Цикл занятий "Осень" для 2 младшей группы
план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему

Стрельцова Елена Афанасьевна

конспект занятий (3)  проводимых осенью с детьми 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_osen_.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Тамбовской области Первомайского района

Цикл занятий для 2 младшей группы

На тему «Осень»

Подготовил: музыкальный руководитель

Стрельцова Е.А.

2015 г.

                            Занятие № 1.

Программное содержание. Учить слышать контрастную смену регистра  в музыкальном произведении, реагировать на это сменой движения. Развивать музыкально-ритмические навыки: умение двигаться  в соответствии с контрастным характером музыки (спокойная – плясовая). Учить петь, не опережая друг друга.

                         Ход занятия.

В музыкальном зале на полу лежат красивые осенние листочки. Дети спокойно входят в зал. Их встречает музыкальный  руководитель.

М.р. Как красиво у нас в зале! Подул  ветерок и принес нам осенние листочки. Посмотрите, какие они разные: желтые, красные, зеленые, оранжевые! Давайте возьмем по одному и погуляем, любуясь листочком. (Исполняет «Осеннюю песенку», муз. А.Александрова//Музыка в детском саду.Вып.2, М.,1965.) Какая добрая и ласковая песенка! Как хорошо гулять, слушая ее! Давайте еще погуляем, а потом соберем букет из осенних листочков. ( Дети учатся ориентироваться в пространстве, двигаться в темпе музыки, владеть предметом – листочком.) Сейчас листики соберем и этим букетом украсим наш зал (ставят букет в вазу). Вы гуляли и немножечко устали. Я вам стульчики приготовила. Садитесь поудобнее: свою спинку прижмите к спинке стула, ноги поставьте рядышком, руки положите удобно. Вот так, молодцы! Дети сидят напротив муз.руководителя.

М.р. (напевая) Где у нас тут Ваня? Где у нас тут Яна? (Дети показывают всех детей с такими именами) Ванечку найдите, иди ко мне, хороший! Иди ко мне,  пригожий! Вот он мой хороший! Вот он мой пригожий!

      (В сентябре пришли новые дети и это упражнение помогает каждому быстрее влиться в коллектив группы, располагает ребенка ко взрослому.)

     А теперь отгадайте, о ком эта песенка. (Исполняет мелодию песенки «Петушок». Дети узнают)  Правильно, молодцы, эта песенка про Петушка. Мы сейчас споем ее, он и появится. (Вначале песню исполняем все вместе без муз.сопровождения, а затем под мелодию по желанию отдельные дети. Добиваться чистого интонирования большой секунды.

М.р      Два дружка-петушка рядышком шагали…

            На заре во дворе звонко распевали.  

                                                                Н.Берендгоф.

Большой петушок пел низким голосом, а маленький -  тоненьким, высоким. Вот так. (Исполняет до-ми-до-соль в первой октаве,  а затем во второй. Предлагает детям на слух узнать, когда поет большой Петушок, а когда маленький. Хвалит каждого ребенка по отдельности.)

М.р. Про большого и маленького Петушка можно сыграть не только на пианино, но и на этом музыкальном инструменте – металлофоне. Вот он какой, послушайте его голос. (Дети внимательно слушают, узнают, где какой Петушок поет.)

М.р.  Вот еще одна загадка, я сыграю ее на металлофоне.  (Исполняет мелодию песни «Ладушки».  Тем детям, которые ее узнают, предлагает петь не спеша, протяжно, ласково, прислушиваясь к звучанию инструмента и голосу взрослого.) Пока мы с вами пели, выглянуло солнышко, можно пойти погулять. А если пойдет дождик, что мы будем делать? Правильно, спрячемся под зонтик. Давайте пошутим с дождиком, подразним его.  Как? Шуточной песенкой. Вот такой. (Без муз.сопровождения исполняет песню «Дождик» в обраб. Т. Попатенко// Учите детей петь:Сб.М., 1986, стремясь вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на песню шутливого характера. Исполняет песню 2 раза).

Послушайте,  как «звучит» дождик! Я сыграю вам мелодию на металлофоне. Дождик идет сначала медленно, потом  все быстрее и быстрее. Покажите на ладошке, как капают капельки. Очень хорошо! Дождик у вас капал то быстро, то медленно. А теперь давайте спрячемся в домике от дождя. (Показывает на стулья, стоящие вдоль стены) Как засветит солнышко, пойдем гулять. Снова закапает дождик – убежим в домик.

Дети играют в игру «Солнышко и дождик» под муз. М.Раухвергера// Музыка в детском саду.Вып.2.М.,1965. Игра повторяется 2-3 раза.

М.р. Посмотрите в окошко. На улице светит солнышко! Вернемся в группу, оденемся и пойдем гулять. Если начнется дождь, спрячемся под крышу на веранде.

Дети спокойно уходят в группу.

                                               Занятие №2

Программное содержание. Учить узнавать знакомые музыкальные инструменты по тембровому звучанию, называть их. Упражнять в навыке спокойной ходьбы врассыпную под музыку ласкового характера. Учить петь всю песню.

