Программа музыкального развития одаренного ребенка
рабочая программа по музыке
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzykalnogo_razvitiya_odarennogo_rebenka_shorikovoy_yu.n.docx | 94.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа музыкального развития одаренного ребенка
Шорикова Юлия Николаевна
музыкальный руководитель
2017 год
ВВЕДЕНИЕ
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь...
Ницше Ф.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.
В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.
Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.
Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.
Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.
Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.
Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).
Задачи проекта:
- Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
- Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:
– приобрела: зеркало, дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
– провела диагностику;
– подобрала музыкальный репертуар( распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,
– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
– совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений).
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА
Л. Илья, |
Илья посещает старшую группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Мальчик старательный, активный, добросовестный, общительный, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.
Уважителен, вежлив и приветлив ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.
Илья всегда опрятен, родители следят за его внешним видом, бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Илья владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчив, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Илья трудолюбив, с охотой выполняет трудовые поручения, ему нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей, особенно любит играть со строительным материалом и собирать пазлы. По характеру в группе Илья жизнерадостен, эмоционален, любознателен, активный участник всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящий сын и брат. Родители принимают активное участие в воспитании сына, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Илья– музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способен запоминать большие роли, которые он в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У него отличные вокальные данные. Диапазон его голоса не соответствует его возрастным характеристикам. Его голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.
Методы достижения задач проекта:
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
- Расширение диапазона;
- Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
- Усиление насыщенности звука;
- Полетность;
- Улучшение вибрато;
- Большая певучесть звука;
- Свобода;
- Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
- Голосоведение;
- Метроритм,темп;
- Тембр;
- Динамика;
- Фразировка.
4. Тренировка слуха
- Распевки;
- Слушание музыкальных произведений;
- Творческое сочинение мелодии;
- Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
- Применение дирижёрского жеста;
- Гаммовые распевки по руке;
- Сольфеджио;
- Вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
Планируемый результат.
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.
9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика по А.И.Савинкович
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- нравится играть на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
по Емельянову В. В.:
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
План музыкального развития
вокальных данных воспитанника Л. Ильи
Таблица№1
Основные направления развития ребёнка | Формы, приёмы и методы работы | Предполагаемый результат | сроки |
Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. |
| Выступление на различных мероприятиях районного, городского и республиканского масштаба. | В течение 1 года |
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
Таблица №2
№ | месяц | тема | Музыкальный репертуар |
1. | сентябрь | - введение, знакомство с голосовым аппаратом; - использование певческих навыков; - знакомство с различной манерой пения; - вокальные навыки. |
|
2. | Октябрь | - певческая позиция; - использование элементов ритмики; - артикуляция и дыхание; - осенние песни. Выступление на осеннем празднике |
|
3. | Ноябрь | - вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве; - детский фольклор; - раскрепощение певца; - весёлый калейдоскоп. |
|
4. | Декабрь | - формы и жанры вокальной музыки; - детские песни в исполнении эстрадных певцов; - песни о зиме. Выступление на новогоднем утреннике |
|
5. | Январь | - «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»; - «Улыбка-это здорово!» |
|
6. | Февраль | - «Волшебная страна звуков»; - «Добрым быть совсем не просто…»; Выступление на празднике, посвящённому дню защитника отечества |
|
7. | Март | - детский фольклор; Выступление на празднике «масленница», 8 марта |
|
8. | Апрель | - «Настроение нежности и веселья»; - «Музыкальная прогулка»; |
|
9. | май | - «Краски музыки и голоса»; - «Необычные звуки и голоса»; Выступление на выпускном празднике, районном конкурсе «Росинка» |
|
Уровень вокальных способностей воспитанника
старшей группы Л. Ильи
2016-2017 учебный год
Таблица №3
баллы | |
начало года | 9 |
середина года | 12 |
конец года | 15 |
Диаграмма
Рисунок 1
Шкала баллов:
Ниже среднего - от 1 до 5
Средний – от 5 до 10
Высокий – от 10 до 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет
Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...
Программа музыкального развития одаренного ребенка.
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.А. Бебель...
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
В данной работе представлен пример разработки индивидуальной программы развития для одаренного ребенка.....
Методическая разработка занятия «Спасаем нотки» по индивидуальной программе музыкального развития одаренного ребёнка.
В данной методической разработке представлена технология развития творческих и вокально-музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе дополнительного индивидуального образования...
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»...
Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ Музыкальное развитие одаренного ребенка раннего дошкольного возраста в условиях детского сада
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важн...