Творческий проект "Рождественские святки"
материал по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Детский
познавательно-творческий проект
«Рождественские святки»
Музыкальные руководители:
Высочкина С.А.
Пономарёва Л.Д.
Актуальность: сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самые ценные из своих культурных достижений.
Цель: создание условий, раскрывающих творческий потенциал дошкольников, на основе приобщения детей к народным традициям празднования Рождественских святок.
Задачи:
1.Обобщить и углубить знания дошкольников о традициях празднования Рождественских святок.
2. Содействовать развитию общих музыкальных способностей детей.
3. Познакомить дошкольников с малыми формами фольклора (колядками). Пополнить словарный запас детей (коляда, колядовщики, «Рождество», «Святки», ясли).
Паспорт проекта:
Вид проекта – краткосрочный (3дня)
Тип проекта – познавательно- творческий
Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и художественно-эстетического воспитания детей
Участники – дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги.
Цель: создание условий, раскрывающих творческий потенциал дошкольников, на основе приобщения детей к народным традициям празднования Рождественских святок.
Задачи:
1.Обобщить и углубить знания дошкольников о традициях празднования Рождественских святок.
2. Содействовать развитию общих музыкальных способностей детей.
3. Познакомить дошкольников с малыми формами фольклора (колядками). Пополнить словарный запас детей (коляда, колядовщики, «Рождество», «Святки», ясли).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1.Формулирование целей и задач проекта
2.Подбор программно-методического, материально-технического, познавательного материала по теме
3. Определение методов и приемов работы
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
1.Беседы с детьми и просмотр презентаций о традициях празднования на Руси Рождества, Святок
2.Просмотр видео: «Рождество Христово», «Рождественская сказка», «Песнь Ангела», «Легенда о рождественской елочке», пластический этюд «Метель» музыка Г.Свиридова, танец-импровизация «Звёздочки», знакомство с фрагментами балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», вырезание бумажных ангелов.
3.Разучивание колядок и народных игр.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Музыкально-тематические занятия в средних, старших, подготовительных группах.
Итог проекта:
Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, Святки, традициях и обычаях колядок. Более внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения.
Стремятся самовыразиться в творческих заданиях, музыкальных играх и игре на музыкальных инструментах. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в народные игры, соблюдая правила. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.
Перспектива: последующем, мы хотим больше узнать о других народных праздниках: «Троице», «Масленице», «Яблочном Спасе», чтобы иметь более полное представление о народном календаре. Продолжать вести работу в этом направлении и изыскивать новые пути и возможности совершенствования процесса музыкального воспитания наших дошколят.
Ход занятия:
Звучит музыка: «У камелька. Январь» П.И. Чайковского.
Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня вы узнаете много интересного о старинном празднике - Рождестве Христовом. Скажите, а какой праздник к нам недавно в гости приходил? (Новый год). В этот праздник мы наряжаем елочку, но оказывается, раньше елочку наряжали на Рождество. А Новый год отсчитывали с того дня, в который родился маленький Христос. Какой у нас нынче год? 2009 год… Раньше в рукописях о нем написали бы так: 2009-ый год от Рождества Христова. Оказывается, два тысячелетия люди отмечают это удивительное и таинственное событие: Рождение Бого-младенца. В память о нем даже зимние каникулы, которые вы все так любите, называли в старину рождественскими каникулами.
- Послушайте, как это было… (Звучит музыка: «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
- Слышите, как кружит на улице метель? Давным-давно это было. У нас трещали зимние морозы. Кругом, куда ни глянь, лежали пушистые сугробы. А далеко-далеко от нашей родины, в жаркой стране Иудее, где никогда не бывает зимы, родился младенец Христос. Он появился на земле неподалеку от города Вифлеема. В пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли лошадей и коров. Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлеема родители Христа - Дева Мария и ее муж, благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом. Когда родился Христос, в мире случилось столько неожиданных, дивных чудес, что до сих пор им удивляются все живущие.
- Необычайное событие стали изображать на праздничных иконах, которые выносят в центр храма в тот день, когда его отмечают. Давайте и мы посмотрим на репродукцию такой иконы.
ПОКАЗ ИКОНЫ
Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберта. На фоне ее начинается беседа об иконе.
