Рабочая программа кружка "Музыкальный ручеёк"
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24 «Ручеек» с приоритетным
осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников»
г. Кандалакша
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Музыкальный ручеек»,
художественно-эстетической направленности,
срок реализации 2 года,
возраст обучающихся 5-7 лет,
Составитель:
Ковалюк Елена Викторовна,
музыкальный руководитель
г. Кандалакша,2015 г.
Пояснительная записка
«Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).
Актуальным направлением образовательной деятельности детского сада в условиях введения ФГОС дошкольного образования является художественно-эстетическое развитие детей в том числе по музыкальному развитию, а именно: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. При помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру. Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Программа кружка «Музыкальный ручеек» составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной творческим коллективом МБДОУ № 24, и утвержденной на педагогическом совете № 01 от 31.08.2015г. в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной Образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
Данная программа позволяет эффективно реализовать требования стандарта дошкольного образования и задачи МБДОУ №24 по приоритетному художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Цель данной программы: Формирование у детей исполнительских навыков средствами танцевального искусства.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Расширение знаний детей об окружающей действительности
- Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах
- Побуждение к импровизации под музыку, придумыванию своих оригинальных движений в импровизации
- Формирование навыков основных танцевальных движений: прямой и боковой галоп, приставной шаг, шаг с притопом, тройной шаг, шаг на внутренней и внешней стороне стопы, шаг с перекатом, пружинка с поворотом, выбрасывание ног в прыжке, подскок через прыжок, ковырялочка через прыжок, присядка, дробный шаг в разных вариантах,
- Развивать чувство ритма темпа, координацию и свободу движений
Воспитательные:
- Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей
- Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе
- Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве
Развивающие:
- Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству
- Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца
- Обучение детей самостоятельной и коллективной работы самоконтроля и взаимоконтроля
- Возраст воспитанников: 5-7 лет
- Срок реализации: 2 года.
Модель занятия кружка «Музыкальный ручеек»
- Вводная часть 5мин.
- Основная часть 20 мин.
- Заключительная часть 5 м
Продолжительность занятий: 30 минут
Режим занятий:
Продолжительность | Периодичность в неделю | Количество часов | |
30 минут | 1 раз | в год | всего |
36 | 72 |
Планируемые результаты:
- Проявление самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников
- Умение подчинять свои интересы интересам коллектива
- Формирование терминологических знаний, определяющих:
- характер музыки
- основные положения рук, ног, корпуса;
- музыкальные движения, этюды, миниатюры, которые исполняют.
- Овладение практическими умениями:
- передача игрового образа в соответствии с характером музыки;
- исполнение танцевальных движений (не менее 5-6)
- Переход к более развернутым и сложным композициям.
После изучения программы воспитанники должны уметь:
- красиво, легко и непринужденно двигаться, выполнять движения различного ритмического рисунка, соотносить движения с характером музыки;
- ориентироваться в пространстве и перестраиваться в нем;
- создавать новые, собственные выразительные движения;
- осмысленно выполнять свою роль в пластических этюдах;
- участвовать в коллективной сценической работе;
- внимательно относиться друг к другу, искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Форма подведения итогов:
Выступления детей в отчетных концертах, на утренниках, участия в развлечениях, на городских мероприятиях
Методы и приемы реализации программы:
- наглядно-слуховой. (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца)
- наглядно-зрительный. (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции).
- словесный (объяснение, беседа, диалог).
- практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения)
Учебно-тематический план работы кружка на2015/16 учебный год
Месяц | Тема занятий | Цель | Музыкальный репертуар |
Сентябрь-октябрь | «Осенний блюз» | Способствовать развитию способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание; развитие координации движений, пластичности, мягкости | «Мы пойдем вначале вправо»; «Красная шапочка»; «Улыбка»; «Вперед четыре шага»; «Ни кола, ни двора» |
Октябрь-ноябрь | «Прощание с осенью» | Приобщать к народным танцам, развивать интерес и любовь к русской музыке, согласовывать действия в парах, в кругу, точно менять движения со сменой музыки | «Танец с ложками» р.н.мел. «Как у наших у ворот»; игра «Бубен»;.игра «Никита» бел.н.м.; «Какадурчик»; «Птичка польку танцевала» |
Декабрь-январь | «Новогодняя сказка» | Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений | Хоровод «Ой, летят, летят снежинки»; танец-игра «Лепим ком большой»; «Зверобика»; «Топ, сапожок» хоровод; игра «Дед Мороз и дети»; «Кремена»; «Красная Шапочка» в совр. обработке |
Февраль-март | «Наша мама лучше всех» | Развитие и тренировка психических процессов: умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой - развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; развитие умения выражать свои эмоции в мимике; тренировка подвижности нервных процессов – умения изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки | «Достирались», полка «Янка»; «Потанцуй со мною…», «Тучка», «Часики», «Никита» игра, «Карельская полька»; круговой танец «Девочка и шарики», полька «Наташка»;танец «Ожившие игрушки» |
Апрель-май | «Встреча весны» | Развивать способность воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. | «Мальвина»; «Тучка»; «Кэрри»» «Зеленые ботинки»; «Пяточка – носочек»; «Танец утят»; «Паровозик с остановками» |
Учебно – тематический план работы кружка на 2016/17 учебный год
Месяц | Тема занятий | Цель | Музыкальный репертуар |
Сентябрь-октябрь | «Осенний вальс» | Способствовать развитию способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание; развитие координации движений, пластичности, мягкости | «Колобок»; полька «Ну и до свиданья»; «Танец с листьями»; «Карельская полька» парная, «7 фигур» |
Октябрь-ноябрь | «Золотая осень» | Приобщать к народным танцам, развивать интерес и любовь к русской музыке, согласовывать действия в парах, в кругу, точно менять движения со сменой музыки | «Кадриль»; игра «Бубен»;.игра «Никита» бел.н.м.; игра «Кривой петух» р.н.м. |
Декабрь-январь | «Новогодние игрушки» | Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений | «Шалунишки»; «Куклы»; «Мушкетеры» Китайский» танец; «Гусары»; «Цыганский танец»; «Дед Мороз» игра; «Бабка Ежка»; «Новогодний хоровод» с шарфами; «Добрый жук», «Ку-ку» |
Февраль-март | «Мамина улыбка» | Развитие и тренировка психических процессов: умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой - развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию; развитие умения выражать свои эмоции в мимике; тренировка подвижности нервных процессов – умения изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки | «Елочки-пенечки», «Мы солдаты», «Чик и Брик», «Разукрасим все планеты», «В доме пахнет пирогами…», «Только ты», «Шапокляк» |
Апрель-май | «Весеннее настроение» | Развивать способность воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. | «Ищи», «Бу-ра-ти-но», «Что такое доброта», «У меня, у тебя…» совместный танец с мл. дошкольниками, «Еду к миленькой», «Детство», «Финская полька», «Разноцветная игра» |
Содержание программы:
- Жесты
- Этюды, передача образа
- Танцевальные элементы
- Поклон-приветствие
- Ориентировка в пространстве
- Музыкально-ритмические навыки
- Самостоятельное творчество
Техническое оснащение занятий:
На занятиях используются следующие материалы:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук.
- слайд - презентации
- конспекты занятий
- аудио и видео материал
- реквизит для танцев
- сценические костюмы
- светлое просторное помещение (зал)
Список литературы:
- Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Санкт-Петербург 2000г.
- Лисицкая Т.С. «Ритм. Пластика». Физкультура и спорт, 1988г.
- Танцы в детском саду. Н. Зарецкая, З. Роот. Москва, 2006г.
- Тарасова К.В. Гармония
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей
- М.А. Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Академия развития. Ярославль 2004г.
- Журнал «Музыкальный руководитель»
- Журнал «Музыкальная палитра»
- Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Психологический журнал, 1982.-Т.З.-№3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600794-1425277481.png)
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600794-1425277481.png)
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-656999-1440415327.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-920888-1494328379.jpg)
Основная образовательная программа филиала «Ручеёк» МБОУ Туголуковской СОШ
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВВЕДЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-559077-1579349131.jpg)
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950366-1505970872.jpg)
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа в подготовительной группе (дети 6-7 лет) МБДОУ детский сад «Ручеёк» №3 Р.П.Варнавино 2022-2023
Рабочая программа в подготовительной группе (дети 6-7 лет)МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЕК» №3 Р.П.ВАРНАВИНО2022-2023...