.
7. Подготовка к итоговому занятию. Генеральная репетиция концертных номеров в костюмах, с соответствующей обувью, прической.
8. Итоговое занятие. Отчетный концерт коллектива.
9. Организационные вопросы.
Просмотр детей, запись их в группы, выявление хореографических способностей.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
- научить распознавать темп музыкального произведения;
- научить слышать разные динамические оттенки музыки – forte и piano, crescendo и diminuendo; рассказать о связи музыки и движения, зависимости движения от характера мелодии, освоить понятие «мелодия»;
- продолжить изучение «рисунков» танца – «шахматный» порядок, полукруг, «галочка», «крест»;
- познакомить с историей возникновения балетного станка и его назначением;
- освоить правила исполнения элементов классического экзерсиса у станка, на середине зала, allegro;
- освоить французскую терминологию изучаемых движений (pour le pied, battement tendu jete, preparation, en dehors et en dedans, plie-soutenus, battement fondu, battement frappe, petit battements sur le cou-de-pied, battement releve lent, grand battement jete, port de bras);
- освоить французскую терминологию названий прыжков классического танца (temps leve soute, changement de pied, pas echappe, pas assamble, pas glissade, pas jete);
- выучить с воспитанниками основные части тела, освоить понятия «сила», «выносливость»;
- освоить правила исполнения разученных элементов гимнастики;
- познакомить с историей возникновения современного танца;
- освоить правила исполнения элементов современного танца;
- рассказать о предстоящей постановке, ее музыке, характере танца, его героях и их характерах;
- познакомить с понятиями «соло», «кордебалет»;
- разучить и отрепетировать несколько танцевальных номеров.
Развивающие:
- развитие музыкального слуха и памяти при определении динамических оттенков музыки, при прослушивании ее темпа и мелодии;
- развитие навыка ориентировки в пространстве при передвижении по залу в разученных рисунках - «шахматный» порядок, полукруг, «галочка», «крест»;
- развитие навыка правильной осанки;
- развитие выносливости путем повторения движений классического танца в увеличенном количестве;
- развитие координации движений путем освоения движений современного танца;
- развитие силы мышц с помощью разученных гимнастических элементов;
- развитие выразительности, эмоциональности исполнения танцевальных номеров.
Воспитательные:
- воспитание этики поведения воспитанников во время репетиций в зале, на сцене, во время выезда на концерты;
- воспитание аккуратности, личной гигиены воспитанников.
Ожидаемые результаты к концу второго года обучения
Знания:
- темпа музыкального произведения (быстро, умеренно, медленно);
- разных динамических оттенков музыки – forte и piano, crescendo и diminuendo; о связи музыки и движения; о зависимости движения от характера мелодии, о понятии «мелодия»;
- «рисунков» танца – «шахматный» порядок, полукруг, «галочка», «крест»;
- истории возникновения балетного станка и его назначении;
- методики исполнения элементов классического экзерсиса у станка, на середине зала, allegro;
- французской терминологии изучаемых движений (pour le pied, battement tendu jete, preparation к rond de jambe par terre, en dehors et en dedans, plie-soutenus, battement fondu, battement frappe, petit battements sur le cou-de-pied, battement releve lent, grand battement jete, port de bras );
- французской терминологии названий прыжков классического танца (temps leve soute, changement de pied, pas echappe, pas assamble, pas glissade, pas jete);
- основных частей тела, понятий «сила», «выносливость»;
- истории возникновения современного танца, его отличие от классического танца;
- методику исполнения элементов современного танца;
- о музыке, характере разученного танца, его героях и их характерах.
- понятий «соло», «кордебалет»;
- этики поведения воспитанников во время репетиций в зале, на сцене, во время выезда на концерты;
- правил личной гигиены танцора.
Умения:
- определять динамические оттенки музыки, ее мелодию, темп;
- ориентироваться в пространстве при передвижении по залу в разученных рисунках - «шахматный» порядок, полукруг, «галочка», «крест»;
- исполнять разученные движения классического танца;
- исполнять разученные движения современного танца;
- выполнять разученные гимнастические элементы;
- выразительно, эмоционально исполнять разученные танцевальные номера.
Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие.
Цели и задачи этого года. Правила поведения воспитанников во время репетиций в зале, на сцене, во время выезда на концерты. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и личной гигиены.
