Занятие в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
Мир народных инструментов
Цель: приобщать детей к музыке и развивать музыкально-творческие способности. Продолжать знакомить с разновидностями народных инструментов, обращая внимание на строение, внешний вид, способы извлечения звуков, особенности звучания и выразительные способности каждого инструмента. Привлечь детей к самостоятельному исследованию настоящих музыкальных инструментов.
М.р. – Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир народных инструментов. Вы узнаете, как их придумали, услышите их звучание, увидите, чем они отличаются друг от друга. А начну я из далека… Как вы думаете, какой был первый музыкальных инструмент? (предположение детей). Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по дереву, и оно зазвучало. Сначала человек немного испугался – звук совсем был не похож ни на его голос, ни на крик зверя. Но потом он освоился с необычным деревом. Человек ударял по нему то ускоряя темп, то замедляя. Бум-бум-бум! Бум! Бум! Мелодию на нем сыграть было нельзя, но зато можно было подать сигнал. Правда, для этого нужно было идти каждый раз к дереву. Тогда первобытный музыкант сделал из дерева инструмент поменьше, чтобы брать его с собой – так получился первый барабан. (показ различных ударных инструментов).
Вот еще одна история. Однажды первобытный человек ел мясо и случайно дунул в кость – раздался свист, похожий на птичий, пронзительный и громкий. Человек дунул в морскую раковину – и услышал странные завывания. Так зародились духовые инструменты. Сначала они были совсем простые – из морских раковин, бересты, тростника. Сейчас же существует огромное множество духовных музыкальных инструментов. (показ духовых инструментов- картины).
Как-то отправился первобытный человек на охоту, очутился в джунглях и увидел там дикого кабана. Натянул охотник тетиву лука – она тоже запела, зазвенела в воздухе. Отсюда начинается история возникновения струнных инструментов. (показ изображения струнных старинных и современных музыкальных инструментов)
Посмотрите, какое огромное количество музыкальных инструментов смастерил человек! (рассматривая изображения, дети дают свои комментарии)
Все инструменты делятся на две большие семьи – это инструменты симфонического оркестра и народные инструменты.
Симфонические инструменты с благородным звуком, блестящие красивые, живут в концертных залах, больших театрах, филармониях. Я их поселю в этот дворец – театр. (размещает картинки с изображением симфонических инструментов на плоскостном дворце-театре.) О них мы поговорим в следующий раз. А народные инструменты мы поселим в избу (размещает картинки с изображением народных инструментов на плоскостной избе), где живут простые, веселые люди – крестьяне, среди которых есть мастера – музыканты, народные умельцы. Как вы думаете, почему они названы народными?
В старину на ярмарках можно было купить веселые, звонкие игрушки – свистульки, гусельки, балалайки, колокольчики, барабаны, бубны, домры, дудочки, которые были сделаны из подручных материалов – дерева, глины, бересты. Хотя они и маленького размера, но на них можно играть простые мелодии. Покупали их люди для души, для веселья, для своих детишек.
Ребёнок – На дворе у нас играют,
Ребятишек забавляют:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чайки – в балалайки,
Свинки – в скрипки,
Бараны – в барабаны,
Кони – в гармони,
А бык в бубен: бух, бух!-
Бьет копытом во весь дух!
Звучит «Коробейники». Выходит коробейник с товаром – музыкальными игрушками
Коробейник – И у нашего соседа
Весела была беседа:
Овцы – в донцы, тараканы – в барабаны,
Утки – в дудки, чечетки – трещотки,
Играют, играют, всех потешают!
Подходи, народ частной,
Выбирай товар любой:
Ложки, бубны, бубенцы,
Балалайки – молодцы,
Распотешьте-ка народ,
Нам сыграйте у ворот!
Дети разбирают шумовые инструменты, обсуждают, из чего они сделаны. Играют.
М. р.- Знает Бог, в котором годе то ли Сидор, то ли Флор
Во саду ли в огороде
Балалайку изобрел.
Сделал корпус треугольный
Да с ладами сделал гриф,
Чтоб летел по свету вольный
Балалаечник мотив,
Чтобы песня разливалась
От весны и до весны.
Ну а струн всего лишь малость
Натянул он три струны…
Голос у балалайки бойкий,
Задиристый, веселый.
Послушайте сказку про балалайку.
Жила красна девица на виду честного народа. «Болтунья, пустозвонка», - говорили одни. «Людям от нее радость да потеха», - говорили другие. Давно ли это было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом, о ней ходил слух. Стала красна девица – балалаечка жить припеваючи, да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми веселыми – в хороводах, на гуляньях. А была то она всего лишь три дощечки и три струны… Объявился в народе добрый молодец – Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу балалайку и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру – умельцу столичному, петербургскому. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу – треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица – балалаечка на весь мир знаменита. Звенит ее голос по свету, русскую песню словит.
Частушки: Балалаечка играет,
Балалаечка поет,
Балалайке сделать ножки,
Балалаечка пойдет!
Сядем мы на лавочку,
Ударим в балалаечку,
Как ударим по струнам –
Прибегут девчата к нам.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны,
Выходите, не стесняйтесь
Попляшите плясуны!
Звучит наигрыш балалайки.
Понравилась вам, как звучит балалайка?
Гармонь, гармошка, говорушка ласково называют в народе гармошку. Вот она какая (показ иллюстрации). Оказывается гармонь, занимает целый оркестр! На ней можно исполнять и мелодию, и все это может сделать один человек – музыкант.
С давних времен звучит гармонь на русских праздниках, гуляниях. Под ее аккомпанемент поются песни, частушки, романсы, исполняются народные наигрыши.
Гармонь приспособлена только для народной музыки.
Есть кнопки для левой руки и правой, звучание передается при растягивании и сжимании мехов с помощью воздуха и нажимания кнопок. Много существует гармоней – тульские, рязанские, саратовские… Где гармонь смастерили, по тому месту и называли ее.
Есть еще похожие инструменты баян и аккордеон, их изобрели позже (показ иллюстрации)
Звучит гармонь
Вот и подошло наше путешествие к концу. Что интересного вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса» Интегрированное занятие в старшей группе по ручному труду «Сказочные герои леса»
Программные задачиСовершенствовать навыки работы с природным материалом....