Музыкальное развитие ребёнка
консультация по музыке на тему
Музыкальное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagotvornoe_vliyanie_muzyki_na_razvitie_detey.docx | 12.66 КБ |
deti_i_muzyka.docx | 15.14 КБ |
detskie_pesni.docx | 12.07 КБ |
klassicheskaya_muzyka_dlya_doshkolnikov.docx | 16.68 КБ |
klassicheskaya_muzyka_dlya_malyshey.docx | 16.26 КБ |
muzykalnoe_razvitie_detey_ot_2_do_7_let.docx | 15.44 КБ |
muzykalnye_uprazhneniya_dlya_detey.docx | 18.27 КБ |
obuchenie_detey_muzyke._solfedzhio.docx | 12.96 КБ |
slushanie_muzyki_kak_osnovnaya_forma_priobshcheniya_detey_k_muzyke.docx | 15.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Чем полезна музыка?
О том, что полезно для детей, задумываются все родители. Среди множества факторов, которые благотворно влияют на развитие ребенка, – музыка. О ней мы сегодня и поговорим.
Музыка для детей ждет Вас - КАЧАЙТЕ БЕСПЛАТНО!
Музыка привлекает детей своим побуждением к движению, которое полезно для роста и развития ребенка. Она оказывает сильное физиологическое воздействие на ребенка – нервная система и мускулатура способны усваивать ритм; на приятную музыку реагирует сердечно-сосудистая система. При замедлении ритма музыки можно углубить дыхание, успокоить мозг. При помощи музыки можно повысить внимание и сосредоточенность, что полезно для ребенка, особенно с рассеянным вниманием.
Музыка – это такой своеобразный язык, а дети направлены на изучение языка. Музыка воздействует на интеллект, развивая абстрактное мышление, что очень полезно для ребенка. Музыка развивает умение слушать, а также помогает развивать память и воображение.
Музыка помогает ребенку в самовыражении, учит его переживать. Благоприятная для ребенка музыка полностью его задействует – его стремление к движению, к языку; побуждает к общению; затрагивает умственную деятельность.
Музыка способствует наиболее быстрому развитию речи у детей дошкольного возраста, а школьникам помогает лучше изучать иностранный язык.
Музыка считается хорошим средством для лечения заикания у ребенка, и не зря, ведь петь детям гораздо легче, нежели говорить.
Какая музыка полезна для детей?
При выборе музыки необходимо учитывать настроение и темперамент ребенка. Очень, даже чересчур спокойным детям полезно слушать маршевые мелодии, музыку в ритме «аллегро» и «аллегро модерато». Если ребенок возбужден и беспокоен, то наиболее подходящим вариантом будет выбрать классические сонаты, инструментальные концерты. Специалисты в этом случае советуют произведения Шуберта, Вивальди, Гайдна, Моцарта и Чайковского.
Исследования ученых показали, что классическая музыка полезна для недоношенных детей. Хотя в ней нет ничего, что побуждает к росту, однако младенцы, слушающие произведения Моцарта, быстрее набирают вес.
Важно помнить, что не только не принесет пользы ребенку рок-музыка с выраженным пульсирующим ритмом, но и может навредить. Также детям нельзя слушать музыку через наушники. Наши уши приспособлены для рассеянного звука, а направленный может нанести акустическую травму.
Предварительный просмотр:
ДЕТИ И МУЗЫКА
Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?
Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль.
.
Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность. Вроде бы совершенно противоположное действие на первый взгляд, что вполне способно поставить в тупик, если не рассматривать воздействие музыки на человека с точки зрения двух вещей - человеческой психической организации и физики, как бы это не звучало странно.
С точки зрения физики, музыка - это волны определенного диапазона частот, которые способно воспринимать человеческое ухо. Но не все звуки в этом диапазоне являются музыкой. Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.
Каждая нота имеет свой частотный диапазон,например нота ля, может иметь диапазон 440 Гц, или 880 Гц, и т.д., а высота звука определяет октаву, в которой звучит эта нота. Хотелось бы подробнее остановится на понятии лада. Их существует два - мажор и минор. Мажор бывает натуральным, а минор подразделяется на три вида - натуральный, гармонический и мелодический. Отличить их друг от друга
достаточно не сложно, особенно для человека немного продвинутого в музыке. Каждая мелодия, каждая песня - это, по сути, определенная последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.
