Проект "Звук вокруг нас"
проект по музыке (подготовительная группа)

Чебакова Наталья Сергеевна

Предлагаемые в проекте занятия по звуковому-сенсорному опыту предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованы как узкоспециализированная программа в рамках основой программы по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Звук вокруг нас"72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Работа по звуковому-сенсорному опыту

 с детьми старшего дошкольного возраста

Проект «Звук вокруг нас»

Автор: музыкальный руководитель Чебакова Н.С.

         2018-19 год.

Проект «Звук вокруг нас»

Волшебство звуков рождает волшебство образов

Аннотация

Предлагаемые в проекте занятия по звуковому-сенсорному опыту предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованы как узкоспециализированная программа в рамках основой программы по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром. Интегрированные занятия проекта «Звук – вокруг нас» предусматривают изучение музыкальных и не музыкальных звуков, их происхождение, способов распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. Упражнения – тренинги направлены на развитие реактивности психических процессов, формирование моторных и психомоторных   связей. Дается представление о значении и влиянии звуков на организм человека. В процессе изучения тем, детям предлагаются психологические тренинги и упражнения, направленные на сохранение и защиту органов слуха, физического и психического здоровья. Предлагаемая творческая, экспериментально-исследовательская деятельность для выполнения в домашних условиях привлекает родителей воспитанников к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми и педагогами.

Актуальность

              Анализ музыкального развития детей, проводимый психологами и музыковедами исследовательского центра в начальных школах страны, показал, что одни дети хорошо поют, другие прекрасно могут двигаться, соблюдая ритм и используя разнообразные движения, многие отлично ориентируются в названии инструментов и жанрах музыки, некоторых композиторах. Однако, очень многие дети совсем не умеют слушать других людей, своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Педагоги старательно работают над расширением словарного запаса детей, пополняя его и названиями, определениями звуковых характеристик и явлений.  Однако, опыты показывают, что большой процент детей (без физических и психический отклонений) не распознают элементарные звуки: мужской и женской речи, стука предметов из различных материалов, звуки техники, приборов, животных и природных явлений. Поэтому стоит вопрос о более глубоком и всестороннем слуховом воспитании дошкольников.

Одной из наиболее перспективной области деятельности в саду для решения этой задачи, являются музыкально-ритмические занятия.

Гипотеза:

  • Обучая ребенка слушать звуки мира, звуки жизни, мы так или иначе, будем развивать у него умение воспринимать музыку.
  • Имея в наличие большой запас звуковых характеристик и образов, ребенок приобретает возможность, слушая музыкальное произведение, понимать его содержание, смысл, рисовать воображаемые образы, передаваемые композитором в музыкальном произведении.

Не менее ценным и важным в процессе воспитательно-образовательной деятельности является способ получения знаний и умений детьми. Наиболее продуктивной является технология исследовательской деятельности.  

Проанализировав, актуальность  данной проблемы и определив, направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы составили  программу проекта и подчеркнули приоритетные цели и задачи.

Цель: Через раскрытие понятий «Звук», «Слух» привлечь детей к процессу изучения и     исследования  звуков окружающего мира. Посредством приобретенного звукового -сенсорного опыта повлиять на уровень их музыкальных и творческих способностей.

Задачи:

  • Познакомить детей с окружающими их звуками природы, улицы, дома. Учить классифицировать, называть и давать характеристику звукам. Формировать слуховое внимание
  •  Дать представление о звуковых волнах и о механизме восприятия звука  человеком.
  • Научить детей извлекать, узнавать и называть музыкальные звуки. Рассмотреть процесс рождения музыки, закрепить знания о её жанрах, средствах выразительности.
  • Воспитывать бережное отношение к здоровью органов слуха, привычку соблюдать эстетические нормы  и правила поведения в обществе.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – изучение методик и технологий: ритмопластика, элементарное музицирование, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, опытно-экспериментальная деятельность. Планирование и конспектирование образовательной деятельности. Подбор музыкального и художественно-литературного материала, Наглядных пособий, инструментов и дидактических материалов.

Практический – реализация проекта в течение учебного года.

Итоговый – подведение итогов проекта в виде представленных продуктов, обобщение педагогического опыта в форме оформленного методического материала в виде проекта, сборника конспектов ОД по темам «Звук - Волшебник», «Настроение и музыка», «Игры с звуком». «Эксперименты со Звуком».

