музыкальная гостинная "Дед Мороз в волшебных звуках"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Это сценарий музыкального развлечения для для детей в подготовительной группе в виде музыкальной гостинной. Идет как итоговое после знакомства детей с музыкальными произведениями П.И. Чайковского "Времена года. Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкальная гостинная "Дед Мороз в волшебных звуках" | 26.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы
«Дед Мороз в волшебных звуках»
Цель: Знакомство с классической музыкой, воспитание интереса к ней. Обогащение эмоционального мира детей через восприятие ярких музыкальных образов на тему зимы и Нового года.
Задачи:
1.Привить культуру восприятия музыкальных произведений.
2. Познакомить с различными способами создания и передачи музыкальных образов на примере произведений на тему зимы и Нового года.
3.Развивать воображение учащихся на основе знакомства с отраженными в музыке образами.
4.Создать условия для развития творческих способностей обучающихся в ходе музыкальной импровизации.
5. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки, выразительных средств.
Форма проведения: Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
Оборудование: Мультимедиа проектор.
Репертуар: «У камелька» Чайковского, « Сани с колокольчмками» Агафоникова, « Дед Мороз» Шумана, « Вальс снежных хлопьев» Чайковского. Пение «Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок» р.мн.м
Ход:
Стулья стоят полукругом.
Звучит музыкальный фрагмент пьесы П.И.Чайковского « У камелька» из фортепианного цикла « Времена года». Дети заходят в зал и садятся на стулья.
Муз. рук.: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня наш зал превратится в музыкальную гостиную. В этом нам поможет мой волшебный календарь, с его страниц как будто звучит музыка.
1 слайд: календарь.
Сядем тихо и улетим в мир звуков.
Звучит пьеса « У камелька».
Ребята, я вам раздам картинки, подберите ту, которая подходит к прозвучавшей музыке и поднимите её.( картинки: камин, тройка, танцующие дети). Молодцы, это действительно картинка камина.
Итак, открываем первую страницу нашего календаря.
2 слайд: камин.
Вспомните, как называется это произведение. ( «У камелька»)
А кто его автор? ( П.И. Чайковский)
3 слайд: портрет Чайковского.
Действительно, это написал композитор Петр Ильич Чайковский. Пьеса « У камелька» входит в музыкальный цикл «Времена года. Январь».
4 слайд: январь.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега во дворе.
Снег- на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Творческое пение «Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок».
Дети поют распевку 1)спокойно, сидя у камина, 2)радостно на новогоднем празднике.
Играют ритмический рисунок в ладоши половинными, четвертными, восьмыми.
Январь - это второй зимний месяц. Как жаль, что прошел декабрь, а с ним и Новый год. Хотели бы вы вспомнить эти праздники?
Мой волшебный календарь сможет вернуть время назад. Перевернем страницу…
5 слайд: сюжеты новогодних праздников с елкой.
Что изображено на картинке? Посмотрите, Новый год. Но на картинках нет Деда Мороза. Как вы думаете, почему.
( ответы детей)
Потому что он еще только мчится к детям. А на чем - догадайтесь, а музыка вам поможет.
Звучит пьеса Агафонникова « Сани с колокольчиками».
На чем же едет Дед Мороз к детям на праздник? ( на лошадях)
6 слайд: тройка – сани с колокольчиком.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
А какая музыка по характеру?
( быстрая, стремительная, яркая)
Вспомните, какой композитор написал эту музыку?
Это Владислав Агафонников. Вот его портрет.
7 Слайд : портрет Владислава Агафонникова.
Музыкальный этюд- импровизация « Сани с колокольчиками».
Ребята, у меня есть бубенцы. Придумайте свою музыку для тройки Деда Мороза.
Дети по очереди придумывают свой ритмический рисунок на бубенцах. Потом все вместе играют под музыку Агафонникова « Сани с колокольчиками»
А вот и Дед Мороз едет. Ещё одна страница календаря открывается.
8 слайд: Дед Мороз на тройке.
Дети всегда любили и ждали появление Деда Мороза. Про этого зимнего волшебника слагали сказки, писали стихи.
А композиторы рисовали его музыкальные портреты с помощью звуков. С одним таким композитором я вас познакомлю.
9 слайд: Роберт Шуман.
Это Роберт Шуман - немецкий композитор. Он писал пьесы для фортепиано. Сочинял он и для детей. Так, «Альбом для юношества» композитор сочинил ко дню рождения своей старшей дочери Марии, которой исполнялось 7 лет. В этом альбоме есть пьеса «Дед Мороз».
Сейчас мы послушаем эту пьесу.
Как вы думаете, какой должна быть музыка? ( ответы детей).
Наверное, она будет весёлой, немного шутливой и обязательно доброй. Ведь Дед Мороз очень добрый. Он приносит детям целый мешок чудесных подарков и зажигает разноцветные огоньки в Новогодний праздник.
А теперь послушайте первые такты пьесы Шумана «Дед Мороз».
Первичное слушание произведения.
