"Время года в музыке"
план-конспект урока по музыке (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкальной ООД «Время года в музыке»
Интеграция видов деятельности:
Образовательная область «Познавательное развитие»: активизация познавательного интереса к осенним изменениям в природе; развитие фонематического слуха, вокально-хоровых навыков,
умение ориентироваться в пространстве.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: расширять словарный запас, словарь чувств, эмоций и ассоциаций; формировать речевые навыки для ведения свободных диалогов в различных видах и формах музыкальной деятельности; развивать умение действовать коллективно.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: воспринимать образы в картинах русских художников.
Образовательная область «Физическое развитие»: совершенствование техники выполнения основных и танцевальных движений, добиваясь лёгкости, точности, выразительности; развитие способности к импровизации.
Вид занятия: фронтальное, тематическое
Формы образовательной деятельности:
Цель: развивать образное представление; способствовать восприятию красивого в живописи, музыке, движении.
Задачи
Образовательные: - учить детей искусству «слышать музыку», совершенствовать музыкальную память, узнавать музыкальное произведение по отдельному фрагменту;
- учить детей чувствовать характер музыки, воспитывать сопереживание к ней, различая средства музыкальной выразительности.
Воспитательные: - формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство любви к природе, родному краю;
- прививать детям любовь к классической музыке, желание слушать её.
Развивающие: - обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать творческие способности и способность к импровизации под музыку.
Планируемые результаты.
Предметные: воплотить музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.
Личностные: совершенствовать навыки сотрудничества педагога с детьми, умение действовать сообща, слушать друг друга.
Метапредметные: поддержать интерес к данной образовательной деятельности, вызвать позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; осознанно высказываться о содержании, характере и особенностях музыкального языка предложенных произведений.
Подготовительная работа: Слушание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Подбор мультимедийного сопровождения занятия и музыкального репертуара. Разучивание песен «Ах, какая осень», «Ласковая осень» Беседы с детьми об осенних изменениях в природе. Чтение стихотворений об осени. Разучивание музыкально-ритмических, вокальных, коммуникативных игр «Добрый день», «Эхо», «Лесная дорожка», «Будем листья собирать» и др.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, аудиосистема, баян, осенние листья.
Ход занятия.
Дети заходят в музыкальный зал и образуют полукруг (приветствие с гостями).
Исполняют музыкальное приветствие.
М. р. Добрый день (пропевает муз. рук. по трезвучию до мажора - вверх)
Добрый день (пропевают дети по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают дети по трезвучию вверх)
Каждый день (пропевают дети по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают дети по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)
Здороваемся с вами (пропевают дети с 5-й ступени – вниз).
М. р. Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. И сегодня предлагаю нам всем отправиться в путешествие. А пойдем туда мы с вами по лесной дорожке.
Музыкально – ритмическое упражнение «Лесная дорожка»
1-2-3-4-5! Маршируют
Отправляемся гулять.
Извивается тропинка, Топающий шаг
Мы идем, расправив спинку
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.
Скачем мы на левой ножке.
Мы пенечки увидали, Прыжки
Через них мы прыгать стали
Мы полянку увидали Легкий бег
И к полянке побежали
Не сутультесь, грудь вперед. Выравнивание осанки.
Замечательный народ!
Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.
Всем мы улыбнулись.
М. р. Вот мы и пришли. А сейчас отгадайте мою загадку:
“Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это всё когда бывает?” (Осенью) Правильно дети. А давайте представим, что мы – осенние листочки. Возьмите каждый по два листочка. Встанем на носочки, поднимем руки вверх и плавно покачаем руками под музыку.
Звучит вальс, дети выполняют «Упражнение с листочками»
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
М. р. Молодцы. Плавные движения у вас получились (воспитатель собирает листочки). Дети садятся на стулья
М. р. А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь, с чем будет связано наше путешествие? Слайд картина осенней природы.
Сегодня мы, поговорим про осень. Осень бывает разная. Говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой». А другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России "Поздней осенью".
Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально - нежные лучи.
Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент уже знакомого произведения, в исполнении симфонического оркестра, которое мы слушали на прошлом занятии.