Немаловажное значение имеет темп исполнения музыкального произведения и громкость звучания. Благодаря совокупности всех описанных выше параметров музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции, и недаром их называют средствами музыкальной выразительности. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, а соответственно тембров, которые, несомненно, также влияют на
восприятие человеком музыкального произведения.
Какой должна быть детская музыка?
Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, мы без преувеличения можем сказать, что музыка это не просто искусство, это очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику, средство общения и коммуникации, а также, мощнейший фактор в развитии и
воспитании человека.
Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику.
Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить. Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, я не
ошибся! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!
Как знакомить детей с музыкой?
Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а, соответственно, ваш малыш будет в полном порядке:
1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают, а главное, если такая музыка звучит при кормлении малыша, то пища усваивается намного лучше!
2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.
3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику
ребенка.
4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию - если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта!
8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
9. Прослушивание музыки у детей до 3 - х лет должно занимать не более часа в сутки - например 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3 - х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ
Кто из нас не помнит, как было здорово в детстве петь песенки, слушать их и подпевать, а ещё и пританцовывать заодно? Подобные моменты остаются в памяти на всю жизнь, как самые светлые, добрые и счастливые.
Роль музыки в жизни ребёнка огромна, её нельзя недооценивать. В первую очередь важны звуки, их тембр, тональность, гармония. Музыка влияет на развитие ребёнка, его физическое и умственное состояние, здоровье, формирует вкус и даже характер, развивает творческие способности.
Детские песни воспитывают детей, учат их добру, любви, справедливости, они знакомят с понятиями добра и зла, с тем, что хорошо, а что плохо. Поэтому польза детских песен в воспитании маленькой личности неоценима.
Через песню и музыку можно выразить чувство, передать его так, что оно будет восприниматься и ребёнком. Вся эта информация естественным образом откладывается в подсознании и оказывает благотворное влияние в его развитии. Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое, размышлять и делать выводы. С песней можно веселиться, наслаждаться жизнью, прививать интерес к творчеству и искусству.
Детские песни – это способ выражать простым и понятным языком те нравственные основы, которые станут фундаментом в личности ребёнка. Через детские песенки ребёнок может понимать очень сложные вещи посредством чувств и эмоций: радости, грусти, любви, заботы, нежности, привязанности, справедливости и так далее. И всё это очень легко для малыша, без какого-то ни было давления, без сложных объяснений, просто посредством песни, песни для детей.Слушая музыку, ребёнок слышит не только звуки, но и понимает на чувственном уровне мысли композитора и исполнителя, его желания, переживания, суть. Яркие музыкальные впечатления толкают детей к проявлению творческих способностей, а возможно и таланта в чём-либо.
Музыкальное воспитание необходимо ребёнку для того, чтобы он мог лучше адаптироваться в социуме, лучше идти на контакт, быстрее понимать других, проявлять положительные качества в своей жизни.
Предварительный просмотр:
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве – невосполнимо!
На музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), т.е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль.
Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей.
В младшей группе детского сада
ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П.И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы. В младшем возрасте дети очень хорошо воспринимают сказочные образы: «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э.Грига. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам, так ребятки к окончанию младшей группы с легкостью узнаюt 3-5 классических произведений.
П. Чайковский "Детский альбом"
П. Чайковский "Марш оловянных солдатиков из балета "Щелкунчик"
Э. Григ "В пещере горного короля"
Со средней группы
ребятам даются понятия «музыку пишет композитор», и мы вновь имеем возможность вернуться к «Детскому альбому» П.И. Чайковского, к «Картинкам с выставки» М.П. Мусоргского, творчеству Э. Грига. В средней группе ребята понимают содержания пьес, но и говорят о разном характере музыки. В этом возрасте музыкальный кругозор расширяется: дети слушают музыку М.И. Глинки «Марш Черномора», «Арагонская охота», «Полет шмеля» Римского-Корсакова и другие.
П. Чайковский "Детский альбом"
М. Мусоргский "Картинки с выставки. Прогулка."
М. Глинка "Марш Черномора"
Н. Римский-Корсаков "Полет шмеля"
Э. Григ "Танец эльфа",
Со старшей группы
мы говорим с детьми о средствах музыкальной выразительности, используем термины: высота звука, динамика, лад, называем музыкальные инструменты, которые исполняют данное музыкальное произведение.