Что это? Это сюрприз композитора. Музыка совсем не весела и добрая. А какая музыка? ( ответы детей)
Она сердитая, даже страшная.
Каким Шуман изобразил Деда Мороза в своей музыке?
Д е т и. Дед Мороз важный, грозный, сердитый, тяжело шагает.
В Германии, где жил композитор, существует легенда о двух разных зимних волшебниках. Один из них – Санта-Клаус был любим детьми, а другого звали Белсникель. Он был помощником Санта Клауса, который следил за поведением детей. Добрый Дед Мороз – Санта Клаус приносит на Новый год подарки, а Белсникель , сердитый и злобный носит с собой розги для детей, который плохо себя ведут или не слушаются родителей. Он ходит шаркающей походкой в обсыпанном снегом длиннополом тулупе мехом наружу; лицо его выпачкано сажей. Вместо подарка он может подсунуть непослушным детям кусок угля или мороженую картофелину.
10 слайд: Санта Клаус и Белсникель.
Как вы думаете, добрый или злой волшебник в прозвучавшей музыке? ( ответы детей)
Мне кажется, что Роберт Шуман в своей пьесе изобразил Деда Мороза, похожего на Белсникеля.
Послушайте пьесу еще раз целиком и подумайте, везде музыка одинаковая, сколько частей в произведении.
Повторное слушание пьесы.
Сколько частей в музыке? Какая музыка в начале? ( ответы)
Сердитая, хмурая, решительная. Похоже, что шагает Дед Мороз.
Как он шагает ? Легко или тяжело? (Тяжело, четко).
Музыка изображает тяжелые, четкие шаги Деда Мороза.
Несколько детей повторяют.
Как вы думаете, какое настроение у Деда Мороза? (сердитое, злое, грозное)
А как музыка звучит высоко, тоненько или низко?( низко)
Музыка звучит в низком регистре, создается впечатление того, что Дед Мороз рассердился и начал стучать посохом.
Представьте, что у вас в руках посох, и вы стучите им под музыку, как Дед Мороз. Постарайтесь на лице показать то настроение .
Фрагмент произведения.
Во 2-й - средней части характер музыки меняется.
Слышим мы шаги? ( нет)
Музыка стала быстрее или медленнее? ( быстрее)
Попробуйте изобразить руками, что происходит в музыке.
Дети под музыку 2-й части двигают руками.
На что похожи ваши движения? Что бывает зимой?
Музыка изображает порывы ветра, зимнее ненастье. Как будто зимний волшебник начал дуть и сзывать метели и вьюги, так что не на шутку можно испугаться! Музыка этой части стремительная, встревоженная и беспокойная она становится тёмной, сердитой и немного страшноватой.
Повторите, какая музыка во 2-й части?
Третья часть – такая же, как и первая, возвращает нас к образу сердитого Деда Мороза.
Сколько частей в пьесе Шумана « Дед Мороз»?
Какие они по характеру?
Какие образы вы представляете?
Дед Мороз не только приносит на Новый год подарки. Он – хозяин зимы.
Когда он рассердится, начинает дуть и стучать посохом, сзывать метели и вьюги - не на шутку испугаешься!
12 слайд: Мороз воевода
Русский поэт Николай Некрасов в своем стихотворении тоже показал грозного Деда Мороза.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
По все же Дед мороз - это добрый волшебник. В царстве Дедушки Мороза чудеса случаются, здесь в музыку прекрасную все звуки превращаются.
Давайте и мы с вами побудем немножко волшебниками – будем менять погоду.
Спойте так, чтобы зима у вас получилась сначала теплая, потом холодная, а потом с ветром.
Попевка «Зи-и-и-и-ма»: а) теплая (поем ласково на улыбке), б) холодная (насупились, сложили губы трубочкой), с ветром (быстро).
Ну какая же зима без снега! Давайте покажем как растут снежинки - замороженные дождинки.
Упражнение «Снежинки».
Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.
Дети садятся на корточки, обняв руками колени и наклонив вперед голову. Из этого положения снежинки начинают медленно «расти»: сначала распрямляются колени, потом спина, поднимается голова... Потом как все «снежинки выросли» они, мягко прокружившись, опускаются на ковер.
Вот и мы помогли деду Морозу наладить погоду. А ваше хорошее поведение подняло его настроение. Я надеюсь, что вы весь год будете послушными детьми. А наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие музыкальные страницы были в нашем волшебном календаре? Какие произведения звучали, кто их написал.
Переворачиваем последний лист музыкального календаря. Деду Морозу пора к себе домой - в город Великий Устюг. Проводим его на тройке с бубенцами.
Под музыку « Сани с колокольчиками» дети самостоятельно отбивают ритм на бубенцах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....
Музыкальная гостиная. "Детский альбом" П.И.Чайковского с участием студентки I курсафортепианного отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯВ РАМКАХ ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ» «ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЖЕНЕ»Маленький рассказна музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковскогосредняя группа...
Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»
План детского музыкально-поэтического вечера...
Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»
Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...
Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной
В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....
«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников
«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....