Исполняется фрагмент «Осенняя песнь» П.И. Чайковского
Прослушивают произведение и смотрят видеоряд осенних пейзажей.
Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение. (Ответы детей.)
Правильно. Это «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». О чём нам рассказала эта музыка? (Ответы детей. Музыка рассказала об осени. Музыка печальная, задумчивая, плавная, задушевная, медленная, певучая, нежная, светлая, с лёгкой грустью.)
А что вы услышали в ней? (Ответы детей: В музыке слышится шелест облетающей листвы, порывы ветра, надоедливый осенний дождь.)
М. р. Как легко дышится осенью, воздух чистый и свежий.
М. р. берёт в руки осенний букет. А сейчас, давайте вдохнём аромат осеннего букета и скажем, чем пахнет осень? (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч. На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот).
Упражнение на дыхание.
Дети. Осень пахнет сухой травой, опавшими прелыми листьями, последними цветами, капустой, морковкой, горьковатым запахом дыма, удивительным запахом грибов, сыростью и прохладой.
М. р. Дети, а как ещё можно рассказать об осени? Дети. Можно спеть об осени.
М. р. Мы с вами очень любим петь. Давайте вместе разучим новую песню. А ту, которую мы с вами уже разучили тоже сегодня исполним. Но сначала нужно разогреть наши голосочки.
М. р. По полянке разбежались и в лесу все потерялись,
Как детей найти собрать? Будем голосом искать.
Распевка «Эхо»
«Эхо, отзовись, чисто петь научись!
Слушай – не зевай! И за мной повторяй!»
М. р. Теперь наш голосовой аппарат готов и мы превращаемся в артистов.
Разучивание песни «Ласковая осень»
Исполнение песни «Ах, какая осень».
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать».
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберём.
В садик осенний букет принесём.
М. р. включает музыкальную заставку песни «Листопад» и с воспитателем раздает детям осенние листья.
М. р. Дети, посмотрите, какой яркий осенний ковер у нас получился. Я предлагаю вам потанцевать с осенними листочками.
Дети исполняют «Вальс золотых листьев». После танца дети отдают листочки воспитателю.
М.р. молодцы, дети, вы очень старались, наверное, устали и хотите вернуться в детский сад?
Дети: Да!
М.р. давайте закроем глаза и проговорим: один, два, три, в детский сад вернулись мы.
М.р. Ну вот, мы после волшебного путешествия вернулись в детский сад, давайте сделаем 4 красивых круга, и поиграем в игру.
(воспитатель надевает шапочки разных листочков, четырем детям)
Проводится игра «Найди свой листок».
М. р. О каком времени года мы узнали? (отв). Сегодня мы с вами поговорили об осени. Как её называют поэты, композиторы, художники.
Дети. Волшебница, красавица.
М. р. Мне очень понравилось ваше настроение. Спасибо вам.
Дети и м. р. прощаются музыкально «До свидания!» и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в детском саду.Времена года в музыке и поэзии.Осенняя музыкально -поэтическая гостиная
Осенняя музыкально -поэтическая гостиная.Золотая осень в творчестве А.С.Пушкина и П.И. Чайковского...
Проект "Времена года" в музыке П.И.Чайковского
в музыке П.И.Чайковского...
Проект "Времена года в музыке, живописи и поэзии"
Долгосрочный проек по музыке в подготовительной к школе группе. П.И. Чайковский альбом "Времена года"...
МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА Проект «Времена года» в музыке П. И. Чайковского.
Актуальность проекта: Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются этал...
Презентация проекта "Времена года в музыке П.И.Чайковского
В презентации раскрывается технология планирования и реализации проекта "Времена года в музыке П.И.Чайковского...
Проект «Времена года в музыке П.И. Чайковского».
Проект «Времена года в музыке П.И. Чайковского» адресован детямстаршего дошкольного возраста. Новизна проекта заключается в реализации вариативного иинтегрированного подхода к решению цели...
Конспект познавательной беседы в старшей группе на тему "Времена года в музыке" (Сетевое взаимодействие с Детской школой искусств г. Светлого.)
Задачи:1. Продолжать расширять знания детей о временах года.2. Развивать память, воображение, логическое мышление.3. Воспитывать умение работать в коллективе.Оборудование: круг со временами года,...