Картотека Музыкально-дидактических игр.
картотека по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека Музыкально-дидактических игр.
|
1.«Два солнышка». Млад.гр. Программное содержание: развивать эмоциональную отзывчивость на произведения контрастного характера (колыбельную, плясовую). Раздаточный материал: карточка с изображением улыбающегося солнышка и спящего солнышка. Ход игры: исполняется знакомое детям музыкальное произведение, дети поднимают картинку соответствующую данному характеру музыки: -колыбельная (добрая, ласковая, улыбающаяся). -плясовая (весёлая, радостная, задорная). | 2.«Веселые матрешки». (ритм) Млад., сред.гр. Цель: развивать чувство ритма. Игровой материал: Большая матрёшка, маленькие матрёшки. Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. |
3. «Три медведя». (ритм) Млад., сред.гр. Цель: развивать чувство ритма. Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки. Ход игры: Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.) | 4.«Солнышко и тучка». (память) Млад., сред.гр.
Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки ( веселая, спокойная, грустная). Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии. Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения. Игровая цель: Угадать первым. | 5.«Три цветка». (характер) Млад., сред.гр.
|
6.«Тихо-громко». (динам.) Млад., сред., старш. гр. Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (f ), не слишком громко (mf). Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки. Рекомендуемые цветовые сочетания: Для старших групп: для младших групп: Голубой – синий - темно-синий голубой – синий Розовый – красный розовый – красный – бордовый желтый – коричневый Бледно-желтый – оранжевый – коричневый По-разному музыка может звучать. Оттенки ее научись различать. Громко и тихо я буду напевать, Слушать внимательно, чтоб отгадать. Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко (f ), не слишком громко (mf ). Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать. Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон. Игровая цель: Угадать первым. | 7.«Узнай, какой инструмент звучит». (тембр) Млад.-подг.гр. Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов. Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку: -Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять. А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет, Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай. Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, семь. А какой сейчас сыграет Отгадаем дружно все. Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов. Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу. Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами. | 8.«Веселые лягушата». (ритм) Сред.гр. Цель: развивать чувство ритма. Игровой материал: ложки. Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст: У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки. Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать. Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква! Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках. Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера. |
9.«Прыг, прыг, скок». (ритм) Сред.гр. Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство. Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик». Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок! Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи! | 10.«Куколка любит танцевать». (ритм) Сред.гр. Цель: Развивать чувство ритма. Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия. Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр. | 11.«По тропинке». (ритм) Сред.гр. Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей. Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог. Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем. Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах) 2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем. Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках) 3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем. Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. |
12. «Веселый колокольчик». (ритм) Сред.гр. Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике. Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках. 1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь. Смеется и хохочет – динь, динь, динь. 2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь. Но снова солнце вышло – динь, динь, динь. 3. И звонкие капели – динь, динь, динь. В ответ ему запели – динь, динь, динь. (см. нотное приложение) | 13.«Не зевай». (ритм) Сред.гр. Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения. Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи: - точно воспроизводить ритм, после чего передавать соседу музыкальный инструмент; - чередовать громкое и тихое исполнение; - менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах. Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай! Раз – два-три, не спеши, как играть научи! | 14.«Большие и маленькие». (ритм) Сред.гр. Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной. - Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки) Топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки) Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ! Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие. Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим. Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно. Игровая цель: Угадать первым. |
15. «В лесу». (звуковыс.) Сред.гр. Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку. В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца. -Как по лесу у нас Зайка прыгает сейчас. У него соседи- Бурые медведи А на ветке птичка, Птичка – невеличка! | 16.«Вертушка». (память) Сред.гр. Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки. Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, повращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки. Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором. Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии. Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен. | 17.«Выложи мелодию». (ритм) Сред.гр. Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии. Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии. Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот. Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии. |
18.«До, ре, ми». (память) Сред.гр. Программное содержание: Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности. Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке. Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность. Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором. Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой. Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен. | 19.«Зайцы». (память) Сред.гр. Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера. Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки. Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы. | 20. «Кого встретил колобок?» (память) Сред.гр.
Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ). Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей .узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку. Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре. Игровая цель: Угадать первым. |
21.«Слушай внимательно». (память) Сред.гр. Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш, развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки. Ход игры: Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр. Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим. Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений. Игровая цель: Угадать первым. | 22.«Кто в домике живёт?» (звуков.) Сред.гр. Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии. Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д. Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение. | 23.«Море». (динам.) Сред.гр. Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы. Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы. Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf), очень громко (ff) и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение. Игровая цель: Угадать первым. |
24.«Музыкальная карусель». (память) Сред.гр. Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке. Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д. - Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение) Завертелись карусели. А потом, потом, потом (бегут) Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите! (замедляют ход) Карусель остановите! (останавливаются). Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями. Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим. Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа. Игровая цель: Принять участие в хороводе | 25.«Музыкольное лото». (форма) Сред.гр.
Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения. Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению. Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу. Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот. Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию. | 26.«Найди и покажи». (звуков.) Сред.гр. Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля). Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-кря! А утята ей отвечают: Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д. Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля). Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом. Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания. Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков. |
27.«Найди маму». (звуков.) Сред.гр. Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2). Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила: •- Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает: •- Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки! И все остальные птенчики стали звать своих мам. В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением. Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля). Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом. Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом. Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков | 28.«Определи по ритму». (ритм) Сред.гр. Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка. Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку. Рекомендуемые попевки: «Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой. «Дождик» рус.н.м. Петушок, петушок, Дождик, дождик Золотой гребешок! Веселей! Что ты рано встаешь, Капай, капай, Деткам спать не Не жалей ! даешь?
Мы идем с флажками, Красными шарами.
В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки. Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим. Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки. Игровая цель: Угадывать первым. | 29.«Слушай внимательно». (жанр) Сред.гр. Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки. Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим. Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений. Игровая цель: Угадать первым. |
30. «Узнай по голосу». Сред.гр. Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания. Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша: -Ко-ко-ко! Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все. Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке. Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом. Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям. Игровая цель: Собрать все картинки. | 31.«Сладкий колпачок». Сред.гр.
| 32.«День рождения». (характер) Сред.гр. |
33.«Дождик, кап!» (ритм) Сред.гр.
| 34.«Сороконожка». Сред.гр.
|
35.«Лесенка». (память) Сред., старш., подгот.гр. Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее. Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3. Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек: -До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду, соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии). Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию. Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты. Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим. Игровые действия: Показ рукой. |
36.«Узнай бубенчик». (звуков.) Старш.гр. Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа. Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий. Бубенчики висят, Качаются, звенят. Повторим мы их звон: Динь-динь, дан-дан, дон-дон. Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа. Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать. Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть. Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. | 37.«Ступеньки». (звуков) Старш.гр. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). Ход игры: Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. | 38.«Найди нужный колокольчик». (звуков.) Старш.гр. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай». Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика. |
39.«Определи по ритму». (ритм). Старш.гр. Цель: развивать чувство ритма детей. Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки. Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4). | 40.«Весёлые подружки». (ритм). Старш.гр. Цель: развивать чувство ритма детей. Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. | 41.«На чём играю?» (тембр). Старш.гр. Цель игры: развивать тембровое чувство детей. Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. |
42.«Музыкальные загадки». (тембр). Старш.гр. Цель игры: развивать тембровое чувство детей. Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. | 43.«Громко-тихо запоём». (динам.) Старш.гр. Цель: развивать диатонический слух детей. Игровой материал: любая игрушка. Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. | 44.«Колобок». (динам.) Старш.гр. Цель: развивать диатонический слух детей. Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке. Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего: «Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи». Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко. |
