Проект интегрированной деятельности «Волшебные путешествия в мир звуков».
методическая разработка по музыке (средняя, старшая группа)
Игровой, познавательно-творческий проект по музицированию с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_integrirovannoy_deyatelnosti.doc | 57.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект интегрированной деятельности
«Волшебные путешествия в мир звуков».
Автор: Немич Людмила Алексеевна, музыкальный руководитель ГДОУ №41 Колпинского района СПб, 89030937024
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность проекта: длительный.
Возрастная группа: средний и старший дошкольный возраст.
Участники проекта: дети с нормальным и нарушенным речевым развитием, воспитатели и родители.
Пособия и материалы: музыкальная лесенка, детские музыкальные инструменты, фонотека, игрушки зверей, иллюстрации явлений природы, самодельные шумовые инструменты, деревянные кубики, карандаши, деревянная и металлическая посуда, цветные ленты из бумаги гофре.
Актуальность проекта.
Во времена быстрых перемен, подобных нашим, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы, мужестве пробовать и ошибаться. Для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия элементарным музицированием и импровизацией.
Элементарное музицирование – это та форма развития ребенка, которая позволяет в игровой форме обучить простейшим элементам музыкального языка, развить музыкальность в целом. Главной задачей элементарного музицирования является импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Целью такого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии.
Музыка существует в нашей жизни, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Желание играть звуками – это неистребимое желание детей. Чередовать речь и пение, сочетая их с движением, для детей также естественно, как и просто играть. Элементарные инструменты – человеческое тело (голос плюс игра
звуками: щелчки, хлопки, шлепки, притопы) и простейшие ударные – шумовые и звуковысотные (барабаны, ксилофон, деревянные ложки). Музыка в элементарном музицировании является средством объединения речи и движения.
Одной из важнейших функций музыки является коммуникативная. Общение на занятиях элементарным музицированием можно назвать игровым. Игровое общение – это всегда импровизация, где педагог ориентирован на равноправное межличностное общение с детьми. Ощущение себя раскованным – вот то условие, с которого начинается действо под названием «элементарное музицирование». Коммуникативные игры – игры для формирования определенных навыков социального общения. Разминки, приветствия, коммуникативные игры включают всех партнеров в процесс общения особого качества, позволяющего проявлять детям активную творческую деятельность.
Творчество – это различные виды музыкальных импровизаций (двигательные, инструментальные, вокальные, интонационно – речевые). На занятиях элементарным музицированием ребенок учится сам изобретать и придумывать на ходу всевозможные звуковые, ритмические и двигательные идеи. Очень важно на таких занятиях погружать ребенка в атмосферу волшебных превращений и сказочных сюжетов, где малыш может фантазировать и импровизировать. Необходимо донести до родителей ответ на вопрос зачем ребенку нужна музыка, какая музыка ему нужна и как сделать совместные занятия музыкой радостными и завораживающими, ведь музыка – это чудесный источник положительных эмоций, которые есть в самом человеке: пой, играй, насвистывай, двигайся как ты можешь. При дефиците общения родителей и детей, отставании все большего количества детей в речевом развитии игры со звуками своего тела помогут решить множество воспитательных и развивающих задач в таких образовательных областях как музыка, здоровье, коммуникация, познание. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли в своем развитии подойдет к потребности слушать классическую музыку. Учение, которое не приносит успеха и радости, дети не любят.
Элементарное музицирование и есть та область, где ребенок учится создавать и творить.
Проблема.
У многих детей недостаточно развит голос. Дети, начиная с младшего возраста, боятся выразить себя в звуках, придумать что-то новое, сочинить. Они нуждаются в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действия.
Цель проекта:
комплексное развитие музыкальности, творческого воображения в процессе элементарного музицирования.
Задачи в образовательных областях:
Здоровье: - совершенствовать основные виды движений в соответствии
с текстом в физкультминутках;
- развивать здоровый голосовой аппарат на основе голосовых игр
и артикуляционно-фонематических упражнений.
Познание: - формировать представления об изменениях в природе, жизни
птиц и животных весной;
- воспитывать способность любоваться красотой природы.