Перспективное планирование занятий:

Блок «Звук - Невидимка».

Экспериментальная деятельность

Занятие 1-2. «Полон звуков мир вокруг».

Занятие 3-4. «Как появляется звук?».

Занятие 5-6 «На что похож звук? Звуки шумовые и музыкальные».

Занятие 9-10. «Звуки природных явлений».

Занятие 11-12. «Где шум живет?».

Занятие13-14. «Звуки наших музыкальных инструментов».

Блок «Настроение и музыка».

Валеологические задачки

Занятие 15-16. «Мимика, настроение, музыка».

Занятие 17. ИКТ – презентация «Настроение и музыка».

Занятие 18-19. «Настроение и музыка». Музыкальный жанр «Марш»

Занятие 20-21 «Настроение и музыка».  Музыкальный жанр «Песня»

Блок третий «Игры со звуком».

Методика Карла Орфа

Занятие 22-23 «Играем с голосом» - игры со звуком и словом

Занятие 24-25. «Дирижёр» - игры с предметами, звучащими жестами

Занятие 26 «Эти волшебные деревянные предметы» - изготовление шум. оркестра

Занятие 27 «Эти волшебные металлические предметы» - изготовление шум. оркестра

Занятие 28 «Эти волшебные стеклянные предметы» - домашнее эксперимент-ние

Занятие 29 «Какие предметы умеют шуршать?»

Занятие 30 «Озвучиваем сказку»

Блок четвёртый «Оркестры»

Занятие 31 – 32 «Оркестр народных инструментов»

Занятие 33-34 «Симфонический оркестр»

Занятие 35  Музыкальный КВН

Занятие 36 «Путешествие в мир Звуков» - обобщающая развлекательная игра с участием родителей.

Работа с родителями: Семейное творчество и экспериментирование:

  • Изготовление памятки-коллажа «Полезный звук и вредный шум»
  • Домашнее экспериментирование «Поймать Невидимку» - презентовать опыт домашнего исследования (в виде видео и фото материалов, рассказа)
  • Музыкальный рецепт хорошего настроения (презентация в свободной форме)
  •  Изготовление шумовых инструментов (деревянных, метал., шуршащих)
  • Домашнее экспериментирование «Как звучит стеклянный оркестр»
  • Участие в музыкальном КВН.

Содержание занятий

Блок «Звук - Невидимка».

Занятие 1-2. «Полон звуков мир вокруг».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Цель: Обратить внимание детей на наличие вокруг них разнообразных звуков.

Рассмотреть процесс «Прислушивания», выявить значение «концентрации

внимания»  в достижении наилучшего результата.

Учить классифицировать звуки, живущие в доме, на улице, звуки

природных явлений, живых объектов.

  1. Прочтение

стихотворения «Звук вокруг нас».

2. Слушаем звуки:

улицы, соседних помещений, звуки зала.

3. Эксперимент:

«Что нужно, что бы расслышать?»

4. Игра – тренинг «Узнай, чей звук».

5. Игра «Найди пару».

6. Игра «Покажи отгадку».

7. Песня «Петухи запели».

1. Введение в ситуацию – интрига.

2. Побуждаем к процессу прислушивания, происхождения и классификации звуков.

3.Исследовательская деятельность.

4. Побуждаем к процессу прислушивания, классификации происхождения звуков.

5. Коммуникативная игра.

6. Имитационные движения, звукоподражание.

7. Песенное творчество.

Приложение 1-2

3. Шумовые инструменты.

4. Предметные картинки, звукозаписи звуков:  дома, улицы, природных явлений.

5. Композиция «Добрый жук».

7. «Веселые песни» - кассета.

Занятие 3-4. «Как появляется звук?».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов, воздействие на них посторонней силы.

Развитие творческих способностей в игре с звучащими предметами.

1. Игра «Слушай и повторяй».

2. Игра «Услышь и покажи».

3. Проведение опытов.

4. Шумовой оркестр.

5. Танец «Колокольчики»

6. Слушаем песню моря и отдыхаем

1, 2. Активизация процесса прислушивания, развитие слухового внимания, передачи образа в движении.

3.Экспериментальная часть занятия.

