Консультация для воспитателей "Самооценка компетентности педагогических работников в развитии дошкольников"
консультация по теме
Консультация для воспитателей "Самооценка компетентности педагогических работников в развитии дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_kompetentnosti_pedagogicheskih_rabotnikov_v_razvitii_doshkolnikov.doc | 83.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Каменский ДС»
«Самооценка компетентности педагогических работников
в развитии дошкольников»
консультация для воспитателей
Подготовила
Лемке Лариса Николоевна
2017
«Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как могут быть известны мастер - токарь,
прекрасный мастер - врач,
так должен и может быть
прекрасным мастером педагог».
(А. С. Макаренко)
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).
Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
- Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
- Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
Для качественного формирования компетентности педагога необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно-методической;
- социально-педагогической.
- Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
- Учебно-методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
- Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Педагогические компетенции
Компетентность в области личностных качеств:
- педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени,
- педагог самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение;
- он способен оперативно внести корректировку в способы достижения планируемого результата;
- культура речи (письменная речь соответствует речевым и грамматическим нормам языка, последовательность изложения не нарушена, использование терминологии уместное и грамотное);
- культура межличностных отношений: при побуждении обучающихся (воспитанников, коллег) к осуществлению познавательной (воспитательной, учебно-методической, научной) деятельности используются следующие речевые формы: «предлагаю», «советую», «помогаю», «выслушиваю мнение», «соглашаюсь с точкой зрения», «разделяю успех» и т.д. - такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности:
- Педагог разделяет тему и цель мероприятия
- Цели формулируются в понятной форме.
- Поставленные перед обучающимися (воспитанниками, коллегами) цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к деятельности.
- Поставленные перед обучающимися (воспитанниками, коллегами) цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
- Цели, ставящиеся перед обучающимися (воспитанниками, коллегами), содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
- Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя
собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели мероприятия.
- На начальном этапе мероприятия педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы (организацию рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся (воспитанников, коллег) к предстоящей деятельности.
- Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
- Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей обучающихся (воспитанников), воспитанию социально значимых качеств личности.
- Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников, коллег)
- Педагог демонстрирует обучающимся (воспитанникам, коллегам) возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике.
- Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на
формирование интереса обучающихся (воспитанников, коллег) к преподаваемому предмету и теме мероприятия
- Педагог использует знания об интересах и потребностях обучающихся (воспитанников, коллег) в организации деятельности, при постановке целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.
- Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной
мотивации обучающихся (воспитанников).
- Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся (воспитанники) почувствовали свой успех.
- Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.
- Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
Компетентность педагога в предмете преподавания (направлении деятельности) отражает уровень владения учебным материалом по предмету (по направлению деятельности) и может быть оценена на основе следующих критериев:
- Педагог в ходе подготовки технологической карты мероприятия демонстрирует знание преподаваемого предмета. Педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебники,
учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, направлению деятельности, образовательной области, может дать ссылки на подходящие источники.
- При изложении в письменной работе основного материала по предмету педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету, направлению деятельности, образовательной области.
- Педагог видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами программы, видами внеурочной деятельности, связь теоретических знаний c практической деятельностью, в которой они используются.
- Педагог представляет материал в доступной обучающимся (воспитанникам) форме в соответствии с дидактическими принципами.
Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:
- Педагог демонстрирует владение современными методами преподавания.
- Представленные в технологической карте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, дисциплины, теме урока (занятия), условиям и времени, отведенному на изучение темы (на решение проблемы).
- Педагог демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными имультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.
Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:
- При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся (воспитанников, коллег).
- Представленные в технологической карте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников, коллег).
- Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения и освоения материала различными участниками процесса.
- Педагог демонстрирует владение методами работы с слабоуспевающими обучающимися или с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
- Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.
- Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:
- При подготовке к мероприятию педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты деятельности по предмету (направлению деятельности, образовательной области,): государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОО, содержание основных учебников и учебно – методических комплексов по преподаваемому предмету (по направлению деятельности), допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методические и дидактические материалы по преподаваемому предмету (направлению деятельности) и т.д.
- Технологическая карта мероприятия составлена с учетом темпа усвоения материала.
- Технологическая карта мероприятия составлена с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.
- Педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
- Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету (направлению деятельности, образовательной области).
- Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:
- Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
- Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.
Компетентность в области организации деятельности. Об уровне развития компетентности педагога в области организации деятельности можно судить на основе следующих критериев:
- Педагог ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность обучающихся (воспитанников, коллег) на каждом из этапов мероприятия.
- Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся (воспитанников, коллег), направленной на решение поставленных целей и задач.
- Педагог демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на мероприятии, поддержания дисциплины.
- Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися (воспитанниками, коллегами), умение вести с ними диалог.
- Педагог использует методы, побуждающие участников совместной деятельности самостоятельно рассуждать.
- Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся (воспитанников, коллег).
- Педагог демонстрирует умение организовать обучающихся (воспитанников, коллег) для поиска дополнительной информации, необходимой при решении задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
- Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся (воспитанников).
- Педагог показывает обучающимся (воспитанникам), на основе каких критериев производится оценка их ответов.
- Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся (воспитанников).
- Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельностиобучающимися (воспитанниками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"
Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ" Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и реализа...
Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"
Концептуальные идеи проекта Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошко...
Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"
Концептуальные идеи проекта Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошко...
Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"
Концептуальные идеи проекта Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошко...
Дифференцированная программа развития профессиональной компетентности педагогических работников
В соответствии с Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством РФ ...
«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»
Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»
ЧОУ ДПО «Институт новых технологий и образовании»...