Музыкальное доминантное, тематическое занятие в подготовительной группе "Звучащие картины добра и зла в музыке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Серова Наталья Анатольевна

Занятие, формирующее у ребенка представление о добре и зле на основе прослушанных классических  музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p2.11_zanyat_dlya_portfolio.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное

доминантное, тематическое занятие

в подготовительной группе

Тема:

«Звучащие картины добра и зла в музыке»

Цель:

 Комплексное освоение искусства, как средство гармоничного развития личности ребенка.

Программное содержание:

  1. Учить воспринимать музыкальное произведение и формировать умение использовать средства выразительности разных видов искусства для создания положительных и отрицательных образов.
  2. Развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, тембровый, звуковысотный и динамический слух, творческие способности.
  3. Воспитывать интерес к классической музыке, внимание, самостоятельность и доброжелательность к окружающим.

Оборудование, методические материалы к занятию:

1.Фортепиано.

2.Записи симфонической музыки.

3.Портреты композиторов – классиков: М.П.Мусоргского, И.Стравинского, В.А.Моцарта.

4.Выставка «звучащих» картин.

5.Лепестки цветов теплой и холодной гаммы.

6.Незаконченный рисунок Жар – птицы для создания композиции.

7.Раскрашенные перья Жар – птицы  для завершения композиции и форма получения оценки знаний.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал

Музыкальный руководитель(поет):Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Сегодня вас вновь ждет встреча с музыкой. Но прежде чем прозвучит волшебная мелодия, послушайте, стихотворение о зиме.

Мальчик: Снежные хлопья летят и мелькают,

Снежные хлопья лицо залепляют,

Снежные хлопья глаза нам слепят,

Снежные хлопья нас всех веселят.

Воспитатель: Понравилось вам, ребята, стихотворение? О какой зиме в нем говорится?

Дети: О метельной, снежной.

Музыкальный руководитель: Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили об этой вьюжной, морозной зиме?

Дети: Мелодия должна быть стремительной, взволнованной, Сначала музыка может звучать тихо, затем становится громче, как будто ветер усиливается. Мелодия танцевального характера. Это танец снежинок, кружащихся в вихре вальса.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, из вас могут получиться настоящие композиторы. Вспомните, «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского и попробуйте показать его красоту в движениях.

Танцевальное творчество: «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель: Метель стихает и, вы  легко, как искрящиеся снежинки, тихо полетели и опустились на свои места.

Длинными зимними вечерами под завывание вьюги хорошо слушать сказки. Волшебные сказки начинаются всегда одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…»

А как начинаются музыкальные сказки?

Дети: С музыкального вступления.

Музыкальный руководитель: Пусть музыкальным вступлением к нашей сегодняшней встрече будет незатейливая песенка «То не гусельки рокочут». Спеть я вам предлагаю по музыкальным фразам, а поможет вам в этом воробей, который залетел погреться и послушать ваши голоса.

Распевка: То не гусельки рокочут» рус. народная попевка

Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята, вы не только пропели песню, но и теплом своих рук согрели маленького воробьишку.

Звенят колокольцами песни – сказки таинственные мелодии.

Какие созвучия, какие краски совсем небывалые вроде бы.

Травой они шуршат под ногою, звездой в озерах качаются,

То вдруг обернутся Бабой Ягою, а то вдруг – спящей красавицей.

Именно о добре и зле в музыке мне хочется поговорить сегодня с вами.

Я приглашаю вас посетить выставку необычных картин – звучащих, музыкальных. Чтобы их лучше понять, подумаем:

-Что в своем творчестве для выражения мысли использует хужодник?

Дети: Кисти, краски.

Воспитатель: Цвета теплых тонов(показ) в произведениях живописи рисуют радость, добро, свет, благополучие. Как вы думаете, ребята, какими красками художник рисует холод, зло, страх, тьму?

Дети: Художник использует краски холодных тонов(называют цвета).

Музыкальный руководитель: Если бы вы были художниками, какими красками вы  нарисовали бы друга, свое настроение (ответы детей)

Воспитатель: Каким может быть настроение человека?

Дидактическая игра «Мое настроение»

Музыкальный руководитель: Улыбка тоже может быть разной. Едет Иванушка – дурачок на печи, и мы улыбаемся доброй улыбкой. Обидел хулиган малыша и смеется, а смех у него злой, плохой.

Воспитатель: Если художнику нужны кисти, краски, что же требуется для создания красочной картины писателям, поэтам?

Дети: Слова.

Музыкальный руководитель: А что необходимо композитору, музыканту?

Дети: Нотная грамота, знание музыкального языка, умение играть на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Как краски в произведениях живописи, так и средства музыкальной выразительности(динамика, тембр, ритм) так же передают красоту мира, его образы и настроение.

Живут волшебники на свете, случаются чудеса,а подтверждение этому- песня Б.Савельева. Давайте украсим ее звучание тембрами ваших голосов.

Исполнение песни «Живут волшебники на свете» муз. Б.Савельева.

Музыкальный руководитель: А сейчас, при помощи волшебной палочки дирижера я превращу всех вас в художников, поэтов, музыкантов, композиторов.

Дидактическая игра «Превращение»

Музыкальный руководитель: Занимайте места в трех творческих мастерских. Вспомните! В сказке сияние и блеск пера Жар – птицы помогло Ивану выстоять в смертельном бою.

Перед вами – незаконченный образ сказочной птицы, Воспитатель будет загадывать загадку. Ваша задача: отгадав ее, подобрать краски живописи, слова, характеризующие мелодию музыкального образа.

За каждый правильный ответ вы получаете перо для своей Жар – птицы  и. в результате нашей с вами работы, мы увидим, чья птица будет ярче ослеплять своей сказочной красотой.

Воспитатель: «Стоит в лесу избушка, а в ней живет старушка,

Горбатая и злая, зубастая, плохая.

Если в лес ты пойдешь в глушь дремучую,

Сразу к ней попадешь в печку жгучую»

Дети: Баба Яга.

(показ рисунка Бабы Яги)

(ответы детей по группам: 1 – мастерская – краски живописи; 2 мастерская – словесный портрет; 3 мастерская – характер музыки)

Музыкальный руководитель: Послушаем, как с помощью  музыкальных красок нарисовал Бабу Ягу в своей инструментальной пьесе М.П.Мусоргский(открываем портрет  М.П.Мусоргского)

Слушание: «Баба Яга» муз. М.П.Мусоргского

Музыкальный руководитель: Громкую, порывистую, стремительную музыку сочинил композитор, страшную героиню нарисовал он своими  музыкальными красками.

Воспитатель: Вас ждет следующая загадка: «Кто всех на свете добрей и нежней?

Кто доброта наших солнечных дней?»

Дети: Мама.

(ответы ребят по группам: 2 мастерская – краски живописи; 3 мастерская - словесный портрет; 1 мастерская – характер музыки; воспитатель поощряет ответы «перьями» Жар – птицы)

Музыкальный руководитель: Кто из вас, ребята, хочет исполнить роль дирижера?

Пусть дети за руки возьмутся, слова и музыка сольются!»

Исполняется песня: Доброты моей цветочек» муз С.Егоровой

Музыкальный руководитель: Молодец (называет имя ребенка), настоящий руководитель хора.

Хорошо справилась с ролью дирижера, ребята пели дружно и слаженно. Обратите внимание, ребята, на следующий рисунок.

Воспитатель: Перед вами портрет сказочного героя, Посмотрите, какой грустный гном изображен на рисунке. Ему, наверное, очень страшно и одиноко.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю послушать два музыкальных отрывка, и подумать, какой из них лучше подойдет к настроению героя.

Слушание: «Гном» М.П.Мусоргского (фрагмент)

«Рондо в турецком стиле» В.А.Моцарта

(фрагмент)

Музыкальный руководитель: Молодцы, правильно догадались. Первый музыкальный отрывок больше подходит к передаче настроения гнома. Его грусть от одиночества слышится в музыке М.П.Мусоргского. Что может улучшить его настроение? Конечно, наша игра в оркестре. Кто из вас, ребята, хочет воспользоваться этой волшебной палочкой дирижера?

Исполнение: «Рондо в турецком стиле» В.А.Моцарта (фрагмент)

Воспитатель: хоть зло на проделки хитро, всегда побеждает…

Дети: Добро.

Воспитатель: Есть замечательный мультфильм, где герой произносит чудесные слова.

Музыкальный руководитель: Предлагаю ребятам самим отгадать по музыкальному вступлению песни, о каком герои, идет речь, и что за слова он говорил.

Дети: Кот Леопольд говорил: «Ребята, давайте жить дружно»

Музыкальный руководитель: Предлагаю разучить танец «Если добрый ты»

Разучивание танца с пением «Если добрый ты» муз. Савельева

Музыкальный руководитель: Продолжим работу в творческих мастерских.

Одному из самых фантастических и красочных образов – жар – птице посвятил свой балет И.Стравинский. Жар – птица и сама неслыханно прекрасна, ее оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет. Но пейзаж, в котором она появляется – безмолвное, причудливое Кощеево царство, нарисованное как будто неземными мрачными красками. (беседа сопровождается показом рисунков  и портрета И.Стравинского)

Музыкальный руководитель: Добро и зло. Оно всегда рядом с нами. Но не всегда мы их различаем и узнаем. Предлагаю послушать два фрагмента из балета И.Стравинского «Жар – птица»; «Пляс Жар – птицы» и «Поганый пляс Кощеева царства» и самостоятельно определить сказочные образы.

Слушание фрагментов из балета «Жар – птица» И.Стравинского.

(ответы детей: 3 мастерская- краски живописи, 1 мастерская – словесный портрет, 2 мастерская  характер музыки)

Музыкальный руководитель: «Пляс Кощеева царства»: злобные, жуткие завывания слышим мы вместо танца, но ведь слуги Кощеева царства и есть воплощение зла. «Скачет черный всадник на черном коне, наступила ночь в Кощеевом царстве… Скачет белый всадник, и побежден Кощей, разрушено его темное царство.  Как маленькие языки пламени, звучат короткие напевы. Весь оркестр передает трепет и блеск огня, Но этот – совсем не обжигает, он светит, играет, зажигает огонь внутри нас.

Светлее стало в нашем зале от ваших сказочных птиц. С заданиями все успешно справились, молодцы. Кто из вас хочет показать этот сказочный образ в движениях?

Воспитатель: « Сладких яблок аромат заманил Жар – птицу в сад.

Перья светятся огнем, и светло в ночи, как днем»

Повторное слушание фрагмента их балета И.Стравинского « Пляс Жар – птицы» ( во второй части танца появляется с танцем Жар – птица)

Жар – птица: Тепло и заботу в душе сбереги, с добрых героев пример ты бери.

Сам для других ты волшебником будь.

Детство уйдет, ты его не забудь.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами как добрые волшебники смогли прикоснуться к сказке своей волшебной палочкой музыканта, художника, поэта. Пусть доброе, радостное выражение ваших лиц, улыбки и интерес к окружающему нас миру останутся надолго.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСНА - КРАСНА"

ПРЕДСТАВЛЯЮ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСНА - КРАСНА"....

Конспект тематического занятия Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе «День народного единства». Музыкальный руководитель Лиховец Л.В. Цель: воспитание гуманной, духовно

Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе«День народного единства».Музыкальный руководитель Лиховец Л.В.Цел...

Доминантно-тематическое занятие для старшего дошкольного возраста "Веселая ярмарка"

Занятие тематически объединяет сценические народные танцы, может послужить частью любого фольклорного праздника....

Конспект музыкального тематического занятия в подготовительной к школе группе «В гости к доброй волшебнице». ( знакомство с музыкой балета П.И. Чайковского "Спящая красавица")

В рамках проекта "Сказочные образы в музыке"  на занятии рассказывается об образах добрых и злых  волшебников на основе замечательной музыки балета "Спящая красавица" вел...