4. Элементарное музицирование.

5. Ритмическая пластика.

6. Релаксация.

3.Длинная линейка, лист бумаги, металлофон, натянутая струна -(балалайка),     стеклянный стакан.

5. Ритмическая пластика2 – кассета.

6. Диск «Звуки природы».

         

 Занятие 5-6 . «На что похож звук? Звуки шумовые и музыкальные».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Закрепить знания детей о происхождении звука. Дать понятие «Звуковые волны».

Научить  различать музыкальные и шумовые звуки.

1. Проведение опытов.

2. Прочтение стихотворения «Звуки разные бывают».

3. Игра «Где шум, где музыка?».

4. Игра «Музыка - Волшебница».

1.Экспериментальная часть занятия.

2. Повторение понятий «звуки шумовые и музыкальные».

3. Закрепление понятий.

4. Музыкально -ритмические упражнения.

1. Колонка действующего динамика, колокольчик, барабан.

3. Набор предметных картинок.

4. Подборка музыкальных

фрагментов.

Занятие 7-8. «Как мы слышим звуки?».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Закрепить понятия шумовые и музыкальные звуки. Дать представление о строении слухового аппарата человека, Подчеркнуть значение ушей в жизни человека и необходимость сохранения их здоровья.

Выявить особенности восприятия человеком звуков разной громкости и динамики.

Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

1. Опрос пройденного материала.

2. «Уши – какие они?» - исследуем их.

3. «Как мы слышим?» беседа – сообщение.

4. Вопрос охраны здоровья ушей.

5. Игра «Услышь и повтори».

6. Игра «Повтори за мной».

7. Произвольный танец. «Пляска Барыня».

8. «Когда мы быстро устаем?» - игра опрос.

9. Прослушивание песни «»Мама спит».

1. Вспомнить и закрепить ранее изученное.

2. Обследование : на глаз, на ощупь:

(Форма, строение, размер, количество).

3. Работа со схемой строения слухового аппарата человека.

4. Эксперимент

Громкий звук – польза или вред?

5. Игра – тренинг.

6. Игра на развитие чувства ритма.

7. Выражать в движении музыкальные акценты пляски.

8. Подведение итога занятия закрепление материала по теме.

9. Релаксация.

3. Схема строения человеческого уха.

4. Музыкальный инструмент – барабан.

                     

7. Аудио запись «Барыня» - пляска.

                   

8. Сюжетные картинки.

9. Аудио запись.

        

Занятие 9-10. «Звуки природных явлений».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Закрепить представления детей о механизме восприятия звука человеком. Классифицировать звуки природных явлений.

Дать представления о необходимости защиты органов слуха. Выявить причины необходимости отдыха детей и взрослых.

1. Игра «Слушай и отгадывай».

2. Игра с мячом «Поймай - назови».

3. Спой песенку дождя.

4. Песня «Осень под зонтом». Исполнение

5. Беседа с психологом.

6. Игра «7 фигур» - слушай сигнал.

7. «Отдыхаем - устаем» - выбери картинку.

8. Сеанс отдыха.

1. Звуковые загадки.

2. Усвоение названий природных явлений.

3. «Поем по схеме»- работа с перфокартами.

4. Песенное творчество.

5. выявление уровня усвоения детьми материала.

6. Развитие коммуникативных и психомоторных функций.

7. Работа с сюжетными картинками.

8. Релаксация.

1. фонотека.

Схема строения слухового аппарата человека,

 картинки «Звуки природы», перфокарты -

(звуковыедорожки), «Успокаивающие и раздражающие звуки» - набор картинок.

«Семь фигур» - праздник каждый день под. гр.

Грамзапись звуков природных явлений.

Семейное творчество: Изготовление памятки-коллажа «Полезный звук и вред. шум»

Занятие 11-12 «Где шум живет?».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Цель: Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа.

Определение характера музыкального произведения, его жанр (танец).

Вспомнить виды танцев (полька, вальс, пляска).

Учить определять средства музыкальной выразительности,

воспитывать внимательное отношение к окружающим.

1. Беседа: «Шум, что это?».

2 Игра:

«Где шум живет?».

3. « Какой шум вреден для здоровья?»

4. Ритмическая композиция «Птичка - полька».

5. Игра «Танцы разные бывают».