В прогимназии
дети называют 4 группы симфонического оркестра, выделяют солирующие инструменты. В этом возрасте ребята понимают и узнают музыку А. И. Хачатуряна «Танец с саблями», «Тройка» и «Романс» Г. Свиридова, «Времена года» А. Вивальди, очень любят музыку Д. Шостаковича «Романс» и 7 симфонию («Эпизод фашистского нашествия»). Дети отмечаю смену частей в музыкальных произведениях, называют средства музыкальной выразительности, узнают портреты 7- 8 композиторов.
А. Хачатурян "Танец с саблями"
А. Вивальди "Времена года":
Д. Шостакович "Романс"
Слушая классическую музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Дети любят и радуются классической музыке.
Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.
Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает ( как говорит психолог ) сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.
Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой!
Музыка для детей
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Нельзя не отметить, что обучение пению и музыке невозможно без прослушивания самой музыки. И лучше всего в этом отношении подойдет классическая музыка для малышей. Она поможет не только снять эмоциональное напряжение, но и настроиться на занятие.
В статье Классическая музыка для дошкольников вы найдете перечень произведений наиболее благоприятных для слушания с малышами.
А теперь ознакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.
Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).
3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3—4 лет — это всего 4—5 звуков, у детей 6—7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).
В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.
Предварительный просмотр:
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также (статья опубликована на ) при различных психологических заболеваниях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон. Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей («Уральская рябинушка», «Спят курганы темные» и т.д.).
Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для самой матери. Так, у кормящих матерей, которые регулярно напевают колыбельные, заметно увеличивается лактация.
Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.
Они подойдут как для будущих мам с ожидаемым ребенком, так и для уже родившихся малышей.
Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика:
произведения Вивальди,
Шопен «Ноктюрн соль-минор»,
Дебюсси «Свет луны».
Л. В. Бетховен «Симфония 6»
И. Брамс «Колыбельная»
Ф. Шуберт «Аве Мария»
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Мажорные мелодии темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции.
Классика:
Шопен «Мазурка» и «Прелюдии»,
Штраус «Вальсы»,
Рубинштейн «Мелодия».
Ф. Шопен "Мазурка cis-moll"
Ф. Шопен "Прелюдия ля-минор","Прелюдия ми-минор"
И. Штраус "Венский вальс", "Голоса весны", "Деревенские ласточки из Австрии"
А. Рубинштейн "Мелодия"
Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения.
Классика:
Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт»,
Гайдн «Симфония»,
Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Ф. Гайдн "Симфония №45 Прощальная. Менуэт", "Лондонская симфония №114"
Л. Бетховен "Лунная соната"
Для снятия депрессивных настроений, улучшения nастроения.
Скрипичная и церковная музыка. Классика:
Произведения Моцарта,
Гендель «Менуэт»,
Бизе «Кармэн» часть 3.
В. А. Моцарт "Колыбельная", "Турецкий марш"
Г. Ф. Гендель "Менуэт"
Если ваше плохое настроение передается малышу и он вяло и плохо сосет грудь, специалисты рекомендуют так называемые стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.
В. А. Моцарт "Allegro Moderato", "Аллилуя"
Ф. Шуберт "Музыкальный момент", "Форель"
П. Чайковский Вальс "Спящая красавица"
А. Вивальди "Маленькая симфония"
А. Вивальди "Времена года":
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.
Вялым детям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика:
Чайковский «Шестая симфония» часть 3,
Бетховен «Увертюра Эгмонд»,
Шопен «Прелюдия 1, опус 28»,
Лист «Венгерская рапсодия 2».
П. Чайковский "Марш из балета "Щелкунчик"
Для снятия мигрени, головной и другой боли.
Религиозная музыка. Классика:
Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»,
Лист «Венгерская рапсодия 1»,
Хачатурян «Сюита Маскарад»,
Бетховен «Фиделио»,
Гершвин «Американец в Париже».
В. А. Моцарт «Симфония № 40»
От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.
Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Я. Сибелиус "Грустный вальс"
Р. Шуман "Грезы"
К. Глюк "Мелодия"
П. Чайковский "Танец феи Драже", "Утро"
Конечно, необязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Как правильно и полезно слушать музыку?