45.«Какая музыка?». (воспр.) Старш.гр. Цель: развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. Игровой материал: проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. Ход игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку. | 46.«Три поросёнка». (динам.) Старш., подг.гр. Программное содержание: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа). Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-Нифа самый высокий голос, у Нуф-Нуфа самый низкий, а у Наф-Нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка. Программное содержание : Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа. Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать. Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть. Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. | 47.«Чья музыка?» Стар.,подг.гр. Программное содержание: Развивать у детей представление о национальном характере музыки. Ход игры: Педагог знакомит детей с произведениями русского, узбекского, украинского фольклора, обращает внимание на отличительные особенности музыки разных народов, показывает при этом картинки, изображающие детей в национальных костюмах. Когда дети уже достаточно хорошо знакомы с народной музыкой, детям предлагают выбрать картинки, соответствующие по рациональным особенностям исполненной педагогом песне. И наоборот, педагог показывает детям картинку и просит исполнить песню того народа, национальный костюм которого изображен на картинке. Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическое мышление: умение по слуховому восприятию сравнивать и сопоставлять произведения с различными музыкальными оттенками, придающими музыке определенный национальный характер, национальные особенности. Закреплять умение сопоставлять слуховой образ со зрительным (детали национального костюма). Игровые правила: Прослушать фольклорный напев до конца, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывать национальную принадлежность мелодии, выбирать соответствующее изображение. Игровая цель: Угадать первым. |
48.«Пенсня, танец, марш». (жанр) Старш., подг.гр. Цель игры: 1. Дать представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. 2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой. 3.Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. 4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. Ход игры: 1-вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» - спящее, плачущее, весёлое). 2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их. | 49.«Слушаем музыку». (память) Старш., подг.гр. Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы). Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. |
50.«Определи жанр музыки». Старш., подг.гр. Цель: развивать умение различать жанры музыки; находить основные признаки каждага жанра; развивать словарный запас. Раздаточный материал: карточки с изображениями поющих, танцующих и марширующих детей. Описание: Дети прослушивают пьесу и передвигают стрелочку на соответствующую картинку. |
51.«Маленький композитор». Стар., подг.гр. Цель: развивать песенное импровизационное творчество. Раздаточный материал: карточки с картинкой и небольшим стишком, набор музыкальных инструментов. Предварительная работа: дети заранее учат стихи. Описание: перед ребёнком выкладываются карточки с картинками, он выбирает понравившуюся карточку и сочиняет песенку, которую в дальнейшем озвучивает на любом музыкальном инструменте. |
52.«Три танца». Подг.гр. Програмное содержание: воспринимать танцевальную музыку разного характера. Раздаточный материал: картинки с изображением танцующих детей (Вальс, полька, народная пляска). Методика проведения: Исполняется поочерёдно три пьесы, дети определяют их характер. -Каким одним словом можно назвать эту музыку? -Да, это танцевальная музыка. Определите, какой танец можно танцевать под эту музыку. Прослушав пьесу дети показывают карточку с соответствующей картинкой. | 53. « Что прогудел паровоз?». (ритм) Подг.гр. Цель: Развивать чувство ритма. Демонстрационный материал: картинка с паровозом, карточки с ритмическим рисунком. Предварительная работа: дети заранее знакомы с обозначением ритма (длинные палочки-долгие звуки, короткие палочки-короткие звуки). Ход игры: ребёнок прохлапывает, пропевает, отстукивает соответствующий ритм. Если этот ритм соответствует знакомой песне, то угадывает, какую песенку «поёт» паровоз. |
54.«Птички на проводах». Подг.гр. Цель: Развивать музыкальные слуховые представления детей, учить воспроизводить голосом мелодию по изображению. Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц, сидящих на пяти проводах в разной последовательности. Описание: - Настала весна. Из тёплых стран вернулись птицы. Рады они встрече. Уселись птицы на провода и запели свои звонкие песни. Мы тоже попробуем спеть, как эти птицы. Педагог показывает картинки с птицами, сидящими на проводах. Дети поют мелодию, которую изображают птицы-нотки, на слог «ля». Стараясь точно её проинтонировать. | 55.«Сколько частей у музыкального произведения?». Подг.гр. Цель: Развитие восприятия музыки, учить воспринимать трёхчастную форму музыкального произведения. Раздаточный материал: картинки, отражающие разные по характеру части музыки. Описание: дети слушают музыкальное произведение, охарактеризовывают все части музыки и обозначают их определёнными картинками. | 1 Два солнышка. 2 Весёлые матрёшки. 3 Три медведя. 4 Солнышко и тучка. 5 Три цветка. 6 Тихо-громко. 7 Узнай, какой инструмент звучит? 8 Весёлые лягушата. 9 Прыг, прыг, скок. 10 Куколка любит танцевать. 11 По тропинке. 12 Весёлый колокольчик. 13 Не зевай. 14 Большие и маленькие . 15 В лесу. 16 Вертушка. 17 Выложи мелодию. 18 До, ре, ми. 19 Зайцы. 20 Кого встретил колобок? 21 Слушай внимательно. 22 Кто в домике живёт? 23 Море. 24 Музыкальная карусель. 25 Музыкальное лото. 26 Найди и покажи. 27 Найди маму. 28 Определи по ритму. 29 Слушай внимательно. 30 Узнай по голосу. 31 Сладкий колпачок. 32 День рождения. 33 Дождик, кап! 34 Сороконожка. 35 Лесенка. 36 Узнай бубенчик. 37 Ступеньки. 38 Весёлый колокольчик. 39 Определи по ритму. 40 Весёлые подружки. 41 На чём играю? 42 Музыкальные загадки. 43 Громко-тихо запоём. 44 Колобок. 45 Какая музыка? 46 Три поросёнка. 47 Чья музыка? 48 Песня, танец, марш. 49 Слушаем музыку. 50 Определи жанр музыки. 51 Маленький композитор. 52 Три танца. 53 Что прогудел пароход? 54 Птички на проводах. 55 Сколько частей у музыкального произведения? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр...
Картотека музыкально-дидактических игр
Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...
Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...
Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....
Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...