Развитие навыков импровизации у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке на тему
Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_improvizatsii.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кузина Вера Анатольевна,
музыкальный руководитель
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1579»
Развитие навыков импровизации
у детей дошкольного возраста
Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus -непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.
Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.
Одной из главных задач введения детей в мир музыки - это увлеченность на уроках (Д.Б.Кабалевский). Путь к этому идет через формирование творческого интереса в процессе импровизации, т.е. через практическое музицирование. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, чувство фразировки и формы, чувство ансамбля.
Разумеется, музыкально-творческая импровизация дошкольников скромна по их характеру и форме выражения. Если ребенок способен выразить свое отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлеченно, то это придает творческий оттенок его исполнительской деятельности. Также дошкольник способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции-простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет песенки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.
Педагогические условия развития навыков импровизации у дошкольников и примеры творческих заданий.
1. Наличие устойчивых умений и навыков в восприятии музыки, пения, музыкально-ритмических движениях и игре на детских музыкальных инструментах. Для развития импровизационного начала необходим не только достаточно широкий объем умений и навыков, но и овладение способами их широкого переноса в новые условия. В процессе усвоения тех или иных умений и навыков целесообразно вводить в музыкальные занятия с дошкольниками игры, способствующих творческому выбору уже освоенных движений. Например:
«Птички» (Г. Хохрякова). Задачи: 1) учиться импровизировать на шумовых музыкальных инструментах; 2) развивать умение играть соло, в дуэте, группой инструментов по жесту дирижера.
Тает снег. Пришла весна.
Чья-то песенка слышна. //
Тает снег. Как зов весны
Чьи-то песенки слышны. //
Тает снег. Как зов весны
Всюду песенки слышны.
Описание. После первого двустишья по жесту дирижера (педагога) ребенок импровизирует соло на дудочке/ свистульке/ колокольцах. После второго – импровизированный дуэт, после третьего – все вместе.
«Про Кота» (И.Г. Галянт). Задача: учить вокальной и речевой импровизации.
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла Кошка за Кота,
За Кота Котовича,
За Петра Петровича.
Описание. Дети стоят в кругу. Проговаривая текст потешки, двигаются в центр круга и назад с ритмичными хлопками. Затем предлагается одному из детей придумать свою песенку с простыми словами на заданный ритм («ой, да ну!», «о-хо-хо!», «тра-ля-ля», «прам-пам-пам» и т.п.).
2. Наличие запаса ярких, эстетически окрашенных музыкальных впечатлений, полученных детьми на музыкально-игровых занятиях, праздниках. В содержание праздников и развлечений рекомендуется включать сцены, игры, которые побуждали бы детей к действиям, возникающим по собственной инициативе дошкольников. Практика показывает, что организация праздников для дошкольников связана с включением в сюжет инсценировки с тем или иным сказочным персонажем. Дети с нетерпением ждут возможности поиграть с гостем, поэтому целесообразно будет включение в сюжет праздника игр с элементами речевой импровизации. Например:
«Придумай свое окончание стихотворения». Задача: учить понимать предложенный текст и придумывать свой вариант окончания.
1. – Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
– Я боюсь уснуть, сестрица,
(Кот усатый мне приснится.)
(Детская народная песенка.)
2. Журавли летят, курлычат,
Шлют последнее «Прощай!».
За собою лето кличут,
(Улетают в дальний край.)
(М. Познанская.)
3. Автобусы, автобусы
Бегут по переулку,
Нам весело, нам весело,
(Мы едем на прогулку.)
(В. Викторов.)
4. Бедный ежик, бедный ежик, –
По ночам не спит!
Весь в иголках, лечь не может,
(Сядет и сидит.)
(В. Осеева.)
3. Организация предметно-пространственной среды на занятиях. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий и приспособлений с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения создают необходимую развивающую предметную среду, побуждающую ребенка к импровизационной деятельности. Важно предоставить детям разнообразное по содержанию оборудование: различные детские музыкальные инструменты, ленты, платочки, мячи, ширмы, элементы костюмов, красочные картинки и т.д. Например:
«Игрушки» (Т.Тютюнникова). Задача – учить импровизировать на шумовых инструментах.
Есть игрушки – хохотушки,
Есть игрушки – тарахтушки.
Хохотушки все хохочут,
Тарахтушки тарахтят.
Вместе весело им очень,
Расставаться не хотят.
Тарахтушки-хохотушки заразили всех!
Отовсюду, отовсюду, отовсюду смех!
Описание: Предложите детям подумать, какие деревянные инструменты подойдут, чтобы озвучить это стихотворение, какие инструменты будут «хохотать», а какие – «тарахтеть». Дети выбирают инструмент по своему желанию и разделяются соответственно на 2 группы. Импровизационное озвучивание стихотворения идет попеременно каждой группой.
4. Косвенное руководство педагога и наличие психологического комфорта на занятиях. Главными внешними оценочными действиями педагога, адресуемых ребенку, должны быть чувства восхищения, радость, удивление, изумление. Даже если ребенок играет/поет/танцует не совсем то, что хочет услышать педагог, важно здесь не исправлять (т.е. не указывать на факт ошибки), а показать – «а вот можно и так», «а это - мой вариант» и т.п., то есть через одобрение первоначального варианта ученика перейти к показу собственного варианта, более оптимального.
5. Интегрирование всех видов художественной деятельности на занятиях. Данное условие отражает синкретизм художественной деятельности детей и помогает полнее осуществить главную цель музыкального воспитания ребенка – гармоничное развитие слуха, памяти, мышления, навыков элементарного музицирования.
«Музыкальная сказка». Задачи: 1) развивать эмоциональное восприятие ребенка посредством взаимосвязи слова, ритма и движения; 2) учиться импровизировать, исходя из заданного характера персонажа литературного героя.
Описание: Литературным источником может служить любая сказка, но удобен сюжет по принципу рефрена, например, «Теремок», «Репка» и т.п. Сказка зачитывается детям и предлагается озвучить или обыграть персонажей. На каждого героя ребенок придумывает свою небольшую импровизацию (песенку, танцевальное движение, миниатюру на шумовом инструменте). Затем сказка читается повторно и при появлении того или иного персонажа вставляется импровизационная часть.
В заключении необходимо сказать, что уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей. Обучая импровизации ребенка, педагог дает не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом развиваются воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.
Способность сиюминутного творческого выражения эмоций и мыслей есть у каждого ребенка, и не является преамбулой только лишь одаренный детей. Каждый ребенок по своей природе умеет импровизировать, а педагог призван раскрыть его творческое начало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста
подборка игр на развитие навыков общения для детей от 3 лет до 7 лет...
Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
«Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей....
Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Подготовила воспитательпервой квалификационной категорииПопова Н.О.Важную роль в ...