6. Игра «Шляпа».

7. Игра «Эхо».

8. Ритмическая композиция «Вальс».

9.Логоритмическое упражнение «Пальцы занимаются».

10. Игра «Танцплощадка» - газетная бумага.

11. Игра «Сыграй газетой».

Беседа с использованием наводящих вопросов.

2. Звуковой тренинг.

3. Закрепление валеологических задач.

4. Ритмопластика.

5-6.  Закрепление понятия танец – жанр музыки, виды танцев (полька, вальс, пляска)

Творчество в движении.

7. Повтори ритмический рисунок. (руки, ноги)

8. Ритмопластика в парах.

9. Развитие мелкой моторики.

10. упражнение с предметом, закрепление видов танцев.

11. Элементарное музицирование, творчество в движении с предметом.

1. Записи образцов шума.

2.Записи звуков, картинки.

3. Картинки «Полезный и вредный шум».

4. Кассета ритмопластика2.

Буренина

5. Иллюстрации.

6. Подборка музыкальных фрагментов. (виды танцев)

6. Железнова

7. Усложнение – использование перфокарты.

Кассета ритмопластика2

Буренина

10. Газеты или бумажные листы, по количеству детей.

11. Народная пляска «Барыня».

Занятие 13-14. «Звуки наших музыкальных инструментов».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Учить сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, со звуками

           музыкальных инструментов.

           Рассмотреть примеры, использования приемов «музыкальной  выразительности»  в      

           музыкальных произведениях.

1. распределение предметов на две группы.

2. Игра «А что у вас?».

3. Игра «Подбери звуки».

4.Игра «Повтори за мной»- музыкально ритмическая.

5. Игра «Звуковые кружочки»

6. Танцевальные композиции по выбору детей.

1. классификация предметов: по сфере использования, по материалу.

2. Приемы звукоизвлечения.

3. Классификация звуков.

4. Творчество в движении с предметом.

5. Игра с использованием сигнальных картинок.

6. Ритмопластика по выбору детей

Музыкальные инструменты: барабан, металлофон,  треугольник,

ксилофон, трещотка…

Предметы, изготовленные из разных материалов: металлический гвоздь, пласт массовая крышка, пшено в банке, молоток и металлическая пластинка, деревянные кубики, свисток.

связка деревянных прищепок.

Звукозапись образных м.п.

Блок «Настроение и музыка».

Занятие 15-16. «Мимика, настроение, музыка»

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Познакомить детей с понятием «мимика», «настроение».

Учить детей понимать настроение другого человека.

Развивать умения определять характер музыкального произведения,  его «настроения».

1. Рассматриваем облака, анализ.

2. Игра «Какое настроение?».

3.Игра «Настроение музыки».

4.Танец «Кукляндия».

1. Рассказ – рассуждение.

3. Игра с перфокартами.

3. Передача настроения в движении.

4. Ритмопластика.- передать настроение весёлых кукол

1. Нарисованные облака.

2. Пиктограммы с изображеньем различных эмоций.

3.Фонограммы муз. произведений разные по характеру.

4. Кассета «Ритмопластика2»-

Буренина А.И.

Занятие17 с ИКТ – презентация «Настроение и музыка».

Цели и задачи.

Содержание.

Прием.

Материал.

Познакомить детей с понятием «мимика», «настроение»;

Учить детей понимать настроение другого человека;

Способствовать развитию умения определять характер музыкального произведения, его «настроение»;

Познакомить со способами регуляции настроения

1. Определения сходства и различия.

2. Характеристика мимики каждого облака.

3.Какую музыку слушают облака?

4. Игра «Определи настроение героев».

5. Почему нельзя грустить?

6. Научимся избавляться от плохого настроения.

7. Песня «Улыбка»

1. Сравнительный анализ.

2. Рассмотреть мимические черты.

3. Дать характеристику музыкальных фрагментов.

4. Закрепление понятий мимика, настроение.

5. Беседа с психологом.

6. Игры – тренинги.

7. Исполнение.

8. Сюрпризный момент.

Презентация занятия.

1.Слайд3.

2. Слайд 4-7.

3. Слайд 8-11.

4. Слайд 12-13.

6. Слад 14-18.

7. Слайд 19-35.

