"Первый шажок"
учебно-методический материал по музыке (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа студии (семейное музыкально - ритмическое воспитание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pervyy_shazhok.doc | 143 КБ |
pervyy_shazhok_skan.docx | 294.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Иваново 2015
Оглавление
- Пояснительная записка …………………………………………3
- Методическое обеспечение образовательной программы……7
- Учебно-тематический план ……………………………………13
- Содержание программы ………………………………………..16
- Список литературы …………………………………………….18
Пояснительная записка
Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения, ощущаем на себе способность регулировать настроение, улучшает самочувствие. Как это происходит определенно сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовного мира человека неоспоримо. Все дети от природы музыкальны, ведь мелодический слух формируется у человека еще до рождения. Не случайно голосовые проявления у младенца характеризуют как певучее гуление, вокализации, трели. В литературе описаны случаи, когда трех - четырехмесячные малыши точно интонировали мелодию, которую пела им мать. Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужно приобщать ребенка к миру музыки с первых дней жизни.
В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов. Врачи, педагоги, психологи, музыканты, каждый в своей области исследуют развитие маленького ребенка в первые годы его жизни. Имеющиеся данные говорят о больших потенциальных возможностях ребенка. И именно в области музыкального развития встречаются примеры музыкального развития встречаются примеры раннего проявления музыкальности.
С первых дней жизни ребенок получает ряд впечатлений, среди которых и есть музыкальные. Это прежде всего голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойствами вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать, подражая взрослому.
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Новизна программы
Методистами- музыкантами в 30-60 годы была создана стройная система общего музыкального развития в группах из 20 детей, но подходящего материала , способного поддерживать интерес у современных родителей и энергичных малышей там практически не было.
В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но и средством общего музыкального развития детей раннего и младшего возраста.
Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технологических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребенка, как на специальных занятиях, так и в семье.
Родительское участие на занятиях признается нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности должно быть движение. В работе используются фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
Подвижные пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игры на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку необходимый вид деятельности малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает свои способности, в частности:
- Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
- Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память.
- Формируются навыки вербального и невербального общения.
- Ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, развивается эмоционально, у ребенка формируется готовность и умение действовать в коллективе.
- Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет еще и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушарием. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
Левое полушарие | Правое полушарие |
Речь | Музыка, ритм, шум, интонация |
Распознавание букв, слогов, элементов целого | Зрительное восприятие предмета в целом |
Осознаваемые движений, комбинации движений. | Автоматизированные движения |
Запоминание слов, фраз. | Запоминание музыки, картин, запахов. |
Логическое мышление | Интуиция |
В конце прошлого века ученые установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологической и анатомической структуры мозга, и прежде всего, на обмен информацией между полушариями. Исследования психологов показали, что дети занимающиеся музыкой опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено влияние музыкально-ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать вниманию
А музыкально- ритмические игры (и в условиях семьи, и в родительских группах) являются эффективным средством для социальной адаптации ребенка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.
Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе занятий.
Актуальность программы « Первый шажок»
Программа рассчитана на детей от двух до трех лет. Непрерывная образовательная деятельность проводится в дето - родительских группах. Создание дето - родительских групп актуально для детей и их родителей. В присутствии близких людей ребенок чувствует себя более уверенно, он свободен от тревоги и открыт новому. Многочисленные исследования нейрофизиологов неоднократно показывают, что в тревожном стрессовом состоянии блокируется образование новых связей в мозгу, а ребенок оказавшийся в новой обстановке без поддержки близких, находится именно в таком состоянии. Ощущение безопасности, которое дает присутствие близких, позволяет ему проявлять естественную активность. Работая в паре с близким взрослый с ребенок может выполнять более сложные и интересные задания, это дает толчок развития его способностей, поднимает его самооценку, поддерживает интерес к занятиям.
Исследования показывают, что дети в дошкольном возрасте более всего склонны копировать поведение близких взрослых. В ходе занятий дети могут наблюдать за своими родными, увлеченно занимаются, получают удовольствие от игры. И этот пример заразителен.
В группах родители имеют возможность общаться и обмениваться опытом с другими родителями, наблюдать за другими детьми.
В реализации программы участвуют дети от одного до трех лет вместе со своими родителями (мама, папа, бабушка). У ребенка этого возраста сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что такое?» должно замечаться и поощряться родителями. В период от 2-3 лет развитие мозга и психики не просто быстрое, а стремительное. От того сколько времени, внимания и возможностей предоставляют родители зависят интеллектуальные способности малыша в дальнейшем.
У детей этого возраста активно развиваются двигательные навыки, ребенок учится ходить, бегать , поднимать предметы, уверенно встает на ноги, бросает мяч. До 1.5 лет развиваются функции понимания речи, а до двух лет идет увеличение словарного запаса. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Малыш интересуется действием других людей, но может проявлять негативизм к взаимоотношениям со сверстниками.
В период от 2 до 3 лет ребенок может совершать основные действия самостоятельно; без поддержки и помощи, а также может действовать по показу или словесному указанию. Ребенок способен бегать, прыгать на двух ногах, приседать, перешагивать через препятствия, бросать, ловить двумя руками, топать, хлопать, подражать действиям взрослого.
К концу второго года словарный запас возрастает до 300 слов - это названия предметов, их качеств, а далее появляется фразовая речь.
Содержание реализации программы:
За основу программы взята методика Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» специально созданной для занятий с малышами от года. Используются элементы программы Сауко Т. Н «Топ- хлоп, малыши», Л. Раздобарина « Малышам и малышкам», материалы и технические разработки известных детских педагогов Б Н. Бабаджан, Т. С., Дзержинской И. Л.
Цель:
Способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Задачи программы:
- Способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность.
- Развитие навыков общения и соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
- Развитие крупной и мелкой моторики , и соответственно речи детей.
- Обучать родителей эффектным способам взаимодействия с ребенком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятии, но и в семье.
- Формировать готовность к дальнейшему обучению.
- Формировать музыкальные способности, музыкальный вкус.
Принципы программы
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.
- Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельности.
- В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной коррекционной работы с детьми.
- В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принципы единства развивающей и оздоровительной работы.
Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Комплектование групп
Количество детей в группах- не более восьми человек. Оптимальным считается присутствие на занятиях 5-6 пар (взрослый- ребенок).
Возрастная разница между детьми не должна превышать шести месяцев. Чем меньше дети , тем менее предпочтительна большая разница по возрасту, но следует ориентироваться на индивидуальные особенности малыша.
Постоянный состав группы обеспечивает наибольшую эффективность занятий в группе детей раннего возраста.
Продолжительность занятия составляет:
15минут для детей в возрасте до 2 лет.
20 минут для детей от двух до трех лет
Регулярность занятий- 1 раз в неделю.
Оборудование и материалы
Для занятий по программе « Первый шажок» можно разделить на следующие виды:
- Мебель (обстановка)
- Музыкальное
- Спортивное
- Игровое
- Атрибутика
МЕБЕЛЬ:
- доска
- детские стульчики
- закрывающиеся шкафы для вашего оборудования,
- ковровое покрытие
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
- Музыкальный центр
- Пианино/синтезатор
На всю группу:
- Бубенчики 2 видов (на ручке, на палочке)
- Бубны
- Маракасы
- Деревянные ложки
- Погремушки
- Музыкальные молоточки
- Клавесы (деревянные палочки)
- Металлофоны
На часть группы:
- Треугольник (1-2)
- Коробочка (1-2)
- Тарелка большая (1 - 2)
- Маленькие тарелочки (на всю или половину группы)
- Барабаны (3 - 4 разного размера)
ГИМНАСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (по числу детей):
- Гимнастические палки
- Обручи
- Мячи средних размеров резиновые (надувные)
ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- Куклы би - ба - бо (петрушечные)
- Сюжетные игрушки
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И АТРИБУТИКА:
- Газовые платочки и большие платки
- Подушки (в количестве на группу)
- Сюжетные картинки
- Ленты
- Мишура
- Султанчики/флажки
- «Сюжетные» шапочки/детали (хвосты, уши, крылья…)
Структура занятий:
С одного года до двух лет
- Приветствие 1-2 минуты
- Разминка:
- с движениями
- с музыкальными инструментами 3 минут
- Жестовые и пальчиковые игры 2 минуты
- Игровой массаж 3 минуты
- Музыкально-ритмические движения (хороводы, игры, потешки) – 2-3минут
- Музыкально- двигательный показ 2 минут
- Игры- катания 2 минуты
- Прощание
В группе двух- трех лет
1.Приветствие 2 минуты
2.Разминка:
- с движениями
- с музыкальными инструментами 2 минуты
3.Жестовые и пальчиковые игры 2 минуты
4.Игровой массаж 3 минуты
5.Музыкально-ритмические движения (хороводы, игры, потешки 3 минуты
6.Пение 2 минуты
7.Сказки - шумелки (Развитие речи, инсценировка, музицирование) 5 минуты
8.Прощание.
Приветствие и прощание в течении года не меняются.
Разминка разучивается в течение 2-3 занятий.
Музыкально - ритмические упражнения, песенки меняются 1 раз в месяц.
На одном занятии композиции находятся на разных этапах: одна разучивается, другая повторяется и закрепляется.
Знакомые игры дети выполняют самостоятельно, по показу.
Учебно – тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Примерный репертуар | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | |||
I | Слушание музыки Слушание пения взрослого | Колыбельные | 1 | 1 | |
Слушание различных звуков (музыкальных и шумовых) | 1 | 1 | |||
II | Пение. Вокализация. Стимуляция вокализации | «Первая песенка», «Ам», «Жук», «Мошка». | 1 | 1 | |
Подпевание возгласов и звукоподражаний | 3 | 3 | |||
III | Музыкальные инструменты. Знакомство с музыкальными инструментами | 0.5 | 0.5 | ||
Игра на детских музыкальных инструментах | «Колокольчики, «Палочки»» | 2 | 2 | ||
IV | Музыкально- ритмические движения | ||||
Разминки | «Пора начинать» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
Жестовая игра | «Наши ручки» | 1 | 1 | ||
Пальчиковая игра | «Мальчик- пальчик», «Семья», «Поросята» | 3 | 3 | ||
Танцы на руках у мам | «Королевский марш», «Танцы с мамой» | 2 | 2 | ||
Хороводные игры | «Ой, гу-гу», «Пузырь» | 2 | 2 | ||
V | Игровая деятельность | ||||
Игры с музыкальными инструментами | «Слон» | 2 | 2 | ||
Игры- катания | «В машине», «Кораблик» | 3 | 3 | ||
Игры- потешки | «Пузырики», «Горшок» | 2 | 2 | ||
Игры на общение | «Хлоп-хлоп», «Соседи» | 1 | 1 | ||
Игры с предметами | «Ленты», «погремушка» | 2 | 2 | ||
Игровой массаж | «Перышко», «Рекльсы- шпалы» | 0.5 | 2 | 2.5 | |
VI | Театрализация | «Кукла», «Киса», «Птичка», «Паровоз» | |||
Музыкально- игровой показ | 4 | 4 | |||
Сказочки - подражалочки | «Пушок» | 0.5 | 1.5 | 1 | |
Всего часов | 2 | 34 | 36 |
2 год обучения
№ | Тема | Примерный репертуар | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | |||
I | Слушание музыки 1.Слушание пения взрослого | Колыбельные, «Новогодняя полька» | 1 | 1 | 2 |
2.Слушание различных звуков (музыкальных и шумовых) | «Дождь», «Птичка» | 1 | 1 | 2 | |
II | Пение. 1. Подпевание возгласов и звукоподражаний | «Ослик», «Щенок», «Гуси» | 2 | 2 | |
2.Пение песен | «Мишка косолапый», «Бим-бом» | 3 | 3 | ||
3.Дыхательные упражнения, распевки | Попевки | 1 | 1 | ||
III | Музыкальные инструменты. 1.Знакомство с музыкальными инструментами | 0.5 | 0.5 | ||
2.Игра на детских музыкальных инструментах | «Вот все ребята собрались» | 1 | 1 | ||
3.Игра с музыкальными инструментами | «Палочки», «С бубнами» | ||||
IV | Музыкально- ритмические движения | ||||
1.Разминки | «Разминка» | 0.5 | 0.5 | 1 | |
2.Жестовая игра | «Листочки», «Мои вещи» | 2 | 2 | ||
3.Пальчиковая игра | «Обезьянки», «Паучок», | 2 | 2 | ||
4.Танцы на руках у мам | «Королевский марш», «Танцы с мамой» | 2 | 2 | ||
5.Хороводные игры | «Каблучок» | 2 | 2 | ||
V | Игровая деятельность | ||||
1.Игры с ловлей | «Зайцы и медведь» | 0.5 | 1.5 | 2 | |
2.Игры- катания | «Паучок», «Автобус» | 3 | 3 | ||
3.Игры с предметами | «Веселая ленточка», «Шарики» | 2 | 2 | ||
4.Игры на общение | «Пока-привет», | 0.5 | 0.5 | 1 | |
5.Игровой массаж | «Капуста», «На саночках» | 1 | 2 | 2.5 | |
6.Игры с подражательными движениями | «Дождик», «Охотники и зайцы» | 2 | 2 | ||
VI | Театрализация | «Лиса и рыба», «Танец для мышки», | 0.5 | 2 | 2.5 |
1.Сказки- шумелки | |||||
2.Сказочки- подражалочки | «Пушок» | 0.5 | 1.5 | 1 | |
Всего часов | 6 | 30 | 36 |
Содержание программы
Направлениями работы программы являются:
- Игры на общение (коммуникативные, хороводные)
- Пальчиковая гимнастика
- Игры - потешки
- Игры - массаж
- Игры- катания
- Игры с предметами
- Игры с подражательными движениями
- Игры с ловлей
- Игровая гимнастика
- Хороводные игры и танцы
- Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
- Развитие музыкально слуховых представлений
- Слушание музыки
- Игра на шумовых и звуковых инструментах.
Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя:
- Совместное выполнение задания взрослым и ребенком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребенок- наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребенка, который сидит у него на коленях или на подушке.
- Совместное выполнение задания взрослым и ребенком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребенок не справляется самостоятельно.
- Совместное «параллельное выполнение». Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
- И взрослый, и ребенок- полноправные участники. Родитель эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.
При разучивании новой игры;
- Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, незнакомые детям, рассказать сначала малышам о них. Используя игрушки и картинки.
- Провести «презентацию» игры под фонограмму (показать детям необходимые движения и комбинации), а затем на первом этапе разучивания, провести игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками.
- Когда игра разучена детьми- провести ее под минус , исполняя песню и побуждая исполнять детей.
- Никогда не следует принуждать к выполнению игры или задания, если ребенок не хочет играть- все выполняет взрослый.
- Родителям не следует все время активно помогать своему ребенку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребенок видит, что родитель тоже заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одергивает.
Пальчиковые игры:
Для ребенка трех лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками, в то время. Когда поет взрослый или под фонограмму.
Развитие чувства ритма:
Чувство ритма проявляется у детей равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку. Тренировке умения двигаться в такт с музыкой способствуют повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), исполнение песенок на клавишных инструментах.
Пение:
Дети подпевают легкие песенки. Песенки-возгласы позволяют малышу начать подпевать простые слоги и слова. Ребенок вначале повторяет простые действия и движения взрослого (баюкает куклу, играет на инструментах) и лишь со временем сопровождает свои действия проговариванием и подпеванием слогов и слов.
Общение:
Выражает радость при встрече со знакомыми взрослыми и детьми, с удовольствием играет вместе с ними.
Календарный план
Группы | Месяцы обучения | Всего занятий | |||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
1 группа раннего возраста | Количество занятий | ||||||||
4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 32 | |
2 группа раннего возраста | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 32 |
Результаты освоения программы « Первый шажок»
Основной ожидаемый результат занятий- благоприятное влияние музыки на общее эмоциональное состояние детей раннего возраста. Вместе с этим осваиваются основные движения и потребность в двигательной активности. Ребенок хорошо ориентируется в знакомом помещении, активно взаимодействует с взрослыми и детьми. Совершаемые действия сопровождаются отдельными звуками, узнает персонажи по звукоподражаниям. Внимательно слушает песни, понимает содержание. Ребенок активно подпевает отдельные слова, фразы или всю песню, запоминает слова песенок или танцевальные движения. В повторяющихся игровых и танцевальных движениях проявляет чувство ритма. Ребенок играет на детских музыкальных инструментах.
Ребенок проявляет самостоятельность в различных видах деятельности. Эмоционально отзывчив. Проявляет способность к эмоциональному подражанию.(«заражению» эмоциями: радость , огорчение, страх) Дошкольник имеет первичные представления о себе, о своей семье, природе (времена года, погода, животные, насекомые), имеет представления о бытовых предметах и способах действие с ними.
Сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности.
Малыш действует по собственной инициативе, окликается на предложения взрослых, сотрудничает со взрослыми и детьми, действует на основе образца и словесного предложения, задает вопросы, выполняет инструкции.
Методы и средства оценки результативности программы
- Наблюдение педагога
- Беседа
- Проведение праздников, итоговых занятий
- Анкетирование родителей
Литература
1. Аскарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста» , Москва, «Просвещение», 1981г.
2. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» под ред. Ляминой М., Москва, «Просвещение», 1981г.
3. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Ветлугиной.
4. «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Бабаджан Т.С.
5. «Раннее детство- познавательное развитие», Павлова Л.Н, Пилюгина Э.Т., методическое пособие, Москва, «Мозаика- синтез», 2000г.
6. «Музыкальное воспитание младших дошкольников», Дзержинская И. С., Москва, «Просвещение», 1985г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно практическая конференция "Шажок в будущее" 2014г.
Тема работы "Свойства воды". Воспитанница сама проводит опыты с водой. Ее заинтересовала эта тема, выступила в научно-практической конференции "Шажок в будущее", который проводится у нас в детском сад...
Научно-практическая конференция "Шажок в будущее" ДОУ "Сардана"
В нашем детском саду ежегодно проводится научно-практическая конференция. В данной работе "Бальзамин" описана опытно-экспериментальная работа. Но вначале проводилась предварительная работа это просмот...
Научно-практическая конференция "Шажок в будущее" Тема: "Волшебный пластилин своими руками"
Нам нравится работать с пластилином. Поэтому выбрали тему для исследовательской работы: "Волшебный пластилин своими руками". Домашний пластилин - экологически чистый и безвредный, он не принесет вреда...
Материал научно - практической конференции "Шажок в будущее" тема: "Охотники за лизунами"
Фото и содержание научно - практической конференции...
Материал научно - практической конференции "Шажок в будущее" тема: "Зеркальное королевство"
Содержание материала для научно - практической конференции "Шажок в будущее"...
проект "Земля, где я сделал свой первый шажок"
Проект по краеведению был реализован в 2019 - 2020 учебном году. Цель проекта: Формирование у воспитанников ДОУ целостных предст...
Проект "Раз шажок, два шажок"
Проект по адаптации в ясельной группе....