"В поисках мелодий"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«В ПОИСКАХ МЕЛОДИЙ»
Музыкальное занятие для детей ДОУ 6 -7 лет
Бутина В. А. , музыкальный руководитель, МБОУ «Паратунская СШ»,
с. Паратунка, Камчатский край
Цели и задачи:
- Создать и поддержать атмосферу творчества, стимулировать детскую инициативу.
- Обогатить и закрепить музыкально – слуховой опыт детей.
Материал:
Красивая коробка – сюрприз, часы, береста; баян, жалейка, гармошка, гусли (или иллюстрации инструментов); ложки; рисунок сапога; синие и красные сердца; дерево (или рисунок дерева); камень; ободок (шапка) с надписью «Я – Молодец!» (на каждого ребёнка); шумелки; детские музыкальные инструменты.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ (М. Р.): Ребята, я вдруг представила, что музыка - это звуки, да и только. И проделала эксперимент: смешала музыкальные звуки с шумовыми звуками и поместила вот сюда. (Показывает коробку-сюрприз. Говорит загадочно). Послушаем, что получилось? Для меня это тоже будет сюрпризом. (Воспитатель открывает коробку, м. р. включает фонограмму с заранее записанным хаосом звуков).
М. Р. (Громко)
Динь-дзинь, бах-бух,
Звуки скачут во весь дух!
Зашумели, закружились…(выключает фонограмму).
От нас спрятаться решили!
Как вам это нравится? Мне лично – нет! Я, конечно, перемешала не всю музыку. Но и с той, которая вылетела из коробки и запряталась где-то здесь, надо разобраться. Во-первых, её надо найти и привести в порядок. Вы согласны со мной? Тогда в путь! ( Под музыку дети двигаются подскоками по кругу.)
М. Р. Постойте, постойте, какие-то звуки встретились нам на пути.
Звучит фонограмма боя часов. ( Дети отгадывают).
М. Р. Правильно, это часы. Какие это звуки? (Ответ детей) Верно. Шумовые. Часы решили нам помочь. Что они скажут?
ЧАСЫ (голос воспитателя)
Нет, вы не зря в путь отправились дальний,
На стрелках моих вы нашли
Фрагмент музыкальный.
М. Р. Вам, ребята, придется по найденному фрагменту, то есть по отрывку музыки с законченной мыслью отгадать пьесу.
«Плясовые наигрыши» (аудиозапись) (Дети определяют название)
М. Р. Какой мотив здесь использовался? (Ответ – мотив «Камаринской».) Назовите композитора, который тоже использовал эту русскую народную мелодию в своей пьесе. (П. И. Чайковский) Я ещё раз включаю «Плясовые наигрыши», вы должны на слух определить и показать, какие инструменты звучат в этой пьесе. (Дети слушают, сидя по-турецки на ковре, и имитируют игру на инструментах).
М. Р. Какие инструменты звучали? ( Береста, малая гармошка, баян, ложки, гусли, жалейка. М. р. подает детям коробочку с красными и синими сердечками.) Если вам понравилась музыка, берите красное сердце, если нет - синее. Но вы должны обязательно рассказать, почему выбрали то или иное сердце.
Музыкально- дидактическая игра «Музыкальное сердце»
М. Р. Молодцы. Когда закончим путешествие, я вам подарю кусочки бересты, дома с родными поучитесь свистеть на них и поймете, как это непросто научиться играть даже на обыкновенной бересте. Немного со звуками разобрались. Будем двигаться дальше. Я предлагаю отправиться дальше на конях. Ваши горячие скакуны ждут вас. (Предлагает детям взять стульчики, сесть на них верхом, спинкой вперед по всему залу врассыпную). Чтобы интересней было в пути, давайте распоемся.
Распевка «Гоп-гоп-гоп»
Песня «Конь» Е. Тиличеевой
М. Р. (Имя ребёнка), а что за эмблема на твоем «коне»? (Сапожника. Рисунок сапога.) То есть мы нашли ещё одну мелодию?
Игра – хоровод «Сапожник». Ведущего выбирают приемом «цапки». М. р. вытягивает вперёд руки ладонями вниз, дети подставляют указательные пальцы в ладони, звучат слова м.р.: «На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!». М.р. резко сжимает свои пальцы, ловя детские. Кто попался, тот сапожник.
М. Р. Ярко передавайте образ сапожника и воспитывайте в игре выдержку, раньше положенного не разбегайтесь. (В конце опять собрать детей вокруг себя приемом «цапки») Послушайте…, кто-то едет на лошадке к нам…, звенят бубенчики «цынцы-брынцы». Кто это? (Антошка). Верно, это наш знакомый смешной Антошка. Подойдем ближе к фортепиано и расскажем историю про него.