Если музыку слушает будущая мама, то можно прикладывать наушники к животу, но при этом громкость должна быть небольшая, басы отключены, также можно прослушивать ее и на расстоянии. Если мелодии включают для малыша, то магнитофон или проигрыватель нужно располагать на расстоянии не менее одного метра от кроватки ребенка, а звучание музыки не должно превышать громкости разговорной речи.
Наилучшее время для прослушивания – 15-30 минут.
Обычно рекомендуется включать или исполнять колыбельные и спокойные песни два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления.
Также хорошо прослушивать необходимые композиции утром после пробуждения или вечером перед отходом ко сну.
Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на каком-то серьезном деле, лучше всего будет просто расслабиться и отвлечься от всего, но если не получается, то можно выполнять обычные бытовые дела (легкая уборка – расставить все по своим местам, подготовка постели) или заняться просмотром картинок, фотографий.
В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).
Предварительный просмотр:
Музыкальное развитие детей от 2 до 7 лет
Возможности детей к концу 3-его года
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий—низкий).
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Возможности детей к концу 4-ого года
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Возможности детей к концу 5-ого года
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
Узнавать песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Возможности детей к концу 6-ого года
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Возможности детей к концу 7-ого года
Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание),
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).
Развитие музыкальных способностей
Разучивая с детьми песню, помните:
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Предварительный просмотр:
Музыкальные упражнения для детей
В этой статье я хочу предложить несколько практических музыкальных упражнений для маленьких детей. Насколько маленьких? От 1 года до 4. Не пугайтесь того, что я сказала о МУЗЫКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ. В таком нежном возрасте настоящие музыкальные или вокальные упражнения, конечно, еще невозможны, поэтому любые музыкальные упражнения для детей, чтобы быть действенными, должны превратиться в музыкальную игру.
Для чего нужно заниматься музыкой, да еще с такого раннего возраста? В последнее время становится популярным начинать заниматься с маленькими детьми какой-либо учебной деятельностью, будь то музыка, чтение, рисование, английский или что-то другое. Многие родители на поставленный вопрос отвечают: «Хотим, чтобы наш ребенок был гармонично развитым, чтобы ему было интересно жить, чтобы он увидел многогранность мира». Здесь мы не будем спорить о том, нужно ли ребенку такое раннее обучение или не нужно. Выбор решения - за родителями: одни считают, что всему свое время, другие - набираются терпения и учатся вместе с детьми.
Музыка вплетена в нашу жизнь очень органично. Мы говорим с разной интонацией, «мурлыкаем» себе под нос любимые мелодии, отстукиваем ритм ногой под танцевальную музыку, напеваем колыбельные своим малышам. Наш малыш, едва ему исполнилось 2 месяца, улыбается в ответ на знакомый родной голос мамы, в четыре он уже угукает и улюлюкает. Он растет, а мама напевает ему песенки, рассказывает прибаутки и потешки, ведь они доставляют большую радость для малыша. Любимые шумовые инструменты в это время - различные погремушки, малыш с большим рвением тянется к ним и извлекает простейшие звуки. К таким погремушкам можно добавить различные баночки, насыпав в них крупу, раскрасить вместе с малышом и по очереди трясти, вслушиваясь в шуршание и шорохи. А звонкие стаканы и бокалы? Они очень привлекают внимание малыша. Этот звучит так, а этот так, а если еще в них добавить воды, да еще и цветной, попробовать постучать под музыку. Самое большое удовольствие для ребенка в этом возрасте - участвовать в процессе, творить, создавать, ломать, собирать, греметь. Это исследование звучащего мира: стук палочками, звон от связки ключей, грохот кастрюль, шуршание бумагой, к ним можно добавить и игру на простейших музыкальных инструментах, таких как маракасы, треугольник, бубен. Эти звуки доставляют большое наслаждение ребенку, тем более, если получается стучать ритмично.
Звучит подвижная ритмичная музыка и ваш ребенок начинает двигаться, прихлопывать, притопывать, кружиться. Такая активность ребенка завораживает.
Итак, наш малыш уже музицирует. Могут ли родители и педагоги поучаствовать вместе с ребенком в этом процессе и показать ему всю красоту музыкального искусства? Попробуйте, вам это доставит большое удовольствие.
