Особенности организации детских праздников в ДОУ с детьми с ЗПР
статья по музыке

Ясинская Ирина Юрьевна

В статье описан опыт работы музыкального руководителя по проведению праздников и развлечений в ДОУ с детьми имеющими задержку психического развития (ЗПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_prazdnikov_v_dou_s_detmi_s_zpr.docx31.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности организации детских праздников в ДОУ с детьми с ЗПР

(из опыта работы музыкального руководителя)

        «Когда в группе есть дети с ОВЗ, у которых нередко из-за различных диагнозов наблюдаются не только отставания в развитии, но и  поведенческие неадекватные особенности, о качестве праздника приходится забыть». Так думают многие воспитатели и музыкальные руководители, у которых в группе есть дети с ЗПР.

Ребёнок с ЗПР может в некоторых ситуациях поставить  не только в затруднительную ситуацию воспитателя, но и вообще сорвать праздник.

Для того, чтобы правильно выстроить ход праздника и обеспечить комфортную обстановку не только детям, но и воспитателям, которые и так волнуются перед родителями и  коллегами, не лишним будет напомнить какие возрастные особенности преобладают у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задержка  психического развития у детей – это медленный темп совершенствования психических функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации,   что приводит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

 Принято разделять детей с   ЗПР на четыре основных группы.

Первая группа

К первой группе относятся дети с задержкой развития конституционального типа. Основные признаки таких детей — это инфантильность, как психическая, так и психофизическая. Определить их можно по целому ряду внешних признаков. Дети из первой группы имеют невысокий рост и слишком детские черты лица, сохраняющиеся даже в школьном возрасте.

Наиболее заметным у таких ребят является отставание в развитии эмоционального мира. Они как бы остановились на самой нижней ступени лестницы эмоционального развития. Таким малышам свойственны яркие эмоциональные всплески, частые и резкие перепады настроения, лабильность эмоций. Они больше всего на свете любят играть, причем даже после того, как становятся школьниками.

Вторая группа

Ко второй группе относятся дети с синдромом ЗПР соматогенного типа. Их особенности по большей мере связаны с продолжительными и протекавшими в тяжелой форме соматическими болезнями, перенесенными в раннем возрасте.  Затянувшиеся болезни    в первый год жизни становится одной из основных причин задержки психического развития. Речь идет о таких заболеваниях, как:

  • бронхиальная астма;
  • воспаление легких;
  • нарушения в работе почек;
  • сердечная недостаточность и пр.

 Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержке со стороны семьи и педагогов.

         У детей данного типа наблюдается: неуверенность в своих поступках; боязливость (такие дети могут бояться отвечать, брать на себя любую ответственность); низкий уровень коммуникативной сферы.

В таких случаях особенности детей имеют временный характер и связаны не с недостатками развития центральной нервной системы, а с некоторым отставанием в процессе ее созревания.

Третья группа

К третьей группе принадлежат дети с задержкой развития психогенного характера. Основные причины ЗПР в этом случае связаны с неблагоприятными для развития ребенка условиями воспитания, которые препятствуют формированию полноценной личности.

Когда речь идет о неблагоприятных условиях, то подразумевается чрезмерная опека, излишняя жестокость или безнадзорность. Последняя вызывает у малыша неустойчивое проявление эмоций с повышенной импульсивностью, отсутствие желания проявлять инициативу, а также задержку интеллектуального развития.

Слишком сильная опека приводит к тому, что малыш вырастает слабой, эгоцентричной личностью, не способной проявлять самостоятельность и мотивировать себя.

Четвертая группа

Представители четвертой группы встречаются чаще всего. Сюда входят дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Основная причина задержки — это тяжелые роды с травмой или асфиксией младенца, перенесенные мамой во время беременности инфекции или отравления.

Также повлиять на задержку могут заболевания нервной системы до двух лет. Чаще всего именно они становятся толчком для развития органического инфантилизма, напрямую имеющего отношение к повреждениям центральной нервной системы органического характера.

Более 90% – дети такого типа. Данный тип очень сложно корректируемый. У детей данного типа наблюдается: инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкий уровень развития познавательной и эмоциональной сферы; дети отстают в программе по обучению.

Возрастные и индивидуальные особенности развития  детей с ЗПР.

дошкольного  возраста от 4 до 7 лет

- Поведение  детей соответствует более младшему возрасту, они менее активны, без инициативны, у них слабо выражены познавательные интересы.

- Неустойчивая эмоционально-волевая сфера, на фоне чего возникает неспособность сосредоточиться на одной деятельности в течение продолжительного времени. Основная причина проблемы — сниженный уровень психической активности.

- Возникают сложности при попытке установить новые контакты, некоммуникабельность.

- Наблюдаются яркие импульсивные вспышки, гиперактивное поведение в обществе.

- Ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована.

 Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой ...).  

Таким образом, ЗПР - это сложное   нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической сфер. В психологических исследованиях подчеркивается, что такие дети в семилетнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности.