2. Ритмика. Музыкально – ритмическое воспитание. Цель – развитие музыкального слуха и памяти, посредством упражнений, построенных на связи музыки и движения. Продолжение изучения основ музыкальной грамоты – воспитанники продолжают знакомиться со строением музыкального произведения или его частями, его мелодическими и темпоритмическими особенностями. Занятия по музыкально-ритмическому воспитанию могут включать упражнения на развитие музыкально-слухового восприятия, музыкально-ритмическую тренировку, танцевальные импровизации на музыку.
Теория. Понятие темпа музыкального произведения (быстро, медленно, умеренно). Основные динамические оттенки музыки – forte и piano, crescendo и diminuendo, прослушивание музыки разных динамических оттенков. Связь музыки и движения; зависимость движения от характера мелодии. Понятие «мелодия». Прослушивание разных мелодических произведений.
Практика.
- Марши с высоким подниманием ноги,
- полупальцы – пятки,
- pas польки;
- галоп с поворотом;
- различные виды бега;
- подскоки с поворотом.
Продолжение изучения «рисунков» танца – «шахматный» порядок, полукруг, «галочка», «крест».
3. Экзерсис у станка.
Дальнейшее изучение движений классического танца у станка. Разучивание движений с подъемом ноги на 30° и 45°. Постепенный переход к исполнению упражнений у станка за одну руку.
Теория. История возникновения балетного станка и его назначение. Освоение французской терминологии изучаемых движений (pour le pied, battement tendu jete, preparation, en dehors et en dedans, plie-soutenus, battement fondu, battement frappe, petit battements sur le cou-de-pied, battement releve lent, grand battement jete, port de bras). Проводятся мини-викторины: «назови движение», «покажи движение по названию».
Практика:
Изучение IV и V позиции ног.
1. demi – plie в IV позиции, grand – plie в I,II,V позиции
2. battement tendu (с V позиции во всех направлениях, в сочетании с demi – plie)
3. battement tendu pour le pied
4. battement tendu с demi – plie по II позиции без перехода на другую ногу и с переходом.
5. battement tendu jete (с V позиции во всех направлениях)
6. preparation к rond de jambe par terre en dehors et en dedans
7. plie-soutenus вперед, сторону, назад
8 battement fondu во всех направлениях
9. battement frappe во всех направлениях
10. petit battements sur le cou-de-pied.
11. battement releve lent на 45 и 90 градусов с I и V позиции вперед, в сторону и назад.
12. grand battement jete с I позиции во всех направлениях
13. перегибы корпуса назад лицом к станку.
Все упражнения выполняются лицом к станку, по мере усвоения – одной рукой.
4. Экзерсис на середине зала.
На середине зала закрепляется материал, пройденный у станка. В этот раздел включены упражнения, развивающие музыкальность, выносливость и танцевальность.
1. I port de bras
2. demi – plie по I,II,III,V позиции
3. battement tendu с I и V позиции во всех направлениях , в сочетании с 4. demi – plie, battement tendu pour le pied.
5. demi-rond de jambe par terre
6. passe par terre
7. I port de bras.
5. Аllegro. Начало изучения маленьких прыжков по I, II, V позиции. Вначале прыжки разучиваются лицом к станку и в медленной раскладке.
Теория. Изучение французской терминологии названий прыжков классического танца (temps leve soute, changement de pied, pas echappe, pas assamble, pas glissade, pas jete).
Практика.
1. temps leve saute по I, II, V позиции
2. changement de pied
3. pas echappe во II позицию
4. pas assamble с открыванием ноги в сторону
5. pas glissade в сторону
6. pas jete с открыванием ноги в сторону
7. трамплинные прыжки по I, II позиции
6. Гимнастика. Развитие выносливости путем повторения движений в увеличенном количестве.
Теория. Основные части тела. Понятия силы и выносливости.
Практика. На данном этапе в разученные ранее упражнения добавляются силовые элементы – махи, удерживания положения тела в статическом положении. Растяжка мышц становится активной (с помощью педагога, воспитанника).