На что обращать внимание ребенка, что ему говорить, над чем работать. Музыка развивает чувство ритма у ребенка. Не всегда у вашего малыша будет получаться стучать ровно или в такт, при этом не следует акцентировать его внимание на том, что не получилось. Стучите вместе с ним, по очереди, разговаривайте при помощи ударных инструментов (установите диалог), поиграйте в повторяшки (один стучит, другой отвечает тем же). Можно попробовать простучать имена мамы, папы, любимых зверюшек или отрывок из стихотворения. Главное, чтобы не прерывался процесс игры.
Я бы хотела процитировать высказывание о музыке Ж.Ж.Руссо: «Учите музыку, как хотите, лишь бы она всегда оставалась забавой». Придумывайте, творите вместе с детьми, тогда положительный результат не заставит себя долго ждать.
Для определения тембра голоса хороши все игры закрытыми глазами с различными вариациями, игры в разговор по телефону и т.д. Тембр инструмента лучше всего ребенок различает, если ему играют на этом инструменте или он пробует сам. Но не каждый родитель может похвастаться, что играет на каком- либо инструменте, а даже если и играет, то на одном, реже - на двух. В этом случае можно посоветовать слушать записи, это не ново, весь секрет в том, как их слушать.
Заставить ребенка слушать сложные произведения, все равно, что попросить первоклассника решать задачи из высшей математики. Нужно начинать с простого. Вспомним эволюцию, то, как развивалось человечество. Сначала были созданы простейшие инструменты - ударные, затем духовые, струнные. Не сразу человек перебрался из пещер с плясками у костра в роскошные концертные залы с музыкой, которую сейчас называют классической.
Вы уже догадались, на что я намекаю. Да, именно, наше слушание музыки или игра на инструментах на первых порах будут напоминать пляски у костра и пусть это вас не смущает. Конечно, необходимо сказать и о том, что ваш ребенок - индивид, который развивается в определенной культуре и, поэтому, ему будут близки те музыкальные произведения и те инструменты, которые одобряются и наиболее популярны в нашем обществе.
Слушая же отрывки из музыкальных произведений, попробуйте вместе с ребенком имитировать те инструменты, которые вы слышите. Если вы хотите обратить его внимание на другой аспект звучащей мелодии, например, на то, кто его написал и как называется произведение, то лучше показать портрет композитора, «познакомить» вашего ребенка с сочинителем и слушать в движении, здесь вам поможет ваша фантазия. Звучит «Полет шмеля» Римского-Корсакова, полетайте как шмель; звучит тема прогулки Мусоргского из «Картинок с выставки» - создайте ощущение того, что вы вышли на прогулку и др.
Необходимо отметить, что у маленьких детей в этом возрасте еще не сформирован альфа-ритм (он развивается лишь к 14-15 годам, когда закрепляется формирование абстрактного мышления), и им будет сложно воспринимать музыку с альфа-ритмом. Произведения, где присутствует дельта-ритм (этот ритм можно услышать в Лунной сонате Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена и др.) будут понятны и интересны детям. С точностью указать, в каких произведениях какие ритмы присутствуют - достаточно сложно, это требует проведения специальных экспериментов. Но вы можете сами, судя по реакции ребенка определить, какое произведение предпочтительнее давать ему послушать. Если же вас заинтересовала тема восприятия музыки, то могу вам рекомендовать замечательную книгу В.И.Петрушина «Музыкальная психология».
Как обратить внимание ребенка на различный темп в музыке? Слушание контрастных по темпу произведений, а лучше смена темпов в одном произведении - вот тропинка, которая приведет к результату. Но вы уже знаете, что пассивное слушание не приведет к нему. Двигайтесь под музыку, стучите, рисуйте, используйте различные предметы и картинки.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок играл на каком-нибудь инструменте. Подготовкой к этому можно заняться уже сейчас. Пальчиковые игры - основа такой подготовки. Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.
С какого времени начинать обучение игре на инструменте? Это решать педагогу. Если ваш ребенок уже готов к контакту с инструментом, почему бы и не попробовать? Многое зависит от взаимодействия между преподавателем и вашим ребенком. От личности преподавателя, от его способности устанавливать доверительные отношения с учениками. В этой статье я не буду рассматривать подробно эту сторону музыкального обучения, так как, на мой взгляд - это отдельная работа.
