Рождество - радость в глазах у ребят
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД –диалог по художественно – эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvo.docx | 240.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово
Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста
«Лествица: ступеньки к красоте души»
Номинация: лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию
Конспект музыкальной деятельности по духовно- нравственному воспитанию
/Подготовительная к школе группа/
Тема:
Рождество- радость в глазах у ребят
Автор:
Герасимова Елена Львовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №30 г.Павлово
Павлово 2018
Конспект НОД –диалог
по художественно – эстетическому развитию
для детей подготовительной к школе группы
Пояснительная записка.
Цель:
Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.
Знакомство дошкольников пьесой « Вальс» и с кратким содержанием оперы-сказки «Ёлка» В.И. Ребикова
Задачи:
Содействовать обогащению представлений дошкольников о Рождестве и связанных с ним обычаях
Познакомить с кратким сюжетом оперы сказка В.И.Ребикова «Ёлка» и «Вальсом»
Развивать умение сопереживать главной героини оперы сказки «Елка»
Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения)
Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к людям
Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности
Состав группы
В подготовительной к школе группе 18 человек( 13 мальчиков и 5 девочек). Психологический фон благоприятный, уровень развития достаточный, взаимоотношения доброжелательные.
Актуальность
Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наших детей подстерегает опасность, которая заключается в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными. Из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
Что предпринять в данной ситуации? Как уберечь ребенка? Что в воспитании поставить на первое место? Только обращение к духовно – нравственным традициям, нашему наследию ,которое представляет собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной и помогает воспитывать подрастающее поколение духовно-нравственным, учат любить свою культуру и страну.
Место НОД в программе дошкольного образования
Музыкальное занятие разработано в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Гармония» под редакцией К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан для детей подготовительной группы с 6 до 7лет . ( Январь- 2 занятие -Тема «Новогодняя ёлка»).Занятие было направлено на закрепление знаний о празднике Рождества, колядках. Музыка «Вальса» Ребикова вводит детей в зимний сказочный мир, наполненный тонкой болью и светлым утешением.
На музыкальном занятии дошкольники знакомятся с мало известным русским композитором В.И.Ребиковым и кратким сюжетом рождественской оперы-сказки «Ёлка».
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры
Воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к народным традициям ,обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности. Одним из главных видов деятельности на занятии является слушание музыки. Такое занятие приобщает дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта; помогает раскрыть лучшие качества личности ребенка, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, формирует культуру восприятия музыки.
Форма НОД- занятие -диалог
Виды деятельности:
- музыкально-художественная (слушание музыки, пение, пение с ритмическими движениями)
-коммуникативная рассмотрение слайдов, рисунков( создание положительных эмоций, свободное общение)
-познавательная ( рассмотрение слайдов, рисунков)
-продуктивная( творческая продуктивная деятельность направленная на развитие воображения)
Предполагаемый результат:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развито взаимодействие и общение ребѐнка с взрослыми и сверстниками;
«Познавательное развитие»:
-сформировано представление о празднике Рождество
_ проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
«Речевое развитие»:
- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;
- обогащен словарный запас дошкольников;
- умеют составлять рассказы
«Художественно-эстетическое развитие»:
- развиты умения воспринимать и анализировать музыку;
-умеют передавать музыкальное настроение в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, пение с ритмическими упражнениями)
Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование детской деятельности, образное слово, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный метод, практический метод, объяснительно – иллюстративный) и приемы (беседа, рассказ музыкального руководителя, рассказ детей) были направлены на повышение познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности
Предварительная работа:
1.Беседа с детьми о празднике Рождество ( по «Детской Библии»)
2.Разучивание с детьми песни «Рождественский вечер» и
русской народной кадендарной песни « Пошла Коляда»
3. Знакомство с особенностями православной музыки- тропарь(Слушание песнопений -тропарь Рождества - хора Московского
Сретенского монастыря)
4.Изготовление карточек для игры « Найди лишнее»
5.Организация выставки рисунков «Рождество»
Материалы и оборудование: украшенная ель, в углу выставка детских рисунков «Рождество», проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация , мольберт с укрепленными на нем рисунками для игры « Найди лишнее».