- упражнения, подводящие к экзерсису («березка» без помощи рук, battement tendu вперед, назад и в сторону лежа на коврике, demi-rond en dehor и en dedant лежа на коврике);
- упражнения на улучшение выворотности ног («лягушка» и буква П» на животе с port de bras назад);
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса (закачивание мышц пресса лежа на спине с помощью другого человека);
- упражнения на укрепление мышц спины («кольцо» со сведенными ногами, мостик с поднятием одной руки или ноги, закачка мышц спины лежа на животе);
- упражнения на растяжку (складка вперед и шпагаты с помощью педагога).
7. Элементы современного танца. Разучивание элементов современного танца на основе изученных на первом году танцевальных элементов.
Теория. Появление современного танца в ХХ веке, его отличие от классического танца. Показ выступлений трупп современного танца.
Практика.
- Изучение I свободной и параллельной позиции, а также II прямой позиции ног. Положение рук на поясе.
- Комбинации на изолированные движения головы, шеи, плеч, рук, ног, таза со сменой ритма внутри комбинации. Проработка подвижности одного сустава в различных возможных направлениях.
- Упражнения на развитие мелкой моторики, развитие пластической выразительности рук.
- Упражнения на постепенное расслабление тела и резкое напряжение.
- Наклоны корпуса вперед и в стороны.
- Игры-импровизации.
Генеральная репетиция концертной программы в костюмах, с соответствующей обувью, прической, реквизитом.
Методическое обеспечение программы
Обучение искусству хореографии - длительный ответственный вид деятельности, требующий от воспитанников максимум внимания, воли, упорства. Кроме исполнения движений необходимо придать характер образу и индивидуальность, которая у всех детей разная. Поэтому на первых годах обучения в занятия включаются различные игры-импровизации, которые помогают лучше прочувствовать образ, разбудить фантазию ребенка. В играх-импровизациях можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату. Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. При использовании на занятиях игр-импровизаций описывается ситуация, но ничего не показывается, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. Поощряется непохожесть, оригинальность, поиск, оригинальные и точные действия детей.
Методика организации и проведения занятий зависит от различных факторов, здесь учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы, степень подготовленности, направленность задач, которые предстоит решить на занятии. По мере овладения программным материалом одни методы сменяют другие, но основным, конечно же, является метод общепедагогического воздействия.
Огромное значение уделяется воспитательной работе, что является основным в процессе обучения. Приступая к занятиям, педагог должен заранее познакомиться с каждым ребенком, иметь представление об его общефизических данных, состояния здоровья и каких-либо индивидуальных особенностях развития, которые необходимо будет учитывать в дальнейшем процессе обучения. Каждое занятие должно приносить воспитанникам радость, новые знания и умения.
При работе над реализацией программы используются следующие методы обучения:
- словесные - рассказ, беседа, инструктаж;
- практические - упражнения, разучивание танцевальных комбинаций, партий, отработка технических приемов в хореографии;
- наглядный - показ самим педагогом, просмотр видеоматериалов
Методика преподавания, личность, знания педагога, передающего не только мастерство, но и свою культуру, мировоззрение воспитанникам, играют решающую роль в обучении и прививанию любви к искусству танца.
С первого занятия воспитанники должны получить представление об искусстве танца. Ознакомление с историей развития хореографического искусства проводится в доступной для детей форме.
Приступая к практическим занятиям, педагог заранее знакомится с каждым ребенком, указывает ему место в танцевальном зале, большое внимание особенно на начальном этапе обучения уделяется дисциплине.
Каждое пройденное движение неоднократно отрабатывается, превращаясь в своеобразный фундамент более сложных движений, изучаемых впоследствии. Все учебные задания начинаются с соответствующей подготовки (preparation), помимо правильной подготовки и работы над выполнением движения, нужно требовать от воспитанника умения внимательно и аккуратно заканчивать его, что вносит в исполнение элемент завершенности и одновременно дисциплинирует внимание.
Основная часть движений обязательно выполняется с двух ног и во всех направлениях, что в равной степени развивает и укрепляет двигательный аппарат воспитанника и совершенствует технику танца. Комбинации движений складывается из одних и тех же pas, которые могут усложняться в зависимости от подхода педагога и метода преподавания.
В процессе занятий необходимо вырабатывать у ребенка умение выполнять движение под музыку не схематично, а творчески вникать в музыкальные интонации. Способность внимательно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием прививается с первого года обучения. На первых годах обучения музыкальное сопровождение должно быть простым и ясным, но в то же время являться частью музыкального наследия.