8. Слайд 36

Семейное творчество: Музыкальный рецепт хорошего настроения

Занятие 18-19. «Настроение и музыка – Ребята и лягушата».

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа.

Определение характера музыкального произведения, его жанр. (марш)

Учить определять средства музыкальной выразительности, показать детям, как музыка разного характера влияет на настроение человека.

1. Определить настроение по мимическим чертам.

2. Слушай – сравнивай.

3. Слушаем марш.

4. «Мы богатыри»- ритмический комплекс в парах.

5.Игра «Сыграй с музыкой». Подбор музыкальных инструментов.

6. Марш «Деревянных солдатиков».

1. Закрепление пройденного материала –(беседа-опрос).

2. Построение ассоциативных связей.

3. Психоанализ ощущений.

4. Передача настроения в движении, коммуникативное воспитание.

5. Приемы элементарного музицирования. 

6. Слушанье. Определение характера марша.

1. Плоскостные лягушки, в наушниках.

2. Звукозапись музыкальных фрагментов.

(мыльные пузыри, камень)

3. Запись марша «Веселый ветер».

4. Песня «Богатырская сила».

5. Песня «Богатырская сила».

6. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Занятие 20-21. «Настроение и музыка» - музыкальный жанр «Песня»

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Продолжить развитие слухового внимания, умения классификации звуков и определения качественных характеристик явления, по средствам звукового анализа.

Определение характера музыкального произведения, его жанр. (песня)

Учить определять средства музыкальной выразительности, показать детям, как музыка разного характера влияет на настроение человека.

1. Игра «Звуки  слушай, называй».

2. Игра «Вода и ее песенка».

3. Песня «Солнечная капель».

4. О чем рассказывает песня «Во поле береза стояла».

5.Песни - шуточные, торжественные, грустные.

6. Как рождается песня?

7. Песня «Песенка - Чудесенка».

1. Звуковой тренинг.

2. Классификация звуков,

определение на слух природное явление.

3. Приемы элементарного музицирования.

4. Беседа – рассуждение.

5. Слушанье. Определение характера песни.

6. Беседа – рассказ.

7. Творчество в пении.

2.Запись шумов природных явлений.

3. Колокольчики, треугольники.

 4. Исполнение песни на инструменте.

5. запись фрагментов песен разного характера.

6. Иллюстрации.

7. Микрофоны, инструменты инструментального ансамбля. (игрушечные)

Блок третий. «Игры со звуком».

Занятие 22-23. «Играем с голосом» - игры со звуком и словом.

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Дать представление о человеческом голосе как об уникальном музыкальном инструменте.  Активизировать процессы восприятия. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, память, интонационное и звуковысотное восприятие, вокальные и творческие способности.

Воспитывать бережное отношение к здоровью речевого аппарата.

1. «Скажи и пропой» - по очереди.

2. Игра «Имена».

3. Виды творческого пения – искусство.

4. Настроение в голосе.

5. Мы артисты: мини концерт.

6. Как беречь голос?

1. Сравнительный анализ звучания голосов участников.

2. Творческое  звукоизвлечение.

3. Знакомство с классикой песенных жанров: опера, эстрадный жанр, хор,

рок.

4. Пение с разным настроением.

5. Творческое исполнение жанров песенного творчества. Хор, частушка, эстрадный жанр, народная песня,  а капелла.

6. Опрос, беседа –«Вспомните правила охраны здоровья горла».

Картинки и иллюстрации, видео ролики.

Экспромт под аккомпанемент муз. руководителя

5. Фонограммы песен.

Атрибуты: платочки, дирижёрская палочка, микрофон, балалайка.

6. Картинки «Береги голос».

Занятие 24-25. «Дирижер» - игры с предметами, звучащими жестами

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Дать представление детям о таких звуковых формах как точка, линия, тремоло.

Развивать психомоторные связи, активизировать слуховое внимание, восприятие. Формировать активную, творческую позицию и коммуникативные способности.

1. Игра «Звуковые точки».

2. 3вуковая линия.

3. Игра «Дирижер».

4. Игра со шнуром.

5. Игра «Звуковая колонка».

6. Музыкально ритмические композиции: по выбору детей.

1. Работа с одним звуком.

2. Пропевание и схематичное изображение не прерывного звука.

3. Работа с тремоло.

4. Коллективное восприятие и определение высоты звука.

