Консультация для воспитателей "Самооценка компетентности педагогических работников в развитии дошкольников"
консультация по теме

Лемке Лариса Николаевна

Консультация для воспитателей "Самооценка компетентности педагогических работников в развитии дошкольников"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Каменский ДС»

«Самооценка компетентности педагогических работников

в развитии дошкольников»

консультация для воспитателей

Подготовила  

Лемке Лариса Николоевна


2017

«Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер - токарь,

прекрасный мастер - врач,

так должен и может быть

 прекрасным мастером педагог».

(А. С. Макаренко)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
  • Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Для качественного формирования компетентности педагога необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

  • Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
  • Учебно-методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
  • Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Педагогические компетенции

Компетентность в области личностных качеств:

  • педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени,
  • педагог самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение;
  • он способен оперативно внести корректировку в способы достижения планируемого результата;
  • культура речи (письменная речь соответствует речевым и грамматическим нормам языка, последовательность изложения не нарушена, использование терминологии уместное и грамотное);
  • культура межличностных отношений: при побуждении обучающихся (воспитанников, коллег) к осуществлению познавательной (воспитательной, учебно-методической, научной) деятельности используются следующие речевые формы: «предлагаю», «советую», «помогаю», «выслушиваю мнение», «соглашаюсь с точкой зрения», «разделяю успех» и т.д. - такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

Компетентность в области  постановки  целей и  задач  педагогической  деятельности:

  • Педагог разделяет тему и цель мероприятия
  • Цели формулируются в понятной форме.
  • Поставленные перед обучающимися (воспитанниками, коллегами)  цели  способствуют формированию позитивной мотивации и росту  интереса к деятельности.
  • Поставленные перед обучающимися (воспитанниками, коллегами)  цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
  • Цели, ставящиеся перед обучающимися (воспитанниками, коллегами),  содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить  качество  полученных результатов.
  • Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя

собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели мероприятия.

  • На начальном этапе мероприятия педагог ставит цель и задачи,  направленные на создание условий  для дальнейшей эффективной работы  (организацию  рабочего  пространства,  привлечение  внимания обучающихся (воспитанников, коллег)  к предстоящей  деятельности.
  • Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они  соответствуют  предметному материалу, излагаемому педагогом.
  • Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию  познавательных способностей обучающихся (воспитанников), воспитанию социально значимых качеств личности.
  • Компетентность в области мотивирования обучающихся   (воспитанников,  коллег)
  • Педагог демонстрирует обучающимся (воспитанникам, коллегам)  возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике.
  • Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на 

формирование интереса обучающихся (воспитанников, коллег)  к преподаваемому предмету и теме мероприятия

  • Педагог использует знания об интересах и потребностях обучающихся (воспитанников, коллег) в организации деятельности, при постановке целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.
  • Педагог использует педагогическое оценивание  как метод  повышения  учебной активности и учебной 

мотивации обучающихся (воспитанников).

  • Педагог планирует использовать различные  задания  так,  чтобы  обучающиеся (воспитанники)  почувствовали  свой успех.
  • Педагог дает  возможность  обучающимся (воспитанникам)  самостоятельно  ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.
  • Компетентность в области информационной основы  педагогической  деятельности

Компетентность педагога в предмете преподавания (направлении деятельности) отражает уровень владения  учебным  материалом  по предмету (по направлению деятельности) и может быть оценена на основе следующих критериев:

  • Педагог в ходе подготовки технологической карты мероприятия демонстрирует знание преподаваемого предмета. Педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебники,

 учебные и методические пособия, медиа-пособия,  современные  цифровые образовательные ресурсы и др.)  по  преподаваемому  предмету, направлению деятельности, образовательной области,  может  дать  ссылки  на  подходящие  источники.

  • При изложении в письменной работе основного  материала  по  предмету  педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету, направлению деятельности, образовательной области.
  • Педагог видит и раскрывает связь своего предмета с другими  предметами программы, видами внеурочной деятельности,  связь  теоретических  знаний  c  практической  деятельностью, в которой они используются.
  • Педагог представляет материал в доступной обучающимся (воспитанникам)  форме в соответствии с дидактическими  принципами.

