"Золотая Осень"
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Писаренко Наталья Григорьевна

Конспект НОД

по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx31.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 ст-цы Копанской

муниципального образования Ейский район

Конспект НОД

по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Золотая осень»

(музыкальная деятельность)

Подготовила  и провела

музыкальный руководитель:

Писаренко Н.Г.

Окттябрь , 2018 г.

Задачи:  

Образовательные: 

1.Формировать умение петь выразительно, передавая темповые и динамические особенности  песни в соответствие с характером произведения.

2.Развивать умение выразительно двигаться  в  соответствии с музыкальными образами; эмоционально передавать их.

3. Совершенствовать речь детей как средство общения.  Активизировать словарь на тему «Природа. Осень», систематизировать  знания   детей   об осенних  изменениях в природе.

Развивающие: 

1.Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение на  основе формирования   представлений о разнообразии и богатстве природы.

2.В игровой форме закреплять навыки и умения детей во всех видах музыкальной деятельности.

3.Развивать память, внимание, ритмический и мелодический слух; любознательность  и стремление к получению новых знаний.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Заботиться, хранить, оберегать её.

2. Воспитывать  интерес к познанию.

Оздоровительные:

1.Использование  элементов здоровьесберегающих технологий на основе ИКТ.

Материалы и  оборудование: мультимедийное оборудование; музыкальный центр; синтезатор;, листочки (по количеству детей); орешки для ритмического оркестра (по количеству детей).

Вся НОД сопровождается презентацией.

Предварительная работа:  Во время прогулки побывать на экскурсии в осеннем парке, беседовать о приметах осени. Беседовать о ритме в музыке. Разучивать: песню «Тетушка Осень», музыка и слова Н. Орловой; приставной шаг; стихотворения об осени, пословицы о лесе.

Ход НОД:

Дети под музыку входят в зал. Слайд№1

Муз. Рук. Здравствуйте, ребята. Как я рада снова видеть вас! Посмотрите, как много гостей у нас сегодня в зале. Давайте подарим им хорошее настроение и поздороваемся.

Дети пропевают по трезвучию сверху вниз -  Здравствуйте!

Все: Здравствуйте, ребята. Слайд№2

Муз. Рук.

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?

Дети: Осенью.

Муз. рук: Ребята, посмотрите на экран - «Какое время года вы видите»? Слайд№3

Дети: Осень

Муз. Рук. Как вы определили?(дети называют приметы осени)

Муз. рук. Сегодня наш музыкальный зал превратился в осеннюю полянку. Давайте поприветствуем  друг  друга по- осеннему.  

Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день»

сл. и муз. М Мишаковой –Слайд№4

Муз. Рук. Ну вот, вы все поприветствовали  и подарили друг другу осеннее настроение.  А я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Мы пойдём не простым шагом, а приставным. (Идут, воспитатель помогает индивидуально)

Идем  мы тихо, чтобы нас никто не слышал, птичек не распугаем, веточек не поломаем.

Муз. Рук.  Привела вас, ребята, тропинка в осенний волшебный лес.

Слайд№5

Лес-точно терем расписной лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной, стоит над светлою поляной.

Дети рассказывают пословицы :

Много леса – не губи, мало леса – посади.

Растение – земли украшение.

Рощи да леса, всему краю краса.

Воспитатель: посмотрите, сколько осенних листочков на полянке, давайте  поиграем в игру «Осенние листья»

Дети спокойным шагом в ритме музыки ходят по залу в разных направлениях между листьями («гуляют по лесу») и поют:

«Мы в лесу осеннем весело гуляем,

Листья собираем, все деревья знаем»

Дети останавливаются, продолжают петь, поочерёдно отводя правую и левую руки в стороны («показывают на деревья»):

«Вот берёза, вот осина,

Тополь, клён, дубок, рябина».

Хлопают в ладоши в ритме музыки и поют:

Раз, два три, листочек подними»

Каждый ребёнок поднимает один любой осенний лист, находящийся рядом.

Педагог называет имя ребёнка. Ребёнок называет свой лист: «У меня кленовый лист» Примечание: Игра может проводиться и в кругу (в хороводе). В этом случае осенние листья (по количеству детей) должны быть разложены внутри круга, а каждый ребёнок – поднять и назвать лист, напротив которого он остановился.

Муз. рук.: Присядьте на полянку, спинки держите ровненько. (Воспитатель следит за осанкой детей)

 «Я хочу предложить вам послушать музыку, но не могу никак открыть замочек, на который она закрыта. Помогите мне, пожалуйста, давайте  поиграем пальчиками!»

Дети выполняют пальчиковую игру «Замок-чудак»

Слайд№6

Муз рук.  Сейчас мы с вами послушаем  два музыкальных произведения.

Слушание  А.Вивальди «Осень», I часть (Дети называют автора, название )

Слайд№7

Муз рук. О  какой осени нам рассказывает музыка?

Дети: Золотая, разноцветная, веселая, пестрая,  яркая, солнечная.

Слайд№8

Муз рук. А теперь послушайте другой отрывок..

Давайте сядем  поудобнее, закроем глаза, пусть музыка унесет нас в волшебный мир музыкальных звуков, а потом расскажите, какую картину вам нарисовала музыка.

(Дети слушают муз. отрывок из и П.И.Чайковский «Осенняя песнь», называют композитора и название произведения)

Муз. рук. - предлагает детям выразить свои чувства, настроение, впечатления о прослушивании музыки, что они представляли, когда слушали музыку?

Ответы детей: грусть, печаль, время года осень, медленно падают осенние листья, птицы улетают в теплые страны,все деревья одеты в яркую желтую, красную листву, осенний моросящий дождик.

Слайд№9

Муз. рук.  Какая же в этом произведении осень?

Дети: Печальная, унылая, тоскливая, серая, дождливая, прощальная.

Слайд№10

Муз рук. Ребята, характер этих двух произведений одинаковый или разный?

Дети:  Характер у них разный.

Муз рук: Покажите мне мимикой лица настроение первого произведения (дети показывают), а теперь настроение второго произведения (дети показывают)

Муз. Рук: Благодарит детей за ответы Давайте после такого  немного грустного настроения  добавим радостные нотки  и сделаем массаж друг-другу, чтобы спинки ваши не устали сидеть. Дети становятся паровозиком.

Самомассаж  «Осенний дождь»

«Дождь, дождь! Надо нам расходиться по домам!

(хлопают ладошками по спине)

Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек!

(стучат кулачками)

Град, град! Сыплет град! Все под крышами сидят!

(постукивают пальчиками).

Только мой, братишка в луже, ловит рыбу нам на ужин!

(поглаживание по спине).

Муз. Рук. Вы дали много определений осени, и все они правильные, интересные, необычные. Об  осени звуками музыки рассказывает нам композитор, а красками кто передает  великолепие   природы  этого необыкновенно   удивительного  времени года ?

 Дети: Художники. (присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Обратите внимание на экран. Перед вами картина известного русского художника.

Слайд№11

А пока вы внимательно будете её рассматривать и вспоминать автора, я прочитаю  отрывок из стихотворения  Тютчева Федора Ивановича  «Осень»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
 Воспитатель : картину какого художника вы видете и как она называется?

Дети: И. И. Левитан «Золотая осень»

Слайд№12

Воспитатель : А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?  Чем вам она нравится?

Примерные ответы детей:

Художник нарисовал «золотую осень», потому что поля покрыты золотой листвой. Начинается новый, светлый, ясный день.  Золотистые деревья, пустые поля. Течёт холодная река. А вдали лес стоит стеной.

 Воспитатель :

- Молодец! Садись на место. Кто желает продолжить рассказ?

Художник нарисовал на картине чистое голубое небо. Солнце уже не греет так ярко, как летом, но блестит. Ветерок нежно шевелит листвой. Все деревья светятся, как будто им весело и радостно.

 На заднем плане картины – лес оделся в жёлтый наряд. Берёзки сверкают, как сказочные. Осторожно падают на землю пёстрые, расписные листья. Это время листопада. Листья медленно танцуют и шуршат.

Травка только начинает сохнуть. Река спокойная, холодная. Она, как в зеркале, отражает бледное небо. Вода выглядит темнее, чем небо.

Воспитатель :  Умница! Ты придумала   много интересных сравнений, красивых слов! Садись. И кто же закончит этот замечательный рассказ?

 Художник Левитан нашёл яркие краски, чтобы изобразить золотую осень. На картине много жёлтых, оранжевых, голубых красок. Художник увидел радостную природу и нарисовал светлую хорошую картину. Когда я на неё смотрю, мне радостно! Картина мне нравится потому, что в ней много солнца и покоя. И мы теперь можем любоваться красотой золотой осени!

 Воспитатель : Правильно. Осень стала одной из главных тем в творчестве замечательного художника Исаака Левитана. Маленькая лесная дорога зовёт за собой в лес, где ещё цветут последние цветы, пахнет травой и сухими листьями, и от земли идёт последнее тепло. Глядя на эти картины, хочется раствориться в этой нежной красоте и гармонии.

Я знаю вы много выучили стихов о Осени. Послушаем, как рассказывает Валя  об этом чудесном времени года.

Кружит Осень листопад,

Листья по ветру летят.

То взметнутся, упадут

Красный лист и там и тут.

И лежит цветной ковер,

Украшая весь простор!

Воспитатель: Посмотрите ребята и правда, какие красивые листья прилетели к нам! Это осенний ветерок подарил нам их.

Осень,Осень листопад,

Листья – бабочки летят

Желтые и красные,

Все расцветки разные.(раздает листики)

Дыхательное упражнение с листочками.

Мы листочки собираем (на вытянутой правой  ладошке)

Мы с листочками играем

Листочки вправо полетели (вправо)

Глазки вправо посмотрели.

Листочки влево полетели

Глазки влево посмотрели. (влево)

Ветер листья поднимает

И на землю опускает.

Поднимает,опускает. 2 раза(за ниточку)

Носом глубоко вдыхаем

Щеки мы не раздуваем

Губки трубочкой сложили

И листочки закружили.

(спокойно,не напрягаясь)

До чего же ветер рад

Что устроил листопад

Полетел,засвистел

Вниз с листвою зашумел

(на ладошке, сдувают)

Воспитатель : А  кто еще хочет рассказать про осень? (вызывает  ребенка)

Ребенок:Осень, ты можешь грустить и смеяться.

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас.

Хмуростью неба грозить каждый раз.

очень ты хочешь нас всех удивить.

Будем мы осень любую любить!

Муз. рук. Конечно же, будем мы осень любую любить: для нее мы песню споем, но прежде чем нам песню спеть – голосочки нужно разогреть

Муз рук.  Посмотрите на экран. Кого мы встретили на  лесной полянке?   (ответ детей - лису). Слайд№13   

 Муз рук.  Какая лисичка?  (Ответ детей - хитрая)  Покажите эту хитрую лисичку. (Дети показывают мимикой лица и жестами) 

Муз рук: Правильно. Давайте споем  и рукой покажем движение мелодии. (Исполняют попевку «Лиса по лесу ходила»)

Исполняют песню «Тетушка Осень» (с движениями) Слайд№14-19   

Муз. рук. –вы обратили внимание под деревом стоит корзиночка (просит ребенка ее принести). Посмотрите, здесь листочек с загадкой.

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину,

Из плодов он тверже всех,

Называется ...

Ответ: Орех

Это лесные жители оставили для нас подарок, целая корзиночка  орехов.

Я знаю, что мы сейчас сделаем, покажем какие мы музыкальные, сыграем в ритмическом оркестре.(предложить взять из корзиночки по 2 ореха) 

Муз. Рук. Кто в оркестре главный?

Дети: Дирижер.

Муз. Рук. Я - ваш дирижер, а вы - мой оркестр. Будьте внимательны: 1 часть играеют вдевочки,2-вместе,3- мальчики, 4и5 части-вместе.

Ритмический оркестр «По грибы»

Муз. рук. Сегодня мы с вами побывали в гостях у осени. Славно все вы потрудились, , были настоящими музыкантами. Я думаю, что осень осталась довольна встречей с вами  и приготовила вам подарок.  каждый получает  медаль «Ты сегодня молодец!» в свою копилочку (раздаем с воспитателем). Но пришла пора прощаться. Давайте попрощаемся с гостями.

Дети пропевают по трезвучию сверху - вниз «До свиданья» и под музыку покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....