5. Работа со схемой, перфокартой.

6. Творчество в танцевально ритмической деятельности.

1. Перфокарты.

2.Клубок ниток.

3. Палочка для дирижёра, кукла.

4. Запись музыкального фрагмента.

5. Схемы звуковых колонок.

6. Записи танцев.

Ритмопластика 1-3.

Занятие 26 «Эти волшебные деревянные предметы» - изготовление шумового оркестра

Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами.

Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.

Вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

  1. Игра: «Что

объединяет эти предметы?»

  1. Особенности

звучания деревянных предметов инструментов

3.Озвучивание

видео фрагмента «Марш деревянных солдатиков»

4.Танцевальная миниатюра «Деревянные солдатики»

  1. Классификация

предметов по материалу (дерево)

  1. Исследование в

лаборатории звуков. Анализ и предположения дальнейшего использования звука.

  1. Творческое задание – «Как шагают деревянные солдатики - сыграй»
  2. Творчество в танцевально ритмической деятельности

Деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки.

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон.

Музыкальные произведения:

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,

Ю. Чичков. «Ложкари»,

В. Мурадели «Дятел».

Семейное творчество: Изготовление деревянного музыкального инструмента

Занятие 27 «Эти волшебные металлические предметы» - изготовление шумового оркестра

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами.

Учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах.

Формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.

  1. Игра: «Что

объединяет эти предметы?»

  1. Особенности

звучания предметов из металла, мет. муз. инструментов

3.Озвучивание

видео фрагмента «Неваляшки»

4.Подбери инструмент к музыкальному фрагменту

5.Танцевальная миниатюра «Бубенцы»

  1. Классификация

предметов по материалу (метал)

  1. Исследование в    лаборатории звуков. Анализ и предположения дальнейшего использования звука.
  2. Творческое задание – «Как танцуют Неваляшки?»

4.Исследование в    лаборатории звуков. Анализ и предположения дальнейшего использования звука

5.Творчество в танцевально ритмической деятельности

Металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические.

Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.

Видео «Танец Неваляшки»

З. Левина. «Неваляшки»

М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»

В. Агафонников. «Сани с бубенцами»

В. Гаврилин. «Тройка»

Колокольный звон.

В. Кикта. «Гусляр Садко»

Семейное творчество: Изготовление металлического музыкального инструмента

Занятие 28 «Эти волшебные стеклянные предметы»

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами.

Развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа.

  1. Игра: «Что

объединяет эти предметы?»

  1. Особенности

звучания стеклянных предметов, звуки музыкальных металлических инструментов похожи на звуки стекла?

4.Подбери инструмент к музыкальному фрагменту

5.Танцевальная миниатюра «Танец Хрустальных колокольчиков»

  1. Классификация

предметов по материалу (стекло)

  1. Исследование в    лаборатории звуков. Анализ и предположения дальнейшего использования звука.

4.Исследование в    лаборатории звуков. Анализ и предположения дальнейшего использования звука

5.Творчество в танцевально ритмической деятельности

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.

П.Чайковский

Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)

К. Сен-Санс. «Аквариум» -

ритмопластика  Буренина 3 уровень

Семейное экспериментирование:  Вопрос исследования - «Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучат по-разному?»

Занятие 29 «Какие предметы умеют шуршать?»

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки.

Побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя.

Воспитывать коммуникативные качества через участие в коллективной совместной деятельности.

  1. Игра: «Что

объединяет эти предметы?»

  1. Особенности

звучания  предметов, звуки самодельных музыкальных  инструментов – шершунки. Что они могут изображать?

3.Сделай маракас

4.Подбери инструмент к музыкальному фрагменту

5.Танцевальный экспромт «Танец с газетой»

  1. Классификация

предметов по звучанию (шуршат)

  1. Исследование в    лаборатории звуков. Анализ и предположения дальнейшего использования звука.

  1. Продуктивная деятельность

4.Исполнительское творчество- элементарное музицирование

5.Творчество в танцевально ритмической деятельности

Бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.

Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), дер. шкатулки, бум. барабанчики.

