Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.
учебно-методическое пособие по музыке (старшая группа) по теме

Музыкально-дидактические игры в детском саду  являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позваляет приобщать к активному восприятию музыки.  Познакомившись с этим материалом, вы узнаете как необходимы музыкально-дидактические игры во всестороннем развитии ребёнка.

Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

        Основное значение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

        Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

        Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

        В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребёнок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьёзным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

        Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут  выбрать из трёх цветков один, которых подходит под настроение заданной музыке.

Или определить на каких инструментах исполняется музыка и вставить карточки этих инструментов в вагончики паровозика.

С этим вполне могут справится дети 5-6 лет. Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальных и других занятиях, в свободное время.

        Роль педагога в музыкально-дидактической игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Его роль велика особенно в младших группах, где воспитатель является не только организатором, но и сам становится активным участником.

        Музыкально-дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно все же играм младших дошкольников. Поэтому педагог или родитель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу взрослого или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

        Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры: «Паровозик», «Божьи коровки», , «Знакомые песни», с подгруппой – «Где мои детки», «Колобок», «Кто в домике живёт?». При объединении детей нужно учитывать особенности каждого. Например, если ребёнок малоактивный, застенчивый, отказывается включаться в игры, где участвует много детей, то ему можно предложить организовать игру только для двоих – «Кто первый?» или «Определи и повтори».

        Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются взаимоотношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему педагог или родитель должен пристально следить за игрой и в случае необходимости прийти детям на помощь. Это касается определения роли ведущего в игре, ведь им хочет быть, как правило, каждый  ребёнок, или один ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснять детям, что все в игре подчиняются общим правилам.

        Организуя музыкально-дидактические игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации. В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за ними, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком  инструменте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.

        Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, как принято называть, зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушать аудиозапись с любимым произведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon muzykalno-didakticheskie_igry.ppt2.65 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей. Автор: музыкальный руководитель детского сада «Золушка» Хатющенко Ольга Александровна

Слайд 2

Цель: Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий . Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства. Задачи: Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской). Значение музыкально-дидактических игр:

Слайд 3

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Слайд 4

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения .

Слайд 5

Классификация музыкально-дидактических пособий К первой относятся игры, которые дают детям представление о характере музыки ( веселая, грустная), музыкальных жанрах ( песня, танец, марш). Во вторую включены игры, цель которых - дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах. Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности.

Слайд 6

« СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» ЦЕЛЬ: Различать музыку разного характера выполняя действия в соответствии с текстом песенок. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов. ХОД ИГРЫ: 1 часть. Дети исполняют песенку и танцуют под музыку весёлого характера. Смотрит к нам в оконышко Ласковое солнышко, Вместе мы пойдём гулять И с ребятами плясать. 2 часть. Дети поют песенку и убегают от дождика, прячутся под зонтиком (в руках у педагога). Тучка, тучка набежала Всех ребяток распугала, Дождик, дождик побежал Всех ребяток распугал.

Слайд 7

« Музыкальная шкатулка» Цель: развитие детского творчества. Игровой материал. Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор). Ход игры: В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально. В дальнейшем игра проводится как концерт.

Слайд 8

«ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ» ЦЕЛЬ: Способствовать развитию речи, добиваясь правильного пропевания песен, прививать коммуникативные навыки, поощрять участие в игровой деятельности. ХОД ИГРЫ: Мальчики: Девочки-припевочки, Капризные распевочки. Веселушки, хохотушки Модницы подружки. Ну-ка, ну-ка не зевайте, А скорее нас поймайте. Девочки догоняют мальчиков, по сигналу педагога останавливаются. Девочки: Вы мальчишки-драчунишки, Забияки, шалунишки, Непоседы и кривляки, Любите все драки. Ну-ка, ну-ка не зевайте, А скорее нас поймайте. Мальчики догоняют девочек, по сигналу педагога игра останавливается.

Слайд 9

«Приглашение» Цель: Игра развивает креативные возможности ребенка и способствует формированию навыков совместной творческой деятельности. Основной музыкальный фон – р.н.п.« Калинка». Музыкальные инструменты: маракасы, треугольник, ложки, барабан, металлофон и др. Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте или же включает аудиозапись с этой мелодией. Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а в том ритме, который определит ведущий. Ход игры: Один или несколько детей ходят на мелодию куплета песни «Калинка», вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты. На припев берут понравившийся инструмент и играют на нём в том ритме, который определил ведущий.

Слайд 10

«Разноцветная гусеница» Игра на определение характера музыки. Цель. Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем определенному цвету. Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных «животиков» гусеницы. Ход игры: Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по содержанию музыкального произведения. После прослушивания музыкальное произведение, педагог предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру произведения. Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.

Слайд 11

«Определи инструмент» Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки… Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время.

Слайд 12

«Музыкальный паровоз» Игра на развитие тембрового слуха. Цель. Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов. Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов. Ход игры: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. Вот смотрите - паровоз Он вагончики повез. Путь у него дальний, Ведь поезд музыкальный. Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. Дети выбирают инструменты звучащие в пьесе и вставляют в окошечки.

Слайд 13

«жук» Цель: Развитие ритмических способностей у детей . Игровой материал: Карточки с картинками жуков : больших и маленьких Ход игры: Дети выкладывают картинки жуков, чтобы ритмический рисунок песенки совпадал с картинками: большие картинки – длинные звуки, маленькие картинки – короткие звуки. Жук, жук, пожужжи Где ты прячешься скажи?

Слайд 14

9 «Цветочки настроения» Игра на определение характера музыки Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная). Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки. Ход игры: Яркий красочный букет У меня - милее нет. Вы с цветочками играйте Настроенье выбирайте Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.

Слайд 15

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно , вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Вывод:

Слайд 19

Используемая литература: 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.,1968 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,1981 3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,АПС РСФСР 1960 4. Голщнова О. Игры в детском саду. – М.,1965 5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. – М.,2000 6. Игры с правилами в детском саду. – М., 1970 7. Книман А.Г., Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.,1983 8. Кононова И.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.,1982 9. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.,1986 10. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7- лет. – М.,1983 11. Новиков Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.,2000 12. Радынова О.П.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М,,1998 13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.,1997 14. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982 15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.,1961 16. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.,1985 17. Эльконин Д.Б.Психология игры – М.,1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"

Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.Музыкально-дидактические и...

Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.

Консультация для воспитателей, в которой раскрывается значение музыкально-дидактических игр, роль воспитателя в оформлении, организации и проведении их в самостоятельной музыкальной деятельности детей...

Методическая разработка на тему: "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"

Значение дидактических игр в жизни ребёнка, влияние на развитие....

2017-2018 Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка "

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике....

"Значение музыкально- дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности" Консультация для педагогов и родителей.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Конультация для педагогов и родителей....