Коммуникация: - расширять и активизировать словарный запас;
- развивать навыки общения в играх;
- учить соблюдать правила игры;
- воспитывать уважение к другим детям;
- ориентировать на равноправное межличностное
взаимодействие с другими детьми.
Музыка: - создавать радостное настроение от игры с элементами
музыки (ритмом, тембром, динамикой);
- использовать детские шумовые инструменты для развития
образно-ассоциативного мышления;
- учить использовать звукоизобразительные интонации для
омузыкаливания и осмысливания жизненных реалий;
- развивать чувство ритма, тембровый и ритмический слух,
пользуясь звуками своего тела (звучащими жестами);
- развивать творческие проявления через пластику, мимику,
жесты;
- продолжать развивать певческие навыки, эмоциональную
передачу характера мелодии, выражать в пении чувства и
петь чисто, с динамическими оттенками.
- формировать устойчивое ощущение метроритмической пульсации
музыки как процесса во времени;
- поддерживать интуитивные представления о связи музыки и жизни
через омузыкаленное слово и жест;
- формировать стремление к звукоподражанию явлениям природы
как первоначальному этапу импровизации.
Описание этапов проекта.
- Подготовительный этап.
Подготовительный этап включает в себя беседы с детьми на темы: «Звуки вокруг нас», «Времена года в музыке», «Голоса животных и птиц», «Звуки шумовые и музыкальные», «Шумы в природе», «Инструментальный и вокальный звук», «Свойства музыкального звука», «Настроение в музыке», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные игрушки», «Высокий и низкий голос», «Звуки леса»,
«Где можно услышать эхо».
Задачей данного этапа является создание условий для реализации проекта.
В процессе первого этапа проводится так же и работа с родителями, облеченная в следующие формы:
- информирование родителей о цели проекта;
- беседы с родителями на темы: «Зачем ребенку нужна музыка?», «Развитие голоса», «Из чего можно извлечь звук», «Как озвучить сказку»;
- подбор печатного материла на тему «Элементарное музицирование –
средство воспитания творческой личности»;
- рекомендации по изготовлению самодельных шумовых
инструментов.
Работа на этом этапе включает в себя чтение детям русских народных сказок «Колобок», «Репка» и «Теремок», сказки К. И. Чуковского «Путаница», стихотворения «Хорошее настроение» (автор С. Куралех) с последующим их озвучиванием, заучивание народных потешек, закличек, считалок.
- Основной этап.
Состоит из разделов: «Голосовые развивающие игры», «Элементарное музицирование», «Тематические модели».
Голосовые развивающие игры.
1-й цикл – артикуляционная гимнастика (цель - подготовить голосовой аппарат к пению )
2-й цикл – интонационно-фонетические упражнения:
- «Страшная сказка» (цель – освоить последовательность гласных в грудном режиме «толстый голос»);
- «Вопросы и ответы» (цель – осознать наличие в голосе двух режимов работы гортани «толстый» и «тонкий» голос);
- «Вибрант гортани» (цель – расслабление голосового аппарата);
- «Бронтозаврик» и «Кто там ходит по болоту?» (цель – научить выполнять звуковысотную последовательность: фальцетный режим, грудной режим, штро- бас);
- «Попрошайка» (цель – научить создавать фиксированную звуковысотность на двух последних звуках строчек;
- «Бегемот» (цель – получить представление о вибранте мягкого неба);
- «На машине» (цель – тренировать детей произносить фразы на одном дыхании с вибрацией губ в начале и в конце);
- «Выдувание» (цель – учить получать звук в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха);
- «Слоник» (цель – подготовить детей к осознанию головных вибрационных ощущений).
3-й цикл – голосовые сигналы доречевой коммуникации (цель – осознание элементов и механизмов голосообразования, энергетических возможностей голоса): «Греть руки дыханием», «Волна», «Крик», «Крик – вой», «Волна с воем», «Крик – вой – визг», «Волна с криком чайки», «От шепота до крика», «Песенка про смех».
Элементарное музицирование.
Звучащие жесты – игра звуками своего тела. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движениями, дыханием, а желание детей играть звуками – благодатная почва для этого.
