«Формирование толерантных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Цель: формирование культуры толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, через музыкально-игровой досуг, создание у детей радостного настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tolerantnost.docx | 31.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Информационно-практическая программа
«Формирование толерантных взаимоотношений
у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: формирование культуры толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, через музыкально-игровой досуг, создание у детей радостного настроения.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, научить понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
2. Развивать умение детей взаимодействовать с членами детского коллектива, оказывать взаимопомощь.
3. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
4. Воспитывать интерес к творческим занятиям, приобщать детей к традициям других национальных культур.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели.
Материалы и оборудование:
- слайды «Народы Мира»,
- карточки с названием стран,
- письмо из Японии,
- Индийская музыка,
- картинка по сказке «Хромая уточка»,
- фрукты и овощи,
- две корзинки,
- картинка «Словно радуги цвета мы едины навсегда!».
СЦЕНАРИЙ ПРОГРАММЫ
I. Информационный этап.
Под песню дети заходят в зал и садятся на скамейки.
Ведущий:
- У каждого из нас Родина – это дом, где он живет, города, горы, тундра, пески… и многое другое. Но если сложить все вместе, то можно увидеть, в какой богатой и огромной стране мы живем.
Но мы не одиноки в этом мире, на планете вместе с нами живут и другие народности и нации. Мир велик и прекрасен, в нем столько разных людей со своей культурой и знаниями.
Давайте же посмотрим, какие народы пришли сегодня к нам – слайды.
На слайдах представлены следующие народы (рассказ по картинкам):
- Испанцы
Основной традицией являются танцы, так же развито пение, хороводы. Испанцы очень любят праздники и умеют их проводить. Неотъемлемая часть жизни и культуры Испании, яркий, горячий, страстный символ страны – это, конечно, коррида. - Индийцы
В индии принято есть руками, т.к. считается, что, дотрагиваясь до пищи рукой, подключается к пищеварению чувство осязания. Очень много храмов.
Принято приветствовать учителей, почтенных религиозных наставников, а также старших кланяясь и касаясь своих ног ,а затем выпрямляясь и касаясь своей головы.
Что означает точка на лбу. Нет, это вовсе не родинка или родимое пятнышко, как многим бы показалось. Эта точечка называется бинди (, что переводится как «точка», «капелька». А на хинди это – «полнолуние», «полная луна». Как здорово, когда ваш лоб украшает полнолуние…. - Американцы
Американцы очень трепетно относятся к общению со знакомыми, например, с соседями, но в особенности для них важна - семья. В основном, в кругу семьи проводятся самые большие праздники.
- Мексиканцы
Мексиканцы любят праздники и устраивают их по самым различным поводам. Этот народ отличается гостеприимством, добротой и жизнерадостностью. Очень чистоплотны, одежда у них всегда должна быть опрятной.
- Немцы
Немцы – сдержанная в своих эмоциях нация, они не будут кричать стоя по середине улицы. Они очень аккуратны и точны. И даже расписание дня у них точное. Они рано встают, с восходом солнца, и рано ложатся спать, с заходом. В Германии не приняты ночные звонки – после 21.00. Зато вполне уместны звонки в 7-8 часов утра в будние дни
А вы знаете, например, что наш обычай наряжать ёлку, искать пасхальные яйца являются традициями, позаимствованными именно из Германии.
- Шотландцы
Имеют возможность щеголять в ярком и необычном национальном костюме. Например Килт - юбку шотландского мужчины-горца. Их любимый инструмент – волынка. Так же у них интересные народные танцы, с которыми праздники становятся веселее. У шотландцев есть ритуальные горские игры, во время которых проходят состязания волынщиков, танцоров и силачей. А еще есть гольф, ловля лосося, охота на оленей и тетеревов… Все это требует особых знаний.
- Эскимосы
Живут в домиках изо льда - иглы. Любимое ремесло - ловля рыбы, добыча шкур.
Эскимосы носили одежду и обувь из шкур морского зверя и оленьего меха
- Индейцы
Индейцы очень почитании различных животных. У них есть тотемы животных - как покровители. Например, медведь помогает в лечении ран, волк предостерегает людей об опасности, олень вызывает и лечит болезни, койот предсказывает счастье, хорек считался сильнейшим духом помощников, а орел — покровителем воинов.
Костюм индейца: пончо, бахрома, перья на голове, бусы из природных материалов, амулеты, лук со стрелами, копье, топор (томагавк). На праздники и охоту – грим на лице. Их жилища называются - вигвамы.
