Развитие музыкального слуха у дошкольников
методическая разработка по музыке
То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилия.
Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnogo_sluha_u_doshkolnikov.doc | 40.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкального слуха у дошкольников
То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилия.
Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).
Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.
Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.
Игра «Простучи и ты»
Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.
Игра «Кто поет?»
Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему — заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слышал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.
Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры — учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.
Игра «Путаница»
В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.
Безусловно, полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).
Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.
Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.
Один-два раза в неделю по полчаса — и через год или два результаты скажутся у любого нормального ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости, кино и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие музыкального слуха младших дошкольников через игровую деятельность"
Материал для родителей...
Развитие музыкального слуха у дошкольников.
Очень часто в жизни приходится слышать: «Спеть? Да, что вы, мне медведь на ухо наступил!» Или «Зачем моему ребёнку пение – у него слон по ушам потоптался. У него...
Методическая разработка "Развитие музыкального слуха у дошкольников на занятиях музыки в детском саду"
Проблемой данного исследования является то, в современной практике дошкольного образования придают большее значение когнитивному развитию ребёнка, чем развитию музыкального слуха. В то же время, именн...
Благоприятные условия для развития музыкального слуха у дошкольников.
В консультации даны советы родителям, как в домашних условиях развивать музыкальный слух ребёнка,предложены игры, а также перечень того, что поможет это сделать....
Развитие музыкального слуха у дошкольников
Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики XX-XXI вв. – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, в...
Доклад Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»
Тема: «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у дошкольников»...
Игры на развитие музыкального слуха у дошкольников
Предлагаю вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха....