Статья:«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки»
статья
Музыка – путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, красоты и глубины человеческих чувств, отношений, направленных на настроение исполняемой музыки, ее характера и поиска образов. Дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство, эмоциональное по самому своему содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskaya_konferentsiya_yueg.docx | 18.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Всероссийская конференция:
«Современные методики использования музыкальной терапии в процессе воспитания детей̆ дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Тема выступления: «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки»
Юханова Екатерина Георгиевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№20
г. Сестрорецк
Музыка – путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, красоты и глубины человеческих чувств, отношений, направленных на настроение исполняемой музыки, ее характера и поиска образов. Дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство, эмоциональное по самому своему содержанию. Таким образом, дошкольное детство — это ведущий период зарождения эмоций и чувств.
Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству, как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания, музыка – модель человеческих эмоций. Благодаря уникальным особенностям, музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека и обеспечивать глубокие переживания. Следовательно, музыка становится средством развития эмоциональной отзывчивости и, как результат, является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей.
Однако анализ и развитие эмоциональной отзывчивости через образное восприятие музыки значительно осложняется в силу того, что музыкальный художественный образ является абстрактным. На ранних этапах развития, содержание и язык музыки, как правило, закрыт для ребенка. Следовательно, необходимо постепенное введение в мир музыки, понимания содержания музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.
Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар. К подбору репертуара предъявляются особые требования:
- выразительность, художественность произведений (яркие образы);
- разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров;
- доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, опыта слушания музыки и интересов детей).
Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов, а именно:
- дифференцированной организации процесса восприятия музыки с учетом индивидуальных особенностей проявления эмоциональности детьми дошкольного возраста;
- специального подбора репертуара музыкальных произведений;
- учета влияния социального окружения ребенка (воспитатели групп, семья) на эмоциональную отзывчивость дошкольника в процессе восприятия музыки.
Именно поэтому, целью моей работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников и изучение путей раскрытия их эмоциональной отзывчивости средствами музыки.
Для достижения поставленной цели были использованы разнообразные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
1. Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки). Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой» музыкой. Учитывая речевые трудности малышей, был сделан акцент в работе на слуховое восприятие, и с этой целью подобран соответствующий репертуар: М. Раухвергер «Ласковая песенка», Чайковский «Сладкая греза», «Болезнь куклы», колыбельные — музыку спокойного характера. Предлагая эти произведения, был сделан акцент на побуждение детей к проявлению эмоций через движения: укачивание, мимика лица, жесты. Возрастная особенность малышей раннего возраста — в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе наглядно показывая движения и двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера.
2. Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин и т.п.) был использован с целью усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления. Например, исполнение в разных регистрах в зависимости от возраста, характера или поведения изображенного персонажа.
3. Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания и т.п.). Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. В данном исследовании были поставлены следующие задачи: расширение представления детей о некоторых явлениях действительности и формирование нравственных качеств и интересов ребенка. При использовании данного подхода рассказ о музыкальном произведении, главным образом, формировался на основе сведений, доступных детскому восприятию. Кроме того, особое внимание уделялось осознанию чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием.
4. Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке и рисунках). В данном методе были использованы музыкально – ритмические — движения и хореографические этюды. При первом подходе дети моделировали особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). В свою очередь, хореографические этюды предлагались как импровизации, пантомимы, посредством которых дошкольники передавали драматургию произведения, характер образа и нюансы настроений.
Использование оркестровки музыкального произведения способствует раскрытию выразительных особенностей тембра и его изобразительных возможностей. При использовании оркестровки в качестве практического метода детям предлагалось выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, «Дождик» В. Костенко: метроритм капелек в 1 и 3 частях показываем колокольчиком, а спокойную 2 часть — «глиссандо» на металлофоне, фортепиано. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.
5. Прием индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с детьми учитывалось не только их музыкальное развитие, но и общее, направленное на поиск индивидуального подхода к каждому ребенку. Для формирования такого подхода были использованы следующие приемы: введение кукольных персонажей; использование заданий различной степени сложности; стимулирование детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, развивая их уверенность в собственных силах.
Выводы
Таким образом, в рамках данной работы были изучены особенности развития эмоциональной сферы дошкольников, а также пути раскрытия эмоциональной отзывчивости. Проведенный анализ показал, что использованные на практике методы и приемы педагогической деятельности, позволили достичь желаемых результатов. В каждом виде музыкальной деятельности использовались задания, направленные на развитие, прежде всего, эмоциональной отзывчивости, воображения, творческих навыков, осознанности образного восприятия. В то время как развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста связано с содержанием музыкальных произведений, проявлению свободы, активности, творчества детей, динамика развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей от эмоционального интереса, выражалась в любопытстве, к свободному и творческому самовыражению эмоционального состояния через игру, музыкально – ритмические — движения, слушание. Следовательно, образное восприятие музыки является эффективным инструментом для развития эмоциональной отзывчивости в воспитании дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л., 1971. — 376 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.- 240 с.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., Просвещение. 1986.-141 с.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М., Просвещение. 1982.-96 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. – 213 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. — 382 с.
- Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990. – 38 с.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. — М. Просвещение, 1994. – 108 с.
- Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. — №11. – с.63-68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»
Консультация для педагогов«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 36Бондаренко Еле...
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки.
Консультация для воспитателей...
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у дитей с использованием дидактических игр...
Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"
Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»
Педагогический час от 20.11.2019г....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
Консультация...
Семинар "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки" (9.12.2021 г.)
Семинар - практикум для педагогов ДОУ....