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

        Изучив индивидуальные и возрастные особенности детей с ЗПР  необходимо это учитывать и в   ходе праздников. Такие дети не должны быть зрителями, они имеют полное право быть активными участниками.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться и повеселиться. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребёнка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Подготовка и проведение праздников для детей с ограниченными возможностями, а в частности для детей с ЗПР  имеет свои особенности:

  1. Здесь должны участвовать не только   воспитатели, но и специалисты, которые хорошо знают специфику работы  с детьми ЗПР. Так как дети не могут контролировать свои эмоции,  быстро утомляются,  теряют внимание, соответственно у них пропадает и интерес к происходящему.  Во время праздника они могут беспричинно бегать по залу, падать на пол, пинать и толкать соседа, который сидит рядом на стульчике и пр., тем самым выбивая из колеи воспитателя, который должен вести праздник, а также мешая другим детям.

С таким ребёнком обязательно должен рядом находиться специалист (дефектолог, психолог). Организовать место для таких детей необходимо так, чтобы специалист располагался рядом и поддерживал его внимание, контролировал поведение. В ходе праздника специалисты должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии.  Если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно  ребёнку с ЗПР.

  1. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Здесь важно найти для ребёнка с ЗПР такую деятельность, где он сможет показать себя и порадовать маму своим выступлением. Педагоги обязаны создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими детьми.

Если ребёнок не может сыграть роль с большим текстом, он обязательно участвует в подгрупповых танцевальных композициях, где он   смотрит  на более ритмичного товарища и повторяет движения за ним.

В моей практике все дети с ЗПР с большим желанием участвуют в танцевальной и игровой деятельности,   в силу своих возможностей выполняют танцевальные движения, с небольшой подсказкой воспитателя выполняют несложные перестроения. В общих парных танцах таких детей необходимо ставить в пару с хорошо двигающимся ребёнком, на которого он будет смотреть, и стараться выполнять все движения красиво и правильно.

  1. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

  1. Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям с ЗПР трудно удерживать внимание на происходящем. Если специалист,   находящийся  рядом с ребёнком с ЗПР видит, что ребёнок сильно утомился, устал, он может тихонько вывести его из зала, предложить воды или просто умыть и также незаметно вернуться обратно.

  1. В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа воспитателя, музыкального руководителя, логопеда, дефектолога, психолога,  по возможности родителей и, конечно детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

  1. Обязательным условием проведения праздников для детей с ограниченными возможностями является создание теплой, творческой атмосферы.

Хочу привести пример …. В сентябре к нам в ДОУ пришёл ребёнок из другого детского сада с ЗПР. На музыкальных занятиях поведение ребёнка пугало всех: во   время того как все дети старались запомнить песню к празднику, или работали над танцем, ребёнок сидел на стульчике или ползал по полу, а самоё опасное, что мог сделать этот ребёнок во время музыкальных занятий - это щипнуть, пнуть, поставить под ножку танцующим детям.  Такое поведение и отказ от любой музыкальной деятельности сначала списывала на адаптацию ребёнка. Но в дальнейшем этот ребёнок так и не соглашался участвовать в нашей музыкальной деятельности. Хотя с удовольствием шёл в зал, и обнимался со всеми взрослыми. После беседы с мамой выяснилось, что в старом садике ребёнок не успевал за всеми детьми, плохо выполнял танцевальные движения, не мог контролировать своё поведение в течение всего занятия, воспитатель его просто отстраняла от деятельности, посадив на стульчик. За время пребывания в старом детском саду ребёнок не научился таким элементарным движениям, как ритмичные хлопки в ладоши под музыку, пружинка, легкий бег по кругу и пр. Вот   поэтому и сидел ребёнок  на стульчике, мешая остальным, потому что он так привык. Так как ребёнок почти 4 месяца отказывался участвовать в музыкальной деятельности, на новогоднем празднике мы предложили ему стать ведущим нашей новогодней сказки. С чем он отлично справился.

Очень важно хвалить таких детей за их успехи, пусть даже не значительные при детях всей группы. Это поднимает их самооценку в глазах товарищей, это придает таким детям уверенность в том, что через некоторое время они тоже будут успешными.

Дорогие коллеги, хочу вам напомнить, что особенность работы с детьми с ЗПР, да и со всеми детьми ОВЗ состоит:

- не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребёнка;

- не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

- не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребёнка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное  в работе с такими детьми – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагогов.   Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку с ЗПР проявлять свою индивидуальность. На празднике не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может быть в нем активным участником.     У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста"

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Речь раздвигает рамки социального бытия ребёнка.  Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающим лю...

Статья: «Особенности организации зимней прогулки (прогулки-досуга) с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Статья: «Особенности организации зимней прогулки (прогулки-досуга) с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»...

Консультация "Особенности организации музыкальной деятельности в ДОО с детьми с ОВЗ"

В консультации представлен материал который можно использовать на музыкальном занятии с детьми с ОВЗ....

Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»

Инклюзивное образование   («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...

"Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"

quot;Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"...

Методические рекомендации "Особенности организации и проведения совместной деятельности с детьми в группах раннего возраста"

Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Презентация раскрывает основные задачи, особенности развития и воспитания детей данного возраста,...

Особенности организации занятий по развитию речи с детьми ясельной группы детского сада

Занятия с детьми 2-3 лет носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем ставит...