Формы активного музицирования:
- изучение звуков (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, игры «Тюшки – тютюшки» и «Раз, два, три, ну-ка, повтори!»), имитация звуков природных явлений и животных, звуков окружающего мира (речевые диалоги «Разговоры» - бабочки и ручейка, белки и ежика);
- активное слушание с танцем под музыку (элементарные движения, украшение жестами, игры по типу «Эхо» с использованием шумовых инструментов);
- озвучивание стихов, прибауток, потешек (вначале элементарные движения, затем звучащие жесты и музыкальные инструменты), речевые игры («Волшебные барабаны», «Прыг – скок», «Тук – тук – деревянный это стук» и т.п.).
- пение (от сопровождения пантомимой, движением по тексту, элементарных звукоподражаний и пения со звучащими жестами до умения выражать в пении чувства и петь с динамическими оттенками);
Поем и играем: «Гости» сл. Благиной, хороводая игра «Петушок», русская народая потешка «Заинька», «Веселые инструменты», закличка «Солнышко», русская народная игра «Ладушки».
- украшаем музыку и пение (вокальные импровизации, перенос природных и бытовых звучаний на инструмент, игры с шумовыми инструментами: «Что сказал барабан?», «Дождинки и дождь», «Звук и тишина»)
Тематические модели:
- «Деревянные истории» (деревянные «разговоры», деревянные узоры, танцы деревянных кукол);
- «Кухонный оркестр» (металлическая посуда, стиральная доска, металлические столовые приборы, звуки воды, колокольцы, бубен);
- «Бумажное приветствие» (шорох, шелест, танцы бумажных бабочек);
- «Осенние путешествия» («Разные дождики», «Деревья на ветру», «Что делать после дождика?», «Разговоры опавших листьев»);
- «Снежная сказка» («Ледяные узоры», «С горки на горку», «Два ветерка и снежинка», «Зимние приключения»);
- «Весенняя капель» (сосульки – свистульки, волшебные снежинки, хор насекомых, голоса птиц);
-«Волшебные барабаны»;
- «С утра до вечера» (звуки леса, «В деревне возле речки», утренние звуки, вечер и закат солнца);
- «Ожившие игрушки»;
- «Сказочные герои»;
- Музыкальные сказки.
3) Заключительный этап.
. Проведение совместного вечера – досуга с родителями под названием «Лесное приключение» с использованием самодельных шумовых
инструментов.
Проведения итогового занятия по элементарному музицированию «Зимние приключения».
Ожидаемые результаты:
Реализованный проект позволит участникам освоиться в волшебном мире музыки, будет способствовать развитию творческого воображения у детей и родителей, научит получать удовольствие от музицирования в совместных играх со звуками своего голоса и тела, а также сформирует интерес к совместному музицированию на детских шумовых инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебное путешествие в страну звуков и красок
конспект дефектологического занятия в сенсорной комнате...
Интегрированная организованная образовательная деятельность: «Волшебное путешествие: транспорт» (интеграция о областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, и художественно-эстетическое развитие).
Программное содержание: - Уточнить и закрепить знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный); - Познакомить работать с методами ниткография и рисование пеной.- Развива...
Конспект интегрированного коррекционного занятия "Путешествие в страну звуков" с подгруппой детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Данное занятие предназначено для подгруппы детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с целью формирования фонематических представлений и улучшения психоэмоционал...
Конспект интегрированного занятия - Волшебное путешествие
Программное содержание:- познакомить детей с эмоцией «радость»;- учить детей передавать радостное настроение, используя выразительные средства музыки и пантомимики;- развивать речь и движе...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим , сенсорным воспитанием и изобразительной деятельностью "Волшебное путешествие" (младший возраст)
Конспект интегрированного занятияпо развитию речи и ознакомлению с окружающимдля детей младшей группы (2-3 года)(с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой)."Волшебное пу...
Конспект итогового интегрированного ООД "Волшебное путешествие в лес" для детей 4-5 лет
Конспект итогового интегрированного ООД "Волшебное путешествие в лес" для детей 4-5 лет...
Технологическая карта интегрированного занятия «Волшебное путешествие» для детей младшего дошкольного возраста
Образовательные области занятия: речевое развитие, математическое развитие (ФЭМП)....