- Как вы думаете, кто изображен в центре иконы? Конечно же, мать Иисуса Христа – Дева Мария. Посмотрите, с какой затаенной нежностью смотрит она на своего сына. Вся икона как бы пронизана золотым, сияющим светом, залита солнцем. Земля и небо, деревья и животные, ангелы и люди – все звенит и ликует на иконе. А почему? Потому что родился не просто ребеночек, а сын Божий, который принес людям мир, любовь и надежду, что душа у человека может жить вечно. Древние предания рассказывают нам о том, что поклонились Христу в этот день не только люди и животные, но и деревья. Послушайте, как это было….
СКАЗКА О ЕЛОЧКЕ
- Множество интересных историй сложили люди о елочке. Рассказывают, что в святую ночь на колючие ветки этого скромного деревца, скатились с небес и зажглись разноцветными огнями звезды. Говорят, также, что, когда коварный и злой царь Ирод, гнался за маленьким Христом, чтобы убить его, елочка спрятала младенца с матерью и отцом под своими ветвями, а потом на ней зацвели чудесные белые цветы. Так было это или не так? Кто знает. Ясно только одно: за скромность и доброту была избрана Божьим сыном среди других деревьев елочка и отмечена чудесными, сверкающими огнями. Теперь вы знаете, почему именно это дерево наряжают бусами, игрушками. Давайте и мы сегодня споем ей величальную песню:
«МАЛЕНЬКОЙ ЕЛОЧКЕ ХОЛОДНО ЗИМОЙ»
Каждый год мы поем эту песню. Но знаете ли вы, что придумана она была давным-давно. И мамы ваши ее пели, и папы, и бабушки, и дедушки… вот только последний куплет этой песенки они пели иначе.
НРАВИТСЯ ЕЛОЧКЕ НАШЕ ТОРЖЕСТВО,
ВЕСЕЛО, ВЕСЕЛО ВСТРЕТИМ РОЖДЕСТВО!
ВЕСЕЛО, ВЕСЕЛО ВСТРЕТИ РОЖДЕСТВО!
Запомнили? А теперь попробуем спеть так все вместе.
- Рождество люди стали славить специальными песнями-колядками. А дни, которые наступали после Рождества на Руси называли Святки. В Святки молодежь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки. Сначала выкликали «Коляду» - сообщали хозяевам, что пришли колядовщики. После этого следовало величание хозяев, пожелание им благополучия, богатого урожая. В заключении требовали, обычно в шуточной форме, подарка. Специально к Святкам хозяйки пекли печенье на меду. А поскольку оно делалось в виде фигурок животных, то называлось «козульки», «коровки», иногда печенье выпекали в виде ангела со звездой, звезды или букета цветов. Все это складывалось в мешок. Если хозяева мешкали, не сразу выносили подарки, звучали песни с нарочитыми угрозами.
РАЗУЧИВАНИЕ КОЛЯДОК.
- Ребята и девчата, и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лицо мазали сажей, закрывали масками. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня, журавля, принимали образ чужих – горбатого старика, старухи, цыгана, солдата и пр.
- Ряженые без приглашения с шумом, с гамом врывались в дома, внося оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С РЯЖЕНЫМИ, МАСОК.
- А сейчас мы сделаем с вами подарок для нашей рождественской елочки – бумажных ангелов. Ваши игрушки можно повесить на елочку в зале или в группе, а можно украсить ими домашнюю елочку.
ВЫРЕЗАНИЕ БУМАЖНЫХ АНГЕЛОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».
Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
Сценарий праздника "Святки"
Предлагаемый сценарий праздника «Святки на пороге, радуйся земля…» рассчитан на детей 5-6 лет. Стихи, песни, колядки, частушки, игры, загадки, сказочные персонажи – все это служит раскрытию содер...
ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ
Фольклорный праздник в старшей группе. Целью мероприятия является воспитание у детей желание познавать культуру своего народа ( через песни, танцы, обряды, костюмы). Поз...
Веселые святки
Музыкальное развлечение на основе народных игр и знакомого репертуара....
Святки, святки - песни, игры да колядки!
Святочное развлечение для старшей группы....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Зимние святки, святки-колядки"
Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси....