Проект «Классическая музыка в детском саду»
проект по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект «Классическая музыка в детском саду»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Авторы проекта: музыкальный руководитель Гололобова Ирина Алексеевна.
Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь – май) - долгосрочный
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет; воспитатели; родители; социальные партнеры – ученики школы искусств №4.
Возраст детей: 6-7 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Реализация данного проекта поможет преодолеть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства разными видами шоу, к замене высокохудожественной классической музыки. Знакомство с исполнительским мастерством юных музыкантов ДШИ № 4.
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта
Для детей:
∙ Формировать эстетический вкус детей;
∙ Знакомство с нормами поведения в театре;
. Дать возможность детям эмоционально почувствовать классическую музыку в «живом исполнении.
Для педагогов:
∙ Создать условия, методическое обеспечение проекта;
∙ Организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета);
∙ Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;
∙ Создать мотивацию к занятию классическим искусством;
∙ Формировать культуру и эстетический вкус детей, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку.
∙ Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
Для родителей:
∙ Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;
∙ Организовывать семейные походы в театр, на концерты.
∙ Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые произведения классиков, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Развлечение – концерт.
Продукты проекта
Для детей:
∙ Исполнение в разных видах музыкальной деятельности классических произведений (танец, песня, детский оркестр)
. Восприятие музыки в «живом исполнении
. Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»
Для педагогов:
∙ Презентация проекта.
Для родителей:
∙ Фото и видеоверсия;
. Оформление информационных стендов.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
∙ Обогащать впечатления, формировать эстетический вкус, развивать память, мышление, речь.
∙ Создание атмосферы праздника во время посещений театров, концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.
∙ Осознанная радость и эмоциональность во время восприятия и исполнения музыки композиторов – классиков;
Для педагогов:
∙ Способствовать проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и создание условий для этого.
∙ Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;
∙ Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.
Для родителей:
∙ Развивать интерес у ребенка к музыке композиторов классиков.
« Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других»
Б.Асафьев
Гипотеза: Влияние классической музыки способствует формированию музыкального вкуса и развитию творческого потенциала личности ребенка.
Цель проекта: Развитие у детей творческих музыкальных способностей через восприятие и понимание классической музыки.
Задачи проекта:
- Развивать творческие способности детей к самовыражению и самореализации;
- Способствовать формированию музыкального вкуса ребенка;
- Развивать музыкальные и сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста;
- Повышать уровень развития познавательных процессов, развитие звукового восприятия, представления, воображения;
- Расширять эмоциональный опыт детей, воспитание эстетического восприятия других видов искусства.
- Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между звуковыми и художественными образами.
- Снижение эмоционального напряжения ребенка и регулирование его психофизического состояния через классическую музыку.
- Внедрение классической музыки в различные виды деятельности ребенка;
- Повышение музыкальной компетенции родителей, педагогов.
Актуальность:
Сегодня современные люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, интернет, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Доказано, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность, агрессию. О том, что музыка воздействует на организм человека. Но необходимо правильное понимание воздействия любых звуков и музыки на живой организм. Именно к этому стремится звукотерапия, цель, которой, добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующие звено, которое на долгие годы обеспечило бы человеку здоровье и радость бытия.
Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве – невосполнимо! Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Размышляя о «здоровьетворящем» искусстве я изучала результаты современных медицинских исследователей и убедилась в том, что длительное универсальное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения на организм детей оказывают только хорошо известные классические и народные мелодии. Это произведения П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова, И.-С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена, Моцарта и др. Построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике (количество и соотношение длинных и коротких повторов).
Воспитание детского музыкального вкуса и раскрытия творческого потенциала ребенка – вопрос сложный и мало изученный. Эта существенная проблема заинтересовала меня, и я решила заняться поиском путей эффективного формирования музыкального вкуса и развития творческих музыкальных способностей каждого ребенка.
Музыкальная гостиная
(в рамках проекта)
«Принцесса Капризулька в гостях у ребят»
Цель: воспитывать будущих активных слушателей и ценителей классической музыки. Приобщать детей к классической музыке в «живом исполнении».
Задачи: вызвать эмоциональный отклик на восприятие «живой музыки»,
закреплять знания детей о знакомых музыкальных инструментах, познакомить с новыми инструментами.
. Повышать уровень развития познавательных процессов, развитие звукового восприятия, представления, воображения.
Ход мероприятия:
Музыкальный руководитель.
-Здравствуйте, дорогие ребята!
С музыкой дружны вы, дети?
Нам она, как солнце светит.
Озаряет все вокруг
Сладостен любой нам звук.
Ребята, сегодня в нашем зале будет звучать музыка в исполнении юных музыкантов. Давайте встретим их аплодисментами.
(в зал забегает принцесса Капризулька, плачет)
М,р.: Принцесса- Капризулька, почему ты плачешь? Что случилось?
Капризулька: скучно мне! Никто меня не веселит.
М.р.: Капризулька, оставайся с нами, мы попробуем поднять тебе настроение
с помощью музыки и нам помогут в этом юные музыканты. Встречайте!
(в зал входят ученики ДШИ №4)
- Откроет наш небольшой концерт ученица 4 класса Мухина Ксения ,она исполнит на фортепиано пьесу
«Рондо-токката» Д. Кабалевский
-Ребята, какая музыка прозвучала по настроению?
Дети: легкая, подвижная, веселая.
-Ребята, посмотрите, наша принцесса уже улыбается. Я думаю, что настроение у нее поднимется после исполнения польки.
Что такое полька?
Дети: это танец, который исполняют парами по кругу.
- Да, музыка польки веселая, задорная, отрывистая. Так и хочется под нее
поскакать, похлопать, весело покружиться.
Нам исполнит польку на фортепиано Оля
«Полька» Д. Шостакович
(принцесса начинает прыгать, хлопать в ладоши)
Принцесса: как мне нравится у вас. А можно послушать что- нибудь мечтательное?
-Да, в исполнении Ксюши мы вновь послушаем лирическую пьесу
« Романс» Н. Парфенова
-А сейчас мы познакомимся со звучанием другого инструмента. Отгадайте, что это за инструмент?
Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка. (Домра)
(показать домру)
-Это струнно-щипковый инструмент, у него деревянный корпус и три струны.
В исполнении ученицы 4 класса Виты Симоновой прозвучит этюд.
«Этюд» Ю.Блинова
-Ребята, давайте с вами превратимся в музыкантов, разомнем свои пальчики, изобразим игру на разных инструментах.
ОРКЕСТР
Наши пальчики – артисты: (Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)
Пианисты, баянисты, (Пальцы обеих рук выполняют движения,
Скрипачи и трубачи, соответствующие игре на перечисленных
Гитаристы, гармонисты, - музыкальных инструментах)
Все хорошие артисты (Поочередное соединение всех пальцев с большим)
Музыканты хоть куда, (То же в обратном порядке)
Веселят народ всегда! (Хлопать в ладоши)
- Ребята, вы знаете что такое ансамбль?
Ансамбль – это совместное исполнение одного произведения несколькими музыкантами. В исполнении Ксюши и Оли прозвучит фортепианный ансамбль.
Отгадайте загадку, о чем расскажет музыка?
Загадка про Карабаса Барабаса
Доктор кукольных наук
В куклах вызывал испуг
Страшный, с длинной бородой
Догадались,кто такой?
Ответ: Карабас Барабас
-А куклы Карабаса были такие же злые?
(ответы детей)
Давай послушаем, как расскажет о них музыка.
- И так звучит ансамбль:
Ансамбль «Куклы синьора Карабаса» В. Коровицин
-Теперь послушайте ансамбль в исполнении разных инструментов- домры и
фортепиано. Прозвучит пьеса в исполнении Ксюши и Виты.
Ансамбль «Пингвины» В. Купревича
Капризулька: я тоже хочу научиться играть на музыкальных инструментах
и как можно быстрее, где этому учат?
-Для этого нужно поступить в музыкальную школу, но быстрее у тебя не получится, учиться надо долго и серьезно.
Капризулька: спасибо,музыканты, вы подняли мне настроение, побегу к папе просить записать меня в музыкальную школу. До свидания, ребята!
Конспект познавательного занятия к проекту "Симфонический оркестр".
Тема: В мире музыкальных инструментов.
Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.
Программные задачи:
- Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
- Дать определение оркестра.
- Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.
- Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
- Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
- Расширять музыкальные впечатления детей.
- Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Познакомить с расположением симфонического оркестра.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.
- А кто исполняет эту чудесную музыку?
- Правильно, оркестр.
А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!
- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./
- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.
- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.
Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.
- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!
Показ и рассматривание схемы оркестра .
- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.
В оркестре есть челеста, арфа, рояль.
Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./
Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.
Игра "Оркестр".
- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?
- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.
Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.
- А как же пришли к нам эти инструменты?
- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.
Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.
- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.
Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.
- Вы узнали музыкальный инструмент?
- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.
- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.
Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.
Прослушивание звучания балалайки.
- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.
- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.
Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.
- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.
- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.
"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.
Прослушивание звучания гитары.
- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.
Слушание эстрадного оркестра.
- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.
- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).
- Фортепиано может заменить целый оркестр.
- А теперь я приглашаю вас потанцевать.
- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Классическая музыка в детском саду"
Прект расчитан на 7 месяцев (с ноября по май)...
проект "Классическая музыка в детском саду"
Представляю информационную карту проекта и системную паутинку "Классическая музыка в детском саду". Такие проекты необходимы с целью повышения эстетического уровня детей, педагогического с...
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Реализация проекта "Классическая музыка в детском саду"
Итоги реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"...
«Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»
Сообщение «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации проекта«Классическая музыка в детском саду»«В мире музыкальных инструментов».Уважаемые коллеги!Представляем вашему ...
Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"
Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....