Музыкальный материал:
Чайковский Декабрь «Святки»
Календарная песня «Пошла Коляда»
Вальс из оперы –сказки «Елка» В.И. Ребикова
Песня Н.Орловой «Рождественский вечер»
Список рекомендуемой литературы
- Перспективно-календарный план музыкальных занятий в подготовительной к школе группе 6-7 лет
по программе музыкального развития «Гармония» под редакцией К.В. Тарасова, Т.В.Нестеренко,Т.Г.Рубан
Москва,1999г
2.Детская Библия
Москва, 2014
Издательство: АСТ 2014;
3.Самый лучший праздник. Стихи, загадки, колядки
Москва, 2016
Издательство: Оникс
4. Г.Х Андерсен « Девочка со спичками»
Издательство «Азбука»
Москва,2010
5. Журнал « Наука.Искусство.Культура»
Выпуск 3(11) 2016
И.В.Шинтямина
Незабываемые страницы творчества В.И. Ребикова(1866-1920)
6.Журнал Московские Епархиальные Ведомости № 5 2016г
Священник Анатолий Трушин
Композитор В.И. Ребиков. К 150- летию со дня рождения
Ход НОД
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводно-организационный момент Актуализация Слайд 1 «Рождествеский праздник» Музыкальный руководитель: Кругом звонят колокола, Веселый праздник Рождества! Звезды водят хороводы – веселятся все народы! Рождество вы славьте , люди, Пусть вам только счастье будет! Ребята, какой праздник собрал нас в этом зале? Основная часть Музыкальный руководитель: Рождество самый светлый и любимый праздник для всех православных людей, и особенно для детей, которые ждут с нетерпением подарков Воспитатель: Ребята, какие вы знаете традиции русского Рождества? Воспитатель: Что ещё было интересного в Рождественские праздники? Слайд 2 « Колядки» Музыкальный руководитель: Давайте исполним хороводную песню «Пошла коляда» Музыкальный руководитель: Каждый из нас с особым чувством и благоговением ждет этот праздник. Давайте, послушаем церковное песнопение-тропарь праздника Рождества Христова. Звучит тропарь Рождества в исполнении хора Московского Сретенского монастыря Музыкальный руководитель: Какое настроение у вас после прослушивания этого произведения? Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора Владимира Ивановича Ребикова из оперы «Елка». Ребята, почему на Рождество украшали именно ёлку? Слайд 3 «Рождественская елка» Слайд 4 «Девочка с спичками» Музыкальный руководитель: -Праздник Рождества приносит с собой как бы свежую струю любви и света .Но,так было не для всех. В России в начале XX века, детские приюты для сирот были переполнены. В России царил голод. Людей много умирало от голода. Девочка, у которой умерла мать, просила милостыню в морозный вечер перед Рождеством. Ей было очень холодно, болели руки и ноги, но никто не подавал ей милостыню. В окнах богатого дома она видит сияющую елку, детям раздают подарки и слышит звуки праздничной музыки. Девочка с тоской мечтает хотя бы о кусочке хлеба. Силы покидают ее. Она тихо засыпает на холоде, Ей снится что волшебную музыку танцуют для нее куклы в блестящем зале. К утру бедняжка умерла. На небе девочку встретила её мама, потом ангелы. На ней теперь сияли белые одежды Вечной Жизни. - Вот содержание рождественской оперы-сказки «Ёлка» Ребикова. Звучит в записи симфонического оркестра Вальс из оперы « Елка» Слайд 5 «Вальс» Музыкальный руководитель: -Какая по характеру была музыка? Музыкальный руководитель : - Музыка очень быстрая, полётная. Если вслушаться, то можно услышать, в каком жанре написана эта музыка. Как вы думаете, какой это жанр? Музыкальный руководитель: -Произведение так и называется «Вальс» из рождественской оперы Ребикова «Ёлка». - Какое же настроение у этого вальса? Музыкальный руководитель: - А каким музыкальным ладом создаётся грустное настроение? Музыкальный руководитель: - В музыке мы слышим вздохи девочки, как будто она сдерживает свой плач. А всегда ли в этом произведении было минорное настроение? Музыкальный руководитель.: - А весёлое настроение музыки создаётся каким музыкальным ладом? Музыкальный руководитель: - Да, музыка, как бы замедляет свой бег, становится более спокойной, более светлой, как хорошие добрые воспоминания. Педагог проигрывает фрагменты мелодий. - Ребята, а как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот вальс? Музыкальный руководитель: - Правильно, вальс написан в 3-частной форме. - А вы услышали, кто исполняет этот вальс?