Компетентность педагога в методах  преподавания  отражает  методическую  грамотность  педагога,  включая владение  современными  информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития  данной компетентности  можно  судить  на основе  следующих  критериев:

  • Педагог демонстрирует владение современными  методами  преподавания.
  • Представленные в технологической карте  методы  соответствуют  поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, дисциплины, теме урока (занятия),  условиям и  времени,  отведенному  на изучение темы (на решение проблемы).
  • Педагог демонстрирует умение работать с различными  информационными  ресурсами и программно-методическими  комплексами, современными  информационно-коммуникативными  технологиями,  компьютерными имультимедийными  технологиями,  цифровыми образовательными ресурсами.

Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях  деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и  организации  деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений  обучающихся (воспитанников, коллег).
  • Представленные в технологической карте методы выбраны  в соответствии  с возрастными и индивидуальными особенностями  обучающихся (воспитанников, коллег).
  • Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения и освоения материала различными участниками процесса.
  • Педагог демонстрирует владение методами работы  с  слабоуспевающими   обучающимися или с детьми с особыми образовательными  потребностями.
  • Компетентность в области разработки программ и принятия  педагогических решений
  • Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических  ситуациях.
  • Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные  программы, а также разработать собственную программу,  методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:
  • При подготовке к мероприятию педагог учитывает требования основных  нормативных документов, определяющих содержание и результаты деятельности по предмету (направлению деятельности, образовательной области,): государственный образовательный стандарт,  конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОО, содержание основных учебников и учебно – методических  комплексов по преподаваемому предмету (по направлению деятельности),  допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методические и дидактические материалы по преподаваемому предмету (направлению деятельности)  и т.д.
  • Технологическая карта мероприятия составлена с учетом темпа усвоения  материала.
  • Технологическая карта мероприятия составлена с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.
  • Педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
  • Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету (направлению деятельности, образовательной области).
  • Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:
  • Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
  • Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.

Компетентность в области организации  деятельности. Об уровне развития компетентности педагога в области организации деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • Педагог ставит цель и задачи, структурирующие и организующие  деятельность обучающихся (воспитанников, коллег) на каждом из этапов мероприятия.
  • Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся (воспитанников, коллег), направленной на решение поставленных целей и задач.
  • Педагог демонстрирует владение методами и приемами создания  рабочей атмосферы на мероприятии, поддержания дисциплины.
  • Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения  сотрудничества с обучающимися (воспитанниками, коллегами),  умение вести с ними диалог.
  • Педагог использует методы, побуждающие участников совместной деятельности самостоятельно рассуждать.
  • Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему  уже освоенных знаний обучающихся (воспитанников, коллег).
  • Педагог демонстрирует умение организовать  обучающихся (воспитанников, коллег)  для  поиска  дополнительной информации, необходимой при решении задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
  • Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся (воспитанников).
  • Педагог показывает обучающимся (воспитанникам),  на основе  каких  критериев производится оценка их ответов.
  • Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания,  взаимооценки и самооценки обучающихся (воспитанников).
  • Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельностиобучающимися (воспитанниками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"

Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ" Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и  реализа...

Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"

Концептуальные идеи проекта Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и  реализации Федерального государственного образовательного  стандарта дошко...

Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"

Концептуальные идеи проекта Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и  реализации Федерального государственного образовательного  стандарта дошко...

Проект административный " Профессиональное развитие и компетентность педагогических работников ДОУ"

Концептуальные идеи проекта Предпосылками к созданию проекта послужила необходимость эффективного внедрения и  реализации Федерального государственного образовательного  стандарта дошко...

Дифференцированная программа развития профессиональной компетентности педагогических работников

     В соответствии с Комплексной программой повышения про­фессионального уровня педагогических работников общеобразова­тельных организаций (утверждена Правительством РФ ...

«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»

Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...