- Масаи
Живут в саваннах. Хижины строятся из таких вот палок и навоза
Самые маленькие мальчики у масаев, как только начинают ходить, пасут ягнят и телят. А девочки с самого раннего возраста занимаются работой по дому с матерями, доением, приготовлением еды.
Из-за сильной жары у народа из Африки черный цвет кожи, защищающий от попадания солнечных лучей.
- Турки
Традиции Турции предполагают, что гостю предложат все лучшее, что есть в доме. Трапеза проходит за низким столом, а гости сидят на полу на подушках либо циновках. В городах, правда, в основном европейские столы и стулья. А вот что интересно, брать что-то с общего блюда можно лишь правой рукой.
- Китайцы
Наверняка слышали про чайную церемонию, которая так знаменита. Она пришла из Китая.
Народ Китая очень внимательно следят за своим здоровьем, так что этому у них надо нам поучиться. А кушают китайцы с помощью палочек, вместо ложки. Как и в Японии.
- Японцы
Жители Японии стараются никогда не говорить слово нет, просто заменяя его вежливым отходом от темы. Вежливость – отличительная черта японцев, которой они по праву гордятся.
II. Практический этап.
Теперь, ребята, давайте я буду вытаскивать карточку с названием страны и посмотрим, что нам каждая страна подготовила!
ЯПОНИЯ
- Нам пришло из Японии письмо. В письме вопрос: «А знают ли ваши дети, как принято здороваться в нашей стране?».
Ответ детей
- В разных странах есть самые разные варианты приветствия. Например:
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.
Латиноамериканцы – обнимаются.
Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие. Пожимающие друг другу правые руки показывают, в них нет оружия, наши намерения чисты. За руку здороваются только взрослые. Если вам протягивают руку для пожатия, не принять ее - невежливо и даже оскорбительно. Первой при рукопожатии должна подавать руку женщина - мужчине. Старший – младшему. Еще американец может при встрече похлопать по плечу. А русский если увидел знакомого, но он далеко от него, может просто кивнуть головой.
У некоторых индейских племен в Америке принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.
Есть еще очень интересные приветствия у других народов, которые нам покажутся даже смешными, например:
Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.
Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.
В Кении в знак высокого уважения акамба плюет на встречного.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.
А когда-то давным-давно важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом разнообразные движения, реверансы.
ИНДИЯ
Музыка и танцы.
АМЕРИКА
- А кто из вас знает русские национальные праздники? ( «Рождество Христово», «Масленица», «Троица» и др.).
В Америке тоже есть национальные праздники, например, День Благодарения (семейный ужин с индейкой и благодарности родным), Рождество Католическое (Санта Клаус попадает в дома через трубу и оставляет подарки в специальных рождественских носках или под елкой), День Труда (парад и фейерверки). Некоторые праздники США празднуются и у нас, например, День Святого Валентина или Хэллоуин, кто знает, как они празднуются?
УКРАИНА
Сказка «Хромая уточка» по картинке.
Игра «Хромая Уточка»
- Ребята, а знаете ли вы, что в Украине дети с большим удовольствием играют в игру, которая называется «Хромая уточка». Давайте познакомимся с традициями и играми Украины.
Правила игры:
В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь, дотронутся до кого-нибудь из играющих. Пойманные, помогают ей поймать других. Последний не пойманный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.
АФРИКА
Под музыку ребенок собирает в корзинку фрукты, которые растут в Африке. Фрукты вместе с овощами (ненужными) лежат на полу.
III. Завершающий этап.
Ведущий: Ну что ж, ребята, давайте теперь вспомним, с какими новыми друзьями мы познакомились! (Ответы детей) Молодцы!
Давайте теперь послушаем, что нам подготовила группа к нашему празднику дружбы народов.
Стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких,
Немецких, французских,
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и селах...
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком, а дети – друг с другом!
Смотрите, на этой картинке мы собрали их всех вместе! (Показ картинки «Словно радуги цвета мы едины навсегда!») Помните, ребята, что каждый народ, культура интересны и достойны уважения. Дружба с ними – это новые знания, бесценный опыт.
Вот и закончился праздник дружбы народов, все-таки, это такое счастье - что мы все вместе!
Давайте похлопаем друг другу на прощанье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...
«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .
видеоматериал к тексту выступления «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» ....
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...
Проект «Здравствуй мир!» (формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста)
Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает множество народов, каждый из которых имеет свои вековые традиции и по-своему самобытен. В нашем детском саду воспитываются дети разных на...