Влияние классической музыки на организм человека
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Музыка имеет огромную силу, способна влиять на живые организмы как позитивно, так и негативно. Учеными было проведено множество различных опытов  на животных, растениях, даже на воде. Музыка способна заряжать энергией. Лучшие произведения классической музыки будут для вас не просто полезны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_predstavlenie_o_zvuke.doc132 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние классической музыки на организм человека

Музыка имеет огромную силу, способна влиять на живые организмы как позитивно, так и негативно. Учеными было проведено множество различных опытов  на животных, растениях, даже на воде. Музыка способна заряжать энергией. Лучшие произведения классической музыки будут для вас не просто полезны.

Влияние классической музыки - глобально. Она передает в себе колоссальный объем информации, содержание которой зависит от характера композитора, обстоятельств, при которых рождалось произведение, от мыслей, которые были во время сочинения, и главным образом,  в музыке заложена та информация, которую композитор старался как можно яснее донести как до самого исполнителя, так и до слушателя.

Классическая музыка обладает различными свойствами: тонизирующими, успокаивающими, заживляющими. Также ее прослушивание способствует активизации мыслительных процессов, чувства стремления к победе. Опыты показали, что при прослушивании музыки В.А.Моцарта, ученики намного лучше написали контрольные работы, соображали значительно быстрее.

Кроме того, произведения, написанные в мажорных тонах, предоставляют стимул к быстрому победному завершению работы, которая поставлена перед слушателем. Но в то же время, если поставить во время работы романтическую музыку Ф.Шопена, Р.Шумана, трудиться будет намного сложнее, так как этот стиль способствует расслаблению и появлению мыслей о смысле жизни, любви.

Если возникает желание отвлечься от всех мыслей и просто отдохнуть, то следует послушать статичную музыку композиторов-импрессионистов:  М. Равеля, К.Дебюсси. Для подобных целей как ничто другое подойдут прелюдии для фортепиано Дебюсси «Звуки и ароматы, реющие в воздухе» и «Шаги на снегу». 

Слуховой путь человека

В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.

Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о раннее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезовыделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т.д.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд – это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения.

Стоит лишь поверить в великие способности классической музыки. И она не замедлит с ответом и помощью. Она готова разделить и горе, и радость, быть советчиком, успокаивать, помогать и давать жизненный стимул. Важно лишь действительно поверить, что влияние классической музыки есть.

Применение целебных свойств музыки в древние времена

Но вернёмся к более ранним временам. Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека. В дpевности выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Считается, что мyзыка может yсиливать любyю pадость, yспокаивать любyю печаль, смягчать любyю боль и даже изгонять болезни. Всем наyкам и изощpениям, котоpые пpидyмало человечество, дpевние мудрецы пpедпочитали пpостые звyки мелодии, котоpые они ставили пpевыше всего.

Влияние классической музыки на организм человека

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненноважных сведений о воздействии мyзыки на человека и живые оpганизмы, полyченных в pезyльтате экспеpиментальных исследований. Эксперименты велись в нескольких напpавлениях: влияние отдельных мyзыкальных инстpyментов на живые оpганизмы; влияние мyзыки великих гениев человечества; индивидyальное воздействие отдельных пpоизведений композитоpов; воздействие на оpганизм человека тpадиционных наpодных напpавлений в мyзыке, а также совpеменных напpавлений. Постепенно накапливаются наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних мудрецов о том, что мyзыка - мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Еще в XIX веке yченый И.Догель yстановил, что под воздействием мyзыки меняются кpовяное давление, частота сокpащений сеpдечной мышцы, pитм и глyбина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость. Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное yльтpазвyковое излучение, за считанные секyнды yбивают тифозные палочки, возбyдителей желтyхи и виpyсы гpиппа, что под воздействием опpеделенных типов мyзыки yскоpяет свое движение пpотоплазма клеток pастений и многое дpyгое. Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было yстановлено, что междy ypовнем сахаpа в кpови и психическим состоянием сyществyет пpямая связь. Таким обpазом, изменяя и pегyлиpyя свое психическое состояние, человек может изменить ypовень сахаpа в кpови. В этом большyю помощь оказывают аyдиокассеты с записью звyков пpиpоды: шyма пpибоя, пения птиц, pокота океанских волн, pаскатов гp ома, шyма дождя. едавно yченые из гетингемского yнивеpситета в Геpмании пpовели интеpесный экспеpимент: испытали на гpyппе добpовольцев эффективность сpедств для сна и магнитофонные записи колыбельных песен. На yдивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был y испытyемых кpепким и глyбоким. Исследования pазных напpавлений в мyзыке показали, что лидеpом в избавлении от депpессий является мyзыка знаменитого Рави Шанкаpа. Особое внимание, как yже отмечалось выше, yделяется воздействию мyзыки великих гениев-классиков и вообще классической мyзыки на живые оpганизмы. Например, создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Роббеpт Шофлеp пpедписывает с лечебной целью слyшать все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта, а также "Лесного цаpя" Шyбеpта. Шофлеp yтвеpждает, что эти пpоизведения способствyют yскоpению выздоpовления. Ученые из Самаpканда пpишли к выводy, что звyки флейты-пиккало и клаpнета yлyчшают кpовообpащение, а медленная и не гpомкая мелодия стpyнных инстpyментов снижает кpовяное давление. По мнению фpанцyзских yченых, "Дафнис и хлоя" Равеля может быть пpописан лицам, стpадающим алкоголизмом, а мyзыка Генделя "стабилизиpyет" поведение шизофpеников. Михаил Лазаpев, вpач-педиатp, диpектоp детского центpа восстановительного лечения, утверждал что классическая мyзыка пpекpасно воздействyет на фоpмиpование костной стpyктypы плода. Под звyки гаpмонической мyзыки pебенок еще в лоне матеpи бyдет гаpмонично дyховно и физически pазвиваться. Исследования центpа под pyководством Лазаpева показали, что мyзыкальные вибpации оказывают влияние на весь оpганизм. Они благотвоpно влияют на костнyю стpyктypy, щитовиднyю железy, массиpyют внyтpенние оpганы, достигая глyбоко лежащих тканей, стимyлиpyя в них кpовообpащение. Слyшая отдельные классические пpоизведения, беpеменные женщины излечиваются от сеpдечно-сосyдистых заболеваний, pазличных неpвных pасстpойств, то же самое пpоисходит и с плодом. Особенно pекомендyется слyшать бyдyщим мамам пpоизведения Моцаpта. Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, бpитанский наyчный жypнал "Nature" опy бликовал статью амеpиканской исследовательницы из калифоpнийского yнивеpситета, доктоpа Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные пеpеживания , но и способствовала большей эффективности yмственного тpyда? Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают, что это действительно так. После пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектyальности" y стyдентов-yчастников экспеpимента на несколько баллов. Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится. В свое вpемя Гете отмечал, что емy всегда pаботается лyчше после пpослyшивания скpипичного концеpта Бетховена. Установлено, что лиpические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, пpевозмочь боль, обpести дyшевнyю стойкость.

Невозможно не упомянуть про интересный эксперимент, который ученые ставили над водой, помещая ее в концертные залы. Вода, которая оказалась наиболее насыщенной сильнейшей энергией, была пропитана музыкой русского композитора С.В.Рахманинова.

Ведь Сергей Рахманинов по своей сути благороднейшее существо – жизнелюбивейшее и добрейшее, очень высокого элитарного духа. И когда из бездны отчаяния он выходил на великую победу, фиксируя это в звуках, получилось гениальное произведение, которое служит сильнейшим духовным и физическим лекарством для его исполнителей и слушателей.

В нашем сложном земном миpе любое явление можно напpавить и в положительнyю и в отpицательнyю стоpоны. Мyзыка - не исключение. Действительно, множество мyзыкальных напpавлений действyют pазpyшительно на живые оpганизмы. Если классическая мyзыка yскоpяет pост пшеницы, то pок-мyзыка - наобоpот. Если под воздействием классической мyзыки yвеличивается количество молока y коpмящих матеpей и млекопитающих животных, то под воздействием pок-мyзыки оно pезко снижается. Вообще, pастения и животные пpедпочитают гаpмоничнyю мyзыкy. Напpимеp, дельфины с yдовольствием слyшают классическyю мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее pаспpавляют свои листья и лепестки. Под звyки совpеменной мyзыки коpовы ложатся и отказываются есть, pастения быстpее вянyт, а человек загpомождает свое жизненное пpостpанство хаотическими вибpациями.

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение – поведение.

Конечно, вряд ли характер человека подвергнется сильным изменениям, если он невзначай послушал пару песен по радио, а затем отправился выполнять свои повседневные обязанности. Здесь речь идет именно о любителях музыки, о тех, кто не может жить без этих ритмов, у кого большая часть воспринимаемых звуков – это музыка.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д.

И это только те влияния, которые осознаются нашим разумом. При этом, соответственно, мы регулируем свое поведение в зависимости от качества этого влияния. Все это происходит осознанно, при участии мышления и воли.

Но существуют влияния, которые проходят именно «мимо» сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех наших смыслов и мотивов. Конечно, нельзя преувеличивать роль музыки в построении человеческого «Я» и его поведения: существует масса факторов, и внешних, и внутренних, которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Но нельзя и отрицать факт ее участия в формировании сознания.

Интересно то, что насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на поведение.

Говоря о влиянии музыки на поведение и характер человека, необходимо отделить собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую (в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл), их значение воспринимается полностью в соответствии с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, наше подсознание строит целую систему абстрактных связей, которые и являются скрытым «смыслом» музыки.

Еще один интересный факт, отмеченный психологами, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый. Музыка – явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию.

Влияние музыки на жизнь и развитие комнатных растений

Роль растений в биосфере Земли огромна, благодаря их способности осуществлять биосинтез. Весьма существенна еще одна функция растений - индикаторная. Человек давно заметил, что среди растений есть такие, у которых хорошо развито «особое» чувство, т.е. растения чутко реагируют на изменения условий окружающей среды: давления, влажности, характера почв.

Велик и многообразен мир растений - от луговой травы до гигантской секвойи, достигающей в высоту 100-150 м. Человечество во все времена уделяло внимание растениям, заботясь о них, выращивая новые сорта цветов и деревьев. Относительно недавно люди стали изучать влияние музыки на растения.

Первенство в этом открытии принадлежит индийским ботаникам, которые установили, что подбором шумовых тонов можно воздействовать на рост растений. Причем одни растения любят негромкую, мелодичную музыку, а другие начинают пышно цвести от «убойных» звуков «металла» и джаза. Многие цветы, особенно тропические, «заслушиваются» рэпом. А самыми чувствительными к музыке растениями признаны табак и рис. Если на плантациях этих растений включат их любимые мелодии, они растут быстрее.

В семидесятых годах ХХ века в знаменитую книгу рекордов Гиннеса было занесено имя фермера Дана Карлсона, вырастившего самое большое растение в мире. С помощью ежедневной игры музыкальных произведений И.С.Баха, А. Вивальди, музыки, напоминающей щебетание птиц, а также особого раствора для внекорневой подкормки (опрыскивания) он вырастил растение «страстоцвет пурпурный» длиной в 180 метров ( по словам исследователя 560 метров) при обычной его длине 54 сантиметра. 

О том, что музыка каким-то образом влияет на растения, (растения как будто слышат ее) было известно еще в древности. В древних индийских сказаниях говорилось о том, что бог Кришна своей музыкальной игрой очаровывал не только людей, но и окружающие их растения: кустарники, деревья, цветы и траву.

Рассказывается, что во время игры на арфе раскрывались розы на виду изумленных слушателей. В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посевов злаков способствует их последующему росту и богатому урожаю.

В ХХ веке были получены доказательства, полученных в опытах, проведенных в строго контролируемых условиях с соблюдением всех научных требований. Был использован научный потенциал в совокупности с материально-технической базой новейших лабораторий. Среди пионеров изучения действия музыки на растения особая роль принадлежит индийскому ученому Сингху. Он, начиная с 1950 г, обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и танцам.

Например, растения бальзамина через 1,5 месяца после 25-минутного прослушивания игры музыканта на старинном инструменте Вина были выше, и на 75% у них образовалось большое количество листьев, чем у растений, не подвергающихся влиянию музыки. Были также исследованы образцы декоративных растений, таких как астры, петунии, белые лилии, космейя. Музыкальное звучание воспроизводилось различными инструментами - флейтой, виолончелью, гармонью и пр.

Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным - установлено, что гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений. При этом было обнаружено резкое изменение физико-химических свойств под влиянием музыки. Лабораторные исследования показали, что такие жизненно-важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки увеличиваются почти в 2 раза по сравнению с обычными условиями произрастания. 

Исследование влияния разных мелодий на комнатные растения 

Практическая часть работы состояла из наблюдения за следующими видами комнатных растений: 

  • Паслен сладко-горький (Solanum dulcamara);
  • Хлорофитум (Chlorophytum);
  • Бегония клубневая (Begonia); 
  • Бамбуки (бамбуковые);
  • Эхинокактус Грузона;
  • Толстянка овальная;
  • Шлюмбергера (Декабрист);
  • Кодиеум;
  • Драцена окаймленная (Dracaena);
  • Роза садовая (комнатная).

В таблице приведены данные, подтверждающие вышеописываемые исследования на примере наблюдения за комнатными растениями. Были взяты в основном современные мелодии, различные по своему содержанию. 

Во время данных исследований давление колебалось от 742-750 мм (измерялось с помощью комнатного барометра), температура воздуха была 22-24 градуса (измерялась с помощью ртутного термометра), дни были пасмурными, влажность воздуха была 65-74% (измерялась с помощью гигрометра), полив растений проводился комбинированным методом: мелкодисперсным способом (опрыскивание) и корневой полив. Таким образом, влияние изменения влажности воздуха, температуры и освещенности на комнатные растения во время исследования было незначительно. Подкормка растений не производилась, потому что растения в осенне-зимний период находятся в состоянии покоя, и подкормка их не приведет к желаемым результатам, даже может нанести вред растениям. 

Проведенные исследования и вся практика использования музыки в растениеводстве и цветоводстве служат развитию науки. Они помогают лучшему пониманию того, что представляет собой сознание, в чем отличие живой материи от неживой, каковы формы и виды сознания. Они расширяют наше познание мира, раскрывают новые глубины в понимании единства и многообразии черт и свойств живой материи, обогащают наше знание и снимут покровы с еще одной тайны природы.

Реакция растений на воспроизводимую музыку разных жанров удивительно сходна с тем влиянием музыки на человека. И это несмотря на то, что воздействие музыки на психику человека происходит по довольно сложной цепи, т.к. воздействие ведется на органы слуха человека и его нервную систему, которая воспринимает и анализирует звуковые сигналы любой сложной формы и вида, в свою очередь, изменяя деятельность полушарий головного мозга через эмоции.

Влияние классической музыки, спокойной мелодии бардовской песни на растения:

  1. Увеличивает скорость движения цитоплазмы.
  2. Увеличивает рост растения за счет усиления метаболизма (ферментных реакций), дыхания.
  3. Усиливает выделение нектара. 
  4. Растение наклоняется под углом 60° в сторону источника звука.

Таким образом, хочется сказать, что как видно из вышесказанного, все живое на Земле взаимосвязано. Изучая влияние музыки на растения, мы можем судить о таком же влиянии на животных.

 

Влияние музыки на животных

Влияние музыки, только правильной, благотворно. Музыка нравится не только людям, но и нашим домашним питомцам. К примеру, у собак хорошо развит музыкальный вкус: под одну мелодию они задорно лают, под другую уныло подвывают, а под третью — носятся и лают — как будто пляшут. В процессе воспитания щенка правильно будет приучать его спокойно относиться к  любимой в вашей семье музыке.

Все живое предпочитает гармоничную музыку. Так, акулы, услышав классическую музыку, собираются чуть ли не со всего океанского побережья. Цветы и растения под действием ее звуков быстрее расправляют свои лепестки и листья.
Еще в ХIХ веке в известном монастыре Бриттани монахини специально исполняли музыкальные произведения для домашних животных. При этом они заметили, что после “прослушивания” именно серенады Моцарта коровы давали молока в 2 раза больше. /Когда к такому же открытию в ХХ веке пришли в Германии, то немецкие фермеры, будучи людьми практичными, стали целенаправленно использовать музыку Моцарта на своих фермах для повышения удоев молока.
 

Влияние классической музыки на организм детей

 Множество методик развития интеллектуальных способностей направлены на одну единственную цель: активизировать как можно больше клеток мозга.

Ученые все чаще и чаще находят подтверждение того факта, что классическая музыка повышает способности считать и читать. Чем это объясняется? Дело в том, что у ребенка до 7 лет активнее всего работает правое полушарие мозга, отвечающее за образное восприятие мира. А большинство развивающих методик рассчитаны на то, что у ребенка включится левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление. Музыка же помогает объединить работу обоих полушарий мозга, поскольку активизирует  одновременно каждое из них.

        Большинство родителей строят грандиозные планы по поводу будущего своего ребенка. Это стимулирует их к использованию разнообразных методик раннего развития. Однако, в раннем возрасте неверные методы способны дать противоположный эффект: апатичное отношение к учебе, проблемы со здоровьем и нервной системой.

       Классическая музыка, напротив, гармонизирует состояние ребенка, благотворно влияет на его физическое здоровье и  развитие интеллектуальных способностей. Исследования ученых показали, что гармоничная музыка меняет состояние организма. Это выражается в объективных показателях: частоте пульса или уровне сахара в крови.

          Такое влияние классической музыки было описано как эффект Моцарта. Ряд экспериментов показал, что после прослушивания произведений Моцарта ученики показывают более высокие результаты при выполнении привычных школьных заданий. Использовать эффект Моцарта можно в любых сферах. Сложная подготовка к сдаче экзаменов пройдет успешнее, если параллельно слушать классическую музыку. Даже коровы на фермах дают больше молока, если им ставить классическую музыку.

        Однако, более глубокий эффект дает не простое прослушивание классики, а самостоятельная игра на музыкальных инструментах. К тому же живое звучание инструмента оказывает глубинное воздействие на каждую клеточку организма, в том числе и на мозг. Если в семье кто-то играет на музыкальных инструментах, для ребенка это станет лучшим тренингом интеллекта. Даже младенец, слушая музыку в живом исполнении, реагирует всеми клеточками мозга и развивается быстрее. 

      Но значит ли это, что для интеллектуального воспитания детей подойдет любая музыка? Разумеется, нет. Современные музыкальные композиции могут иметь даже разрушительный эффект. Классическая музыка – своеобразное отражение универсальных законов гармонии. А современный рок, например, лишь транслирует деструктивное состояние нашего современного мира. И потому после рок-концерта ухудшается общее физическое и психологическое состояние организма, выделяются гормоны стресса, которые снижают способности к концентрации внимания и притупляют память.

Музыка с пеленок

    Доброжелательная атмосфера музыки, пения, движений, ритмов, красок и любви, в которую погружаются малыши дома и в детском саду, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и укреплению нервной системы детей.

В чем смысл слушания музыки?

    Задолго до того, как малыш начинает понимать и произносить первые слова, у него возникают отчетливые реакции на музыку, ведь мелодический слух формируется у ребенка еще до рождения. Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужно приобщать ребенка к миру музыки с первых дней жизни. Младенчество – чрезвычайно важный  период в жизни человека. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.

    Научно установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. Музыкальное обучение повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики.

    Музыкальные занятия способствуют развитию личности ребёнка и психических процессов, таких как  восприятие, внимание, мышление, память, речь, воображение и, конечно же, эмоционально-волевая сфера. Закладывается основа мотивации ребёнка, ориентированная на успех. К тому же, дети с хорошим слухом легче усваивают иностранные языки.
Работу над ритмикой так же необходимо начинать с самого рождения. Чувство ритма способствует координации движений. Исследования ученых конца XX века доказали, что музыкальный ритм усиливает электрическую активность мозга, содействуя увеличению энергетических запасов организма человека.

    Различные фольклорные попевки, пестушки, потешки, произнесение которых сопровождается ритмичным поглаживанием ручек и ножек малыша, танцы под музыку с малышом на руках – отличные способы развить чувство ритма.

    Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
   А слушание классики помогает ребенку ярче воспринимать мир, обостряет его эмоции и переживания, развивает фантазию и воображение.

    Но самое главное то, что музыка - это опыт переживания радости и удовольствия!

В чем основная цель слушания музыки? Прежде всего - в развитии музыкальных способностей и формировании основ гармоничной личности.

    Все будущее музыкальное развитие ребенка зависит от того, сколько положительных эмоций и удовольствия он испытает в первые годы жизни.

Лечебная сила музыки

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.
    Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.
    Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.
Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. 
Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. 
Что показали исследования? 
У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем? 
Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям. 

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика. 

Какую музыку должны слушать младенцы?
ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни. Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии. 
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. 
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. 
Музыкотерапия противопоказана:
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам. 
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма. 
* Больным отитом. 
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление. 
СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы. 
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Звуком можно убивать и воскрешать из мёртвых. Что это за энергия и как она действует, надо изучать физикам и медикам. И они уже начали эти исследования. Например, генетики открыли, что в клетке есть особый механизм, регулирующий происходящие в ней процессы, реагируя на внешние звуки...

Мы не знаем этих законов, но пользуемся ими на практике. Возьмите и уберите из церкви песнопения, колокольный звон, акустику, которая усиливает и облагораживает звуковую среду, – и храм завянет. Перестаньте играть народную и классическую музыку – люди одичают, начнут болеть иистреблять друг друга.

 Народная и классическая музыка:

  • Повышает иммунитет.

Григорианские песнопения, современные оркестровки, народная музыка:

  • Углубляется и замедляется дыхание, успокаивается мозг.

Звон колоколов или бубенцов, духовное и церковное пение, органная музыка и воскресная Святая Литургия в храме.

  • Обладают оздоровительным эффектом. Лечебное воздействие таких звуков заключается в настройке вибрации больных клеток организма на вибрации абсолютно здоровых, нормально функционирующих, а также в освобождении от гнева, очищении биополя, повышении иммунитета.

 Chill-out, ambient (медленная, спокойная и обволакивающая музыка):

  • Используется для релаксации. Достаточно третья – четвёртая  композиция, чтобы придти в норму!!!

Вывод из всего вышесказанного:  Влияние классической музыки неоспоримо, и научно, и экспериментально, и на собственном опыте доказано.

Список литературы

1.Алиева Ю. Б. Музыка. 1–8 классы. // М., 1993.
2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983.
3. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые пруды, 2006.
4. Воробьева Р. Комнатные растения: Мини – энциклопедия. – М., 2001.

 5. Дубров А.П. Сознание у растений и связь их с человеком. – М.: Наука и знание, 1990. 

6. Кузовлев В. П. Английский язык (Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобраз. учреждений. // М.: Просвещение, 2001.
7. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 1999 г.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. // М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2004. 9.Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.
10.Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 1989 г

11. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.
12. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние классической музыки на человека

Нашу жизнь постоянно окружает всякие звуки и музыка. Мы слышим пение птиц, лай собак, шум проезжающей мимо машины, музыку, когда смотрим телевизор, слушаем радио или плеер. Практически нево...

Реферат на тему: «Влияние классической музыки на организм человека, детей, на растения и животных».

Реферат на тему: «Влияние классической музыки на организм человека, детей, на  растения и животных»....

"Влияние "Кока-Колы" на организм человека"

Призентация на тему" Влияние "Кока-Колы" на организм человека"...

Влияние занятий хореографии на организм человека

В статье раскрывается значение занятий хореографии и их влияние на организм человека...

"Нотная аптечка. Воздействие классической музыки на организм ребенка." Консультация для специалистов.

Классическая музыка  и ее благотворное влияние проверено веками. но если у вас нет опыта прослушивания классической музыки, то важно правильно настроится и слушать музыку, знакомиться с ней тольк...

Консультация для родителей "Влияние классической музыки на организм человека"

Каждый из нас, думаю, слышал о таком понятии, как музыкотерапия. А вот как именно музыка оказывает воздействие на человека, наверное, знают не все. Я с удовольствием спешу Вам рассказать об этой уника...