Я хочу отметить то, что маленьким детям свойственно говорить, что они уже умеют играть, например на фортепиано. Не удивляйтесь, с их точки зрения это так и есть. Ведь они извлекают из него звук, этот звук может олицетворять погоню кошки за мышкой, полет птички или рев медведя. А это уже творчество. Пусть ваш малыш еще не играет Шопена, не импровизирует на темы Моцарта и Баха, но он играет знакомые ему вещи: героев сказок, песни о своих любимых игрушках. И такая игра достойна похвалы и поощрения. Это те же каракули на листе до того, как малыш действительно начнет рисовать понятные взрослым изображения.
Очень часто дети сами наталкивают меня на создание новых пособий или музыкальных игр. Наблюдая за детками 2-х лет, я отметила, что они очень любят игры-прятки. Так родились упражнения: «Нотки-прятки» и «Гуделка».
«Нотки-прятки».
Данное пособие способствует развитию интонирования и вокализации у маленьких детей. Помогает усваивать местонахождение нот.
Для 1 пособия необходимо взять 2 белых чистых листа. На одном из них нарисовать нотный стан, скрипичный ключ и одну ноту. Ноту прорезать так, чтобы ее можно было открывать и закрывать. На другом листе приклеить цветную ноту (цвет должен быть ярким, насыщенным) чуть большего размера. Затем оба листа склеить. Прорезанная и цветная нота должны совпадать. Тогда открывая прорезанную, можно увидеть цветную. Как вариант можно использовать не только цветные ноты, но и написать крупными буквами их название. В своей работе я использовала 7 пособий: по одному для каждой ноты.
Ничего не объясняя (дети маленького возраста тяжело воспринимают длинные потоки непонятной ему пока речи взрослых людей) вы показываете пособие. Слегка приоткрывая ноту – окошко, вы одновременно пропеваете данную ноту. Затем тоже предлагаете сделать ребенку. Маленькие дети с удовольствием выполняют это упражнение. Это похоже на игру в прятки. Главное, они, сами не замечая того, точно (в меру своих способностей) вслед за вами будут чисто петь ноты. Если изучение нот не является вашей целью, то пособие можно применять как развитие интонирования простых слогов у дошкольников.
«Гуделка».
Для данного упражнения хорошо подходит датский танец «7 прыжков». Но не у всех он может быть в наличии. Тогда вы можете сами записать музыку или сочинить ее на уроке вместе с детьми. Суть музыкального отрывка заключается в том, что попеременно звучат: гудение музыкального инструмента и мелодия веселого танца. Когда дети слышат гудение, они прячутся: приседая, закрывают глаза руками. Ритм танца снова созывает детей в круг. Они хлопают в ладоши, ставят ножку на пяточку, кружатся. Только стоит им услышать гудение – это сигнал, что пора прятаться. Дошкольники с большой радостью выполняют данное упражнение. Ведь для них нет ничего проще, чем прятаться. А веселая музыка только подбадривает их. В танце-игре у детей развивается музыкальное внимание, ведь нужно слушать, когда начинает гудеть, а когда звучит мелодия.
Ритмо-пластика: необходимо точно в такт музыке выполнять движения. Использовать это упражнение удобно также в случаях, когда нужно раскрепостить ребят.
Кончено, многое осталось за рамками этой статьи. Думаю, что ваше творчество вместе с ребенком, ваша фантазия подскажут вам и другие интересные находки для этого увлекательного процесса. Вы и сами сможете создавать такие музыкальные упражнения для ребенка, а они, в свою очередь, разовьют ему память, воображение, логику. И, конечно, музыкальный слух, чувство ритма.
Предварительный просмотр:
Обучение детей музыке. Сольфеджио.
Сольфеджио достаточно сложный для восприятия детей предмет. Это связано с явно устаревшими методами его преподавания в современных, динамически развивающихся, условиях.
Для обычного ребёнка не совсем понятно, для чего это нужно и редкий преподаватель может внятно это ему объяснить, несмотря на то, что хорошее овладение любым музыкальным инструментов невозможно без теоретических знаний и практических навыков сольфеджио. Правильное представление о сольфеджио является основой музыкальной подготовки детей. Постижение сущности музыки, уяснение основных её законов, является основной задачей данного предмета.