                           Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем «подъезжают» к залу на поезде. Паровоз гудит. Музыкальный руководитель выходит из зала.

М.р. Кто это приехал? Это мои дети! Я вас так ждала! Здравствуйте, проходите! (На полу разбросаны осенние листья) Как у нас красиво! Это осень разбросала свои подарки.

              Осень красит золотом рощи и леса.

             Слышатся прощальные птичьи голоса.

             Алые и желтые, ветер листья рвет,

             Кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод.

                                                                   И.Плакида.

       Пойдем гулять, листочки собирать. Брать нужно по одному листочку. (Исполняет уже знакомую детям «Осеннюю песенку». Следит за тем, чтобы они двигались в темпе музыки, хорошо ориентировались в пространстве.) Теперь я сыграю вам другую мелодию – ласковую, плавную, нежную. Потанцуйте с листьями так, чтобы они у вас плавно кружились, полюбуйтесь на них. (Исполняет вальс «Листики», муз. Р.Рустамова//Праздники в детском саду:Сб.М.,1976.Обращает внимание на эмоциональность  исполнения, непринужденность, легкость, на мимику, показывая детям наиболее удавшиеся варианты со словами: Посмотрите, как кружится плавно листик у Насти, как она любуется им!»

М.р. Давайте соберем букет из листьев  и поставим его в вазу. Садитесь на стулья, я вам приготовила сюрприз. (Детям показывается домик, где спрятаны музыкальные инструменты)/

       Посмотрите, это домик. Кто в нем живет? (Делает загадочное лицо) Не скажу. Сами догадайтесь, когда услышите, чей это голосок.  (Играет на фортепиано мелодию песни «Петушок».

Дети. Петушок. (Если они делают это во время исполнения, необходимо напомнить, что слушать мелодию нужно молча до конца.

М.р. Молодцы, узнали! Давайте споем песенку о Петушке, он и появится. Нет его! Наверно, мы спели недружно, неласково. Давайте попробуем еще раз. (Добивается выразительного исполнения, чистого интонирования.) А вот и он!

    Предлагает поздороваться с Петушком своей собственной песенкой, например «Здравствуй. Петушок!», «Петя, здравствуй!», «Петушок, добрый день».

М.р. Дети, а Петушок живет не один. С ним в домике живут музыкальные инструменты. А какие, вы сейчас будете отгадывать. Я буду на них играть, а вы догадайтесь, на чем я играю. (Играю на инструменте так, чтобы дети его не видели. Напевает плясовую, играя на   бубне. Напевает другую плясовую, играя на погремушке. Дети узнают инструменты. Исполняет  на металлофоне песню «Дождик».  Дети отгадывают.

М.р. Что за умники! Какую песенку я сыграла? Правильно, это «Дождик» Споем ее весело, шутливо. (Учит передавать характер песни, петь слаженно, естественно, в умеренном темпе.)  Скажите, какой сейчас пойдет дождь – большой или маленький? (Играет в 1 и 2 октавах.) У большого дождика низкое звучание, а у маленького – высокое, тоненькое. Давайте еще раз споем песню про дождик.

М.р.  Очень хорошо пели, весело, даже глаза ваши улыбались! Посмотрите, какой Петушок довольный. Вы такие молодцы – все музыкальные инструменты узнали по звучанию, порадовали нас с Петушком. Теперь давайте поиграем: пойдем гулять, а если пойдет дождик, убежим к себе в домики.

             Проводится игра «Солнышко и дождик». Педагог наблюдает, как дети самостоятельно меняют движения при смене музыкального произведения.

М.р. Погулял с нами Петушок, наклонил гребешок и ушел в домик спать. Пусть отдыхает. Не будем его будить. Давайте ласково споем ему «До свидания, Петушок». И вам пора домой, в группу. До свидания, приходите еще, я вас буду ждать.

                            Занятие №3

Программное содержание. Учить находить похожие и различные по настроению образы в разных видах искусства; определять тембры  музыкальных инструментов, передающие характер пьесы. Развивать воображение (в движении).

  Музыкальный руководитель приходит за детьми в группу. Они уже ждут его.

М.р. Доброе утро, дети! Я пришла за вами. В музыкальном зале нас ждет Петрушка. (Дети подходят к залу, где на стене слайд с изображением Петрушки, а  на полу разбросаны осенние листья) Здравствуй, Петрушка! (Очень весело.)  Как у тебя красиво! Мы сейчас гулять пойдем, тебе букетик соберем!

   Выйдем, выйдем погулять, погулять в лесочке.

  Будем листья собирать, собирать листочки.

  Много листьев соберем, желтеньких и красных,

 Мы букетик наберем из листочков разных.

                                                    Т.Мираджи.

    Дети под «Осеннюю песенку» Ан. Александрова собирают листочки (по одному), составляют с воспитателем букет и дарят его Петрушке.

М.р. (после проигрывания пьесы «Дождик»). Смотрите, сколько луж оставил дождик! Как же гулять? (Побуждать детей к ответам на вопрос). Ничего, мы лужи обойдем!