Дети исполняют ритмодекламацию «Антошка»
М. Р. Ребята, мы всё больше и больше находим мелодий. Но ваша задача, чтобы каждая была не растрёпа, а красавица. Поэтому не забывайте исполнять всё выразительно. Послушайте, куда это наш Антошка нас завёл? (фонограмма шума леса) Видимо в лес. Вот и дерево. А в ветках дерева запутался…(фонограмма ветра)
ДЕТИ. Ветер!
М. Р. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. (А. С. Пушкин)
Подскажи нам, Ветер, не встречал ли ты какие-нибудь мелодии в лесу?
ВЕТЕР. ( Фонограмма) Конечно, встретил. Одну очень симпатичную, живую и зажигательную. Запуталась в ветках вот этого дерева. Говорит, что зовут её «Карело-финская полька». Знакома вам такая? ( Да).
М. Р. Мы, конечно, знаем эту польку композитора Б. Тихонова и даже играем на шумовых инструментах, которые расположились под этим же деревом. Мы сейчас исполним её легко и весело.
Исполнение детьми оркестром «Карело- финской польки», муз. Б. Тихонова .(1 часть на стеклянных стаканах, 2 часть на колокольчиках, 3 часть на громких шумелках, 4 часть на скорлупках грецких орехов).
М. Р. Обратите внимание, ребята, на камень. Он в землю врос, мохом оброс (дети подходят ближе), рядом норка чья-то (шёпотом). В норке зверёк спит, и колыбельная мелодия тут же пристроилась. Такая тихая, ласковая и спокойная. Зверёк спит под её нежные звуки. Примем участие? Сначала присядем.
Ритмодекламация «Колыбельная» Г. Гладкова
М. Р. Ой, а на камне что-то написано. (Читает) «Налево пойдёшь – ничего не найдёшь, направо пойдёшь – танец найдёшь». Куда пойдём?. (Дети выбирают танец). Вставайте врассыпную по залу.
Исполняется детьми танец «Бим – бам – бо», муз. В. Шаинского
М. Р. (Фонограмма фантастических космических звуков) Пока мы блуждали в поисках мелодий, наступил вечер,и появился на небе месяц. Может месяц нам подскажет и покажет, где следующие мелодии искать?
МЕСЯЦ. (Воспитатель)
Я по небу хожу, звёзды все стерегу.
Всё давно заприметил, потому как я зорок и светел.
Залетели в небеса ваши песни, голоса.
Я верну вам их назад.
Звонкой песне каждый рад.
Дети исполняют песни (по выбору м.р.)
М.Р. Загадаю я загадку, вы попробуйте отгадать.
«В лесу выросло, из лесу вынесено.
На руках плачет, а на полу скачет». (Балалайка)
Верно, балалайка. Ну-ка, Дима, нам сыграй-ка! Ты тоже прячешь от нас мелодию. Пришло время возвращать. Всем интересно, какая она у тебя.
Исполнение на балалайке несложной партии р.н.м. (или имитация игры на балалайке)
М. Р. Молодец, Дима! Вот тебе шапка с надписью «Я – молодец!» ( К детям) А вы хотите такую шапочку? Она не простая, а волшебная, кто её надевает, тот прекрасно на инструменте играет. (Дети надевают шапки с надписью «Я – молодец!» и идут к детским музыкальным инструментам).
М. Р. Не забывайте про надпись на ваших шапочках. Вы – молодцы!
Исполнение детьми в оркестре пьес:
- «До- ре – ми» муз. А. Островского (запев – м.р., припев – оркестр);
- «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова (две части);
- «Цыганочка».
М. Р.
Музыка – лукавая работа:
Чтобы людям сердце взволновать,
Мало пьесу выучит по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать о чём поет капель.
Или, вдруг, на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом.
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом – колдуном. ( Н. Т. Грудинина)
Хорошо мы сегодня, ребята, провели время. Вот вам обещанная береста для домашнего задания. А для игры в группе я вам дарю вот этот рисунок. Посмотрите на него внимательно и определите, из каких частей известных музыкальных инструментов состоит этот фантастический инструмент, дайте ему название и мне расскажете. (Поёт). До свидания, ребята!
ДЕТИ. До свидания (пение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа – концерт с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: « Мелодии путешествий».
На занятии дети знакомятся с П.И.Чайковским, его произведениями из "Детского альбома"...
"Мелодия"
Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольника....
Конспект доминантного музыкального занятия «В поисках мелодии»
Для своего занятия я использовала проекты Е Матвиенко, музыкального руководителя д/с, ст. Павловская, Краснодарского края. matvi-elena@yandex.ru Цель.Развитие творческих способностей детей ...
Занятие в средней группе "В поисках мелодии"
Технологическая карта занятия, презентация и музыкальный материал...
В поисках мелодий .
В поисках мелодий....
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "В поисках мелодий"
Цели и задачи: Создать и поддержать атмосферу творчества, стимулировать детскую инициативу.Обогатить и закрепить музыкально-слуховой опыт детей....
Занятие с использованием ИКТ "В поисках мелодии Осени" подготовительная группа
Данная методическая разработка посвященна детям подготовительной группы (6-7 лет)...