Часто, на первых этапах обучения, некоторые дети довольно быстро овладевают своим инструментом без изучения основ сольфеджио. Другие, наиболее дисциплинированные, сольфеджио изучают и, в конечном итоге, довольно быстро «обгоняют» своих оппонентов в технике игры.
Наиболее распространённой ошибкой в преподавании сольфеджио является то, что преподаватель, в процессе обучения, не может «заставить» детей петь, что впоследствии является «тормозом» в дальнейшем музыкальном развитии ребёнка. Изучая сольфеджио формально, без понятия основных принципов его предназначения в методике обучения детей музыке, дальнейшее совершенствование освоения ребёнком инструмента значительно затрудняется, что негативно сказывается и на технике игры, на развитии музыкально слуха и, вообще, ограничивает развитие его музыкальных способностей.
С целью устранения негативных последствий от недостатков существующих принципов обучения детей сольфеджио, автор попытался «трансформировать» методику его преподавания, максимально приспособив её к особенностям современного, «компьютизированного» поколения детей.
Воспользовавшись широко известными примерами различных программ сольфеджио, автор трансформировал их в электронный вид, что является интересным, увлекательным и доступным для современных детей. В электронной книге собран обширный материал начального курса изучения сольфеджио. Материал представлен по мере его усложнения, в виде оригинально изображённых цветных нот с рисунками, по которым можно пропеть каждый пример, а затем, с помощью компьютерных возможностей, «кликнув» по смешному смайлику, запустить музыкальный файл данного примера для сравнения. Это вызывает явный интерес у детей и ребёнок стремиться познавать всё это самостоятельно. На каждой странице методического пособия расположен электронный камертон, перед выполнением упражнения ребёнок может настроиться и выбрать музыку для детей.
Возможности данного пособия не ограничиваются приведенной методикой, пособие является некой базой, с помощью которой можно разрабатывать и свои методики его использования, что автором только приветствуется. Самое главное – это «заставить» ребёнка петь самостоятельно, а не «из под палки», в этом автор видел свою основную задачу, при разработке данного методического пособия.
Как показал практический опыт, с таким пособием дети не только быстро переходят к самостоятельной работе над сольфеджио, но и учат порой своих преподавателей работе с программой. Ведь не секрет, что многие преподаватели музыки, в силу своей занятости и особенностей своей профессии, не в пример детям, далеки от компьютерных технологий и воспринимают их с некоторой опаской.
Предварительный просмотр:
Слушание музыки как основная форма приобщения детей к музыке
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ. Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
В своей практике я убедился в том, что большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства.
Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.
Одно из произведений является основным, и на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной проблемы.
Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю "ткань" музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.
Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.
Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализируя характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы.
Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети, как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей.
Надо отметить, что центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкально-ритмическое движение, пение, игра в оркестре, дирижирование;
использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
В своей практике я часто использую выступление детей: произведения для слушания играют дети, обучающиеся в ДМШ, ДШИ и т.п., такой приём очень активизирует процесс восприятия музыки, дети с огромным вниманием слушают исполнение своих товарищей. Беседу о прослушанном таким образом произведении я провожу совместно с исполнителем. Иногда я заранее готовлю с учениками их выступление на уроке и прошу их рассказать о композиторе, и эпохе, в которую он творил. Этот приём тоже очень активизирует процесс восприятия музыки для детей.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Большую роль играет атмосфера, созданная для слушания музыки на уроке.
В своей практике я использую атмосферу зрительного зала (погашен свет, закрыты жалюзи, включены кососветы над доской), музыка может звучать в записи, в исполнении учителя или ученика. Этот приём дети очень любят, использование этого приёма благоприятно влияет на усвоение детьми прослушанной музыки, повышает интерес к процессу восприятия музыки.
Перечисленные ранее формы слушательской деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и понимать музыку. А главное, что происходит разностороннее развитие детей. Жуков Сергей Вячеславович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее музыкальное развитие ребёнка.
Статья взята из источников интернета, я разбила её на 4 части, это первая. Полезна для педагогов и родителей....
"Возрастные особенности музыкального развития ребёнка"
Консультация для родителей...
О музыкальном развитии ребёнка. Консультация.
Консультация для родителей....
Первая консультация родителей по начальному музыкальному развития ребёнка.
Консультация для родителей по начальному музыкальному развитию ребёнка....
Музыкальное развитие ребёнка в ДОУ.
Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других ”...