     Воспитатель и музыкальный руководитель проговаривают стихи ритмическим говорком. Задача – развивать  воображение детей, тренировать в ритмичном шаге.

 Зашагали ножки по сырой дорожке.               Дети идут за воспитателем

  Если лужа велика, она видна издалека.        Дети обходят воображаемую

  Обойдем мы лужу, выберем, где суше.          лужу

  Маленькую лужу обходить не нужно.          Дети перепрыгивают на «сухое»

 Становитесь, детки в ряд, перепрыгнем все подряд!          место

М.р. Петрушка, видишь, какие дети молодцы: никто ножки не замочил. Дети, а что это за ящичек у Петрушки?

Дети.  Металлофон.

М.р. Молодцы, этот инструмент вы уже знаете. Мы на нем играли песню о дождике. Петрушка, послушай,  как стучат дождевые капли. (Играет.) Это капельки маленькие. А сейчас (играет) большие капли. Все быстрее и быстрее капают. Сильный большой дождик! Ой, сколько воды! Ручейки побежали. Послушайте!  (Играет несколько раз гамму до мажор в нисходящем движении глиссандо.) И опять дождь. Скажите, это какой дождик?  (Проигрывает  мелодию  маленьких  капель.  Повторяет вопрос, помогая детям уточнением: большой дождик или маленький? Автор композиции – В.Петрова.)

А еще «сыграть дождик»  можно  на треугольнике. Сейчас воспитатель поможет мне сыграть вступление к песенке «Дождик», а вы споете. (Дети поют, музыкальный руководитель следит за тем, чтобы они передавали веселый характер песенки, пели слаженно, естественным голосом, в умеренном темпе, правильно брали дыхание между музыкальными фразами)  Сегодня мы будем петь стоя. А все ли умеют правильно стоять?

   Если хочешь стоя петь, головою не вертеть.

   Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

   Раз! Вздох! И запел, птицей звук полетел,

   Руки, плечи – все свободно, петь приятно и удобно!

                                                  В.Степанов.

Вот как хорошо вы выпрямились, встали ровно. А как улыбаетесь приветливо. Какую же песню мы еще споем? Про собачку? Хорошо.

   Дети хором исполняют уже знакомую песню «Жучка», а музыкальный руководитель обращает внимание детей на звукоподражательный  характер вступления, ласковые интонации.

М.р. Очень дружно пели. Музыку слушали. Теперь пришло время поплясать.

           Воспитатель и дети исполняют танец «Пальчики и ручки»; музыкальный руководитель учит их реагировать на динамические изменения в музыке, на смену ее частей, переходить от движения с малым напряжением к движению с большим напряжением и наоборот, закрепляет понятия «слабо-сильно», «тихо-громко», упражняет в несложных плясовых движениях.

М.р. Ой, какие молодцы! Встали свободно, никто никому не мешал, все улыбались и голову держали ровно, чувствовали свое тело.  Давайте хорошенько почувствуем свое тело! Покажите ножки-сапожки (топают ногами), спинка-тростинка (вытягивают спинку), плечики-кузнечики (поднимают плечи вверх-вниз), коленки-поленки (сгибают ноги в коленях по очереди),  пузик-арбузик  ( выставляют животик вперед), ручки-крылышки (машут), головушки-соловушки (гладят головки).

  Вот и молодцы!  Погладили себя, погладьте и дружка. Берите его за руку и идите гулять. Но смотрите, не намочите ножки в луже. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель занятия познавательного цикла (младшая группа) "Мы познаем мир"

Закрепление основных цветов спектра, геометрических форм, понятий много-один, большой-маленький, зазвивать слуховю память, умение дифференцировать шумовое и температурное различие. Дать детям сознател...

Модель занятия познавательного цикла (младшая группа) "Мы познаем мир"

Закрепление основных цветов спектра, геометрических форм, понятий много-один, большой-маленький, зазвивать слуховю память, умение дифференцировать шумовое и температурное различие. Дать детям сознател...

Модель занятия познавательного цикла (младшая группа) "Чудесное путешествие"

Продолжать развивать знания детей о предметах домашнего обихода и их назначении. Учить группировать предметы по назначению, цвету, форме, материалу. Уточнить понятие обобщающие слова: посуда, мебель, ...

Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «В гости к бабушке на блины и оладушки» (I младшая группа)

Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

Цикл занятий "Безопасность на дороге". 2 - я младшая группа.

Перед Вами цикл  специально подобранных занятий по воспитанию культуры поведения на улице у детей младшего возраста.  Сюда вошли занятия и по окружающему миру, и по рисованию, аппликации, и ...

"Птичья ёлка" - НОД художественно – эстетического цикла с включением элементарных математических знаний для детей младшей группы

Интегрированное занятие "Птичья елка" для детей младшей группы. Интеграция областей: Познание, Музыка, Художественное творчество, Социлизация, Коммуникация. Дети отправляются в гости к Ёлке....

Презентация в младшей группе Загадки на стихи А.Барто из цикла "Игрушки"

Презентация в младшей группе.Загадки на стихи А.Барто из цикла "Игрушки". Образовательная область :"Коммуникация". Цели:-развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детско...