Завершающая часть занятия предназначена для того, чтобы организм ребенка после напряженной работы при помощи выполнения различных форм por de bras c наклонами и перегибами корпуса пришел в состояние покоя. Такое построение занятия в целом дает возможность проводить его с постепенным усложнением. Оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки необходимо не только в отдельных частях занятия, но и во всех упражнениях с учетом количества повторений заданного движения.
Любое занятие классическим танцем состоит из классического экзерсиса, адажио, аллегро. Работая над экзерсисом, необходимо все движения выполнять как у станка, так и на середине. Следующая часть занятия – adagio - это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. Аllegro – прыжки (малые, средние, большие) – одна из важнейших, трудоемких и необходимых частей занятия, в которых заложена танцевальная наука.
Любое занятие по современному танцу состоит из базовых элементов данного класса, а также элементов «модерн» и «джаз»-танца, танцевальных комбинаций на середине, прыжков.
Подготовка танцевальных номеров также является одним из основных в учебно-воспитательном процессе, позволяющим воспитанникам в момент работы над номерами осмысливать и использовать полученные знания и навыки. Хореографические номера повышают уровень исполнительского мастерства воспитанников.
В работе над программой были использованы следующие методические материалы: разработки ведущих специалистов в области хореографического искусства, в частности, Суворовой М.Н., Никитина Н.В. и др., а также личные наработки автора программы.
Материально-техническое оснащение программы
Для достижения хороших результатов в обучении искусству хореографии, для реализации данной программы необходимо иметь светлый, хорошо проветриваемый зал. Он должен быть оснащен зеркалами, станками для занятия классическим тренажем. В зале необходимо иметь музыкальный инструмент для работы концертмейстера, а также магнитолу, музыкальный центр для работы с CD-дисками, USB-носителями. Для просмотра видеоматериала по истории балета, анализа выступлений на конкурсах, проведения открытых занятий, отчетных концертов, спектаклей и т.д. необходима видеотехника, ноутбук. Для занятий воспитанники должны иметь чистую, опрятную, удобную форму определенного цвета. В зале в специальном отсеке должны находиться коврики, предназначенные для занятия гимнастикой. Для итоговых, праздничных, конкурсных выступлений воспитанники должны иметь костюмы, соответствующие данному танцевальному номеру. Для их хранения необходима отдельная комната – костюмерная.
1. Базарова Н. Азбука классического танца Л.Искусство, 1983.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е. И. Музыка и движение, М., 1981.
3. Бритаева Н.К. Сценическое творчество. М., 1996.
4. Васильева Т. Балетная осанка М., 1993.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца, Л.,1982.
6. Вербицкая А.К. Основы сценического движения, М., 1982.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Основные закономерности психического развития ребенка», Ассоциация «Профессиональное образование», заочный университет профессионального обучения, М., 1994г.
8. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжения, М., 1990.
9. Красовская В. История русского балета. Л.Искусство, 1979.
10. Красовская В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины XVIII века. Л.Искусство, 1979.
11. Мессерер А. Уроки классического танца – СПб.Лань, 2004.
12. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балете М.Искусство, 1965.
13. Рутберг И.А. Движение и образ, М.,1963 .
14. Ткаченко Т. Народные танцы, М., 1975.
15. Холфина С, Иваницкий М. – Методическое пособие по приему в хореографическое училище – М. 1963.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое пособие для рабочей программы по хореографии «Танцевальный калейдоскоп»
Практические рекомендации педагогам - хореографам, занимающимся с детьми дошкольного возраста на гимнастических ковриках....
Рабочая программа по хореографии
г. КурганинскМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребёнка - детский сад № 36...
Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста
Это рабочая программа по хореографии для детей от 4 до 7 лет...
Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста
Данная программа составлена для неспециализированных ДОУ. Она включает в себя ритмику с элементами народного танца, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена....
рабочая программа по хореографии
рабочая программа по хореографии в ДОУ...
Рабочая программа "Танцевальная хореография"
Цель программы: Развитие артистичности, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, посредством искусства танца у дошкольников. Задачи:1. Формироват...