Слайд 6. Музыкальные инструменты Музыкальный руководитель: - В крайних частях, быстрых и взволнованных, солируют скрипки, Слайд 7. Скрипка а в средней части звучат деревянные духовые инструменты. Давайте вместе вспомним, как они выглядят и как называются. Слайд 8, 9, 10, 11 (флейта, кларнет, гобой, фагот) Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать слушателям своим свой оперой композитор Ребиков? Воспитатель: В старину на Руси каждая семья была озабочена тем, чтоб и у бедных людей тоже был праздник Рождества. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением. Музыкальный руководитель: Если бы кто-то накормил и приютил бы девочку, она бы была жива и радовалась как все дети празднику Рождества. А сейчас давайте сыграем с вами в игру «Найди лишнее». Внимательно посмотрите на рисунки и скажите, какой из них лишний Воспитатель обращает внимание ребят на рисунки с изображением В.И. Ребикова, скрипки, флейты, кларнета, гобоя, фагота, барабана, фортепиано. Дети с помощью воспитателя находят два лишних рисунка- это рисунки с изображением фортепиано и барабана. Остальные инструменты связаны с симфонической музыкой Ребикова «Вальс» из оперы «Елка» Музыкальный руководитель: -Какой из рисунков лишний? Музыкальный руководитель: -Я с вами согласна: Ребиков сочинил музыку « Вальса» для симфонического оркестра ,но фортепиано и барабан здесь лишние. Каквы думаете, почему именно «Вальс» Ребикова звучал сегодня на занятии? Воспитатель: - Рождество! В каждом доме пахнет вкусной едой Все люди, взрослые и дети, верят в добро, все ждут только хорошего.С праздником вас, ребята! Оставайтесь такими же послушными и старайтесь быть добрыми и помогайте всем, кому нужна ваша помощь. Рефлексия Слайд 12 Рукопожатие Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
- Это тепло добрых рук и добрых душ. Давайте передадим это тепло друг другу. Музыкальный руководитель: -Крепкого вам здоровья! И чтобы радость в ваших детских глазах искрилась от добрых дел, которые совершают не только в праздник Рождества, но и постоянно в вашей жизни. Занятие заканчивается исполнением песни Н.Орловой « Рождественский вечер» | Дети входят в зал под музыку Чайковского Декабрь «Святки» и поют музыкальное приветствие (Здравствуй, утро, здравствуй день Заниматься нам не лень Здравствуй небо и земля Мы желаем всем добра) Рождество Вся семья собиралась за семейным столом, который был заставлен вкусными блюдами, зажигалась наряженная ёлка. С первого дня Рождества и до Крещения начинались Святки, т.е Святые дни .Взрослые и дети ходили по домам ходили и славили Христа, Деву Марию – колядовали.Желали благополучия хозяевам. Колядующих всегда встречали с большим радушием и одаривали заранее приготовленными сладостями и монетами. Водят хоровод и поют календарную песню «Пошла коляда»и садятся на стулья. Торжественное, праздничное, радостное. В рождественскую ночь ангел украсил скромную добрую ель звездами и она засияла блестящими огоньками. И когда проснулся Божественный Младенец его внимание привлекла сияющая ёлка.Он улыбнулся ей и протянул к ней руки. С тех пор, елку наряжают на Рождество разными игрушками и яркими гирляндами. Быстрая, взволнованная, как будто летают снежинки Эта музыка похожа на вальс, а значит – это жанр – танец. Грустное Минорным ладом. Нет, не всегда. Было и весёлое настроение. Мажорным ладом На три части. Симфонический оркестр. Нужно всем людям быть добрыми, любить и помогать всем кому нужна помощь. Фортепиано и барабан Потому что начались Святки Тепло Дети соединяют ладошки, стоя по кругу. Исполнение песни « Рождественский вечер» Дети вместе с воспитателем рассматривают выставку рисунков и творческих работ, узнавая среди экспонатов выставки свои работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детский сад, детский сад - это радость для ребят"
Развивающие психологические занятия для детей 4-6 лет направленные на создание положительного настроя в период адаптации, развитие навыков общения.(Из опыта работы Галкиной О.П)...
День Победы… «это радость со слезами на глазах»
Патриотическое чувство не возникает само по себе его надо воспитывать в ребенке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ. День Победы… «э...
Викторина и игра "Глазам-радость, душе-отрада"
Викторина и игра "Глазам-радость, душе-отрада"...
Социально-творческий проект "Детский сад - это радость для ребят"
Создать эмоциональное и положительное отношение к детскому саду и к людям, которые здесь работают....
«Радость входит в каждый дом, с прекрасным, светлым Рождеством»
Конспект интегрированной НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «Радость входит в каждый дом, с прекрасным, светлым Рождеством» (с применением здор...