Ж. Косма. «Опавшие листья»;

А. Токмакова «Медведь»

Газетное рондо – Истомина

Семейное творчество: Изготовление шумового инструмента «шоршунок»

Занятие 30 «Озвучиваем сказку»

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Продолжать развитие  и расширение звукового -сенсорного опыта детей посредством действия с шумовыми инструментами. Побуждать к речевой активности в ходе, исследовательской деятельности, учить давать характеристику звучания, явлений.

1.В гостях у сказки

2. Пропал звук, сломалась колонка, что делать?

3. Подбери инструменты для озвучивания сказки.

4. Озвучиваем сказку

1.Просмотр видео сказки «Пых»

2.Постановка задачи, для творческого поиска

3. Распределение ролей, самостоятельная работа в лаборатории звуков

4. Озвучивание видео с помощью шумовых инструментов и звучащих жестов

1.Видео ролик –сказка «Пых»

3.Предметные картинки (персонажи и явления сказки)

Музыкальные инструменты

Перфокарты подсказки.

Занятие 31 – 32 «Оркестр народных инструментов»

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Расширять и закреплять знания о видах оркестров и музыкальных инструментах народного оркестра. Учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания.

 Развитие музыкального слуха, его ладовысотного и метроритмического

компонентов через ознакомление с народным музыкальным репертуаром.          

Упражнять в игре на детских музыкальных инструментах.

Сформировать положительное отношение, интерес к содержанию рус. Народ. музыки.

  1. Приветствие:

Передадим друг другу хорошее настроение (подуем)

2.Узнай и назови инструмент

3. Сказка «Магазин музыкальных инструментов»

4. Сыграем в оркестре пеню «Светит месяц»

1.Настройка, установление контакта,

дыхательная гимнастика

2.Звуковые загадки, обобщение опыта.

3. Просмотр сказки

Усложнение – (озвучивание сказки)

  1. Исполнительское творчество – игра в оркестре на детских музыкальных инструментах

  1. Сен-Санс "Аквариум"

2.обработка рус. Народ.  песни “Светит месяц” в исполнении оркестра русских народных инструментов

Презентация: «Инструменты русского народного оркестра»

3.Презентация сказки «Магазин музыкальных инструментов»

4. обработка рус. народ.  песни “Светит месяц” в исполнении оркестра р.н.и.

Занятие 33-34 «Симфонический оркестр»

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Закрепить с детьми понятие "оркестр", виды оркестров, группы инструментов. Продолжить учить детей слушать музыкальные фрагменты внимательно сначала до конца. Учить детей слышать красоту в звучании того или иного инструмента, запоминать название и звучание данного инструмента. Развивать музыкальную память. Расширять кругозор и словарный запас детей.

  1. Поприветствуем друг друга – песенкой
  2. Полетим на облаке в город музыкальных инструментов.
  3. Познакомимся с семьёй струнно-смычковых инструментов

  1. Музыка о весне

– голосами струнных инструментов

  1. Исполним весёлый весенний танец
  2. Поблагодарим жителей города за что?
  1. Музыкальное приветствие

2. Логоритмика (звучащие жесты)

3.Просмотр презентации, прослушивание музыкальных фрагментов, обследование, беседа.

4. Слушание, беседа

  1. Танцевально исполнительское творчество
  2. Рефлексия (опрос)

Презентация: «Струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра»

Музыкальные произведения:

И.С.Бах "Страсти по Матфею" (вступление, фрагмент)

К. Сен-Санс "Лебедь"

К. Сен-Санс "Слон" (слайд 22)

А. Вивальди «Весна»

Полька «Горошины» Суворова д.1

Занятие 35 Музыкальный КВН

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Способствовать проявлению положительных эмоций, развитию чувства юмора у детей; развивать у детей умение творчески применять знания и навыки, полученные в процессе групповых и индивидуальных  музыкальных занятий.           

1.Приветствие участников

  1. Познакомьтесь с жителями города Музыки
  2. Угадай настроение музыки.
  3.  Нарисовать

портрет синьоров «Минора» и «Мажора».

5.Конкурс «Вопрос и ответ».

6. «Как появились музыкальные инструменты?»

  1. Какой инструмент звучит?
  2. Сыграем в оркестре

  1. Решите ребус

  1. Подведение итогов

1.Установление контакта, настрой на командную деятельность

2. Вхождение в ситуацию игры.

3. Повторение понятий Мажор, Минор.

4. Художественное творчество (коллективная раб.)

5. Обобщение ранее полученных знаний

6 Прослушивание Первобытная сказка – былина.

7.Звуковые загадки

8.Игра в оркестре

9. Вспомнить жанры музыки

10. Вручение грамот, напутствие детям и родителям. Прощание с персонажами.

Персонажи в костюмах (предварительная работа)

3.«Болезнь куклы» П.И. Чайковского, «Клоуны» Д. Кабалевского.

Видео фрагмент

Презентация

«Ах вы сени мои сени» - рус.нар.песня

9.Карточки с ребусом

Занятие 36 «Путешествие в мир Звуков» -

обобщающая развлекательная игра с участием родителей.

Цели и задачи.

Содержание

Прием.

Материал.

Создать непринуждённую атмосферу сотрудничества взрослых и детей. Обобщить знания детей по теме «Звук вокруг нас». Побуждать к самостоятельному творческому решению поставленных задач

1.Приветствие участников.

2. Познакомьтесь с жителями страны Звуков (Мажор, Минор)

3. Поздороваемся с песенкой и танцем

4. Какая попевочка спряталась? Отгадай и сыграй

5. Узнай классическое произведение, назови композитора.

6. Потанцуй, так как слышишь музыку

7. «Имена и ритмы». Командам предлагается нарисовать стрелки соединяющие имя со схемой его ритма

8. Конкурс «Оркестр»

9. Конкурс «Придумай и спой мелодию на стихи»

10. Игра «Кино-фото»

11. Слово Жюри

Организация двух команд

2. Введение ситуацию, интрига.

3. Муз. рит. игра «Здравствуйте»

4. Чтение ритмосхем, игра по ритмосхеме

5. Слушание ранее изучаемых музыкальных произведений и композиторов их написавших.

6. Исполнительское творчество в танцевальной деятельности детей

7. Игры со словом

8. Игра в оркестре

9. Исполнительское творчество

10. Исполнительское творчество

11. Подведение итогов, награждение, прощание

Презентация по сценарию мероприятия. Персонажи в костюмах (Мажор, Минор, Царь Дин-дон)

4. Ритмосхемы попевок: «Василек» р.н.м., «Смелый пилот» муз. Тиличеевой, «Андрей-воробей» р.н.м., обр. Слонова, «Ехали медведи» муз. Андреевой.)

5. Музыкальные произведения для слушания: «Парень с гармошкой» муз. Свиридова, «Клоуны» муз. Кабалевского, «Песнь жаворонка» муз.Чайковского, «Весна» муз. Вивальди).

Инструменты детского оркестра

9. Карточки с напечатанными стихотворными текстами.

Грамоты, подарки для детей.

Сценарии и конспекты ОД – находятся в приложении

Предполагаемый результат проекта:

  • Через исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков.  Все это, в совокупности, будет способствовать развитию творческих способностей, познавательной  активности, развитию речи, расширению кругозора и звукосенсорного опыта дошкольников.
  • У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах.

Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

  • Совместная деятельность с родителями и педагогами будет способствовать: сплочению коллектива взрослых и детей, развитию коммуникативных навыков, освоение моральных и эстетических норм и правил.

        Список источников:

  • Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс»,» 2010 г. – 656 с.
  • Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студентов высш.  И сред. Пед. учеб. Заведений -.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
  • Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего и дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2006 г. – 223 с.
  • Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка – учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста / Москва 1998г.
  • Истомина С.М. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста: методическое пособие; Сургут. Гос. Ун-т. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. – 70с.
  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИН-КА-ПРЕСС, 2006г. – 208 с.
  • Жилин В. – Речевые упражнения – 1996г. Сам-издат (брошюра)
  • Рикитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет.
  • Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с., ил. – (Детский сад: день за днём)
  • Чебакова Н.С. Особенности работы по звуковому-сенсорному опыту с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО // Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в условиях перехода к ФГОС ДО. / Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 2016. – 480 с. – С. 469-472.
  •  Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
  • Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
  •  «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
  • «Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.

Интернет ресурсы

https://studopedia.ru/9_57763_sistema-muzikalnogo-vospitaniya-karla-orfa.html -

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/19/pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-0 

https://fictionbook.ru/author/yeleonora_kostina/kamerton_programma_muzyikalnogo_obrazova/read_online.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...